Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Структура мировоззренияОсобенности, специфика мировоззрения находит отражение в его структуре. Целостность мировоззрения – результат наличияв его основе некоего стержня. Это может быть идея или образ, объединяющий самые важные, существенные представления человека о себе и мире. на стержень нанизываются все прочие взгляды, причем это могут быть порой весьма противоречивые идеи и картины. Избежать противоречий невозможно, ибо сама жизнь наша, противоречива. Стержень же позволяет сконструировать гармоничную картину мира. Причем, если убрать стержень, мировоззрение просто распадается, а вместе с ним уходит и представление о смысле жизни, и четкая градация ценностей, и жизненная цель, а нередко и сама жизнь. Примеров тому масса. Уберите из мировоззрения верующего веру в сверхъестественное, и от верующего не останется и следа. Будет какой-то другой тип личности, у которой веры в Бога и вызванного этим комплекса идей и действий уже не будет. Вспомним и совсем недавние события нашей истории, когда распалось коммунистическое мировоззрение. Многие люди старшего поколения растерялись, потеряв опору, смысл и назначение всей своей жизни. Их разочарование можно понять и можно лишь посочувствовать тому, что остаток своих дней многим пришлось провести в горьких сожалениях о бесцельно прожитых годах. Это, конечно, преувеличение, крайность, жизнь все равно не была прожита зря, но доказать здесь все равно ничего невозможно, поскольку разорвалась нить и все прежние идеалы и ценности просто скатились с нее в небытие. Не лучше складывается и ситуация у тех, кто старается сохранить стержневую идею любой ценой. Не замечая движения жизни, они все равно оказываются на ее обочине, напрасно растрачивая свою энергию на создание иллюзий и попытки их реализации. Борьба за сохранение целостности своего внутреннего мира становится самодовлеющей идеей, которая все равно уводит от гармонии с миром. В литературе принято выделять несколько компонентов мировоззрения. Первый из них - интеллектуально-познавательный. Он включает в себя совокупность знаний о природном мире, обществе, человеке. Эти знания могут быть научными, профессиональными, обыденными, повседневными (жизненно-практическими), они могут соответствовать или не соответствовать действительности, то есть быть истинными или ложными, отличаться глубиной (здравый смысл и наука) и разносторонностью. По степени глубины знаний и методам, стилю мышления выделяют уровни мировоззрения. Это обыденное мировоззрение, основанное на опыте повседневной жизни и возвращающее именно в нее свои убеждения, ценности, верования в виде той идеальной картины мира, в которой и для которой живет человек. Оно носит массовый характер, не систематизировано, не продумано, не обосновано. Диапазон обыденного мировоззрения широк: от примитивных обывательских форм до здравого смысла с его трезвой жизненной ориентацией. Теоретическое мировоззрение формируется на базе научных знаний, носит систематизированный, доказательный характер. Это, как принято определять в литературе, научное мировоззрение, основанное на научных знаниях и научном стиле мышления. Вместе с тем, теоретическим может быть и религиозное мировоззрение, которое явно не относится к разряду форм научного освоения мира. Философия тоже является теоретическим мировоззрением, но это не значит, что она всегда научна. Содержательно научное мировоззрение меняется с развитием науки и, особенно, в связи с периодически происходящими в науке научными революциями. Научное (теоретическое) мировоззрение в большей степени характеризует способ самоопределения больших социальных групп, возможно и общества в целом. Характерно, что в реальной практике индивидуального мировоззренческого процесса научность (теоретичность) мировоззрения и его обыденность великолепно уживаются в сознании отдельного человека. Главная особенность мировоззренческих знаний – их обобщенность. Мировоззрение - это конкретная универсальная картина мира, это определенный стиль мышления человека, сообщества, эпохи. Изменение форм осмысления мира ведет к изменению содержания мировоззрения. Важно также, что в мировоззрении знание, истина не просто усваивается, принимается в расчет. Мировоззренческое знание всегда становится личностно-значимым, оно переживается. Поэтому большее значение имеет следующий компонент - ценностно-нормативный, включающий в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы... Знание в конечном итоге стремится к истинности. Ценности же субъективны. В форме ценностей знания становятся элементом, фактором внутреннего мира человека Ценность - свойство какого-либо предмета, явления удовлетворять потребности людей. Фактически речь в данном случае идет о полезности или вредности чего-либо для человека. Однако в мировоззренческом смысле ценность - это особое отношение к миру в соответствии с целями, потребностями, интересами субъекта. Здесь подчеркивается момент положительной или отрицательной значимости для человека тех или иных знаний, идей, смыслов, целей. Мировоззренческими ценностями становятся представления о добре и зле, счастье, смысле жизни и в целом вся гамма объясняющих, разрешающих, повелевающих идей и образов, сопровождающих нас на протяжении жизни, определяющих наши поступки и действия, всю субъективную жизненную программу. Система ценностей лежит в основе идеалов, на которые и ориентируется эта программа. Мировоззрение – это система взглядов не на то, что реально существует, а на должное, то есть на то, каким мир и человек должны быть. Идеалы – это представления о том, что и как должно быть, зовущие нас к манящей вершине совершенства даже тогда, когда мы уверены в том, что она недостижима. Именно в форме соответствия идеалу оценивается жизнь, одобряются или отвергаются свои и чужие способы поведения, действия. Идеал – способ превращения сущего в должное, это возможность реализовать будущее уже сегодня. Причем, особенность мировоззренческих идеалов состоит в том, что они не относятся к далекому будущему. Мир кратковременного человеческого бытия подчиняется в нем миру вечных, с точки зрения данного мировоззрения, ценностей и идеалов. Будущая, лучшая реальность приобретает все характеристики действительного мира, поскольку действительность это и есть воплощение идеала. Несоответствие действительности идеалу болезненно воспринимается человеком и нередко приводит к мысленному или реальному отказу от такого несовершенства. Идеалы могут быть научно-обоснованными и иллюзорными, достижимыми и нереальными. Чем возвышеннее идеалы, тем масштабнее личность и прогрессивнее общество, богаче и благороднее содержание жизни. Поскольку мировоззрение всегда связано с переживанием и выражается в активности, в его структуре особое место занимает эмоционально-волевой компонент, ответственный за превращение знаний и ценностей в личные убеждения и выработку психологической установки на готовность к действию. Эмоции – это субъективная реакция человека на внешние или внутренние раздражители. Это может быть печаль или радость, страх, удовольствие, неуверенность, бессилие, надежда и т.д. Особое место в мировоззрении занимают нравственные эмоции – совесть, стыд, долг и т.д. В свое время немецкий философ И. Кант сделал глубокое признание: звездное небо надо мной и моральный закон во мне – две вещи, наполняющие душу сильным удивлением и благоговением. Эмоционально окрашенное знание приводит к появлению убеждений – знаний, опирающихся на доказательство и ставших установкой на практическую деятельность. Интересна в связи с этим мысль А.Камю: никто не умирал из-за онтологических проблем, а за убеждения отдают жизнь. От убеждений следует отличать веру – предельно субъективное, заинтересованное отношение к тем или иным идеям, не требующее доказательств. «Верую, потому что абсурдно», - сказал в свое время средневековый философ Тертуллиан. Вера, как и убеждение, является мощным стимулом к деятельности, она может заставить человека пойти на забвение своих практических потребностей ради содержащихся в ее основе идей. Однако никакая установка не будет реализована, если нет волевого усилия к этому. Воля – способность человека к выбору цели, к внутренним усилиям по ее достижению. Без волевых усилий мировоззренческие взгляды не будут проявлены, они останутся абстрактными представлениями, а носитель такой абстрактной картины превратится в демагога, обманывающего самого себя. Деятельностно-практический компонент мировоззрения завершает представленную картину. Не по словам мы судим о человеке, а по делам его, поскольку именно в них проявляется способ видения, понимания, оценки явлений, осознания целей и смысла жизни Мировоззрение формирует определенный тип социальной активности. Важно на что она направлена. Лгун, тунеядец, вор, тоже формы социальной активности. Причем, как ни парадоксально, именно люди, преследующие цели, не поощряемые обществом, бывают подчас самыми активными. Активность – способность изменять себя и мир на основе своих убеждений и внутренних сущностных сил. Это не состояние, это деятельность, характер которой, в свою очередь, накладывает отпечаток на мировоззрение. Таким образом, мировоззрение – это духовно-практический способ освоения мира. В ходе нашей деятельности из разрозненных фрагментов представлений о мире складывается целостная ценностно-окрашенная картина мира, определяющая жизнедеятельность человека. Мир сущного, наличного, кратковременного бытия подчиняется миру должного.
Дата добавления: 2014-11-06; просмотров: 550; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |