Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Сущность и специфика мировоззренияВ курсе культурологии вы уже изучали ту роль, которую играют мифология и религия в культуре. В данной теме необходимо дополнить уже известные Вам знания представлением о религии и мифе как определенных формах мировоззренческого освоения мира человеком, существующих наряду с мировоззрением философским. Предметом размышлений мировоззрение становится сравнительно недавно. Хотя первая значительная мировоззренческая система была сформирована еще у Платона: вся его философия - обоснование существования двух миров: мира сущностей и мира преходящих чувственных вещей. Следующая обоснованная мировоззренческая система появилась только у Лейбница. Разочаровавшись в попытках построить цельную космогоническую теорию, он заменил ее нравственной, т.е. впервые четко выделил второй аспект мировоззрения - аксиологический (наряду с гносеологическим). Но ему не удалось решить задачу их соотношения. Основная мысль следующего великого исследователя - Канта: внешний мир дает только материю ощущения, но наш духовный аппарат упорядочивает эту материю в пространстве и времени и доставляет понятия, посредством которого мы понимаем опыт. Пространство и время - не понятия, а формы “интуиции”. Т.о. знание о мире - априорные формы созерцания, а отношение к миру - конструирование его при помощи этих форм. Именно с Канта философия начала основательно размышлять о человеке и формах его деятельности, сводящейся в конечном счете к поискам себя и своего места в мире. Вот таким образом в 18- начале 19 веков в рамках немецкого рационализма в связи с необходимостью приблизить философию к человеку, его внутреннему миру появляется категория мировоззрения. Кто я? Для чего я живу? Что есть мир? Человеку требуется целостное представление о себе и мире, в котором он живет, он должен представлять основные тенденции и перспективы жизни, найти смысл в казалось бы бессмысленном движении к смерти, понять свою связь со всем мирозданием, с обществом, в котором живет, с другими людьми и в то же время осознать свою уникальность и неповторимость. Без такой смысловой основы трудно выработать обоснованную жизненную программу, а без программы, цели, которую стремишься реализовать, жизнь превращается в бессмысленный хаос случайных событий и связей. Мировоззрение и является основой такой программы. Оно считается исходной недифференцированной, целостной формой общественного сознания, предшествующей всем другим формам знания. Мировоззрение - система обобщенных знаний, убеждений, ценностей, идеалов и установок, связанных с пониманием места человека в мире, выработкой жизненных ориентиров, определяющих духовную и материально-преобразующую деятельность человека и общества. Предметом мировоззрения, то есть тем, что подлежит осмыслению в мировоззрении, не является мир в целом. Это и невозможно, ведь мир это вся реальность, противостоящая человеку. Кроме того, окружающий человека мир является предметом различных наук о природе и обществе. Мировоззрение же есть у любого человека независимо от уровня его образования и глубины понимания сущности происходящего. Мир человека также не является предметом, это было бы слишком узко, поскольку, что такое мир человека как не мир его сознания и только. Предмет мировоззрения – отношение «человек - мир», осознание которого связано с необходимостью оценить себя в отношении и в связи с миром, постичь свою уникальную единичность и в то же время факт неразрывной связи со всеобщим целым. В этом проявляется специфическая особенность мировоззрения – оно целостно. Причем в нем отражаются не отдельные стороны мира, не проблемы непосредственного бытия, а строится общая, целостная картина мира, предусматривающая систему ответов на вопросы, жизненно-необходимые в процессе самоопределения человека в нем. Биохимическая картина смерти не есть мировоззрение. Но представление о жизни вообще в соотношении со смертью – мировоззренческая проблема. Соответственно обобщенность – следующая специфическая особенность мировоззрения. Поскольку мир в мировоззрении рассматривается не только с точки зрения его наиболее общих, сущностных особенностей, но и с точки зрения содержащихся в нем смыслов и значений, поиск которых и делает человека человеком, мировоззрение ценностно. В нем формируются ценностинашей жизни – основа идеалов, которыми мы руководствуемся. Они дают смысл и цель жизни, они определяют наши поступки поэтому мировоззрение деятельностно, его называют формой духовно практической деятельности. При этом основой деятельности является представление о том, каким мир должен быть, а не о том, какой он на самом деле. В результате мир кратковременного бытия человека подчиняется миру должного и вечного. Если обобщить сказанное и сделать вывод о задачах, функциях мировоззрения, то в первую очередь следует обратить внимание на то, что поскольку на основе мировоззрения складывается определенная картина мира, оно становится определенной формой познания. В то же время, как представление человека и общества о самом себе, мировоззрение становитсяформой личного и общественного самосознания. Кроме того, мировоззрение формируется в деятельности и определяет нашу деятельность, поэтому оно оказываетсяформой практического освоения мира, более того, оно справедливо считается не просто формой духовной, но формой духовно-практической деятельности.
Дата добавления: 2014-11-06; просмотров: 265; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |