Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Живопись второй половины XVIII века

Читайте также:
  1. III. Социальные, экономические и культурные права человека.
  2. IV.5. Основные тенденции развития позднефеодальной ренты (вторая половина XVII—XVIII в.)
  3. Азеотропные смеси. Второй закон Коновалова
  4. Анализ продуктов деятельности обследуемого человека.
  5. Анатомия и визуализация. Возможности современной медицины в изучении анатомии живого человека.
  6. Анемии (Лекция № XVIII) Часть 2.
  7. АРХИТЕКТУРА XVIII В.
  8. АРХИТЕКТУРА БЕЛАРУСИ ПЕРИОДА ГОСПОДСТВА ФЕОДАЛЬНО БАРЩИННОЙ СИСТЕМЫ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XVII—XVIII в.)
  9. Архитектура второй половины XVIII в.
  10. В индивидуальном развитии человека.

 

В 60-е гг. XVIII в. классицизмпрочно утвердился в изобразительном искусстве России. Античные сюжеты нашли широкое распространение во всех жанрах живописи.

Ведущим жанром русского изобразительного искусства второй половины XVIII века являлась историческая живопись. По представлениям того времени, только исторический жанр был способен запечатлеть героические образы прошлого, великие события мировой и русской истории. Нередко художники этого жанра обращались также к библейским и мифологическим сюжетам.

Наиболее значительные исторические живописные произведения были созданы во второй половине XVIII в. выпускником Академии художеств Антоном Павловичем Лосенко (1737-1779). Крестьянский сын, родившийся в украинском городке Глухове, благодаря певческому таланту, в 1744 г. начал петь в придворном хоре в Санкт-Петербурге. Одновременно с этим он проявлял способности к рисованию, которые позволили ему в 1753 г. поступить в обучение к художнику И. П. Аргунову. В 1758 г. Лосенко был принят в Академию художеств. После ее окончания в 1760 г. он совершенствовался в живописи в Риме и Париже. В 1772-1773г. Лосенко был директором Академии художеств. Педагогическая деятельность его была очень плодотворна: из его школы вышли крупные художники исторической живописи. Наряду с произведениями на античные сюжеты («Прощание Гектора с Андромахой») Лосенко создал первую русскую историческую картину на национальную тему - «Владимир и Рогнеда». В рамках условно-академической системы образов художник делает попытку передать сложный этический конфликт, живые человеческие чувства.[13]

Среди выдающихся мастеров исторического жанра были Иван Акимович Акимов (1754-1814)( «Великий князь Изяслав Мстиславович чуть не изрубленный воинами, его не узнавшими в бою, открывается им», «Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев» и др.) и Григорий Иванович Угрюмов (1764-1823) («Торжественный въезд в Псков Александра Невского после одержанной им над немецкими рыцарями победы«, «Взятие Казани», «Избрание Михаила Федоровича на царство» и др.).

Известными историческими живописцами конца XVIII в. были также П. И. Соколов (1753-1791) и М. И. Пучинов (1716-1797).

Во второй половине XVIII в. значительные успехи были достигнуты в портретном жанре. При этом портретное мастерство живописцев отличалось широким диапазоном. Ими создавались как торжественные парадные, так и камерные и интимные портреты. В середине XVIII века в России работали иностранные мастера: П. Ротари, Г. Х. Грост, А. Рослин, И.-Б. Лампи, П. Г. Гонзаг и др. Одновременно с ними известности достигли русские художники: И. Я. Вишняков, 1699-1761. (Портреты Сары Фермор, правительницы Анны Леопольдовны); А. П. Антропов, 1716 – 1795. (Портреты Петра III, статс-дамы А. М. Измайловой); крепостной художник И. П. Аргунов, 1729-1802. (Портреты Б. П. Шереметева, П. Жемчуговой).

Выдающимися мастерами портрета были Федор Степанович Рокотов (1735-1808), Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822) и Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825). Ими была создана галерея разнообразных выразительных образов современников – людей разных по рангу, значению, образу жизни, возрасту. Эти живописцы, будучи придворными художниками, создавали портреты Петра III, Екатерины II, ее вельмож и фаворитов, известных государственных деятелей эпохи.

Талантливые художники – портретисты были близки к кругам просвещенной российской интеллигенции, в частности, к Н. И. Новикову и Н. А. Львову. Не удивительно, что ими создавались не только помпезные парадные заказные портреты вельмож, но и камерные портреты образованных и талантливых деятелей российской культуры: Н. И. Новикова, Н. А. Львова, Г. Р. Державина, В. И. Майкова и др. В их портретах отражены чувство собственного достоинства, простота, сердечность человеческих отношений.

Гармония таланта и женской красоты, привлекавшая художников, проявилась в созданных ими женских портретах, которые отличает тонкое проникновение во внутренний облик человека, красота колорита, декоративность. (Портреты А. П. Струйской, В. Е. Новосильцевой Рокотова; портреты М. И. Лопухиной, сестер Гагариных Боровиковского; портреты воспитанниц Смольного института благородных девиц Левицкого).

В середине XVIII века возникает новый для русского изобразительного искусства жанр - пейзажная живопись. В Академии художеств был создан ландшафтный класс, откуда вышли наиболее талантливые мастера этого жанра. К числу художников - пейзажистов следует отнести М. И. Махаева (1718-1770), который делал видовые зарисовки улиц или отдельных зданий Петербурга, Ф. М. Матвеева (1758-1836), С. Ф. Щедрина (1745-1804).

Крупным русским пейзажистом являлся Федор Яковлевич Алексеев (1753-1824). Сын сторожа Академии наук, с 1764 по 1773 год воспитывался в Академии художеств. Окончив курс обучения с отличием, он был послан за границу в Венецию. По возвращении в 1779г. в Петербург, художник был определен в декораторы при императорской театральной дирекции. Академик Алексеев был известен как автор «видов» Петербурга, Москвы и городов юга России.

Во второй половине XVIII в. в русской живописи начал развиваться бытовой жанр. Однако жанровая живопись рассматривалась руководством Академии художеств и привилегированными слоями общества, как нечто низменное, недостойное кисти художника. Несмотря на это, после крестьянской войны под предводительством Е. Пугачева, как в литературе, театре и музыке, так и в живописи 1770-1780 –х г.г. начал проявляться интерес к крестьянству, его быту, образу жизни. Часто это были сентиментальные изображения идиллических пастухов и пастушек, не имеющих ничего общего с реальной крестьянской жизнью. Однако были и исключения.

Одним из первых в русской живописи крестьянскую тему развивал крепостной князя Г. А. Потемкина Михаил Шибанов. Им были написаны картины «Крестьянский обед», «Празднество свадебного сговора» и др. В картинах Шибанова нет обличения крепостнических порядков, однако в названных полотнах нет и идеализации крестьянской жизни. Художника отличает знание и понимание быта и характера русского крестьянина.

Крестьянская тема нашла отражение в творчестве художника И. М. Танкова ( 1739 – 1799), автора картины «Праздник в деревне» и И. А. Ерменева (1746 ?- после 1792.), написавшего акварели «Крестьянский обед», «Нищие певцы» и др.). Впервые в истории отечественного искусства художник передал мрачные стороны народной жизни, убожество нищеты.

 

 

РАЗДЕЛ 3.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО XVIII ВЕКА | СКУЛЬПТУРА XVIII ВЕКА

Дата добавления: 2014-11-15; просмотров: 434; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.