Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Категория Бытие в историческом движенииЕвропейская рационалистическая традиция понимания Бытия связана с именем Парменида (глава элейской школы античности). “Быть или вовсе не быть - вот здесь разрешение вопроса”, “есть бытие, а небытия вовсе нету”, - так вкратце он ставит вопрос. До Парменида была попытка определить Бытие у Гераклита, полагавшим его изменчивым. Мир для него это вечный космос, не созданный никем из богов и никем из людей, он был и будет вечно живым огнем, мерами разгорающимся и мерами погасающим. Огонь - основа всего. Но такое понимание Бытия не было принято современниками: оно не удовлетворяло требованию устойчивости и неизменности, которые должны были собрать в единое целое множественность мира. По Пармениду множественность не обладает подлинной реальностью, это мнимость, видимость. Единая основа мира должна принадлежать миру сущности. Поэтому Бытие - единое, неподвижное, оно - вся полнота совершенств (Истина, Добро, Благо, Свет). Это еще не единый Бог, а Логос - космический разум. Поэтому Бытие есть абсолютная чистая мысль, необходимость, удерживающая мир от хаоса, ибо только мысль неизменна и вечна. Предмета мысли может уже не быть, а мысль о нем. Мысль и то, о чем мысль существует - одно и то же. “Ибо ведь без бытия, в котором ее выражение, мысли тебе не найти”. Бытие отрицает небытие. Нечто не может и быть и не быть в соответствии с законом, запрещающим противоречие в мышлении. Это два мира, граница между которыми непреодолима. (Интересно, что у Демокрита существует и Бытие, и не-бытие: небытие - пустота, в которой движутся атомы - бытие. У Горгия же бытие вообще не существует, есть только небытие, т.е. ничто. Эта же идея лежит в основе буддизма). Нетрудно заметить, что говоря о Бытии, т.е. о сущности мира, исключительно умопостигаемой и не данной нам в чувственном опыте, Парменид (да и все последующие учения) невольно сводит Бытие к известным элементам существующей реальности, т.е. придает ему, навязывает ценностно небезразличные для человека определенной эпохи качества. Этот момент как недостаток Парменида косвенно подчеркнут софистами, обратившими внимание на то, что мерой всех вещей, их существования и несуществования является сам человек. Значит, он и определяет свойства мира в соответствии со своими потребностями и ценностями. Хотя последующее развитие философии пошло по пути именно этого понимания любой картины мира, безусловно субъективной по своей форме. В то же время Бытие как предельное основание всего должно быть бескачественно, это должно быть наиболее абстрактное понятие, лишенное конкретного содержания (вспомните закон обратного отношения объема и содержания понятий). О нем ничего нельзя сказать кроме “есть”. А “есть” - это основа устойчивости существования, потенция, ничего более конкретного в принципе сказать о “есть” невозможно. Бытие у Парменида - это умопостигаемая сущность, и если чувства говорят не то, что утверждает ум, то надо отдать предпочтение утверждениям ума. Бытие - это объект мысли. В то же время постичь разумом, логикой Бытие невозможно. Оно, по Пармениду, открывается через интуицию, при непосредственном контакте с Разумом. Значительный вклад в понимание Бытия внес Гегель. “Наука логики” начинается с анализа понятия Бытие или чистое Бытие, которое в качестве абсолютного начала философии является “совершенно абстрактным, совершенно всеобщим...просто формой без всякого содержания” (Гегель. Наука логики. Т.1.М.1970.С.130). Такое бытие в сущности есть ничто (с.140). Это результат абстракции, а когда мы от всего абстрагируемся, остается ничто (с.159 - 160). Процесс абстрагирования открывает двери в область всеобщего. Абсолютное абстрагирование для Гегеля - необходимая предпосылка достижения объектиного характера философского учения. Марксизм вводит понятие общественного бытие - внутренней основы существования и развития общества, нетождественной с его природной основой. Возникнув из природы, общество начинает жить своей надприродной жизнью: появляется новый тип законов - саморазвития общества и его материальной основы производства. В ходе своего развития общество само творит себя и особый мир вещей - 2-ю природу. Более поздние эпохи отметили в традиционном понимании бытия существенные недостатки. Для русской религиозной философии, например, характерно негативное отношение к онтологизму. По глубокому замечанию Н.Бердяева бытие как объект познания оказалось оторванным от человека. Человек не есть бытие, а следовательно он не приобщен к его тайне. Оно чуждо человеку, а нужно представление об индивидуально личностной сфере как подлинном бытие. С бытием связано переживание, а не рассудочно-разумное познание. Это - отход от метафизического понимания бытия, перевод его в сферу всеобщих категорий человеческого существования. Необходимость нового прочтения категории бытия, ярко проявилась уже в эпоху Нового времени, в частности, в теории Канта. Оно связано с постановкой вопроса о зависимости истины от познавательных способностей субъекта. Объект познания не имеет автономного существования, а конструируется в мире опыта, т.е. отношений предметного мира и человека как субъекта познания. С этим связаны следующие идеи: 1.отказ от метафизики, где тема бытия была важнейшей и от идеи абсолютного Бытия (поскольку оно лежит за пределами чувственного опыта); 2. основание творения - Божественная воля, а не разум, следовательно, мир не может быть познан разумом. Кант в “Критике чистого разума” развернутой системы, основанной наэтом термине не дал. Бытие не есть понятие о чем-то таком, что могло бы входить в понятие той или иной вещи. Оно есть просто полагание вещи или известных определений самих по себе. Западноевропейская философия была ведома вопросом “что есть сущее?”. В такой форме стоит вопрос о бытии. Имеет две стороны: что есть сущее вообще как сущее - онтологическая проблема и теологическая проблема - вопрос о Боге. Реальность для Канта не действительность, а вещность. Реальный предикат - нечто, относящееся к предметному содержанию вещи, он представлен в понятии. Экзистенция, существование, т.е. бытие явно не есть реальный предикат. Т.е. бытие не есть нечто реальное. Бытие нельзя объяснять исходя из того, чем является то или иное сущее. Бытие и “есть” относятся к особой области невещного, непредметного. Чтобы помыслить Бытие и “есть” требуется другой взгляд, не направляемый исключительно рассмотрением вещей, и расчетами с ними. Лежащий камень мы можем обследовать, но никогда не найдем в нем этого “есть”. И все же он есть. Кант отчетливо разделил бытие на мир природы и мир человека.А послекантовская философия (в частности, немецкие романтики) уже громко заговорили о принципиальном отличии природы и культуры. Природа – действие закона причинности. Культура имеет дело с человеком сознательным, стремящимся к целям, следовательно, здесь царит принцип целеполагания. Соответственно различны методы исследования - естественнонаучный и культурно-исторический. В ХХ веке на фоне знакомого уже по Древней Греции ощущения потери безопасности и ощущения бессмысленности существования складывается совершенно иное отношение к категории бытие. Во многом этому способствовал атеизм, расшатавший представление об Абсолюте. В экзистенциализме объективировать - делать чуждым человеку. Единственная истина “я есть”. Следовательно, подлинно познать значит сделать близким - субъективировать. Мартин Хайдеггер (1889 - 1976) в работе “Бытие и время” писал: экзистенция - различные выражения состояний бытия. “Бытие в себе” и “бытие в мире”. Последнее есть выброшенность. Забота, страх, обыденность и есть сам мир. Но это ли истинное Бытие? Именно познающий субъект и есть сам Бытие. Бытие внешнего мира формируется через бытие мира внутреннего. Творит внешнее бытие время. Чтобы понять смысл любой формы бытия, человек должен отрешиться ото всех практических целевых установок, осознать свою смертность, “бренность”. По мнению С.Кьеркегора, жизнь человека есть переход от конечных временных состояний к состоянию вечного блаженства. Смерть есть переход к жизни (в христианском понимании) к бытию как таковому. Николай Гартман (нем. 1882 - 1950) исходным пунктом своих рассуждений делает утверждение о том, что все существующее охватывается понятием реальность. Он вводит понятие “разрез бытия, разрез реальности”. Разрез - некая незримая граница, разделяющая области бытие и в то же время как любая граница связывающая их. В результате все бытие можно представить в виде четырехслойной структуры: 1разрез Неживая природа, 2 - живая природа, 3 –психическое, 4 – духовное. Два первых разреза существуют в пространстве, третий и четвертый вне пространства, а все четыре - во времени.
Дата добавления: 2014-11-06; просмотров: 526; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |