Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКАЯ ОСНОВА САДОВОЙ ЭСТЕТИКИ
Древние верования и китайский пантеон По свидетельству археологов, в долинах реки Хуанхэ еще в XVII веке до н. э. обитала народность шан. Эта древняя эпоха вошла в историю Китая под названием Шан-Инь (Фицжеральд, 1998). У историков есть основания полагать, что шанцы не имели пантеона влиятельных богов. Роль божественных сил у них выполняли духи умерших предков, а также божества, олицетворяющие разные силы природы. Мифология в Древнем Китае не была столь значимой, как в других странах. В отличие от иных ранних обществ четкого разделения мифов и истории не было. Весьма популярны были историзованные легенды о мудрых и справедливых правителях (Васильев, 2002). С легендарными мудрецами, древними предками народа и первоправителями тесно связан культ этической нормы — справедливость, добродетель, стремление к гармонии, — поэтому религиозное восприятие мира никогда не было здесь главенствующим, а роль духовенства не являлась существенной. Конечно, древние китайцы верили в богов и потусторонний мир, но, по их представлениям, боги, духи, демоны и все другие представители загробного мира были когда-то людьми (да и сам «тот» мир — всего лишь продолжение «этого»). Поэтому боги, духи и демоны нуждаются не только в еде и питье, но и в одежде, деньгах и заботе (Малявин, 1995). Пантеон китайских божеств неуклонно рос на протяжении всей истории страны, и если в сочинениях эпохи династии Мин он составлял 129 персонажей, то современные исследователи насчитывают до 600 божеств. По мнению историка и исследователя Китая В. В. Малявина, китайских богов можно подразделить на три большие группы: божества, осуществляющие надзор за моральным порядком, божества природы и самые многочисленные — божества-покровители. К первым относится и популярный в древности высший правитель Темного неба — Сюаньтянь Шан-ди, бог войны Гуань-ди — особенно чтимый военными, три Властителя стихий — неба, земли и воды, и основатели трех религий — Конфуций, Лао-цзы и Будда, а также Юйхуан («Яшмовый император»). К божествам природы относятся боги небесных светил под началом великого императора Пурпурного Таинства (Цзывэй дади), божества Северного и Южного полюсов, мать созвездий Доуму, боги атмосферных явлений — ветра, облаков, дождя, а также целое семейство драконов, покровителей вод (Лун-ванов), духи гор, рек и пр. Боги-покровители составляют самую многочисленную группу в китайском пантеоне. Это божественные покровители государственности, цари и герои древности, божественные двойники правителей административных территорий, местные божества-администраторы (то есть мелкие чиновники загробного мира), истинные божества добра и счастья, духи огня, мостов, дорог и др. В эту группу входят божественные покровители дома и семьи, среди которых выделяются, например, боги шести сторон дома, колодца, уборной, семейного ложа, богини чадоподательницы и отдельно — защитник мужского потомства, божества счастья, чинов, долголетия. Сферы деятельности и интересы китайских богов необычайно широки, и перечислить их невозможно. Но необходимо отметить, что все слои китайского общества и представители всех возможных профессий средневекового Китая имели своих божественных покровителей, хотя китайцев и не принято считать религиозной нацией. Отношение людей к своим богам нельзя было назвать безоговорочной преданностью: если божество не удовлетворяло просьбу молящегося, он с чистой совестью искал покровительства другого и в другом храме. Не делая большого различия между ныне живущими людьми и божествами (как людьми, жившими когда-то), императорские чиновники могли сослать статую нерадивого бога на окраину империи или даже подвергнуть публичной порке.
Дата добавления: 2014-11-01; просмотров: 351; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |