Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Характеристика философского мировоззрения

Читайте также:
  1. I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СМУТНОГО ВРЕМЕНИ
  2. V. Характерные черты философии русского «религиозно-философского» ренессанса.
  3. Аварийно-опасные химические вещества: общая характеристика
  4. Агентский договор: понятие, общая характеристика.
  5. Агентский договор: понятие, характеристика
  6. Альфа - и бета- адренолитики. Фармакологическая характеристика.
  7. Билет 10. Характеристика воображения как психического процесса.
  8. Билет 10. Характеристика воображения как психического процесса.
  9. Билет 18. Характеристика сангвинического типа темперамента.
  10. Билет 2. Задачи и характеристика основных методов психологической науки.

Философия – это мировоззрение, но не всякое мировоззрение, как мы уже выяснили, – философия. При том, что любое мировоззрение поднимает по сути одни и те же вопросы, р6ешает примерно одни и те же задачи, философское мировоззрение опирается не на эмоции, веру, а на разум. Оно – теоретический взгляд на место человека в мире. Ценности и идеалы не просто формулируются, но обосновываются на уровне теории.

Философское мировоззрение обладает следующими чертами:

жесткий категориальный аппарат в отличие от образов мифологии или религии, хотя образцы образно-интуитивных философских систем всегда встречались в истории, да и в настоящее время их немало, образы всегда призваны разбудить мысль, основные положения осмысливаются в понятиях;

размышление вместо переживания;

рефлексивный характер философского мировоззрения;

логичность и доказательность;

систематичность;

ценности не просто утверждаются, они обосновываются;

сосуществование различных, порой прямо противоположных, философских систем (религия – атеизм, идеализм – материализм, рационализм - иррационализм и т.д.);

свободомыслие – формирование самостоятельного взгляда на мир, опирающееся на сомнение, критику;

философия – развивающаяся система, изменяющаяся, в том числе, и под влиянием науки;

возвращение в социальную практику в форме обоснованных идеалов, а не в форме обряда, культа, непосредственного действия.

А теперь проверьте себя по тестовым заданиям:

Какое определение мировоззрения Вы считаете наиболее приемлемым (объясните, почему):

а) это знание о мире

б) это понимание места человека в мире

в) это определенное мироощущение

Мы определили философию как мировоззрение, однако специфика философии состоит в том, что она часто рассматривается и как наука. В чем же их сходство и различие?

 

Чем отличается мировоззрение от науки?

а) оно несистематизировано

б) оно нетеоретично

в) оно вносит субъективность в мир

 

Укажите, какой из видов мировоззрения является наиболее распространенным:

а) мифологическое

б) научное

в) обыденное

 

В чем состоит существенное отличие мифологического мировоззрения:

а) оно объединяет людей

б) оно строится на чувствах

в) оно избегает противоречий

 

Религиозное мировоззрение – это:

а) вера в священное

б) вера в загробную жизнь

в) вера в справедливое устройство мира

 

Философское мировоззрение отличается:

а) абстрактностью

б) недоступностью для обыденного сознания

в) доказательностью

 

В отличие от философии наука:

а) оперирует общими понятиями

б) изучает причины конкретных явлений

в) строит обоснованные теории

 

Какие элементы мировоззрения являются в нем определяющими:

а) предубеждения

б) эмоции

в) убеждения

 

Можно ли назвать науку мировоззрением? Ответ обоснуйте.

 

Выделение различных типов мировоззрения связано:

а) с различным интеллектуальным уровнем их приверженцев

б) со способами формирования картины мира

в) с исторической последовательностью появления

 

Мифологическое мировоззрение отличается:

а) образностью

б) целостностью

в) нелогичностью

 

Сущностью религиозного мировоззрения является:

а) вера в Бога или богов

б) вера в сверхъестественное

в) вера в бессмертие

 

Характерными чертами философского мировоззрения в отличие от других типов мировоззрения являются:

а) логичность, доказательность

б) абстрактность положений

в) отсутствие образов

 

Научное знание отличается от философского:

а) упорядоченностью

б) рациональностью

в) однозначностью

 

Какое определение мировоззрения Вы считаете наиболее удачным (объясните, почему):

а) это практический опыт человека

б) это совокупность идеалов

в) это особое переживание мира

 

Выберите наиболее приемлемый ответ и обоснуйте свой выбор:

а) наука – это вид духовной деятельности

б) наука – развивающаяся система знаний

в) наука – это открытие законов окружающего мира

 

Типы мировоззрения отличаются по:

а) глубине проникновения в проблемы мира

б) по способам разрешения мировоззренческих противоречий

в) по преобладанию образного или логического видения мира

 

Почему, на Ваш взгляд, Аристотель назвал философию метафизикой и что означает этот термин

а) оторванные от жизни рассуждения

б) то, что после физики

в) рассуждения о внеопытной сущности мира

 

Что такое мифологическое мировоззрение?

а) это упрощенное представление о мире

б) это образное целостное представление о мире

в) это вера в богов, в тотемы - политеизм

 

Религиозное мировоззрение удваивает мир – объясните это положение.

 

Философское мировоззрение – это

а) обоснование человеческих ценностей и идеалов

б) теоретический взгляд на место человека в мире

в) мировоззрение интеллектуальной элиты

 

Проанализируйте положение «наука сама себе философия».

 

Что является определяющим в структуре мировоззрения (объясните, почему):

 

а) знания

б) оценки

в) убеждения

 

Выберите наиболее приемлемый ответ и обоснуйте свой выбор: по сравнению с наукой мировоззрение:

а) не дает знаний о мире

б) носит ценностный характер

в) является личным заблуждением каждого

 

Мифологическое мировоззрение отличается от религиозного:

а) синкретизмом

б) наличием многих богов

в) неразвитостью

 

Обоснуйте свой выбор: мифологическое мировоззрение

а) присуще только первобытному человеку

б) характерно для людей любой эпохи

в) его элементы сохраняются в сознании людей всегда

 

Что, по Вашему мнению, в большей степени соответствует роли религиозного мировоззрения в обществе (объясните, почему):

а) помогает держать людей в зависимости

б) это способ обмана людей

в) оно помогает людям в их стремлении к идеалу

 

В отличие от других видов, философское мировоззрение:

а) не имеет обыденного уровня

б) оно дает истину, а не заблуждение

в) недоступно для непосвященных

 

«Наука история сложнее науки физики», - объясните это положение Эйнштейна.

 

 

Тема 3. Исторические типы философии

 

Лекция –0,5 часа, самостоятельная работа – 20 часов

Перечисляются исторические этапы развития философии и дается краткая характеристика основных черт, проблем и персоналий каждой исторической эпохи. Показывается связь философской проблематики с социально-политическими особенностями и духовными парадигмами конкретного исторического периода развития общества

 

Известно, что в современных программах по философии не выделяется времени на изучение истории философии. Однако это важнейший раздел философии, без знания которого невозможно приблизиться к истинному пониманию философских проблем. Только знакомство с историей развития тех или иных идей, логикой мысли философов, дает основание понять их глубокий смысл и значение. (Цитаты из Гегеля и Фейербаха).

Рассмотрение истории философии возможно под разными углами зрения: например, хронологический, с выделением различных исторических этапов. В каждую эпоху существовали свои актуальные проблемы и наиболее типичные подходы к решению данных проблем. Другой подход – рассмотрение философии как последовательного ряда выдающихся философских систем, каждая из которых, наследуя основные достижения предшественников, сумела привнести нечто совершенно новое, уникальное в разработку общефилософских проблем. Философия всегда индивидуальна (Гегель), философская система создается определенным человеком, выражает его мировоззрение, но она будет жизненна и принята другими, только если отразит суть исканий и проблем своего времени. Каждая эпоха вносит свое понимание в решение определенных (пусть даже «вечных») проблем. Во все времена существовало множество различных философских систем, но среди них наиболее характерными и значимыми становятся те, которым удалось стать «квинтэссенцией идей» своей эпохи. Так, для античности, это были философские системы Сократа, Платона и Аристотеля, для средних веков – Блаженного Августина и Фомы Аквинского, для Нового времени – Бэкона, Декарта и др.

Следующий подход к изучению истории философии – выявление различных (часто – противоположных) направлений при решении философских проблем. С этой позиции историю философии можно рассматривать как последовательную смену, сосуществование и развитие таких философских направлений как материализм и идеализм, рационализм и иррационализм, рационализм и эмпиризм и т.п. Становится возможным проследить обогащение в истории философии представлений и взглядов теоретиков (сторонников) определенного философского направления. Например, проанализировать, как стихийный материализм древних (античных философов) сменяется метафизическим материализмом эпохи бурного развития науки и углубляется в диалектическом (последовательном) материализме философов 19-20 веков. Могут быть выделены эпохи преобладания рационализма или иррационализма в решении всех философских проблем. Так, рационализм преобладал в античности, в философии 17-18 веков, однако уже в 19 в. в лице А.Шопенгауэра, Ф.Ницше, С.Кьеркегора иррационализм превращается в разработанные (обоснованные) системы, сравнимые по влиянию на общество с мистическими теориями средневековья.

Философские идеи неразрывно связаны с духом своего времени, с культурно-исторической обстановкой .

«Вечные» проблемы, темы философии – это общемировоззренческие проблемы: происхождение и сущность мира, причины и источники его изменения, место человека в мире и как результат – чисто человеческий, ценностный подход к постижению мира: поиск смысла мира и человеческой жизни, формирование идеалов – нравственных, эстетических, познавательных ценностей. Каждая эпоха по-своему понимает и видит мир. Для философии не столь важен вопрос: «Каков мир?», но – «Каким он должен быть?» в соответствии (исходя) с теми идеалами и смыслами, которые кажутся данной эпохе всеобщими.

Общемировоззренческие проблемы на философском уровне приобретают следующий вид:

а) проблема бытия как глубинной, сущностной основы мира; сущности и явления и связанной с нею характеристики преходящего и непреходящего, конечного и бесконечного, объективной и субъективной реальности, необходимого и случайного. Проблема системности мира, его организованности (упорядоченности) и оснований этой системности или хаотичности;

б) проблема бытия теснейшим образом связана с собственно философской проблемой познания (познаваемости) мира – откуда человек знает, что бытие таково? Гносеология предполагает постановку вопросов о субъекте и объекте познания, о природе истины и заблуждения, о методах познания, различных типах познания (например, рациональное и мистическое) и их границах.(Познаем ли мы мир с помощью разума, рационального исследования или он познаваем только в интуитивном проникновении в сущность мира, озарении). Поскольку конечной целью познания является истина, нам не безразличен характер этой истины – объективна ли она или это плод субъективного человнческого восприятия?

в) В связи с этим встает вопрос о человеке и его месте в мире. Является ли человек творцом в мире или он инструмент исполнения чьей-то высшей воли? Случайная ошибка природы или ее закономерный результат? Человек не Робинзон, он живет среди людей и вне общества себе подобных не способен стать человеком. Во все времена философия размышляла о природе общества, о роли человека в нем. Какова сущность социального, мера свободы и ответственности человека, роль человека в историческом процессе, смысл существования человечества.

Проблема смысла человеческой жизни является связующей между общечеловеческими мировоззренческими вопросами, близкими любому из живущих, и собственно философскими теоретическими вопросами.

Какие бы проблемы ни ставились в философии, основным предметом ее интереса является человек, который только в общении с другими становится человеком и проявляет себя. Необходимой стороной человеческого существования (общения) является постоянная коллизия между Добром и Злом. Именно проблема Добра и Зла характеризует собственно человеческий подход к миру, оценку любых даже чисто природных явлений с нравственных позиций. Животные лишены этого нравственного чувства и способности к моральной оценке. Присутствие в мире человека и вносит в него нравственные и эстетические понятия. Только для человека мир и его события могут быть добрыми или злыми, прекрасными или безобразными, комическими или трагическими. Поэтому во все времена проблемы этики и эстетики являлись живыми, важными философскими проблемами, а в некоторых философских системах (Восток, киники, Сократ, киренаики и др.) признавались самыми главными.

Уникальность философии в том, что сам предмет философии не определен раз и навсегда, вопрос о том, «что есть философия» по-разному решается в разные эпохи. На первый взгляд это свидетельствует о незрелости (несостоятельности) философского знания, однако, при более глубоком знакомстве со спецификой философского знания, начинаешь понимать (становится очевидным), что сами споры о предмете философии являются попыткой человека понять и оценить свое место в мире и соответственно систематизировать жизненные ценности.

Раздел истории философии есть практически в каждом учебнике, и Вы можете воспользоваться также учебниками по истории философии даже старых лет издания.

Попробуйте дать ответы на тестовые задания до изучения раздела и после него:

Выберите черту, в наибольшей степени характерную для восточного типа философствования:

а) близость к мифу или религии

б) рационализм

в) глубокие исторические корни

 

Что означает понятие «мир идей»?

3. Какая эпоха впервые поднимает проблему бытия?

а) средневековье

б) античность

в) немецкая классическая философия

 

К какому этапу истории философии можно отнести творчество Канта?

а) к эпохе Нового времени

б) к современной философии

в) к немецкой классической философии

 

Назовите философские направления, к которым относится Беркли и дайте им характеристику.

 

Выберите черту, наиболее характерную для средневековой философии

а) размышления о человеке

б) геоцентризм

в) опора на обыденный опыт модой

 

Что значит «майя»?

 

В каких учениях разрабатывается «золотое правило нравственности»

а) в индийских

б) в античных

в) в учении Канта

 

В какую эпоху творил Бекон?

а) в эпоху средневековья

б) в эпоху немецкой классики

в) в эпоху Нового времени

 

Определите черту, наиболее типичную для философии Нового времени:

а) связь с научным познанием

б) атеизм

в) геоцентризм

 

Что означает понятие «априорные идеи»

 

Какая философия выдвигает «принцип недеяния»

а) индийская

б) античная

в) китайская

 

К какой эпохе можно отнести Аристотеля

а) к античности

б) к средним векам

в) к Новому времени

 

Назовите философские направления, к которым можно отнести Августина, дайте им характеристику.

 

Какая черта характерна для немецкой классической философии в наибольшей степени:

а) систематизированность

б) рационализм

в) атеизм

 

Что означает принцип реинкарнации

 

Кому из философов принадлежит высказывание «Верую потому, что абсурдно»

а) Августину

б) Тертуллиану

в) Фоме Аквинскому

 

Кто из перечисленных философов может быть отнесен к эпохе Нового времени:

а) Кант

б) Маркс

в) Фалес

 

К каким философским направлениям можно отнести Декарта. Дайте им характеристику

 

Какое понятие больше подходит к характеристике античности

 

а) диалектика

б) релятивизм

в) космоцентризм

 

Что такое геоцентризм?

Кто из философов впервые разработал принципы субъективной диалектики?

а) Гегель

б) Сократ

в) Маркс

 

К какой эпохе относится творчество Сартра

а) к эпохе Нового времени

б) к немецкой классике

в) к современной философии

 

Какие философские направления представлены в творчестве Шопенгауэра? Дайте им характеристику

 

Какая черта лучше других характеризует западный тип философствования:

а) этическая направленность

б) глубокие исторические корни

в) рационализм

 

Что означает термин «сансара»?

 

Какое философское направление утверждает «мысль вырабатывается мозгом как желчь печенью»?

а) идеализм

б) материализм

в) дуализм

 

К какой эпохе относится творчество Беркли?

а) античность

б) Новое время

в) немецкая классическая философия

 

Черты каких философских направлений можно увидеть в творчестве Маркса? Дайте им характеристику

 

Назовите понятие, наиболее глубоко характеризующее марксистскую философию

а) натуралистический социологизм

б) диалектический материализм

в) политический утопизм

 

Что такое космоцентризм?

 

Кто из названных философов разработал стройную систему объективного идеализма?

а) Бекон

б) Гегель

в) Аристотель

 

Выберите философа, чье имя связано с эпохой Нового времени

а) Шеллинг

б) Декарт

в) Сенека

 

Какие философские направления представлены в творчестве Канта? Дайте им характеристику.

 

Назовите черту, характерную для экзистенциализма в большей степени

а) религиозный характер

б) диалектика

в) иррационализм

 

Что такое карма?

 

Кому из философов принадлежит учение о «вещи в себе»?

а) Локк

б) Канту

в) Гегелю

 

К какой исторической эпохе относится творчество Лейбница?

а) к немецкой классике

б) к современной философии

в) к эпохе нового времени

 

К каким философским направлениям можно отнести идеи Бекона? Дайте им характеристику

 

Выберете черту, способную лучше других охарактеризовать китайскую философию

а) принцип непричинения зла всему живому

б) принцип человеколюбия

в) принцип невмешательства

г)

д)

 

Что означает понятие «теодицея»?

 

Кто из философов считает, что в основе мира лежит «воля к жизни»?

а) Ницше

б) Кьеркегор

в) Шопенгауэр

 

К какой эпохе относится творчество Канта?

а) Нового времени

б) немецкая классика

в) современная философия

 

Черты каких философских направлений присущи философии софистов? Дайте им характеристику

 

Определите признак лучше других характеризующий современное философское мышление:

а) космоцентризм

б) иррационализм

в) геоцентризм

 

Что такое монизм?

 

Кто (и в какую эпоху) предложил в качестве основы мира атомы

а) Энштейн

б) Бекон

в) Демокрит

 

К какой эпохе можно отнести творчество Локка:

а) к эпохе Нового времени

б) к немецкой классике

в) к современной философии

 

Элементы каких философских направлений можно увидеть в философии Юма? Обоснуйте свой ответ.

 

Что лежит в основе средневековой философии (обоснуйте свой выбор)

а) представление о грехопадении

б) геоцентризм

в) убеждение в поступательном характере человеческой истории

 

Что означает понятие «нирвана»?

 

Кому принадлежит высказывание «все течет, все меняется»?

а) Аристотелю

б) Сократу

в) Гераклиту

 

К какой исторической эпохе можно отнести творчество Гегеля?

а) Новое время

б) Немецкая классика

в) Средние века

 

Черты каких философских направлений можно проследить в философии Фомы Аквинского? Обоснуйте свой ответ

 

 

Тема 4. Основные философские направления

 

Лекция - 1 час, самостоятельная работа – 15 часов

Даются различные варианты основного вопроса философии и их обоснование. Выделяются следующие философские направления: материализм и идеализм, гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм, рационализм и иррационализм, диалектика и метафизика. Дается характеристика каждого направления

Вопросы темы:

1. С чем связано выделение основных философских направлений?

2. Материализм и его исторические формы

3. Идеализм и его субъективная и объективная разновидности

4. Агностицизм и гносеологический оптимизм

5. Диалектика и метафизика

6. Рационализм и иррационализм

1. С чем связано выделение основных философских направлений

Многообразие философских систем есть отражение многообразия культур и личностей философов. Но не только этого. Основные философские направления это различные мировоззренческие системы внутри единого философского знания. Философия рассматривает мировоззренческие проблемы в теоретическом плане и делает это при помощи системы предельно широких понятий. Философские размышления о всеобщем неизбежно приводят нас к представлению о том, что все многообразие окружающего мира может быть представлено в категориях «материальное» и «идеальное», «духовное», «объективное» и «субъективное». Сам человек – это единство духовного и телесного, внутреннего и внешнего миров. Он – арена конфликта между целями, идеалами, представлениями о должном и реальной действительностью.

Понятие материального в истории философии менялось по мере того, как развивалась наука, и делались новые открытия. В 17-18 веках материю можно было сводить к веществу, поскольку именно оно было полнее всего изучено к тому времени. Но в 20 веке, после того, как было открыто поле, сформировались основы квантовой механики, появилось представление о вакууме, такое узкое понимание материи грозило разрушить многие философские постулаты материализма.

В настоящее время универсальным определением материи можно считать определение, данное Лениным, хотя и оно не лишено недостатков. В соответствии с ним материяэто философская категория для обозначения объективной реальности, которая копируется, фотографируется нашими органами чувств, существуя независимо от них. Под «объективным» понимается то, что существует до и независимо от нашего сознания (субъективное – зависящее от нашего сознания, мир сознания). Какие бы изменения ни произошли в представлениях наук об устройстве мира, определение материи через объективную реальность, которая в принципе может воздействовать на наши органы чувств непосредственно или опосредованно, с помощью приборов допускает открытие новых видов материи без ущерба для философских представлений о мире.

Принципиальной противоположностью материальному является идеальное, духовное. Студенты часто ошибаются, понимая под идеальным то, что соответствует идеалу. В данном случае это совершенно иное понятие (омоним), которое традиционно характеризует способность сознания отражать мир в субъективных образах. Однако это весьма узкое понимание идеального. В широком смысле оно означает способность к целеполаганию, творчеству, осмысленность и т.д.

Очевидно, что эти свойства присущи человеку. Однако человек – часть мира, значит, то, что свойственно человеку уже свойственно и миру в целом. Получается, что идеальное и материальное – действительно две категории, способные дать картину наиболее фундаментальных основ мира. Причем, когда мы рассуждаем о мире с помощью предельно широких понятий, мы вторгаемся в такую сферу, где нет и не может быть окончательных, однозначных ответов, поскольку соотношение материального и духовного лишено чувственно воспринимаемой данности и не может быть проверено на опыте. Здесь все зависит от умения работать с понятиями и строгости логических построений. В результате мы получаем чистую теорию.

Вопрос об отношении материального и духовного был сформулирован Ф. Энгельсом и назван основным вопросом философии: «великий основной вопрос всей, в особенности новейшей философии, есть вопрос об отношении мышления к бытию». Дальше вопрос как бы распадается на две части: что первично, материя или сознание, и познаваем ли мир. Это так называемые две стороны основного вопроса философии, онтологическая и гносеологическая.

Однако, формулировка «что первично», хотя и традиционна, но малопродуктивна. Она способна определить наше отношение к тому, что «было раньше», с одной стороны, и однозначно ответить на вопрос о месте человеческого сознания в познании мира. Но вопрос состоит не только в том, что было раньше, а в том, что лежит в основе развития изменения в мире. Поэтому точнее формулировать вопрос следующим образом: «что обладает творческой силой, материя или дух?».

В соответствии с ответом на этот вопрос выделяют философов-монистов(monos – один, единственный), признающих, что фундаментальной основой мира является лишь одно из начал. Если это материя, то перед нами материалисты. Если сознание, дух – идеалисты. Другая группа – дуалисты (dualis – двойственный).Они считают, что в основе мира лежат оба эти начала, причем они вполне равноправны. Таковы взгляды Аристотеля, в философских взглядах которого есть представление о пассивной материи и активной форме. Таким образом представлял мир Декарт. Дуалистична и индийская философия.

Отвечая на поставленный вопрос, мы неизбежно должны решить и другую проблему: каким образом нам удается сделать хоть какой-то из приведенных выводов. Это уже гносеология, или вопрос о познаваемости мира. Здесь выделяются философы, придерживающиеся гносеологического оптимизма, однозначно признающие, что мир познаваем. Другую группу составляют скептики, сомневающиеся в возможностях познать мир. Наконец, есть философы – агностики. Они утверждают, что мир непознаваем.

То, что вопрос об отношении бытия и сознания назван основным вопросом философии, вовсе не означает, что именно над его разрешением трудятся все философы. Нет, он лишь представляет ту идейную установку, тот принцип, который та или иная школа берет за основу и затем применяет к анализу различных областей действительности, учитывая опыт прошлых рассуждений и пытаясь осмыслить будущее.

Однако есть и другие варианты понимания основной философской проблемы. Например, вопрос может быть сформулирован так «почему существует нечто, а не ничто». Если вдуматься в эту формулировку, то в общих чертах она совпадает именно с вопросом о творческой основе мира, а не о первичности или вторичности материального и идеального.

В современной философии, особенно среди представителей тех школ, которые считают средоточием философских проблем человека, можно встретить и совершенно иную формулировку основного вопроса философии. Например, в экзистенциализме вопрос звучит так: «стоит ли жизнь того, чтобы ее прожить», превращаясь в важнейший для каждого из нас вопрос о смысле жизни (А.Камю: «вопрос о смысле жизни я считаю самым неотложным из всех вопросов). На передний план могут выступать и другие важнейшие проблемы: истина, долг, свобода и т.д. Так, у Николая Бердяева основная философская проблема звучит как проблема свободы, сущности, предназначения человека. А у немецкого философа П.Рикерта это проблема зла и насилия. Вместе с тем, можно заметить, что все эти формулировки так или иначе связаны с проблемой соотношения фундаментальных категорий материального и духовного.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Религиозное мировоззрение – основные черты | Материализм и его исторические формы

Дата добавления: 2014-11-06; просмотров: 976; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.014 сек.