Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ПЕРЕДНЕЙ АЗИИ

Читайте также:
  1. Анатомо-топографические особенности строения угла передней камеры
  2. Ближнего Востока и Передней Азии
  3. Вопрос 2. Первые философские (досократические) школы Древней Греции
  4. Генезис земельной собственности в Древней Руси (IX—XII вв.)
  5. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ
  6. ГОТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО
  7. ГОТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО
  8. Изобразительное искусство.
  9. Изобразительное искусство.
  10. Искусство (художественная культура).

Конец 5 тысячелетия до н.э. – 4в. до н.э. Введение. История изучения. Другой, наряду с Египтом, очаг древне-восточной культуры – страны Передней Азии: Двуречье – земли между Евфратом и Тигром, где существовали общества и государства – Шумер, Аккад и Вавилон; Сиро-Финикия и Палестина на восточном берегу Средиземного моря; в Малой Азии и Северной Сирии государства – хеттское и хурритское Митанни; в горных районах к северу и северо-востоку от Тигра – Ассирия и Урарту, закавказские племена и народности, наконец, общество и государство Ирана. Многообразие этнического состава населения. Многогранность художественно-исторических памятников чрезвычайно большой эстетической значимости: архитектура, круглая скульптура и рельефы из разных материалов, настенные росписи, керамические, каменные и стеклянные сосуды, ювелирные изделия. Разделение истории Передней Азии, в том числе и истории искусства, на условно обозначаемые этапы развития: для древнейшего времени – по пунктам, в которых обнаружены наиболее характерные памятники каждого периода, или по археологическим слоям; в позднее время – по государствам и династиям. Работы в 19 и 20 вв. по обнаружению и изучению памятников Ассирии, Вавилона, Шумера на севере, в центральной части и на юге Двуречья (Месопотамии). Раскопки 40-х гг. 19 в. (1842-1844 гг.), П.Э.Ботта в Хорсабаде (Дур-Шаррукен). Открытие А.Г.Лейярдом в 40-50-е гг. 19 в. развалин ассирийских столиц Калаха (Кальху) в местечке Нимруд в Ниневии (около селения Куюнджик). Раскопки Рассама в 70-80-е гг. 19 в. городов Сиппара и Вавилона, а также на холме Балават (недалеко от Моссула). Открытие Лофтусом в 1849-1852 гг. остатков строений шумерских городов Урука (Эреха, под холмом Варка) и Ларсы, а Тейлором в 1854 г. городов Ура и Эреду и Роулинсоном в 1854 г. – Борсиппы. Работы в 60-70-е гг. 19 в. Джоржда Смита по разбору табличек библиотеки царя Ашшурбанапала (в Британском музее, Лондон). Три экспедиции Смита на развалины Ниневии в 1873,1874 и 1876 гг. Открытие де Сарзеком шумерского города Лагаша (на месте современного Телло), Раскопки с 1877 по 1900 гг. включительно. Раскопки с 1888 г. по начало 20 в. американской экспедицией во главе с Гильпрехтом шумерского города Ниппура. Обширные раскопки с 1898 г. по начало 20 в. немецкой экспедиции во главе с Р.Кольдевеем руин города Вавилона. Открытие в 1899 г. немецкой экспедицией во главе с Оппенхеймом и раскопки митаннийского города Гузаны на месте современного Телль-Халафа. Археологические открытия конца 19-начала 20 вв. хеттских памятников в Малой Азии и в северной Сирии (Хаттуса, Язылы-кая, Аладжа-хююк). Археологические исследования в Иране (Персия) в 19 и 20 вв.: в 40-х гг. 19 в. – Фланден, Фергюссон, Тексье – дворцового ансамбля в Персеполе, в 1880-1890 гг. и 1900-1910 гг. Ж.де-Морган – дворца в Сузах. Раскопки В.Андре в начале 20 в. шумерских городов Шуруппака, Уммы и Фары, а так же открытие им древнейшей столицы Ассирии, города Ашшура. Крупные и систематические исследования в 30-х гг. 20 в. шумерских городов Ура,Урука, Убайда, Джемдет-Насра, Ашнуннака, Хафадже, Джармо и Хассуны. Открытие А.Парро в 1933-1936 гг. города Мари: в 1940-41 гг. иракским департаментом древностей – храма в Телль-Укайре, а также Телль-Борсиппе дворца ассирийского наместника. Работы Монтэ и Шеффера в 30-х гг. 20 в. по обнаружению и изучению памятников Сиро-Финикии на месте древнего Библоса и Угарита (современная Рас-Шамра). Археологические работы на территории Передней Азии и научные труды русских ученых. Экспедиция 1893-1894 гг. М.В.Никольского и А.А.Ивановского в Армению, берега озера Урмия (Гокча) – изучение памятников урартов. Экспедиция в 1916 г. и в 1917 г. в город Ван под руководством Н.Я.Марра и при участии И.А.Орбели: исследование на месте столицы урартов города Тушпы. Раскопки экспедиций под руководством Б.Б.Пиотровского с 1939 г. по 80-е гг. урартской крепости Тейшебаини (на холме Кармир-блур под городом Ереваном и экспедиций Академии наук Армении и Музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина урартского города-крепости Эребуни (на холме Арин-берд, также под Ереваном) с 50-х гг. 20 в. по 80-е гг. Археологические раскопки и научные исследования (публикации) памятников 4-1 тысячелетий до н.э. на территории Южного Кавказа (Армянского и части Иранского нагорий): Б.А.Куфтин О.М.Джапаридзе – памятников Грузии (Триалети. Самтавро, Мцхета), Т.Н.Чубинишвили и К.Х.Кушнарева, А.А.Мартиросян, А.А.Иессен – памятников многих пунктов Южного Кавказа (Грузии, Армении, Азербайджана) и района озер Ван и Урмия.

Искусство Двуречья до образования государства – периодов Халаф, Убайд, Урук и Джемдет-Наср. Конец 6-начало 3 тысячелетия до н.э. (до 2850 г. до н.э.). Период Халаф – конец 6-5 тысячелетия до н.э. Период Убайд – 4000-3500 гг. до н.э. Период Джемдет-Наср – 3000-2800 гг. до н.э. Родо-племенное общество шумеров 5-4 тысячелетия до н.э. Сооружение шумерами на протяжении 4 тысячелетия до н.э. системы оросительных и дренажных каналов.

Искусство Двуречья периодов Халаф и Убайд. Конец 6-первая половина 4 тысячелетия до н.э. Отсутствие в Двуречье строительного камня и леса. Сложение в связи с этим архитектуры из сырцового кирпича. Использование для хижин и хозяйственных помещений тростника. Косвенные доказательства существования таких построек: сосуд в виде двух соединенных между собой круглых плетеных хижин – из Суз; изображения плетеных хижин в росписи на обломке сосуда из Самарры. Развитие типа жилого дома из сырцового кирпича (остатки поселения Арпачие, Хассуна, Джармо; модель дома из Ура). Начало возведения в конце первой половины 4 тысячелетия до н.э. в период Убайд небольших храмов из сырцового кирпича. Храм в городе Эреду (современный Абу-Шехрайн). Его облик, план и конструкция, характерные и для всех последующих храмов Шумера. Обнаружение памятников искусства периодов Халаф и Убайд в могилах поселений северного Двуречья – Халаф (Телль-Халаф), Арпачие (Телль-Арпачие), Хассуна, Самарра и др. Преобладание расписной многоцветной керамики – бокалов, чаш, блюд, сделанных без помощи гончарного круга. Теплая цветовая гамма, следы прозрачной глазури. Расписная керамика из области Элам за Тигром, в юго-западной части Ирана, родственная керамике Двуречья по стилистическим признакам – в связи с близостью породивших их культур: сосуды из Суз, Тепе-Хисара, Тепе-Сиалка, Персеполя. Наиболее ранние образцы глиптики конца 5 тысячелетия до н.э. из тех же центров в северных районах Двуречья. Круглая пластика середины 4 тысячелетия до н.э., периода поздний Убайд; глиняные статуэтки, являющиеся, очевидно, изображениями женских и мужских божеств плодородия.

Искусства Двуречья периодов Урук и Джемдет-Наср. Вторая половина 4 тысячелетия – начало 3 тысячелетия до н.э. (до 2850 г. до н.э.). Перемещение к концу периода Убайд, т.е. к середине 4 тысячелетия до н.э. центра экономической и общественной жизни в южные районы Двуречья. Выдвижение Шумера во второй половине 4 тысячелетия до н.э. на первое место в культуре Передней Азии. Появление в периоды Урук и Джемдет-Наср каменного сверла – так называемая бутероль. Изобретение пиктографического - картинного письма. Появление первых ирригационных сооружений и монументальных культовых иобщественных зданий. Единственная обнаруженная постройка общественного назначения – дом народных собраний, так называемое «Красное здание» в городе Уруке конца 4 тысячелетия до н.э. План. «Белый храм» в Уруке, около 3000 г. до н.э. Предположительное существование внутри некоторых храмов настенных росписей. Единственный дошедший до нас пример – настенные росписи из храма в Телль-Укайре конца 4 тысячелетия до н.э. Почти полное отсутствие в храмах Шумера периодов Урук и Джемдет-Наср настенных скульптурных изображений. Единственный пример, уникальный по уровню художественного исполнения: женская голова из Урука, плоско стесанная сзади для прикрепления к стене. Предположительно изображение богини Инанны (или Иннин). Параллель: «настенная» фигура богини города Ашшура на северном течении Тигра, в храме второй половины 4 тысячелетия до н.э. Скульптурные композиции на каменных сосудах: например, сосуд с рельефными и горельефными фигурами львов и быков из Урука; сосуд с рельефными и горельефными фигурами быков. Оформление в периоды Урука и Джемлет-Наср двух закономерностей построения композиций: 1) композиция, так называемая геральдическая (например, каменный сосуд с рельефным изображением мифологической сцены из Телль Аграба; цилиндрические печати с фигурами жреца и двух козлов – из храма богини Инанны в Уруке и так называемого «парчового» стиля с изображениями орлов, когтящих антилоп; цилиндрическая печать с изображением фантастических животных, перевившихся шеями); 2) композиция построчная (например, цилиндрическая печать с рельефным изображением вереницы быков и колосьев; каменный культовый сосуд с процессией данников, животными и растениями – из храма богини Инанны в Уруке; цилиндрическая печать «парчового» стиля с полосой геометрического орнамента – из Ашура).

Искусство Шумера раннединастического периода. 29-24 вв. (2850-2400 гг. до н.э.). Наиболее значительные города. Культурные центры, существовавшие уже в 4 тысячелетии до н.э.: в Южном Двуречье – Эреду (современный Абу-Шехрайн, древнейший центральный город Шумера), Ниппур (в нем находилось общешумерское святилище – храм бога Энлиля), Урук (по преданиям им правил древнешумерский герой Гильгамеш), Ларса, Ур, Лагаш (Ширпурла), Исин, Адаб, Умма; в Северном Двуречье, т.е. севернее Ниппура, но в южной части «восьмерки», которую образуют Тигр и Евфрат – Хафажде, Ашнуннак (современный Телль-Ахмар), Киш, Борсиппа, Сиппар. Постоянные войны между маленькими городами-государствами: Ур – сильное военное и торговое государство. Основатель первой исторической династии города Лагаша – Ур-Нанше. Значительное усиление Лагаша в середине 3 тысячелетия до н.э. при царе первой династии Эанатуме. Дальнейшее развитие ремесел. Захват в 24 в. (2320-2312?) гг. до н.э. верховной власти Урукагиной (Уруинимгиной). Строительство Урукагиной дворцов, храмов, каналов. Нападение на Лагаш и разгром его зданий правителем Уммы Лугальзагеси. Первое объединение им всего Шумера, т.е. Южного Двуречья и Аккада, т.е. Северного Двуречья в одно государство – на протяжении двадцати пяти лет его царствования. Расцвет городов Шумера в это время. Ведущий вид искусства раннединастического периода – архитектура. Главный строительный материал сырцовый кирпич и изредка – обожженный кирпич. Основные черты архитектуры, сложившиеся еще в 4 тысячелетии до н.э. – конструкция, облик фасадов, план, характер перекрытий. Образец храмовой постройки периода – храм богини Нинхурсаг в Убайде – предместье Ура середины 3 тысячелетия до н.э. Традиционные черты его архитектурной конструкции. Новые черты. Оформление входа: две скульптуры львов - охранителей (медь, деревянная основа) по его сторонам и медный рельеф над дверью (львиноголовый орел Имдугуд и два оленя). Аналогичные по конструкции, плану и облику храмы в городах Хафадже и Телль-Брак. Наиболее яркие памятники изобразительного искусства раннединастического периода, найденные в городах разных частей Двуречья: Южном – в Лагаше, Уре. Убайде; Северном – в Ашнуннаке, Хафадже, Акрабе, Мари. Круглая скульптура и рельеф. Предназначение скульптурных изображений преимущественно для храмов. При стилистическом единстве некоторые отличия манеры исполнения скульптур, изображающих молящихся (адорантов) и богов, в разных областях Двуречья: приземистые из городов Южного Двуречья, более вытянутых пропорций – из Среднего Двуречья. Типичные примеры: из Южного Двуречья – статуя начальника житниц города Урука по имени Курлиль (найдена в Убайде); статуя женщины (найдена в Лагаше) – обе второй четверти 3 тысячелетия до н.э.; части статуй царя Лугалькисальси и его внука (обе из Урука); из пунктов Северного Двуречья (середины 3 тысячелетия до н.э.) – статуи адорантов, например, Дуду – храмового управляющего со змеями; бога Аб-У и богини – из Ашнуннака; статуи из Мари – сановника Эбих-Иля; жрицы; храмового музыканта и певца Ур-Нины; правителя Ламги-Мари; сидящей супружеской пары. Рельефные изображения. Наиболее характерные рельефы периода: посвятительные (вотивнные) палетки Ур-Нанше (основателя первой династии Лагаша) и Дуду; рельеф «Персонаж с перьями» (из Лагаша); рельеф со сценой посвящения на так называемой «круглой базе» (из Лагаша); стела правителя (царя) Эанатума (так называемая «Стела коршунов» из Лагаша); вереница рельефных фигур львов на булаве Месилима (из Лагаша). Стилистические черты раннединастических рельефов. Схематические ральефы животных на печатях так называемого «парчового стиля»; сцены символического «борения» мифологических персонажей и животных – так называемый «фриз сражающихся».

Художественное ремесло раннединастического периода. Дальнейшее развитие и совершенствование, по сравнению с периодами Урук и Джемдет-наср, техники и технологии разных ремесел. Высокохудожественные ювелирные изделия из захоронений правителей Ура времени первой династии, около 2600 гг. до н.э., так называемых «Царских гробниц» - Шуб-ад, Абарги, Мескаламдуга: так называемый «Штандарт»; золотой кинжал с рукоятью из лазурита в золотых ножнах и золотой шлем Мескаламдуга; золотые сосуды; украшения Шуб-ад; образно-правдиво типизированные изображения животных – коза у цветущего куста, осел, скульптурные головы быков и коровы из золотого листа и лазурита на храмовых арфах.

Искусство Аккада, 24-22 вв. до н.э. Подчинение в 24 в до н.э. семитскими правителями города Аккада на Среднем Двуречье большей части Южного Двуречья. Объединение около 2300 г. до н.э. почти всего Севера и Юга Двуречья в единое государство, прогрессивный акт для той эпохи, царем Саргоном I или Древним (Саргон-Шаррукен, что значит «истинный царь»). Победоносные войны Саргона, который царствовал пятьдесят пять лет, против крупнейших городов Щумера: Урука, Ура, Лагаша, Уммы, а также против Элама (в Иране) и к северо-западу от Аккада против города-государства на среднем Евфрате – Мари, вплоть до границ Малой Азии – гор Тавра. Продолжение завоевательно-объединительной политики его преемниками – сыном Римушем, братом Маништусу и особенно царем Нарам-Сином (Нарам-Суэном, ок. 2236-2200 гг. до н.э.). Яркий расцвет в течение почти двухсот лет аккадского искусства.

Архитектура периода Аккада. Широкое применение перекрытий в виде арки и свода из обожженного кирпича. Жилые дома «аккадского облика». Их конструкция, план. Жилые постройки периода Аккада традиционного шумерского типа. Типичный пример – дворец правителя Ашнуннака, носившего то же имя, что и царь – Нарам-Син или Нарам Суэн.

Скульптура и рельеф периода Аккада. Небольшое число сохранившихся памятников. Особенно выразительное воплощение индивидуальных черт: так называемый портрет царя Саргона Древнего (из Ниневии) и алебастровой, так называемой «Голове семита» (из Адаба). Характерные стилистические черты круглой пластики и рельефов периода Аккада. Типичные примеры: скульптурные части двойного медного сосуда в виде двух борцов (из Телль-Аграба); бронзовая фигура четырехликого божества (из Хафадже); фрагмент рельефа – доение коровы; рельеф – охота на льва на цилиндрической печати Данили; рельеф – шествие пленных на цилиндрической печати Кальки; рельеф на фрагменте стелы – битва бога солнца с трехглазым чудовищем (из Хафадже). Наиболее мастерское отражение изобразительных приемов периода в рельефе на стеле царя Нарам-Сина, посвященной его победе над горным племенем Луллубеев (ок. 2300 г. до н.э. из Суз). Новые стилистические черты аккадской эпохи. Примеры: часть диоритовой стелы со сценой угона военнопленных (из Суз); кусок стеатитового сосуда с фигурой военнопленного горца; фрагмент рельефа со сценой сражения (из Суз). Рельефы цилиндрических печатей периода Аккада. Сцены «борьбы», «схватки» мифологических героев или одного героя Гильгамеша с небесным быком и львом, а также с буйволом. Упадок Аккада, экономики и мощи страны вскоре после смерти Нарам-Сина. Нашествие ок. 2200 г. до н.э. горного племени гутиев с гор Загра из-за Тигра, опустошение ими и подчинение земель Двуречья. Жизненность традиций искусства Аккада – сильная еще около ста лет, ослабленная до середины 2 тысячелетия до н.э. – на юге Двуречья, до завоевания его горным народом – касситами.

Искусство позднешумерского периода, 2200-1997 гг. до н.э. Памятники Гудеа из Лагаша. 22 в. (2200-2124 гг.) до н.э.Меньшая подчиненность нашествию гутиев Южного Двуречья (по сравнению с Северным Двуречьем). Краткий новый расцвет. Обширное строительство правителя Лагаша, так называемного патэси или энси Гудеа (платил гутиям дань) и крайне малое количество материальных остатков этих сооружений. Косвенные свидетельства о планах, характере обработки фасадов и перекрытий в архитектуре времени Гудеа: план, прочерченный на каменной доске, высеченной на коленях одной из сидячих статуй Гудеа; полуциркульное завершение стел Гудеа из сооруженных по его приказу храмов. Силистические особенности круглой пластики и рельефов времени Гудеа. Посвятительные статуи Гудеа, его родственников и приближенных - более полутора десятка из одного помещения храма в Лагаше; рельефы на стелах Гудеа и посвятительных сосудах.

Искусство времени III династии Ура. (Около 2112-1997 гг. до н.э.). Изгнание гутиев в конце 22 в. до н.э. и кратковременное – в начале 21 в. до н.э. объединение всего Двуречья под главенством города Ура при правлении в нем III династии. Законы царя Ур-Намму, основателя III династии Ура. Установлении общегосударственного культа обожествленного царя. Сооружение храмов, в которых поклонялись царским статуям. Недолговечность могущества царей III династии Ура. Передача элементов высокой шумерской культуры, в т.ч. и изобразительного искусства, благодаря существованию сильного государства во главе с Уром, многим народам Передней Азии. Архитектурный комплекс в городе Уре. Его план, включающий дворец, два храма, зиккурат. В рельефе слияние, как и во времена Гудеа, традиции аккадского и шумерского искусства. Значительнейший из сохранившихся памятников – стела царя Ур-Намму, посвященная сооружению зиккурата в Уре. Стиль канонизированных рельефных композиций стелы.

 

Искусство старовавилонского периода. 20-17 вв. до н.э. Искусство Элама во 2 тысячелетии до н.э. Искусство времени касситской династии в Вавилоне. 16-12 вв. до н.э. Старовавилонская культура - наиболее значительная в Южном Двуречье в первой половине 2 тысячелетия до н.э. Объединение под главенством города Вавилона, на среднем течении Евфрата, областей Шумера и Аккада при царе Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). Органическое сложение культуры Вавилона этой эпохи на живых традициях шумерской и аккадской культур. Чрезвычайно плохая сохранность не только отдельных произведений искусства, но и самого города Вавилона этой эпохи. Характернейший памятник эпохи – стела царя Хаммурапи со сводом законов и рельефов в верхней ее части (из Суз, 18 в. до н.э.). Символичность рельефной композиции – сцены получения царем Хаммурапи знаков власти от бога Шамаша, так называемой инвеституры; стилистическая характеристика. Круглая скульптура, происходящая из Вавилона. Мужская голова от статуи, возможно, царя Хаммурапи (из Суз, 18 в. до н.э.). Бронзовая скульптура царя Хаммурапи (из Ларсы, 18 в. до н.э.). Яркие косвенные свидетельства о стиле старовавилонского изобразительного искусства – памятники, происходящие из города-государства Мари (современный Телль-Харири), где правил Зимрилим, на среднем Евфрате, на окраине страны. Открытые археологическими раскопками руины дворца правителя Зимрилима из сырцового кирпича. Типичность его плана и конструкции, традиционных для архитектуры Двуречья. Настенные росписи. Основные принципы исполнения: две поддавшиеся реконструкции композиции – фрагмент процессии с жертвенным быком и композиция со сценой инвеституры, а также фигурами божеств, изливающих воду, грифонами и пальмами. Новое в росписях – применение голубых и зеленоватых оттенков во фрагментах хуже сохранившихся композиций (фигуры воина, рыбака, козы). Открытая во дворце Зимрилима круглая скульптура разного времени: приблизительно середины 3 тысячелетия до н.э., близкая по стилю к скульптуре Южного Двуречья раннединастического периода (например, статуя правителя Мари Иштуп-Илума, 18 в. до н.э.). Глиняные статуэтки богов и гениев-хранителей для домашних алтарей (оттиснутые в односторонних формах, плоские сзади). Динамика движений терракотовых рельефов со сценами из эпоса и мифов (например, человек на быке, двое борющихся мужчин, музыкант). Формы для сыров и пряников – из дворца Зимрилима. Врезанные в их внутреннюю поверхность, углубленные рельефные композиции – охота на оленя и хищник, нападающий на стаю животных. Уничтожение центра искусства в Мари, в связи с захватом и разрушением города воинами царя Хаммурапи в 18 в. до н.э. Значительное проникновение и длительное сохранение форм старовавилонского искусства, а следовательно и Шумеро-аккадских традиций в искусстве Элама 2 тысячелетия до н.э. Например, традиционны формы прихрамовых башен – зиккуратов Элама. Наиболее хорошо сохранившийся из всех переднеазиатских зиккурат в Чога-Замбиль (древний Дур-Унташе, конец 2 тысячелетия до н.э.). Воплощение образа «верховной власти» в крупной бронзовой статуе Напир-Асу, царицы Элама (из Суз, 1250 г. до н.э.). Продолжение традиции передачи индивидуально-портретных черт в бронзовой мужской голове из Хамадана (древняя Экбатана, 2 тысячелетие до н.э.). Завоевание Двуречья горными племенами касситов – с 16 по 12 вв. до н.э. Единственный памятник архитектуры касситского периода, сохранившийся в Южном Двуречье – храм царя Караиндаша в Уруке (16-15 вв. до н.э.): в нем своеобразные черты архитектуры «горных народов» Передней Азии. Рельеф «Божество» (человек-бык) с пальмой (из Суз, 13 в. до н.э.). Рельефы касситского и послекасситского периода на межевых камнях – «кудурру»: межевые камни царя Мардук-Назира – оба 12 в. до н.э. Рельефы на цилиндрических печатях касситского времени (например, печать с изображением фигуры божества, попирающего горы – середина 2 тысячелетия до н.э.).

Искусство Сиро-Финикии и Палестины, 18-8 вв. до н.э.Окраинное по отношению к основополагающим культурам Передней Азии в долине Евфрата и Тигра положение Сиро-Финикии и Палестины, прилегающих к восточному побережью Средиземного моря: Сирия – на севере присредиземноморской области; Палестина – на юге, Финикия на самом побережье за двойной грядой (Ливан и Антиливан) Ливанских гор. На этой территории современные государства – Сирия, Ливан, Иордания, Израиль. Разнообразие географических условий: степи, нагорья, горные хребты, глубокие долины. Распространение на эти территории шумерской культуры 4 тысячелетия до н.э. с расписной керамикой – типов, найденных в Халафе, Хассуне, Самарре. Обилие небольших городов-государств с возглавляющими их правителями-царями и родовой потомственной знатью. Крупные торговые города на скрещении торговых путей: в Сиро-Финикии – Алалах (современная Атчана или Телль-Атчана), Халпа (современный Алеппо или Халеб), Угарит (современная Рас-Шарма), Гебал (современный Джебель, Библ или Библос). Берит (современный Бейрут), Сидон (современная Сайда), Тир (современный Сур). В Палестине – Месиддо, Бет-Шан (современный Бейсан), Самария, Иерусалим. Типичный торговый город-порт Угарит (в 50 км. к югу от устья реки Оронта, расцвет с конца 3 – по вторую половину 2 тысячелетия до н.э.), с храмом, дворцом, библиотекой, мощными крепостными стенами, некрополем, гаванью. Разнообразный этнический состав населения: территория Сиро-Финикии и Палестины – «мост», дорога между Египтом, Малой Азией и Двуречьем. Изобретение алфавитного письма, легшего в основу всех современных алфавитов. Архитектура Сиро-Финикии и Палестины. Основные строительные материалы: сырцовый кирпич, дерево, камень для фундаментов и цоколей. Деревянные и каменные, свободно стоящие опоры – колонны, столбы. Облицовка нижних частей стен каменными вертикально стоящими плитами – так называемыми ортостатами. Отличие планировки зданий от типичных планов построек Двуречья: больше дворов перед фасадом зданий, чем внутренних дворов. Большее число двухэтажных жилых зданий. Города-крепости. Характернейший тип зданий – так называемое «бит-хилани» («Дом галереи»). Пример – не сохранившийся, но описанный в Библии храм царя Соломона, посвященный богу Яхве (Израильское царство, 10 в. до н.э. – современная Палестина). Храмы финикийских городов – этого же типа, плана, облика. Известные также лишь по древним текстам: царский дворец в городе Угарите (Финикия) со сводчатыми перекрытиями из обожженного кирпича и богатейшим убранством и «Дворец слоновой кости» царя Ахаза в Самарии (Палестине). Скульптура и рельеф Сиро-Финикии и Палестины. Предназначенные для домашних алтарей и небольших храмов скульптурные изображения божеств, а также царей, вождей – глав городов-государств. Бронзовая статуэтка женского божества со змеей из Угарита, каменная фигура Идрими, правителя Алалаха. Вылепленная из стеклянной массы композиция – два воина на колеснице (из Угарита). Две портретные головы (из слоновой кости – из Угарита и из камня – из Алалаха). Рельефы. Уравновешенно-статичный гранитный рельеф из Бет-Шана – с изображением символической схватки зверей; рельефы на каменном (известняк) саркофаге царя города Библоса – Ахирама; пластины из слоновой кости с рельефными композициями (сцены триумфа и пира царя; фигуры божеств, грифоны с теленком, олень; богиня, кормящая двух козлов – из Мегиддо и Бет-Шана – в Палестине, и Угарита – в Финикии, а также найденные при раскопках ассирийских городов Хадату – современный Арслан-Таш и Калах – современный Нимруд). Гравированные рельефы – сцен охоты, орнаменты – на изделиях торевтов: например, на золотых финикийских блюде и чаше из Угарита.

Искусство хеттов. Начало 2 тысячелетия – 8 в. до н.э. Географическое местоположение областей культуры хеттов в восточной части Малой Азии и в Северной Сиро-Месопотамии. Древнейшее население плоскогорья Малой Азии – так называемые протохетты. Появление в Малой Азии и Северной Сирии во 2 тысячелетии до н.э. и новых племен неситов. Сложение сначала хеттского союза племен, а затем, в 18-12 вв. до н.э. – хеттского государства (в него вошли многие племена – кроме протохетов и неситов, ливийцы, палайцы). Образование во 2 тысячелетии до н.э. хеттской народности. Официальное обожествление царя и царской власти – отражение этого в памятниках изобразительного искусства. Столица – город Хаттуса (современный Богазкей) в Малой Азии, в излучине реки Галис (современный Кызыл-Ирмак). Крупнейшие города: Аладжа-хююк (на севере Малой Азии) , Кюльтепе (древний Канес – в Малой Азии, к югу от излучины Галиса), Мараш и Кара-тепе (на юге Малой Азии, в горах Тавра), Ганиш и Алишар (восточная часть Малой Азии - Анатолия), Сакче-Гезу (на границе Малой Азии и Северной Сирии), Каркемиш на Евфрате, Самаль (современный Зинджирли) и Малатия – все три в Северном Двуречье. Падение хеттской державы в 12 в. до н.э. в результате нашествия «народов моря», а также удара ассирийского царя Тиглатпаласара I на хеттские области в Северной Сирии. Существование после этого в течение 12-8 вв. до н.э. на окраине «хеттского мира» отдельных городов-государств, носителей хеттской культуры (например, город Каркемиш, разгромленный только в 8 в. до н.э. ассирийским царем Саргоном II). Аккадо-вавилонское влияние на культуру протохеттов в конце 3 тысячелетия до н.э.; влияние культуры древних племен хурритов северо-западной части Двуречья – государства Митанни и культуры Эгейского мира по 2 тысячелетии до н.э. Природные условия. Развитие металлургии. Существование и многих других ремесел: керамического, например,глиняные обожженные сосуды из Алишара и Кюль-тепе, повторяющие формы медных изделий ; ткацкого, столярного, сапожного, портновского.

Архитектура хеттов времени Хеттского государства. 18-12 вв. до н.э. Устройство хеттских городов, их характерный план: столица Хаттуса (отстроена между 1350 и 1250 гг. до н.э.) и города Самаля. Замостка улиц камнем (например, в Хаттусе). Дворцы, храмы, жилые дома типа «бит-хилани», характерного для архитектуры хеттов, как и для районов хетто-хурритской культуры – Северного Двуречья, Северной Сирии. Появление в постройках периода Хеттского государства облицовки нижних рядов кладки стен из сырцового кирпича массивными каменными блоками с рельефами, так называемыми ортостатами (например, во дворце в Кара-тепе). Типичные «бит-хилани» - пять храмов в Хаттусе, самый большой из которых служил одновременно и дворцом. Установка статуи божества или его символа между двух окон, а также освещение ее лучами света через оконные проемы на боковых стенах. Характерное для хеттов включение фигур охранителей входов – львов и сфинксов в конструкцию арок (например, во дворце в Кара-тепе) и колонн (например, база колонны из Самаля).

Скульптура и рельеф хеттов. Мотивы хеттского искусства, как и хурритского: фигуры божеств, царей, воинов, охотников – пеших и на колесницах, запряженных конями; фигуры реальных животных и фантастических существ – грифонов, крылатых сфинксов, людей с орлиными головами. Мелкая круглая скульптура хеттов раннего периода (например, бронзовое навершие штандарта в виде фигуры оленя – из Аладжа-хююк, 2300-2100 гг. до н.э.; серебряная женская статуэтка из гробницы в Хасаоглане близ Анкары, около 2000 г. до н.э.). Пластическое оформление внешних городских стен Хаттусы – западные, так называемые Львиные ворота (15-13 вв. до н.э.) с двумя полуфигурами львов, и восточные, так называемые Царские ворота (15-13 вв. до н.э.) с рельефным изображением того же времени бога грозы и непогоды Тешуба, скульптуры на так называемых воротах сфинксов в Аладжа-хююк (15-13 вв. до н.э.). «Вписанность» рельефных изображений в поверхность и прямоугольное пространство плит-ортостатов. Например: рельеф со сценой охоты на кабана и оленей – на ортостате городской стены в Аладжа-хююк (15-13 вв. до н.э.); рельеф со сценой охоты воинов на колеснице на оленя – на ортостате из Малатии (вторая половина 2 тысячелетия до н.э.). Аналогичные по принципу исполнения наскальные рельефы – композиции под открытым небом. Например: фигура молящегося царя Муватасилиса – на скале над рекой Пирам в Киликии (13 в. до н.э.); шествие богов и сцены священного магического бракосочетания верховных божеств хеттов – богини Хебат и бога громовника; изображения бога-меча и царя Тутхалияса IV, которого обнимает бог Шарума – все на скалах в Язылы-кая («Расписные скалы») недалеко от Хаттусы (13 в. до н.э.). Влияние рельефов 11-8 вв. до н.э., т.е. поздне- хеттского времени (после падения Хеттской державы в 12 в. до н.э.) – на ассирийские, 9-7 вв. до н.э. Стилистическая характеристика. Примеры: на ортостатах из Каркемиша – два гения (1050-850 гг. до н.э.) и царь Катувас (около 900-х гг. до н.э.), царь Арарас с сыном Каманасом и царская семья, шествующие воины, воины на колеснице, военная сцена (все 8 в. до н.э.); из Самаля – царь Бар-Рекуб и его писец (8 в. до н.э.); из Мараша – царевич с письменным прибором перед матерью; из окрестностей Анкары – идущий бык (8 в. до н.э.); наскальный рельеф из Ивриза, изображающий царя Варпалаваса в молитвенной позе перед богом плодородия (вторая половина 8 в. до н.э.) Немногочисленные образцы монументальной круглой пластики поздне-хеттского времени: статуя божества грозных сил природы и одновременно бога земного плодородия – бога громовника, сидящего на троне, который находится на спинах двух львов- из Каркемиша (9 в. до н.э.); статуя царя, стоящего на спинах двух львов – из Самаля ( 9 в. до н.э.); статуя царя Тархунази – из Малатии (конец 8 в. до н.э.). Стиль исполнения.

Искусство Митанни.17-10 вв. до н.э.Митанни или Маитанне – государство, образовавшееся в 17 в. до н.э. и возвысившееся в 16 в. до н.э. в Северном Двуречье. Наивысший расцвет Митанни в 16-14 вв. до н.э. Культура Митанни – одна из окраинных (наряду с культурами хеттов, Сиро-Финикии и Палестины) по отношению к ведущей «ветви» культур Передней Азии – шумеро-вавилонской.

Архитектура, круглая скульптура и рельефы Митанни. Формы архитектуры, аналогичные архитектуре Сирии, Финикии, Палестины и хеттов. Строительство из сырцового кирпича и камня – фундамент, цоколь и колонны, а также дерева – балки плоских перекрытий, колонны, прокладки в кирпичных стенах. Типичнейший образец зодчества Митанни – храм-дворец в Телль-Халафе (древняя Гузана), сооруженный при правителе Капаре, приблизительно 10 в. до н.э. Яркий пример постройки типа сиро-финикийского или сиро-хеттского «бит-хилани». Основные стилистические признаки. Конструктивное включение в архитектуру круглых скульптур. Эмоционально действенные цветовые сочетания природных материалов. Цилиндры-печати так называемого «митаннийского изысканного стиля» (15-14 вв. до н.э.): в рельефных композициях фантастические персонажи-грифоны, птицы-сфинксы, божества с перевитыми ногами и фигуры полуобнаженной богини любви Шавушки.

Искусство Ассирии. 13-7 вв. до н.э. Ассирия – одно из наиболее значительных государств Передней Азии в первой четверти I тысячелетия до н.э. Влияние на древнейшее искусство Ассирии в 4 и 3 тысячелетиях до н.э. щумерской культуры (храм богини Инанны – Иштар в городе Ашшуре, круглая пластика), а также митаннийской – политическая зависимость Ассирии от государства Митанни в 15 в. до н.э. Более светский, чем в Египте и в Двуречье ранних периодов, характер искусства (в значительной мере придворного). Восприятие искусством Ассирии традиций шумеро-аккадо-вавилонских и, особенно, родственных – хетто-хурритского искусства. Архитектура – ведущий вид искусства Ассирии. Города крепостного облика, многие из которого с четкой планировкой улиц: Ашшур – древнейший город Ассирии; Кар-Тукульти-Нинурта – 13 в. до н.э.; Дур-Шаррукен – вторая половина 8 в. до н.э.; столицы государства в разные века – Калах (Кальху, современный Нимруд) – 9 в. до н.э. и Ниневии (современный Куюнджик) – 8-7 вв. до н.э. Храмы. Их планы. Два аналогичных типа планировки дворцов. Прихрамовые зиккураты, иногда сдвоенные (например, при храме, посвященном богам Ану и Ададу в городе Ашшуре). Наиболее хорошо сохранившиеся и поддающиеся реконструкции крепости, храмы и дворцы: времени правления царей Тукульти-Никурты I (13 в. до н.э.), Ашшурнасирапала II (883-859 гг. до н.э.), Саргона II (722-705 гг. до н.э.), Ашшурбанапала (668-626 гг. до н.э.). Дворец царя Саргона II в Дур-Шаррукене (современный Хорсабад) конца 8 в. до н.э. – типичнейший пример дворцовой архитектуры Ассирии. Идентичный по принципу планировки дворец царя Ашшурбанапала в городе Ниневии (современный Куюнджик) – второй половины 7 в. до н.э. Рельефы Ассирии. 13-7 вв. до н.э. Рельефы на ортостатах из дворцов Ашшурнасирапала II в Калахе, Саргона II, Ашшурбанапала, а также на алтаре времени царя Тукульти-Нинурты I 13 в. до н.э. из Ашшура. Сюжеты. Установление общей изобразительной системы рельефов уже в первой половине 9 в. до н.э. (ко времени Ашшурнасирапала II). Единство принципов создания изображений на разных этапах развития ассирийского искусства. Преобладание, однако, в период Ашшурнасирапала II и Салманасара III (859-824 гг. до н.э.) величаво-торжественных ритмов – движений, поз, состояний, крупномасштабности. Преобладание во времени Саргона II, его сына Синаххериба (705-681 гг. до н.э.) и Ашшурбанапала – повествовательности и измельченности всех компонентов. Оттенение формы рельефов при помощи полихромной раскраски. Включение в плоскость многих рельефов клинообразных надписей. Примеры рельефов высокого образно-художественного уровня: ортостаты со сценами охоты на львов в царском зверинце – из дворца Ашшурбанапала в Ниневии. Росписи Ассирии. Идентичность их рельефам по стилистическим признакам и сюжетам. Сохранившиеся во фрагментах росписи из дворца ассирийского наместника Шамшиилу в провинциальном ассирийском городе Телль-Барсибе (современный Телль-Ахмар) в Северном Двуречье. Круглая, изолированно стоящая скульптура. Исполнение таких изваяний на основе тех же образно-художественных закономерностей, что и рельефных композиций. Типичные примеры: каменные статуи царей Ашшурнасирапала II и Салманасара III – из Ашшура, статуэтка царя Ашшурнасирапала II из янтаря.

Искусство Урарту. 9-6 вв. до н.э. Урарту - сильное военизированное государство, возглавляющееся деспотически правившими царями, сосед и главный военный соперник Ассирии в 9-8 вв. до н.э. Завоевания Урарту в Закавказье. Тесная связь и близость культуры Урарту с конца 9 по 7 вв. до н.э. к ассирийской. Архитектура Урарту. Города, крепости, дворцы, храмы, главным образом – на естественных возвышенностях. Строительные материалы: основной – сырцовый кирпич, а в ответственных постройках или в частях – тесаный камень. Типы зданий (как в Двуречье). Четкая, прямолинейная планировка городов: например, город при крепости Тейшебаини, под Ереваном. Подчинение плана и архитектурных форм крепостей конфигурации горного рельефа, например, городские оборонительные стены столицы Урарту города Тушпы (современный город Ван), крепость Тейшебаини, 7 в. до н.э. (современный холм Кармир-блур близ Еревана). Типичные помещения внутри крепостей. В связи с обожествлением гор и скал – высекание на их склонах так называемых «дверей бога» - например, на Ванской скале, внутри той же Ванской скалы – помещений царских усыпальниц. Типы храмов: храмы в городе-крепости Эребуни, 8 в. до н.э. (современный холм Арин-берд под Ереваном) и на городище Алтын-тепе; храм в Мусасире, на позже 9 – начала 8 вв. до н.э., известный только по рельефному изображению из дворца ассирийского царя Саргона II в Дур-Шаррукене; включение в экстерьер храма в Мусасире скульптуры; плохо сохранившийся храм в городе Русахинили – холм Топрах-кала, близ города Вана, кладка его стен из чередующихся в шахматном порядке блоков светло-серого и черно-серого камня; фрагменты фриза из красно-розового мрамора с линеарно-прорезанными фигурами быков перед священным деревом (кусок – в Санкт-Петербурге, в Эрмитаже), параллель- рельеф, также выполненный прорезанными линиями, из Адильджеваза (древний Зиукуни) – урартское божество на быке; инкрустация полов концентрическими чередующимися кругами черного и белого камня (фрагмент – в Санкт-Петербурге, в Эрмитаже). Очень малое количество сохранившихся крупных скульптур Урарту 8-6 вв. до н.э. (например, торс каменной культовой статуи – Тбилиси, Исторический музей). Значительное число небольших фигур из бронзы, 8-7 вв. до н.э. – частей парадных кресел, тронов; сфинксы – например, из Топрах-кала; фигуры божеств на быках и львах. Стиль и техника их изготовления: отливка по методу «утраченного воска», инкрустация лиц и глаз, крыльев, чеканка, а поверх – «обтяжка» тонким золотым листом (например, украшение трона в виде сфинкса из Топрах-кала ( Санкт-Петербург, Эрмитаж). Аналогичные по технике отливки скульптурные ручки бронзовых котлов (например, ручка котла в виде головы быка из Топрах-кала). Бронзовые шлемы, щиты, колчаны (например, царя Сардури II, 7 в.до н.э. – Ереван, Исторический музей; Санкт-Петербург, Эрмитаж) и бронзовые пояса с рельефами, чеканными и гравированными изображениями. Скульптура небольших размеров из дерева, например статуэтки богов из крепости Тайшебаини (Ереван, Исторический музей). Стилистическая характеристика урартской пластики в целом. Своеобразие всех урартских изображений. Передача элементов урартского искусства через покорившую его на рубеже 7 и 6 вв. до н.э. Мидийскую державу – искусству Ахеменидского Ирана.

Искусство Древнего Закавказья. Конец 4 – первая половина I тысячелетия до н.э. Древность восходящей к эпохе каменного века, к 5-4 тысячелетию до н.э., культуры племен и народов Закавказья, живущих к югу от Большого Кавказского хребта – в долине реки Риони и в Куро-Аракском Двуречье, т.е. на территории современных Грузии (части ее), Армении и Азербайджана. Близость и параллельность многих форм культуры и искусства Закавказья формам культуры и искусства народов северо-западных областей Передней Азии, например, хурритов и хеттов. Включение территории Закавказья в первой четверти I тысячелетия до н.э. в состав государства Урарту. Главные занятия населения древнего Закавказья. Архитектура Древнего Закавказья конца 4 – первой половины I тысячелетия до н.э. Строительные материалы: камень, сырцовый кирпич, дерево. Жилые дома из сырцового кирпича и мелких кусков камня. Сооружение вокруг поселений мощных крепостных стен из каменных глыб, так называемой циклопической кладки. Круглая пластика, рельефы и керамика Древнего Закавказья 2 тысячелетия – первой половины I тысячелетия до н.э. Многогранность ремесла Древнего Закавказья. Основные группы памятников, обнаруженные при археологических раскопках поселений и могильников – их стилистическая оценка и характерные приемы. Глиняные обожженные, полихромно расписанные кувшины 2 тысячелетия до н.э., например из Триалети (Грузия, Тбилиси, Исторический музей) и Кировакана (Армения, Ереван, Исторический музей). Фигуры (небольшие) – женские, мужские, животных, птиц – из глины, бронзы и драгоценных металлов 2 тысячелетия – первой половины I тысячелетия до н.э. (например, фигуры из Лчашена, Айрума, Паравакара – все пункты в Армении, все скульптуры – в Ереване, в Историческом музее). Многофигурные объемные композиции – навершия для повозок и колесниц (например, из Лчашена -2 тысячелетие до н.э., Ереван, Исторический музей). Бронзовые пластинчатые пояса конца 2 -го – первой половины I тысячелетия до н.э. (пояса из Мцхета и Самтавро – Грузия, Тбилиси, Исторический музей; из Санаина – Армения, Ереван. Исторический музей). Сосуды из драгоценных металлов, 2-го тысячелетия до н.э., например, золотая чаша из Кировакана (Ереван, Исторический музей); серебряный кубок и серебряное ведро из Триалети (оба в Тбилиси, Исторический музей). Рельефы на деревянных полосках, например, из Лчашена, 2-го тысячелетия до н.э. (Ереван, Исторический музей). Стилистическая общность изделий Закавказья с памятниками искусства северо-запада Передней Азии.

Нововавилонское искусство. 7-6 вв.до н.э. Полное экономическое и политическое ослабление Вавилонии к концу 2 тысячелетия до н.э. Новое его возвышение с конца 7 в. до н.э.: захват в 626 г. до н.э. верховной царской власти Вавилонии военачальником Набопаласаром. Разгром Набопаласаром в союзе с Мидией ассирийского государства (в 612 году была взята столица Ассирии Ниневия). Включение в состав Вавилонии территории Ассирии, а также большей части Двуречья, Элама, всей Сирии, Финикии и Палестины. Сильное воздействие на культуру и искусство Нового Вавилона культуры Ассирии. Продолжение завоевательной политики и грандиозное храмовое, оборонительное и ирригационное строительство при его сыне царе Навуходоносоре II (605-562 гг. до н.э.) в разных пунктах государства, в первую очередь – в городе Вавилоне. Архитектура – главный вид Нововавилонского искусства. Превращение Вавилона – с середины 7 по середину 6 вв. до н.э. в целостный по размещению и стилю городской архитектурный ансамбль: единый план, четкость расположений главных магистралей; четыре «комплекса» оборонительных сооружений: ров, восемь ворот – бастионов; основная «процессионная дорога» и ворота (с севера) богини Иштар; центральный храм главного бога Вавилона Мардука-Эсагила; семиступенный зиккурат при этом храме – Этеменанки; пятьдесят три других городских храма. Облицовка плоскостей привратных башен, ворот Иштар (6 в. до н.э.) синим глазурованным кирпичом с рядами белых и желтых драконов («мушрушей») и чередующихся с ними белых и желтых быков - все переданы невысоким рельефом. Облицовка городских оборонительных стен перед и за воротами Иштар у Северного дворца царя Навуходоносора II также синим глазурованным кирпичом, но с фигурами шествующих львов. Летний дворец Навуходоносора II под Северным холмом (Бабиль). Храм богини Нинмах и дворец-крепость (под холмом Каср). «Северный дворец» - к северу от ворот Иштар. «Южный дворец» - к югу от городских стен. Большой тронный зал «Южного дворца» со стеной, декорированной пышно-торжественным панно (6 в. до н.э.). Примыкавший к «Южному дворцу» небольшой сад уступами на конструкциях - сводах из обожженного кирпича – так называемые «Висячие сады». Стилистическая близость рельефов и круглой пластики нововавилонского периода к ассирийским. Малое количество сохранившейся скульптуры. Терракотовые статуэтки для домашних алтарей. Каплевидные печати-подвески из халцедона и в небольшом числе цилиндрические печати. Фигура молящегося перед алтарем с символом божества (например, 7-6 вв. до н.э. – Санкт-Петербург, Эрмитаж), или несколько фигур божеств (например, печать с изображением воина и демона - 7 в. до н.э., Санкт-Петербург, Эрмитаж). Прекращение существования Нововавилонского государства под ударами Ахеменидского Ирана (царь Кир II).

Искусство Ахеменидского Ирана. Середина 6 в. – 330 гг. до н.э. Географическое положение Иранского нагорья. Позднее включение этой территории в международные связи Передней Азии. В середине 6 в. до н.э. в течение одиннадцати лет (550-539 гг. до н.э.) создание царем персов Киром II (Кируш) из рода Ахеменидов путем энергичных военных вторжений и захватов (в т.ч. и разгром Вавилона) обширнейшего государства, включавшего, кроме самого Ирана, почти все районы Передней Азии. Присоединение к этой империи Египта – сыном его, царем Камбизом, в 538 г. до н.э. Сложение на основе этих историко-политических условий специфических черт искусства Ирана времени правления династии Ахеменидов: ведущая роль архитектуры, грандиозное по масштабам, пышное по скульптурному оформлению дворцовое строительство, ярко выраженный придворный характер изобразительного искусства.

Архитектура Ахеменидского Ирана. 6-4 вв. до н.э.Небольшое число сохранившихся памятников культовой архитектуры. Гробница царя Кира, около 530 г. до н.э., недалеко от города Пасаргады – первой столицы государства: ее план и основные части, стиль этого сооружения. Скальные гробницы царя Дария и его преемников (6 в. до н.э.) в Накш – и - Рустаме, недалеко от города Персеполя. Рельефы над входами в эти гробницы. Наиболее яркие и характерные памятники дворцовой архитектуры, сохранившиеся в городах Пасаргады, Сузы и Персеполь – столицах Ахеменидского государства. Самый ранний комплекс – город Пасаргады, построенный царем Киром в 6 в. до н.э. Определение во дворцах Пасаргад трех основных частей, характерных для специфического облика и планов всех подобных сооружений Ахеменидского Ирана. Культовый центр государства персов – город Персеполь, построенный царями Дарием I и Ксерксом в течение 6-4 вв. до н.э. Дворцы Персеполя: платформы, порталы, жилые помещения и залы – таджары; парадные залы – ападаны (Ксеркса –тридцатишестиколонная и Артаксеркса I - стоколонная). Рельефные композиции на стенах, платформы и лестницы ападаны Артаксеркса I. Особая цельность общего скульптурно-образного оформления Персеполя. Разгром Персеполя в 330 г. до н.э. войсками Александра Македонского и гибель его дворцов в пламени пожара. Комплекс дворцов (6-4 вв. до н.э.) царей Дария, Ксеркса и Артаксеркса II в городе Сузы. Капители колонн , аналогичные капителям Персеполя (например, с быками – 5-4 вв. до н.э.). Настенные керамические панно (например, гвардейцы царя Артаксеркса II и львы-грифоны – первая половина 4 в. до н.э.). Круглая скульптура времени Ахеменидов – сохранилась в немногих образцах. Тонкость и изощренность рельефных композиций на цилиндрах-печатях. Торевтика Ирана периода Ахеменидов – самая обширная группа сохранившихся художественных памятников этой эпохи. Изделия торевтов доахеменидского Ирана. Золотые, серебряные и бронзовые сосуды, относящиеся к так называемой культуре Марлика – могильник второй половины 2 тысячелетия до н.э. – 1000 гг. до н.э. Большая группа художественно выполненных бронзовых частей конских уборов, так называемых штандартов, фибул и украшений из области Луристан – 1200-700 гг. до н.э. Клад, а может быть, захоронение из Зивие, 7-6 вв. до н.э., содержащий золотые, серебряные и бронзовые сосуды и украшения, бронзовые статуэтки. Многообразие манер исполнения изделий: украшения конской упряжи, 1200-1000 гг. до н.э.; бронзовый ритон в форме головы газели, 8-7 вв. до н.э.; золотое блюдо из Зивие, 7-6 вв. до н.э. Новое, внесенное искусством периода Ахеменидов, впитавшим наследие всего переднеазиатского искусства и творчески переработавшим его. Падение Ахеменидской империи под натиском более передового в социальном и экономическом отношении эллинского мира. В конце 4 в. до н.э. образование в Передней Азии на основе распавшейся державы Ахеменидов эллинистических государств. Огромное влияние искусства и культуры древнего Востока в целом на многие этапы развития античного искусства в результате широкого и многогранного взаимного обмена.


ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

По истории и культуре

1. Авдиев В.И. История древнего Востока/ Учебник для студ.историч. ф-тов.-3-е изд. М.: Высшая школа, 1970.

2. Белицкий Марианн. Забытый мир Шумеров. – М.: Наука, 1980.

3. Бернхардт К.-Х.Древний Ливан. –М.: Наука, 1982.

4. История древнего Востока/Под ред. В.И.Кузишина: Учебник для ун-тов по спец. «История». –М.: Высшая школа, 1979.

5. История древнего Востока/Под ред. И.М.Дьяконова. В трех частях – М.: Наука, 1988.

6. История древнего Востока/Под ред. И.М.Дьяконова, В.Д.Нероновой, И.С.Свенцицкой. В трех книгах: I – ранняя древность; II – расцвет древних обществ; III – упадок древних обществ. – М.: Наука, 1982.

7. Дандамаев М.А., Луконин В.Г. Культура и экономика древнего Ирана. – М.: Наука, 1980.

8. Кинк Х.А., Египет до фараонов. По памятникам материальной культуры. – М.: Наука, 1964.

9. Кленгель – Брандт Эвелин. Путешествие в древний Вавилон. – М.: Наука, 1979.

10. Клима Иозеф. Общество и культура древнего Двуречья. – Прага.: Артия, 1967.

11. Крамер Мэмюэль Н. История начинается в Шумере. – М.: Наука, 1965.

12. Культура древнего Египта. Сб.ст. –М.: Наука, 1976.

13. Ллойд Сетон. Реки-близнецы. – М.: Наука, 1972. С 3-72, 232-238.

14. Мелларт Дж. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока. – М.: Наука, 1982.

15. Оппенхейм А.Лео. Древняя Месопотамия: Портрет погибшей цивилизации. – М.: Наука, 1980.

16. Пиотровский Б.Б. Ванское царство (Урарту). – М.: Восточ. Лит-ра, 1959.

17. Пунин Андрей. Искусство Древнего Египта. Раннее царство. Древнее царство. Спб., Азбука – Классика, 2008

18. Редер Д.Г. Черкасова Е.А. История древнего мира. Ч. I. Первобытное общество и древний Восток: Учебное пособие для студ. истор. ф-тов педагогич.ин-тов. – М.: Просвещение, 1979.-С.99-287.

19. Савельева Т.Н. Как жили египтяне во времена строительства пирамид. – М.: Наука, 1971.

20. Тураев Б.А. История древнего Востока. –М.: ОГИЗ-Соц.-эконом.изд-во, 1935.

21. Тутанхамон и его время: Сб.ст. – М.: Наука, 1975.

22. Хинц В. Государство Элам. – М.: Наука, 1977.

23. Хрестоматия по истории Древнего Востока: учеб.пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. «История»: В двух частях. – М.: Высшая школа, 1980. – Часть первая, С. 3-59; часть вторая – С.3-74.

24. Хрестоматия по истории Древнего Востока/Под ред. В.В.Струве и Д.Г.Редера. – М.: Восточ. лит-ра, 1963. – С.3-370.

 

О мифологии, эпосе, литературе

25. Ардзинба В.Г. Ритуалы и мифы древней Анатолии. –М.: Наука, 1982.

26. Афанасьева В.К. Гильгамеш и Энкиду. Эпические образы в искусстве. – М.: Наука, 1979.

27. Клочков И.С. Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время. – М.: Наука, 1983.

28. Коростовцев М.А. Религия древнего Египта. –М.: Наука, 1975.

29. Липинская Ядвига, Марциняк Марек. Мифология древнего Египта. –М.: Искусство, 1983.

30. Луна, упавшая с неба. Древняя литература Малой Азии. – М.: Художеств.лит-ра, 1977.

31. Матье М.Э. Мифы древнего Египта/Под ред. В.В.Струве. -Л.: ГЭ, 1940.

32. Матье М.Э. Древнеегипетские мифы. – М.:.-Д.; АН СССР, 1956.

33. Мифология древнего мира. – М.: Наука, 1977.

34. Мифы народов мира: В двух томах. – М.: БСЭ, 1980.

35. Франкфорт Г., Франкфорт Г.А., Уилсон Дж., Якобсен Т.В. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека. – М.: Наука, 1984.

36. Эпос о Гильгамеше («О все видавшем») /Переводы, комментарии и другие приложения М.М.Дьяконова. –М.-Л.: АН СССР, 1961.

37. Вулли Леонард. Ур халдеев. –М.: Восточ. Лит-ра, 1961.

38. Добльхоффер Эрнст. Знаки и чудеса. Рассказы о том, как были дешифрованы забытые письмена и языки. –М.: Восточ.лит-ра, 1963.

39. Замаровский В. Тайны хеттов. – М.: Наука, 1968.

40. Картер Говард. Гробница Тутанхамона /Отв.ред. И.С.Кацнельсон. – М.: Восточ. Лит-ра, 1959.

41. Кацнельсон И.С. Тутанхамон и сокровища его гробницы/Предисл. М.А.Коростовцева. -2-е изд. – М.: Наука, 1979.

42. Керам К. Боги, гробницы, ученые: Роман археологии. – М.: Иностр. Лит-ра, 1960 –М.: Иносстр. Лит-ра, 1963.

43. Керам К. Узкое ущелье и Черная гора. – М.: Восточ. Лит-ра, 1962.

44. Котрелл Леонард. Во времена фараонов. – М.: Наука, 1982.

45. Ллойд Сетон. Археология Месопотамии. –М.: Наука, 1984.

46. Маккуин Дж.Г. Хетты и их современники в Малой Азии. – М.: Наука, 1983.

47. Перепелкин Ю.Я. Тайна золотого гроба. – М.: Наука, 1968.

48. Уилбер Д.Персеполь. Археологические раскопки резиденции персидских царей. –М.: Наука, 1977.

49. Церен Э. Библейские холмы. –М.: Наука, 1966. – 2-е изд., -М.:Правда, 1986.

 

По истории техники, ремесел, культуры

50. Кинк Х.А. Художественное ремесло древнейшего Египта и сопредельных стран. –М.: Наука, 1976.

51. Лукас А. Материалы и ремесленные производства древнего Египта. –М.: Иностр. Лит-ра, 1958.

52. Павлов В.В. Ходжаш С.И. Художественное ремесло древнего Египта. – М.: Искусство, 1959.

По истории архитектуры

53. Всеобщая история архитектуры. Уч. пособие для архитек.вузов и ф-тов: в 2-х томах. – Т.I – М.: Лит-ра по строит., арх-ре и строй-матер., 1958; Т.2 – М.: Лит-ра по строит., арх-ре и строймат., 1962.

54. Всеобщая история архитектуры: В 12 т. – Т.I – М.: Лит-ра по строит., 1970.

55. Замаровский Войтек. Их величества пирамиды. – М.: Наука, 1981.

56. Кинк Х.А. Как строились египетские пирамиды. – М.: Наука, 1967.

57. Кинк Х.А. Древнеегипетский храм. – М.: Наука, 1979.

58. Михаловский Казимеж. Карнак. – Варшава: Аркады, 1970.

59. Михаловский Казимеж. Луксор. – Варшава: Аркады, 1972.

60. Михаловский Казимеж. Пирамиды и мастаба. – Варшава: Аркады, 1973.

 

По истории искусства

61. Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н. Искусство древнего Востока. – Малая история искусства/Под общ.ред. И.С.Кацнельсона и др. –М.:Искусство, 1976.

62. Блэк В.Б. Искусство древнего Востока (древний Египет и Передняя Азия): Учеб. Пособие. –Л.,Ин-т им.Репина, 1986.

63. Блэк В.Б. Искусство Кавказа медного и бронзового века. – В. кн.: История искусства народов СССР. Т.I.: Искусство первобытного общества и древнейших государств на территории СССР/Под ред. А.Л.Монгайта и Н.В.Черкасовой. –М.:Изобр. Ис-во, 1971.С.34-44.

64. Блэк В.Б. Монументальные росписи Передней Азии конца 4 – первой половины I тысячел. до н.э. – Проблемы развития зарубежного ис-ва. Вып.IV: Тематич. сб.науч.тр. – Л.: Ин-т им.Репина, 1974.

65. Блэк В.Б. Пластика Передней Азии II-го первой половины I тыс. до н.э.: К проблеме интерпретации памятников, как произведений изобразительного искусства: Учебно-методическое пособие. Ч.I и 2. – СПб.: Ин-т им.Репина, 1994.

66. Блэк В.Б., Флиттнер Н.Д. Искусство древнего Востока. – В кн.: История исскуства зарубежных стран. Первобытное общество, древний Восток, античность: Учебник для высш.учебн.завед.иск-ва и культ./Под ред. М.В.Доброклонского и А.П.Чубовой. –М.: Изобр. Ис-во, 1979, С.29-90.

67. Дмитриева Н.А. Искусство древнего Египта. – В кн.: Краткая история искусства: Очерки. Вып.I: От древнейших времен по XVI в. – М.:Искусство, 1968. С. 21-54.

68. Луконин В.Г. Искусство древнего Ирана. –М.: Искусство, 1977.

69. Матье М.Э. Искусство древнего Египта. –Л. – М.: Искусство, 1961.

70. Матье М.Э. Искусство древнего Египта: Очерки истории и теории изобразительных искусств. – М.: Искусство, 1958; – М.: Искусство, 1970.

71. Матье М.Э., Афанасьева В.К., Дьяконов И.М., Луконин В.Г. Искусство древнего Востока: Памятники мирового искусства. –М.: Искусство, 1968.

72. Павлов В.В. Искусство древнего Египта. – М.: АХ СССР, 1962.

73. Павлов В.В., Ходжаш С.И. Египетская пластика малых форм. –М.: Искусство, 1985.

74. Пиотровский Б.Б. Искусство Урарту VIII-VI вв. до н.э. – Л.:ГЭ, 1962.

75. Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки: Сб.ст. –М.: Наука, 1973.

76. Флиттнер Н.Д. Культура и искусство Двуречья и соседних стран. –Л.М.: Искусство, 1958.

77. Ходжаш С.И., Трухтанова Н.С., Оганесян К.Л. Эребуни. Памятник урартского зодчества VIII-VII вв. до н.э. –М.: Искусство, 1979.

78. Шуринова Р. Искусство древнего Египта. Живопись, скульптура, архитектура, прикладное искусство: Альбом со вступ. ст. – М.: Изобр. ис-во, 1972.

Альбомы и атласы по истории искусства. Публикации и путеводители по музейным коллекциям. Каталоги.

79. Ланда Н.Б., Лапис И.А. Памятники искусства древнего Египта в Эрмитаже/Под ред. Б.Б.Пиотровского; Альбом со вступ. ст. – Л.: Аврора, 1974.

80. Лапис И.А., Матье М.Э. Древнеегипетская скульптура в собрании Государственного Эрмитажа: Культура народов Востока: Материалы и исследования. –М.: Наука, 1969.

81. Матье М.Э., Павлов В.В. Памятники искусства древнего Египта в Музеях Советского Союза: Альбом со вступ.ст. – М.: Изобр. ис-во, 1958.

82. Пиотровский Б.Б., Кармир-Блур: Альбом со вступ.ст. –М.: Аврора, 1978.

83. Пиотровский Б.Б., Ланда Н.Б., Лапис Н.А. Сокровища гробницы Тутанхамона. Каталог выставки со вступ.ст. –М.: Сов. Худ-к, 1973. – 2-е изд. –М.: Совр. Худ-к, 1974.

84. Ходжаш С.И., Данилова И. Египетское искусство в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина: Альбом со вступ. ст. – М.: Изобр. ис-во, 1971.

 

 

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Искусство Египта и искусство древней Передней Азии – 62 часа

 

 

Введение в раздел «Искусство древнего Египта»

(Общая характеристика. История изучения) – 2 часа

 

Искусство додинастического периода – 2 часа

Искусство эпохи Раннего царство – 2 часа

Искусство эпохи Древнего царства – 6 часов

Искусство эпохи Среднего царства – 4 часа

Искусство эпохи Нового царства – 12 часов

Искусство Позднего периода – 2 часа

 

Всего 30 часов

 

Введение в раздел «Искусство древней Передней Азии» – 1 час

(Общая характеристика. История изучения)

 

Искусство Двуречья периодов Халаф, Убайд, Урук,

Джемдет-Наср – 3 часа

Искусство Шумера раннединастического периода – 4 часа

Искусство Аккада – 2 часа

Искусство позднешумерского периода (время Гудеа

и III династии г. Ура) – 3 часа

Искусство старовавилонского периода. Искусство Элама

2 тыс. до н. э. Искусство касситской династии в Вавилоне – 3 часа

Искусство Сиро-Финикии и Палестины – 2 часа

Искусство хеттов и Митанни – 4 часа

Искусство Ассирии – 3 часа

Искусство Урарту и древнего Закавказья – 3 часа

Нововавилонское искусство – 2 часа

Искусство Ахеменидского Ирана – 2 часа

Всего 32 часа

 


[I] В настоящую программу в связи со сжатым объемом курса не включены разделы, посвященные развитию искусства на территории древних Средней Азии, Индии, Японии, Китая.

[II] Все перечисленные сведения необходимо знать и о наиболее характерных памятниках изобразительного искусства как всех остальных периодов историко-культурного развития древнего Египта, так и народов и государств древней Передней Азии. В тексте настоящей программы из-за недостатка места указано лишь местонахождение ряда памятников из музеев нашей страны.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Искусство Позднего периода. XXI-XXXII династий. II-4 вв. до н.э | ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА. Целевая установка преподавания учебной дисциплины «История государства и права России» строится с учетом задач

Дата добавления: 2014-11-08; просмотров: 1456; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.028 сек.