Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Онтология

Читайте также:
  1. IV. Онтология
  2. ЛЕКЦИЯ № 1 Онтология культуры. Культурология как наука
  3. Онтология журналистики» как учение о сущности журналистики.
  4. Палеонтология
  5. Палеонтология и ее основные задачи.
  6. Палеонтология. Простейшие, Губки, Археоциаты, Кишечнополостные
  7. Понятие - онтология
  8. Субъекты образовательного процесса. Психология педагогической деятельности. Педагогическая деонтология. Личность специалиста по работе с молодежью.
  9. Тема 6. Онтология. Движение пространство и время.

 

4.2.1. Бытие

а) Мировоззренческое значение и философский смысл понятия бытия;

б) Особенность (специфика) человеческого бытия;

в) Уникальность бытия человека;

г) Проблема единства мира.

 

а) Мировоззренческое значение и философский смысл понятия бытия.Мировоззренческое значение понятия бытия определяется в поисках ответа на вопрос о существовании чего-либо. Очевидно, в нем содержится два подвопроса, порождающие неоднозначность результатов. Во-первых, акцент здесь делается на самом факте существования чего-либо во времени. Во-вторых, обращается внимание на то, что же реально существует. Мировоззренческое значение понятия бытия раскрывается через бесконечное множество его всеобщих характеристик. Все они, соответственно постановке исходного вопроса, располагаются в два основных ряда: отражающие порядок существования и отражающие порядок сосуществования. У Аристотеля с этой целью используются 10 категорий: сущность, количество, качество, отношение, место, время, состояние, обладание, действие, страдание. Причем, они располагаются в порядке сосуществования.

Бытие как констатация факта существования чего-либо во времени, его темпоральности и модусах имеет своим отрицанием «небытие». Причем непосредственность фиксируется словом «это». В этом смысле «бытие» означает просто существование, а непосредственность бытия тождественна чувственному восприятию. (Ср. Беркли: существовать – значит быть воспринимаемым.) Однако это понятие может относиться (и относится) к любому предмету, явлению, событию, слову, мысли, понятию и т.д. Поэтому оно имеет неограниченную сферу применения. Отрицание всеобщности его реального содержания обозначается понятием «ничто». Как понятие «бытие» является всеобщим, универсальным. Такие понятия в философии называются категориями.

Философский смысл понятия «бытие» заключается в том, что именно в нем (с помощью этой категории) человечество впервые осознало (стало понимать, достигло понимания) символическое тождество противоположностей мышления и бытия, духовного и материального, чувственного (очевидного) и рационального (всеобщего), бессознательного и сознательного и т.д.

б) Особенность (специфика) человеческого бытия.Как философская категория, бытие вообще фиксирует лишь факт существования чего-либо, в отличие от несуществования (от небытия). В реальной человеческой жизни эта формальная абстракция наполняется реальным содержанием. Таким образом, определяются особенные типы бытия: бытие природы (первой, естественной и второй, искусственной); общественное бытие (или бытие общества: духовное и материальное) и индивидуальное бытие человека (также подразделяемое на: духовное и материальное). Очевидно все формы натурализма (а также метафизического материализма) имеют своей первоосновой именно бытие первой (естественной) природы. Точно также, все формы объективного идеализма имеют своей первоосновой духовное бытие общества (духовную жизнь общества), а все формы субъективного идеализма – духовное бытие отдельного человека (духовную жизнь индивида).

Особенность (специфика) человеческого бытия заключается в том, что оно является общественным бытием. Человек смотрит на мир как бы глазами общества. (Альтернативы: феномен маугли, робинзонада.) Как общественное существо человек является существом сознательным. В силу этого подлинно человеческое бытие всегда является бытием сознательным.

в) Уникальность бытия человека. Бытие каждого отдельного человека – это его собственное, личное бытие. В этом плане оно является уникальным. Бытие человека как существа разумного имеет не просто сознательный (осознанный) характер. Сознанием, как известно, обладают и наиболее развитые животные. Принципиальное отличие их существования, заметил М. Шелер, заключается в том, что они не обладают самосознанием. Последнее присуще только человеку. Путем самосознания человек сам определяет специфику собственного бытия. Таким образом, он выявляет уникальный, личностный смысл своей собственной жизни.

Вместе с тем, путем самосознания определяется и его универсальное отношение к миру (Маркс). Как следствие, подлинно человеческое бытие становится свободным (Сартр).

Самосознание, в смысле осознания сознания, зарождается на уровне отдельного человека, личности. Однако, например, в форме национального мировоззрения, оно присуще и обществу. Общественный субъект путем самосознания определяет свой судьбоносный смысл.

г) Проблема единства мира. Конкретные формы бытия бесконечно многообразные. Таким образом, возникает проблема единства мира. В истории философии представлены три основных варианта ее решения:

1. Плюрализм: материалистический и идеалистический. Он утверждает изначальную множественность бытия. (Заметим, что идеалистический плюрализм родственен религиозному политеизму, утверждающему многобожие.)

2. Дуализм. Он утверждает изначальную двойственность бытия – существование двух независимых (хотя и взаимодействующих) его первооснов: духовной и материальной. (Философский дуализм близок к религиозному деизму, утверждающему, что Бог есть, однако после сотворения мира в его дела он не вмешивается. Философский дуализм может выступать основанием так называемой психофизической, и/или психофизиологической, и/или психобиологической проблемы.)

3. Монизм: идеалистический и материалистический. Он утверждает изначальное единство бытия, существование единой духовной или материальной первоосновы мира. (Очевидно, что идеалистический монизм родственен религиозному монотеизму, утверждающему единобожие.)

Материалистический монизм, утверждающий наличие единой материальной первоосновы бытия, доказывается в философских учениях материалистов, опирающихся на науку, в частности, на естествознание, а также самим естествознанием.

 

4.2.2. Материя

 

а) Материя как субстрат;

б) Материя как субстанция;

в) Материя как объективная реальность.

 

а) Материя как субстрат.В познании материальной основы бытия исторически и логически выделяется ряд этапов. Во-первых, она определяется как субстрат; во-вторых, – как субстанция; в-третьих, – как объективная реальность[15]. Они соответствуют обыденной картине мира, научной картине мира и собственно философской картине мира. Таким образом, материальная основа бытия определяется философской категорией «материя».

Материя как субстрат (материал) характеризуется понятиями «вещи», «свойства», «отношения». Основополагающим среди них является «вещь». В философском, всеобщем смысле этим понятием обозначается любой чувственно воспринимаемый материальный предмет. В многообразных отношениях вещей проявляются их свойства. Системное представление вещей формирует целостный образ мира. Впервые он возникает в обыденном сознании и сопровождает человека всю жизнь. Так, обыденная картина мира представляет весь макромир, т.е. мир соразмерный человеку.

Системное представление вещей, возникающее в обыденном сознании, характеризует специфику отражения бытия в обыденной картине мира. В отличие от научной картины мира здесь идет речь об отражении многообразных явлений. Явления текучи, подвижны, изменчивы, процессуальны. Система вещей, их свойств и отношений определяет статический момент в этой стихии.

Абсолютизация понятия «вещь» выражается в так называемом реизме, понятия «свойство» – в атрибутивизме, понятия «отношение» – в релятивизме. Приписывание обыденным сознанием вещам сверхъестественных свойств называется фетишизмом. Он находит своеобразное проявление в феномене потребительства.

Химия, – наука о веществе, – дает наглядную модель системного представления о мире в таблице Менделеева.

б) Материя как субстанция. На сущностном уровне, характеризующем научное познание, материальная основа бытия углубляется до понятия субстанции. Наиболее развитое философское учение о материи как материальной субстанции на основе классического естествознания представил, как известно, Спиноза. Отождествляя ее с природой и наделяя божественными характеристиками, он толковал ее как абсолют, как причину самой себя и всех своих изменений. Материи как субстанции, по его мнению, присущи два всеобщих необходимых свойства (атрибута): мышление и протяженность. Они проявляются в бесконечном многообразии модусов.

В современной научной картине мира материя как субстанция характеризуется множеством атрибутов. К важнейшим из них обычно относятся: движение, пространство, время, отражение, информация. Движение в философском смысле определяется как способ бытия материи, как изменение вообще. Оно включает в себя как частный случай и свою собственную противоположность – покой. Противоречивая сущность движения характеризуется понятиями: «изменчивость» и «устойчивость», «прерывность» и «непрерывность», «абсолютность» и «относительность» и др.

Пространство и время в философском смысле определяются как всеобщие формы бытия материи. Причем трехмерность «пространства» характеризует ее размерность в аспекте сосуществования, а одномерность «времени» – в аспекте длительности существования. Так называемые «многомерные пространства» формируются путем выражения в измерениях различных свойств материи и их сочетаний. Пространству и времени присущи все характеристики движения, в частности, абсолютность и относительность.

Вместе с тем и движение существенно определяется пространственно-временными характеристиками. Таким образом, возникают понятия о внутреннем пространстве и времени различных материальных систем. Они характеризуют эти системы в аспекте их самоорганизации, самодвижения. Направленное во времени их качественное изменение определяется как развитие. Общее представление развития основных форм движения материи таково: механическая – физическая – химическая – геологическая –биологическая – социальная – ...

в) Материя как объективная реальность. Как объективная реальность материя впервые была определена Лениным в книге «Материализм и эмпириокритицизм» (1908 г.) при философском осмыслении кризиса естествознания на рубеже веков. Наряду с макромиром наука открыла мега- и микро- миры, что и обусловило ее переход от классической к неклассической фазе развития. Соответственно, ей потребовалось предельное обобщение материальной основы бытия. Материя как объективная реальность определяется через собственную противоположность – через категорию «материя», принадлежащую сфере человеческого сознания, т.е. субъективной реальности. Таким образом, она представляется неисчерпаемой по своим свойствам. Все это подтверждается ходом развития науки.

Философская картина мира атрибутивная. Она представляет атрибуты материи в многочисленных категориях диалектики. Причем, соответственно неклассической науке, – с двух противоположных позиций (точек зрения): «извне» (в аспекте функционирования) и «изнутри» (в аспекте организации). В современной постнеклассической науке дуализм противоположных позиций преодолевается. Таким образом, наряду с аспектами организации и функционирования материальных систем в философской картине мира определяется и их основополагающий аспект развития (точнее, саморазвития материи). Существенную роль в его определении играет антропный принцип.

Итак, в основе всех многообразных проявлений бытия лежит материя. Материя есть все, что существует вне и независимо от человеческого сознания. В этом плане сознание существует как ее атрибут. С другой стороны, материя определяется через понятие (категорию), принадлежащее сознанию, т.е. существующее в сознании. В этом отношении сознание является основанием ее определения. Предельно общее, гносеологическое определение материи, является определением через собственную противоположность. Что же такое сознание?

 

4.2.3. Сознание

 

а) Бессознательное (как предпосылка сознания);

б) Сознание (как совместное знание);

в) Самосознание (как ядро и механизм развития сознания).

 

а) Бессознательное (как предпосылка сознания). Как видно, содержание понятия (категории) «бытие» сводится к объективной реальности. Однако сама объективная реальность определяется понятием (через категорию) «материя». И то, и другое понятие (т.е. обе категории) относятся к сфере человеческого сознания. В этом отношении они оказываются тождественными. Естественно, возникают вопросы: что такое сознание? Какова его роль в определении материального ? (т.е. в решении первой стороны основного вопроса философии: что первично: духовное или материальное?)

Для того чтобы ответить на первый вопрос, философская теория выводит сознание из материи. Этот вывод осуществляется путем прослеживания развития (эволюции) форм отражения. Сознательное формирование материи, заключающее в себе ответ на второй вопрос, объясняется его внутренней творческой активностью – самосознанием. В этом смысле действительно: сознание не только отражает, но и творит мир.

Вывод сознания из материи предполагает наличие в ней такого свойства, которое позволяет объяснить все его проявления. В качестве такового полагается отражение. Отражение в действительности является атрибутом материи и действительно присуще всем ее формам. В общем оно определяется как воспроизведение особенностей одного объекта в структуре другого объекта при их взаимодействии. Результат (содержание) отражения определяется как информация, которая, соответственно, также наделяется атрибутивными характеристиками. Любая материальная система развивается таким образом, что в ней всегда есть информация о ее прошлом состоянии. Вместе с тем, в развитии форм отражения возникают и качественные изменения. Вполне очевидными они становятся в сравнении неорганического, органического и социального уровней организации материи.

Формы отражения в неорганической природе (зеркальное отражение, механические следы, отпечатки, химические реакции и т.д.) пассивные в отличие от форм отражения в органической природе (тропизмы, рефлексы, инстинкты, раздражимость, ощущения, чувствительность, мышление, психика и др.). Активность последних заключается в том, что они позволяют использовать получаемую информацию для адаптации организма к требованиям окружающей среды. Причем у более развитых организмов обнаруживается более развитая нервная система, ответственная за осуществление отражения. Высокоорганизованные животные (например, обезьяны) уже обладают психикой, соизмеримой с человеческой.

б) Сознание (как совместное знание).Возникновение человеческой психики, высшей формой которой является человеческое сознание, объясняется социальным образом жизни. Именно благодаря социальной организации у предлюдей появилось новое системное качество, представляющее продуктивную способность трудиться. В отличие от приспособительской деятельности животных, труд является деятельностью преобразующей факторы окружающей среды к своим потребностям. Таким образом, появляется и соответствующая форма психического отражения, которая наряду с бессознательным содержит в себе и сознание, обладающее творческой способностью. Социально осмысленная информация в сознании представляется как совместное знание. Этот мыслительный процесс обеспечивает вторая сигнальная система головного мозга.

К существенным свойствам сознания относятся: идеальность, интенциональность и рефлексивность. Идеальность сознания означает, что в его бытии не существует ничего вещественного. С ним самим либо с его частями (элементами) нельзя оперировать как материальными предметами. Их нельзя, например, разрезать, взвешивать, измерять линейкой и т.д. Непонимание этого ведет к вульгарному материализму.

Интенциональность сознания означает его предметную направленность. Беспредметного сознания не существует. Сознание – это всегда осознание чего-то: переживание чего-то, представление чего-то, понимание чего-то, мышление о чем-то, внимание на что-то и т.д.

Рефлексивность сознания означает осознание исходного пункта вектора его интенциональной направленности. Другими словами, сознание характеризуется не только тем, что сознающий знает, но и тем, что знает именно он. Этот исходный пункт, являющийся ядром человеческого сознания, обозначается термином «Я».

в) Самосознание (как ядро и механизм развития сознания).Любое сознание, в том числе и сознание животных, обладает свойством рефлексивности. Оно является рефлексией над бессознательным т.е. над нерефлексией, над рефлекторностью. Этим сознание отличается от бессознательного. Однако человеческое сознание имеет еще и рефлексию над самим сознанием. Рефлексия как способ самосознания, как свойство самосознания – это рефлексия второго уровня, второго порядка. Именно эта рефлексивная способность самосознания определяет творческий характер человеческого сознания, выражающийся в целеполагании. Целеполагание (полагание все новых и новых целей) является и полаганием новых смыслов (смысл всегда определяется по отношению к цели – А.Н. Леонтьев, В. Франкл). Таким образом, творческая активность самосознания проявляется в осмысленности человеческого бытия, в определении смысла человеческих действий, деятельности, смысла всей человеческой жизни.

Как способ взаимодействия сознательного и бессознательного, самосознание имеет определенные аспекты и уровни. К основным аспектам самосознания относятся: самопознание, саморегуляция (самопреобразование) и самооценка. Его основными уровнями являются: 1) осознание себя в качестве природного (материального) существа; 2) осознание себя в качестве социального существа; 3) осознание своей собственной духовной сущности – своего «Я». Именно с позиции этого собственного «Я» человек ощущает себя существом активным, творческим, т.е. субъектом своей жизнедеятельности, способным самостоятельно принимать ответственные решения.

Таким образом, специфика человеческого бытия заключается в его сознательности. Путем самосознания человек выделяет себя из природы и общества, осознает свое личное (собственное) Я. Однако бытие человеческого сознания не является только статичным образованием. Свое содержание оно получает в процессе познания. Как следствие, познание оказывается его динамическим, функциональным основанием. Философская теория познания называется гносеологией.

Итак,воспроизводящаярефлексия в Онтологиипредставляет закономерность: Бытие → Материя → Сознание. При этом определяется следующее:

1) Реальной первоосновой любого Бытия является Материя.

2) В основе гносеологического определенияматерии лежит Сознание.

3) Рефлексивный Вывод (т.е. вывод из всей Онтологии): (Именно) Сознание определяет специфику человеческого бытия, т.е. бытия человека как человека. Таким образом, он выделяет себя из природы и общества.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Глава 4. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ | Гносеология

Дата добавления: 2014-11-15; просмотров: 596; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.005 сек.