Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Пик княжеских усобиц. Ужесточение половецких набегов. 1096 – 1099 гг
Изгнание Олега из Чернигова. Все противоречия между князьями вылились в 1096 г., когда Владимир и Святополк предложили Олегу совместный поход на половцев, а до этого устроить съезд в Киеве, дабы разобрать противоречия в присутствие бояр, старцев градских, священников. Олег ответил решительным отказом, заявив: «Несть мене лепо судити епископу, ли игуменом, ли смердом». Этот отказ был последней каплей. Святополк и Владимир послали к Олегу, говоря: «Да се ты ни на поганыя идеши, ни на совет к нама, то ты мыслиши на наю и поганым помагати хочеши, а Бог промежи нами будет» и пошли походом на Чернигов. 2 мая Олег убежал из Чернигова в Стародуб, где в течении 33 дней выдерживал осаду, после чего вынужден был идти на мир. Владимир и Святополк сказали ему: «Иди к брату своему Давыдови, и придета Киеву на стол отец наших и дед наших, яко то есть стареишеи град в земли во всеи, Кыев; ту достоино снятися и поряд положити». Олег же обещася се створити, и на сем целоваша крест». Таким образом, Олега удалось силой заставить согласиться на съезд, и Олег лишился Чернигова. Набег Тугоркана и Боняка. В это же самое время на Русь напали половецкие ханы Боняк, Куря и Тугоркан, тесть Святополка. Их нападение практически одновременное. Приде Боняк с половци к Кыеву и повоева около Кыева, и пожже на Берестовем двор княж. В се же время воева Куря с половци у Переяславля, и Устье, пожже, месяца мая 24 день. Битва на Трубеже. 30 мая приде Тугоркан, тесть Святополч, к Переяславлю и ста около града, а переяславьци затворишася в граде. Святополк же и Володимер поидоста на нь по сеи стороне Днепра, и придоста к Зарубу, и тут перешли реку, и русскому войску повезло – не очютиша их половци. Переяславцы узревше, рады быша, и поидоша к нима, а половци стояху на онои стороне Трубежа, исполчившеся. Русское войско перешло через Трубеж навстречу половцам, которые уже подготовились к битве. 19 июля состоялось сражение, в котором половцы были разгромлены и обращены в бегство. Во время бегства было иссечено множество половцев, был убит Тугоркан, его сын и другие ханы половецкие. Святополк затем отыскал тело Тугоркана и похоронил его в Берестове. Второй набег Боняка на Киев. 20 июля приде второе Боняк к Кыеву внезапу, причем настолько внезапно, что едва не взял город. Затем Боняк сжег предместья, сжег Стефанов монастырь, также пострадал и Киево-Печерский и Выдубицкий монастыри. Нападение Олега на Муромо-Рязанскую землю. В это время Олег Святославич вместо того, чтобы исполнять обязательства и прийти на съезд в Киев, из Стародуба пошел в Смоленск к Давыду, но не для съезда, а для набора воев. Из Смоленска Олег двинулся на Муромо-Рязанскую землю, захватил Рязань и двинулся на Муром, где правил Изяслав, сын Мономаха. Изяслав, узнав о приближении Олега, послал по вое Суздалю, и Ростову, и по белоозерци, и собра вои многы. Олег же отправил к Изяславу послов, глаголя: «Иди в волость отца своего Ростову, а то есть волость отца моего. Да хочю, ту седя, порядъ створити со отцемь твоим. Се бо мя выгнал из города отца моего». Причем летописец признает правоту Олега – Муром был захвачен у него Изяславом в 1095 г. действительно не по праву. Изяслав, однако, не послуша словес сих, надеяся на множство вои. Гибель Изяслава Муромского. Олег подошел к городу и здесь его встретил Изяслав. 6 сентября произошло ожесточенное сражение, в результате которого Изяслав был разгромлен и погиб в сражении, а вои его разбежались. Олег вернул себе Муром и вместе с ним Муромо-Рязанскую землю, после чего устремися на Суждаль. Подчинение Ростово-Суздальской земли. И пришед Суждалю, и суждалци дашася ему. Вслед за Суздалем также был подчинен и Ростов. И перея всю землю Муромску и Ростовьску, и посажа посадникы по городом, и дани поча брати. Как видно, несмотря на предыдущее поражение, Олег смог перехватить инициативу и закрепиться на севере. Попытка Олега подчинить Новгород. Теперь Олег посчитал недостаточным владение Муромо-Рязанской и Владимиро-Суздальской землями и решил окончательно подорвать власть Мономашичей на севере, задумав завоевать еще и Новгород. Попытки Мстислава Новгороского примириться. Новгородский князь Мстислав Владимирович отправил к Мстиславу послов: «Иди ис Суждаля Мурому, а в чюжеи волости не седи. И аз пошлю молится з дружиною своею к отцю своему, и смирю тя со отцем моим. Аще и брата моего убил еси, то есть недивьно, в ратех бо и цари и мужи погыбают». На сей раз правда уже была на стороне Мстислава. Олег по праву вернул себе Муром и Рязань, в то время как его вторжение в Ростово-Суздальскую землю было уже нарушением. Начало войны. Олег уже твердо решил воевать, и мирное посольство Мстислава завершилось неудачей. Впереди себя Олег послал своего брата Ярослава. Мстислав отправил боярина Добрыню Рагуиловича, который пленил Олеговых сборщиков дани. Ярослав, узнав об этом на Медведице, бежал к брату и сообщил ему обо всем. Олег отступил к Ростову, оттуда в Суздаль. Уходя из Суздаля, он его сжег и удалился в Муром. Мстиславу, таким образом, удалось вытеснить Олега из вотчины Мономаха, после чего Мстислав снова предложил мир: «Азъ есмъ мнии (младше) тебе, слися к отцю моему, а дружину, юже еси заял, вороти; а яз тебе во всем послушаю». Олег притворно согласился и Мстислав распустил свою дружину, чего Олег и дожидался. Мстислав в это время находился в Суздале, и ему пришла весть о приходе войска Олега на Клязьму. Битва на Колокше. Мстислав срочно стал собирать войска. К нему подошли новгородци, и ростовци, и белозерци. С этой дружиной Мстислав вышел против Олега, но ни один, ни другой в бой не вступали, и стояли противу собе 4 дни. В это время Мстиславу пришла весть о том, что ему на помощь послан брат Вячеслав с половцами, который вскоре пришел и вскоре на Колокше начался бой, в котором Олег потерпел поражение и обратился в бегство. Окончательное поражение Олега Святославича. Олег ушел в Муром, где оставил брата Ярослава, а сам направился в Рязань. Следом за ним шел Мстислав, ему удалось мирно взять Муром, и далее он проследовал до Рязани, из которой Олег убежал, узнав о его продвижении. Мстислав здесь проявил благородство, призвав Олега не скитаться по чужбине, а помириться с Святополком и Владимиром, говоря ему: «Не бегаи никаможе, но пошлися к братьи своеи с молбою не лишать тя Русьскые земли. И аз пошлю к отцю молится о тобе». Таким образом, Мстислав озвучил позицию Мономаха – проведение княжеского съезда для урегулирования спорных вопросов с вотчинами и объединения сил для борьбы с кочевниками. Княжеский съезд в Любече. В 1097 г. силами Мономаха состоялся первый княжеский съезда. Придоша Святополк, и Володимер, и Давыд Игоревич и Василко Ростиславич, и Давыд Святославичь, и брат его Олег, и сняшася Любячи на устроенье мира, и глаголаша к собе, рекуще: «Почто губим Русьскую землю, сами на ся котору деюще? А половци землю нашю несуть розно, и ради суть, оже межю нами рати. Да ноне отселе имемся в едино сердце, и блюдем Рускые земли; кождо да держить отчину свою: Святополк – вотчину своего отца Киев, Владимир вотчину Всеволода – Переславль, а сыновья Святослава – его вотчину. Чернигов получил Давыд, Олег – Новгород-Северский. За Давыдом Игоревичем был закреплен Владимир-Волынский, а за Ростиславичами – Червенские города: Ростислав Перемышль и Васильку Теребовль. Изяславлю, Володимерь Всеволожю, Давыдъ и Олегь и Ярославъ Святославлю, а им же роздаял Всеволод городы: Давыду Володимер, Ростиславичема Перемышьль Володареви, Теребовль Василкови. Все эти договоренности были подтверждены целованием креста. Важнейшим принципом Любечского съезда – первого княжеского съезда был: «кождо да держить отчину свою». Целью съезда было единение русских князей в борьбе с половецкой опасностью. Новая усобица по инициативе Давыда Игоревича. Только князья разъехались, как дали о себе знать противоречия между южными князьями. Виновником новой усобицы стал князь Владимира-Волынского Давид Игоревич. А жертвой стал Василько Теребовльский. Скорее всего, соседство с сильным князем Васильком, который успешно воевал с Польшей, тяготило Давыда, и он решил его устранить. Кроме того, как пишет летописец, некоторые мужи стали наговаривать на Василька: «Володимер сложился есть с Василком на Святополка и на тя». Давыд поверил этим наветам и начал молвити Святополку на Василка, глаголя: «Кто есть убилъ брата твоего Ярополка, а ныне мыслить на мя и на тя, и сложился есть с Володимером? Да промышляи о своеи голове». Святополк поверил навету, к тому же Давид добавил: «Аще не имеве Василка, то ни тобе княженья Кыеве, ни мне в Володимери». После этого Святополк уже окончательно решил расправиться с Васильком. Захват Василька Теребовльского. Как раз в это время 4 ноября 1097 г. Василько прибыл в Киев, поклониться в монастырь Св. Михаила. Святополк и Давыд решили проверить Василька на и Святополк послал по Василька: «Не ходи от именин моих». Василко же отпреся, река: «Не могу ждати; еда будеть рать дома». И присла к нему Давыдъ: «Не ходи, брате, не ослушаися брата стареишаго». И не всхоте Василко послушати. Это было воспринято как явное свидетельство того, что Василько готовит козни. И рече Давыд Святополку: «Видиши ли, не помнит тебе, ходя в твоею руку. Аще ти отъидет в свою волость, сам узриши, аще ти не заимет град твоих Турова, и Пиньска, и прочих град твоих. Да помянешь мене. Но призвав ныне и, емь и дажь мне». Святополк послушался этого и посла по Василка, глаголя: «Да аще не хощешь остати до именин моих, да приди ныне, целуеши мя, и поседим вси с Давыдомъ». Василько, не ожидая никаких неприятностей, согласился, хотя некоторые его дружинники предупредили князя: «Не ходи, княже, хотять тя яти». Василько этому неповерил, так как не видел за собой никакой вины. 5 ноября Василько с малой дружиной приехал в терем Святополка, где был схвачен и оковаша и в двои оковы, и приставиша к нему стороже на ночь. Утром Святополк созвал бояр и киевлян и поведал все, что на Василька наговорил Давыд. Киевляне ему ответили: «Тобе, княже, достоит блюсти головы своее. Да аще есть право молвил Давыд, да приимет Василко казнь; аще ли неправо глагола Давыд, да приимет месть от Бога и отвечает пред Богом». Кроме того, за Василька стали заступаться игумены, однако, Давыд настаивал на ослеплении, говоря Святополку: «Аще ли сего не створишь, а пустишь и, то ни тобе княжити, ни мне». И хотя Святополк и склонялся к тому, чтобы Василька отпустить, у Давыда, как видно, обратного пути не было – мести со стороны Василька Давыду уже было не миновать. Ослепление Василька. Василька повезли в Белгород, небольшой город около Киева и по пути посадили Василька в небольшой избе, где князь и был ослеплен. На Василька набросились несколько человек: Сновид Изечевич, конюх Святополч, и Дьмитр, конюх Давыдов, однако, Василька боряшется с нима крепко, и не можаста его поврещи. Тогда подоспели другие и на грудь Васильку положили доску, и седоста обаполы Сновид Изечевич и Дмитр, и не можаста удержати. Тогда была снята другая доска с печи и князя сдавили настолько, что у него затрещали кости, после чего торчин именем Берендей, овчух Святополка несколько раз ударил ножом по глазам князя, причем один раз промазал и порезал лицо. Василько потерял сознание. И 6 ноября ослепленный Василько был приведен во Владимир-Волынский к Давыду, где Василько был оставлен под стражей и сторожили его 30 мужей и 2 отрока. Реакция князей на ослепление Василька. Все это вызвало взрыв недовольства. Договоренности на Любечском съезде были нарушены старшим князем – князем Киева. Владимир, узнав об ослеплении Василька, ужасеся, и рече: «Сего не бывало есть в Русьскеи земьли ни при дедех наших, ни при отцих наших, сякого зла». И послал к Давыду и Олегу Святославичам, глаголя: «Поидета к Городцю, да поправим сего зла, еже ся створи се в Русьскеи земьли и в нас, в братьи, оже ввержен в ны нож. Да аще сего не правим, то болшее зло встанет в нас, и начнеть брат брата закалати, и погыбнеть земля Руская, и врази наши, половци, пришедше возмут земьлю Русьскую». Владимир правильно заметил, что если это зло останется безнаказанным, все достижения Любечского съезда сойдут на нет. Переговоры князей со Святополком. Олег и Давыд откликнулись на призыв Владимира, и пришли к нему. Отсюда к Святополку было послано посольство: «Что се зло створил еси в Русьстеи земли, и ввергл еси нож в ны? Чему еси слепил брат свои? Аще ти бы вина кая была на нь, обличил бы и пред нами, и упрев бы и, створил ему. А ноне яви вину его, оже ему се створилъ еси». Святополк попытался всю вину свалить на Давыда, яко «Поведа ми Давыд Игоревич яко „Василко брата ти убилъ, Ярополка, и тебе хочет убити и заяти волость твою, Туров, и Пинеск, и Берестие и Погорину, а заходил роте с Володимером, яко сести Володимеру Кыеве, а Василкови Володимери". А неволя ми своее головы блюсти. И не яз его слепил, но Давыдъ, и велъ и к собе». Здесь Святополк слукавил – в ослеплении Василька принимали участие главным образом именно его люди. Мужи Владимира, Давыда и Олега на это резонно заметили: «Извета о семь не имеи (не отговаривайся), яко Давыд есть слепил и. Не в Давыдове городе ят, ни слеплен, но в твоем граде ят и слеплен». Поход князей на Святополка. Примирение.. Как видно, князьям не удалось договориться. Святополк так и не смог объяснить, почему он ослепил Василька. Утром следующего дня Владимир, Давыд и Олег двинулись на Святополка. Киевский князь решил убежать из Киева, но этого ему не дали сделать киевляне, а митрополит Николай послал к Владимиру, глаголюще: «Молимся, княже, тобе и братома твоима, не мозете погубити Русьскые земли. Аще бо възмете рать межю собою, погании имут радоватися, и возмут землю нашю, иже беша стяжали отци ваши и деди ваши трудом великим и храбрьством, побарающе по Русьскеи земли, ины земли приискываху, а вы хочете погубити землю Русьскую». Также к князю кроме киевского митрополита пришла мачеха Владимира, последняя жена Всеволода – половчанка. Владимир согласился на мир, но только на том условии, что Святополк также пойдет и покарает Давыда за нарушение договоренностей Любечского съезда. Все это произошло в конце 1097 – начале 1098 гг. Поход Давыда на волость Ростиславичей. Давыд Игоревич в это время задумал захватить волость Василька. В начале 1098 г. он начал поход, но был встречен у Бужска Володарем. Давыд не посмел вступать в бой, но затворился в городе, Володарь начал осаду, а заодно спросил у Давыда: «Почто зло створив и не каешися его? Да уже помянися, колико еси зла створил». Давыд свалил всю вину на Святополка и был заключен мир на условии освобождения Василька. И седе Василко Теребовли, а Давыдъ приде Володимерю. Ответный поход Ростиславичей. Весной 1098 г. на Давыда пошли войной братья Ростиславичи, желая покарать Давыда за ослепление Василька, а также чтобы убить тех, кто наговорил Давыду на Василька. Войско Ростиславичей подошло к Всеволожу, Давыд в это время затворился во Владимире. Всеволож был сожжен, и когда люди бежали от огня, повеле Василко исечи вся, и створи мщенье на людех неповинных, и пролья кровь неповинну. Осада Владимира-Волынского. После взятия Всеволожа, который был сожжен для устрашения Давыда, Ростиславичи подошли к Владимиру и начали его осаду, и отправили к владимирцам, глаголюще: «Ве не приидохове на град вашь, ни на вас, но на врагы своя, на Туряка, и на Лазаря, и на Василя, ти бо суть намолвили Давыда, и тех есть послушалъ Давыдъ и створилъ се зло. Да аще хощете за сих битися, да се мы готови, а любо выдаите врагы наша». Горожане, услышав требования, созвали вече и стали требовать у Давыда: «Выдаи мужи сия, не бьемъся за сих, а за тя битися можем. Аще ли, – то отворим врата граду, а сам промышляи о собе». Давыду ничего не оставалось делать, как смириться и выдать Лазаря и Василя, в то время как Туряк бежал в Киев. Был заключен мир, а на следующий день, по зори, повесиша Василя и Лазаря и растреляша стрелами Василковичи, и идоша от града. Заключение мира. Таким образом, в ходе войны 1098 г. Ростиславичам удалось отвоевать захваченные Давыдом Игоревичем волости и усмирить его. Однако основные столкновения были еще впереди – Святополк обещал кару Давыду. Поход Святополка на Давыда Игоревича. В 1099 г. военная кампания началась. Святополку же обещавшюся прогнати Давыда, поиде к Берестью к Ляхом. Давыд Игоревич попытался опередить Святополка и тоже отправился непосредственно к князю Владиславу, который взял у него злата 50 гривен, и отправил к Берестью: «Поиди с нами Берестью, яко се вабит ны Святополкъ на снем, и ту умирим тя с Святополком». Давыд послушался и с поляками подошел к Берестью. Осада Святополком Владимира-Волынского. Однако здесь Святополк послал полякам еще большие дары за Давыда и они отправили его во Владимир дожидаться подмоги. Святополк тем временем подступил к Владимиру и Давыд затворися в граде, чая помощи в лясех, беша бо ему рекли, яко «Аще придутъ на тя русскые князи, то мы ти будем помощници»; и солгаша ему, емлюще злато у Давыда и у Святополка. Подчинение Святополком Волыни. После семинедельной осады Давыд вынужден был сдать город и уйти в Польшу. Таким образом, Волынь была подчинена Святополком. Это была вотчина его отца Изяслава и теперь Святополк, очевидно, вспомнил о Червенских городах, которые находились в руках Ростиславичей и задумал их оттуда выгнать: нача думати на Володаря и на Василка, глаголя, яко «Се есть волость отца моего и брата»; и поиде на ня. Этот поход был уже нарушением Любечского съезда, и преступи Святополк крест, надеяся на множество вои. Поход на Ростиславичей. Битва на Рожни поле. Василько и Ростислав встретили его на поле на Рожни. Здесь произошла ожесточенная битва: брани же велице бывши и мнозем падающим от обою полку. Святополк, видя гибель своих войск, бежал во Владимир. Несмотря на то, что Ростиславичи почему-то не стали его преследовать, он решил дальше продолжать войну уже с помощью иностранных войск. Получение Святополком венгерской помощи. Со Святополком во Владимире находились два его сына: Мстислав и Ярослав, а также племянники – сыновья убитого в 1086 г. Ярополка и сын Давыда Святославича Святоша. Во Владимире Святополк оставил сына Мстислава, сам отправился в Киев, а Ярослава отправил в Венгрию за помощью. Из Венгрии Ярослав привел войско во главе с королем Коломаном – Кальманом. Венгерское войско подошло к Перемышлю и встало на реке Вягр. В Перемышле затворился Володарь. Началась осада города. Возвращение Давыда Игоревича с половцами. В это время из Польши вернулся Давыд Игоревич, превратившийся в союзника Ростиславичей, он оставил в Перемышле свою жену и отправился в Половецкую степь. Из Степи он привел половцев Боняка. Ночью перед боем, как сообщает летописец Боняк прибег к ворожбе: яко бысть полунощи, и встав Боняк отъеха от вои, и поча выти волчьскы, и волк отвыся ему, и начаша волци выти мнози. Бонякъ же приехав поведа Давыдови, яко «Победа ны есть на угры заутра». Битва под Перемышлем. На следующий день произошло сражение. Летописец сообщает нереальную численность сражающихся: на стороне Давыда и половцев 400 воинов, а у венгров 100 тысяч. Численность войск Давыда и Боняка более реальна. Примерно столько же было и у венгров, хотя, очевидно, численность одних уменьшена, других увеличена. Войско Боняк разделил на 3 части: Давыд остался под стягом, второй частью командовал Алтунопа, третьей – сам Боняк. Когда начался бой, Алтунопа напал на венгров и начал отступать, венгры в пылу преследования не заметили, как прошли мимо Боняка, который пошел вслед за ними, Алтунопа остановил бегство и ударил по венграм, которые таким образом, оказались в окружении. И сбиша угры, акы в мячь, яко се соколъ сбиваеть галице. И побегоша угри, и мнози истопоша в Вягру, а друзии в Сану, И бежаще возле Санъ у гору, и спихаху другъ друга, и гнаша по них 2 дни, секуще. Были убиты несколько епископов, Коломан едва убежал. Осада Давыдом Владимира-Волынского. Ярослав убежал в Польшу, а Давыд занял Сутейск и Червен. Половцы удалились. Давыд же внезапно появился под стенами Владимира-Волынского, где находился Мстислав Святополчич. Во время одного из штурмов 12 июня Мстислав погиб – в него попала стрела. Гибель князя скрывали 3 дня, а на 4-ый сообщили на вече. Горожане же решили: «Се князь убьен; да аще ся вдамы, Святополк погубит ны вся». И послали к Святополку, говоря: «Се сын твои убьен, а мы изнемогаем гладом. Да аще не придеши, хотят ся людье предати, не могуще глада терпети». Святополк послал на помощь владимирцам воеводу Путяту, который сперва отправился в Луцк, где находился Святоша сын Давыда Святославича, у которого находились мужи Давыда Игоревича – заходил бо бе роте Святоша к Давыдови: «Аще поидет на тя Святополк, то повем ти». Когда появился Путята, Святоша изгнал мужей Давыда и присоединился к киевскому войску. Разгром Давыда Игоревича под Владимиром. 5 августа 1099 г. Святоша и Путята напали на Давыда, занятого осадой город и почаша сечи. Из города тут же выскочили горожане, и Давыд был разгромлен и бежал к половцам собирать новое войско. Святоша и Путята вошли в город, и здесь был посажен Василь, посадник Святополка. Святоша же вернулся в Луцк. Давыд возвращает Владимир-Волынский. Давыд в Степи вновь воспользовался помощью Боняка. С половцами Давыд Игоревич подступил под Луцк и после осады взял город. Святоша ушел в Чернигов к отцу. А Давыд двинулся на Владимир, откуда изгнал святополкова посадника Василя и захватил город. Завершилась эта серия усобиц Витичевским съездом 1100 г, когда Давыд лишился Владимира-Волынского. Итоги усобицы 1096 – 1099 гг. Таким образом, в конце XI в. на Руси произошла серия масштабных усобиц, в которые были вовлечены все земли – от Новгорода до Волыни. Также в них успели принять участие соседи – половцы, поляки, венгры. Сначала Олег Святославич, возвращая вотчины своего отца – Черниговскую землю – Муромо-Рязанская тогда входила в ее состав – попытался подчинить также и владения Мономаха – Ростово-Суздальскую землю, а также подконтрольный ему Новгород. После Любечского съезда 1097 г. усобицы разгорелись на юге – здесь скрестились интересы Давыда Игоревича на Волыни и Ростиславичей в Галицкой земле. Здесь Святополку удалось возвратить Волынь, попытка изгнать Ростиславичей потерпела неудачу. Таким образом, все усобицы шли вокруг интересов двух могущественнейших кланов – Мономаха и Святополка Киевского, на вотчины Мономашичей претендовал Олег – основатель династии Ольговичей, которые будут соперниками Мономашичей в течение всего XII в., здесь Олег потерпел поражение. На юге Святополк стремился расширить свое влияние, но его претензии на власть не увенчались успехом. Это предопределило угасание его династии. А Мономаху, в конечном счете, несмотря ни на что удалось сплотить князей.
Объединенные походы князей на половцев. Последние годы правления Святополка Изяславича в Киеве. 1100 – 1113 гг.
Витичевский съезд и его последствия. 10 августа 1100 г. в Витичеве Святополк Изяславич, Владимир Мономах, Олег и Давыд Святославичи створиша мир межи собою. 30 августа на этот же съезд был приглашен Давыд Игоревич, которого старшие князья лишили Владимира-Волынского, его обвинили в привлечении на русскую землю половцев. Вместо Владимира Давыд получил Бужск, также еще несколько городов Дубен и Чарторыйск, к тому же от Мономаха Давыду были даны 200 гривен, от Давыда и Олега 200 гривен. В Бужске Давыд и остался до своей смерти в 1112 г. Владимир-Волынский получил сын Святополка Ярослав. Также князья решили ограничить власть Ростиславичей Перемышлем, потребовав от Володаря: «Поими брата своего Василка к собе, и буди вама едина власть, Перемышль. Да аще если любо, да седита, аще ли ни, – да пусти Василка семо, да его кормим сде. А холопы наша выдаита и смерды». Однако Володарь и Василько их не послушали. Однако, это не привело к каким-либо негативным для них последствиям. К началу XII в. из потомков Владимира Святого в живых остались сыновья Всеволода, главным образом Владимир Мономах и его сыновья, сын Изяслава Святополк и его сын Ярослав, Святославичи, вотчиной которых стал Чернигов, также Ростиславичи, укрепившиеся в Червенских городах и Полоцкие князья. Мятеж Ярослава Ярополчича. После Витичевского съезда усобицы на время утихли. Последней усобицей в правление Святополка в Киеве был мятеж его племянника Ярослава Ярополчича в 1101 г. ПВЛ сообщает кратко, не говоря о причинах: заратися Ярослав Ярополчич Берестъи и иде на нь Святополк, и заста и в граде, и ем и, и окова, и приведе и Кыеву. И молися о нем митрополит и игумени, и умолиша Святополка, и заводиша и у раку святою Бориса и Глеба, и сняша с него оковы, и пустиша и. Святополк, скорее всего, не хотел давать удел племяннику, претендовавшему на Владимир-Волынский, в котором правил его отец. Ярослав Ярополчич был пленен, но оставлен жить в Киеве, откуда он бежал в 1102 г., но был хитростью схвачен двоюродным братом Ярославом Святополчичем и отправлен в Киев в оковах, где и умер 11 августа 1103 г. После этого русские князья окончательно переключились на отражение половецкой опасности. Съезд на Долобском. В 1103 г. состоялся княжеский съезд на Долобском озере: бог вложи в сердце княземъ рускым Святополку и Володимиру, и снястася думати на Долобьске. И седе Святополкъ с своею дружиною, а Володимер с своею в едином шатре. Святополк и его дружина были против весеннего похода, говоря: «Негодно ныне весне ити, хочем погубити смерды и ролью их». Владимир на это ответил: «Дивно ми, дружино, оже лошадии жалуете, ею же кто орет; а сего чему не промыслите, оже то начнет орати смерд, и приехав половчин ударит и стрелою, а лошадь его поимет, а в село его ехав имет жену его и дети его, и все его именье? То лошади жаль, а самого не жаль ли?». Дружина Святополка ничего не могла на это ответить и рече Святополкъ: «Се язъ готовъ уже». Владимир на это ответил: «То ти, брате, велико добро створиши земле Русскеи». Поход на половцев. После этого Владимир и Святополк послали к Олегу и Давыду Святославичам, глаголюща: «Поидита на половци, да любо будем живи, любо мертви». Давыд откликнулся на этот призыв, а Олег не пришел, сославшись на нездоровье. В поход отправились Владимир Мономах, за ним Святополк, также Давыд Святославич князь Чернигова, Давыд Всеславич из полоцких князей, Мстислав, племянник Давыда Игоревича – князь-изгой (его отец предположительно Всеволод), Вячеслав Ярополчич, племянник Святополка и Ярополк, сын Мономаха, будущий князь Киева. Русские двигались на конях и лодиях, и у острова Хортица войско соединилось, пешцы вышли из лодий, и рать двинулась в поход и подошла к Сутеню. Половцы, узнав о продвижении русского войска, начали думать, как им поступать. Некоторые, как хан Урусоба, предлагали: «Просим мира у Руси, яко крепко имут битися с нами, мы бо много зла створихом Русскеи земли». Однако, это мнение было отвергнуто, а Урусоба был обвинен в трусости: «Аще ты боишися Руси, но мы ся не боим. Сия бо избивше, поидем в землю их, и приимем грады их, и кто избавить и от насъ?». Таким образом, половцы решили начать бой. Битва у Сутеня. 4 апреля 1103 г. у Сутеня произошло ожесточенное сражение. Сначала произошел бой между сторожевыми отрядами – половецким отрядом командовал Алтунопа, отличившийся в битве под Перемышлем в 1099 г. Половецкий сторожевой отряд был наголову разгромлен, а Алтунопа убит. После этого в сражение вступили основные силы, и победа осталась за русскими войсками. В сражении были убиты 20 половецких князей, в том числе и Урусоба. Хан Бельдюз попал в плен, затем он был убит по приказанию Мономаха. Русским удалось захватить большую добычу: взяша бо тогда скоты, и овце, и коне, и вельблуды, и веже с добытком и с челядью, и заяша печенег и торкы с вежами. И придоша в Русь с полоном великым, и с славою и с победою великою. Продолжение половецких набегов. Однако, поражение 1103 г. не было решающим. Нападения возобновились. В 1106 г. половцы напали на Зареческ. Святополк послал на них войско во главе с Янем, Иваном Захарьичем и Козарином. Половцы были разгромлены, а добыча отобрана. В 1107 г. произошло новое масштабное нападение половцев. Сначала на Переяславль совершил набег Боняк, а затем Боняк вместе с Шаруканом пришли на Русь и встали около Лубна. Против них на Лубну двинулись Святополк, Мономах, Олег Святославич, также Святослав, Мстислав, Вячеслав и Ярополк сыновья Владимира Мономаха. 12 августа половцам было нанесено поражение, и они обратились в бегство. Бегущих половцев русские преследовали до Хорола. Был убит хан Таз, брат Боняка, Шарукан едва спасся. И русские възвратишася в свояси с победою великою. В конце этого же года с половцами был заключен мир. С русской стороны были Владимир Мономах и Святославичи – Давыд и Олег, с половецкой стороны два хана по имени Аэпа. В подтверждение союза Юрий, сын Мономаха женился на дочери хана Аэпы, внучке Осеня, а Олег Святославич женился на дочери хана Аэпы, внучке Гиргеня. Окончательно мир был подтвержден 12 января 1108 г. Однако половецкую опасность нужно было устранить более радикальными методами. Весной 1110 г. Владимир, Святополк и Давыд Святославич ходили на половцев, дошли до Воина, но без результата. Основные силы половцев не были еще разгромлены. «Крестовый поход» в Степь. В 1111 г. по инициативе Владимира Мономаха состоялся еще один съезд на Долобском озере с участием Святополка. После него было принято решение послать за Давыдом Святославичем. В марте в Половецкую Степь двинулись Владимир с сыновьями, Святополк с сыном Ярославом Владимиро-Волынским и Давыд с сыном. Войска прошли Сулу, Хорол, Псел, Голту, Ворсклу и дошли до Дона, где оболичишася во броне, и полки изрядиша, причем князь Володимер пристави попы своя, едучи пред полком, пети тропари и коньдакы хреста честнаго и канун святои Богородици. Скорее всего Владимир знал о Крестовых походах в Западной Европе против неверных – его двоюродный брат Гуго граф Вермандуа, брат французского короля Филиппа I, участвовал в Первом Крестовом походе. Также на Руси стало об этих событиях известно из рассказа игумена Даниила. Как видно, Владимир Мономах решил превратить поход в Степь в подобие Крестового похода. Русское войско подошло к городу Шаруканю, который сдался 19 марта, причем сами жители выидоша из города, и поклонишася князем рускым, и вынесоша рыбы и вино. 22 марта был сожжен Сугров, отказавшийся сдаться, а 24 марта состоялось первое крупное сражение с половцами на речке Дегей, завершившееся победой русской рати. Битва на реке Сал. В понедельник 27 марта 1111 г. произошло решающее сражение на реке Сальнице/Сал. Иноплеменници собраша полки своя многое множество, и выступиша яко борове велиции и тмами тмы. И оступиша полкы рускыи. И поидоша половецьстии полци и полъце русьстеи, и зразишася первое с полкомъ, и тресну, аки громъ, сразившима челома. И брань бысть люта межи ими, и падаху обои. И начали наступать Владимир и Давыд и половцы вдаша плещи свои на бегъ. И падаху половци предъ полком Володимеровом. Русские войска взяли множество полона, и скоты, и кони, и овце. Это сражение стоит в одном ряду с Киевским сражением 1036 г. Тогда Ярослав Мудрый нанес сокрушительное и окончательное поражение печенегам, а теперь в 1111 г. его внуки – половцам. После этого донские половцы надолго утратили военную активность. Уцелели только небольшие части орды Шарукана, оставшиеся бежали в Грузию к царю Давиду IV. Следующее крупное нападение половцев произойдет после смерти Мономаха в 1129 г. и в последствие половцы уже чаще выступали союзниками русских князей. Таким образом, практически исчезла опасность со стороны половцев – теперь инициатива за русскими. Социальные проблемы. Смерть Святополка. Одновременно дало о себе знать и социальное напряжение, связанное с разорениями от половецких набегов. Происходило разорение общинников, процветало ростовщичество, которое не было регламентировано, причем ростовщикам покровительствовал лично Святополк, отличавшийся сребролюбием. 16 апреля 1113 г. умер Святополк Изяславич и плакашеся по нем бояре и дружина его вся. Среди киевлян любовью этот князь не пользовался. Смерть князя стала поводом для очередного социального взрыва.
Дата добавления: 2014-11-01; просмотров: 420; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |