Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




МУЗЫКА XVIII века

Читайте также:
  1. III. Социальные, экономические и культурные права человека.
  2. IV.5. Основные тенденции развития позднефеодальной ренты (вторая половина XVII—XVIII в.)
  3. Анализ продуктов деятельности обследуемого человека.
  4. Анатомия и визуализация. Возможности современной медицины в изучении анатомии живого человека.
  5. Анемии (Лекция № XVIII) Часть 2.
  6. АРХИТЕКТУРА XVIII В.
  7. АРХИТЕКТУРА БЕЛАРУСИ ПЕРИОДА ГОСПОДСТВА ФЕОДАЛЬНО БАРЩИННОЙ СИСТЕМЫ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XVII—XVIII в.)
  8. Архитектура второй половины XVIII в.
  9. В индивидуальном развитии человека.
  10. Величие и иллюзии: России во второй четверти XIX века.

 

В XVIII веке музыкальное искусство в России переживало бурный рост. Формировалась светская музыкальная культура нового времени, складывались профессиональные традиции в области музыкального творчества, образования, исполнительского искусства. Музыкальное искусство, постепенно освобождаясь от оков средневековой схоластики, вступило на путь общеевропейского развития. При этом в кратчайшие сроки русские музыканты овладели нотной грамотой, новыми инструментами западноевропейского типа, и исторически сложившимися жанрами музыкального искусства. В то же время, приобщаясь к богатому культурному наследию Европы, русские деятели музыкальной культуры опирались на коренные отечественные традиции, накопленные за длительный предшествующий период. Это позволило сформироваться русской национальной музыкальной школе[18].

Петровская эпоха положила начало развитию светской музыки нового типа. Существенно изменились ее общественные функции. Из праздного развлечения музыка превратилась в необходимое условие полноценного европейского воспитания, сделалась неотъемлемой частью нового уклада жизни. Творчество этого времени ограничивалось в основном простейшими жанрами прикладной музыки – военной, застольной, танцевальной.

По указу Петра I с 1711 г. повсеместно создавались полковые военные оркестры (их называли «хоры гобоистов»), из-за границы выписывались музыкальные инструменты, для обучения игре на флейтах, гобоях, трубах и т.д. приглашались иностранные музыканты. Военные музыканты обслуживали придворные празднества, исполняли танцы на ассамблеях, играли на праздничных торжествах, балах, маскарадах, на улицах Петербурга.

Одним из главных музыкальных жанров петровской эпохи были панегирические (хвалебные) канты. Ярким примером этого жанра может служить «Кант на заключение Ништадтского мира», сочиненный в 1721 году по поводу окончания Северной войны.

Танцевальная музыка была представлена менуэтами, полонезами и другими танцами, исполнявшихся на петровских ассамблеях, придворных празднествах, балах, маскарадах. Она зачастую исполнялась музыкантами военных оркестров.

Камерные концерты в придворных кругах давались музыкантами немецкой капеллы под руководством Иоганна Гюбнера. Наиболее образованные представители русской аристократии начали приобщаться к музыке, обучаясь игре на клавикордах, скрипке и флейте.

В более широких демократических слоях светская музыка развивалась в форме любовных, поздравительных, солдатских, матросских и других светских песен-кантов.

В 1730-1740-х годов музыкантами осваивались сложные музыкальные жанры: опера, кантата, сюита, соната. При дворе и в домах знатных вельмож из иноземных и русских музыкантов формировались хоровые капеллы, оркестры, оперные труппы, устраивались камерные концерты. В дворянском быту получили широкое распространение клавикорды, скрипка, арфа и другие музыкальные инструменты.

Развитие музыки на этом этапе шло по линии внедрения в российскую музыкальную культуру итальянской, французской и немецкой придворной оперы, усиления концертной деятельности с участием зарубежных и отечественных исполнителей, распространения любительского музицирования.

Особой любовью у аристократической публики пользовалась итальянская музыка. В разное время в должности главных придворных капельмейстеров служили известные итальянские композиторы В. Манфредини, Д. Паизиелло и др. Многие из них оставили в России талантливых учеников, так как в условия контракта обычно входила и педагогическая работа. В 1731 году при русском дворе приглашенная итальянская труппа начала ставить первые оперные спектакли. В 1735 г. в России гастролировала труппа итальянских исполнителей во главе с Франческо Арайя. Известный на родине постановщик оперных спектаклей, пробыл в России почти четверть века. Первым спектаклем, поставленным им 29 января 1736 г на сцене специально построенного «оперного дома», была опера «Сила любви и ненависти». Арайя поставил также первую оперу на русском языке «Цефал и Прокрис», премьера которой состоялась 3 февраля 1755г. [19] Русский текст либретто был написан А. П. Сумароковым.

Во второй половине XVIII в стране возрастает число театров, в которых ставились оперные спектакли. В Петербурге действовал императорский театр (театр при «малом дворе» великого князя Павла Петровича), частный публичный театр Книппера, театры при Академии художеств, Шляхетского корпуса, Института благородных девиц. В последствии были открыты публичные профессиональные театры (Вольный, Каменный, Эрмитажный и др.). В Москве театр оперы и балета действовал с 1776 г. В 1780 г. он получил название Петровского. Преобладающим жанром была комическая опера. Первыми русскими оперными спектаклями, поставленными на сцене Петровского театра, были «Анюта» (либретто М. Попова, автор музыки неизвестен), «Мельник, колдун, обманщик и сват» М. М. Соколовского ( на текст А. Аблесимова), «Санкт-Петербургский гостиный двор или как поживешь, так и прослывешь»» (на текст М.А. Матинского) В. А. Пашкевича и др. В бытовых по своему содержанию комических операх героями выступали крестьяне, ремесленники, купцы.

Становление русской композиторской школы связано с творчеством Е. И. Фомина (1742-1783), В. А. Пашкевича (1742-1797), А. Аблесимова (1742-1783), И. Е. Хандошкина (1747 – 1804). Национальная самобытность произведений композиторов, вышедших из народных «низов», была основана на русских художественных традициях, корни которых уходят в глубину веков. Несмотря на влияние европейских мастеров, русским композиторам удалось обрести национальное своеобразие, создать глубоко индивидуальные произведения.

Высшие достижения русской музыки последних десятилетий XVIII века связаны с творчеством Д. С. Бортнянского (1751 – 1825) и М. С. Березовского. Русскими композиторами создавались произведения как светских, так и церковных жанров.

Во второй половине XVIII века в городской среде возник массовый интерес к русской народной песне. Изучением народного творчества занимались, в первую очередь, литераторы и музыканты М. Д. Чулков («Собрание разных песен», 1770-1773), В. Ф. Трутовский («Собрание простых русских песен с нотами», 1776-1779), Н. А. Львов («Собрание народных русских песен с их голосами», 1790).

На рубеже XVIII - XIX столетия появляется новый жанр музыкального искусства – камерная лирическая песня. Ее развитию во многом способствовало творчество О. А. Козловского – автора театральной музыки, маршей и полонезов. Сочиненный им в 1791 г. полонез с хором «Гром победы раздавайся» на слова Г. Р. Державина долгое время исполнялся как русский национальный гимн.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ.

 

1. В какой степени изменения, происходившие в области культуры в XVII в., подготовили преобразования первой четверти XVIII в.?

2. Что вам известно о преобразованиях Петра I в сфере художественной культуры? Как вы оцениваете их последствия?

3. Какие художественные стили получили развитие в русском искусстве XVIII в.?

4. Чем отличалась планировка и архитектура Петербурга от традиций древнерусского градостроительства?

5.Сравните результаты деятельности итальянских зодчих в Москве на рубеже XV - XVI вв. и иностранных архитекторов в Петербурге в начале XVIII в.

6.Расскажите о творчестве одного из деятелей культуры России Петровской эпохи. (По выбору)

7. Какова роль Академии художеств в русской культуре XVIII в.?

8. Назовите иностранных зодчих, прославившихся в России во второй половине XVIII в.

9. Расскажите о творчестве одного из русских архитекторов второй половины XVIII в. (По выбору).

10.Расскажите о творчестве одного из выдающихся мастеров портретной живописи второй половины XVIII в. (По выбору).

11. Что вам известно о развитии скульптуры в России XVIII ?

12. С чьим именем было связано становление профессионального драматического театра в России?

13. Расскажите, какое место занимала музыка в культуре России XVIII в.?

14. Дайте определение понятиям: барокко, батальная живопись, классицизм, рококо.

15. Составьте картотеку деятелей русской культуры XVIII века.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1.Асеев Б. Н. Русский драматический театр от его истоков до конца XVIII в.- М.,1977.

2. Виппер Б. Р. Архитектура русского барокко. - М., 1978.

3. Гутнов А. Э., Глазычев В. Л. Мир архитектуры. - М.,1990.

4. Зезина М. Р., Кошман История русской культуры. - М.,1990.

5. Ильина Т. В. Русское искусство XVIII в. - М., 1999.

6. Краснобаев Б. И. Русская культура второй половины XVII – начала

ХIХ века. - М.,1983.

7. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало ХIХ века).- СПб, 1994.

8. Очерки русской культуры XVIII века. Ч.3.- М.,1988.

9. Рапацкая Л. А. Русская художественная культура.- М., 2002.

10. Тихонов Ю. А. Дворянская сельская усадьба близ Москвы и

Санкт - Петербурга в XVIII веке.// Отечественная история, 1998, № 2.

 


[1] Исследователи выделяют и так называемую «третью культуру»- самодеятельно-ремесленную, которая начала складываться в 17 в. // Очерки по истории мировой духовной культуры. Ч.II.- Ростов – на – Дону, 1994. С.76. Существует также точка зрения , что в Петровскую эпоху возникли не две разные культуры, «а культурное многоголосие, культурный калейдоскоп». (Березовая Л. Г., Берлякова Н. П. История русской культуры. Ч.1.-М.2002. С.222)

 

 

[2] В литературе существует точка зрения, что просветительская государственная политика в России началась не при Екатерине П, а еще при Петре I (Березовая Л. Г., Берлякова Н. П. История русской культуры. Ч.1. - М.2002. С. 222).

[3] Под «ордером», возникшим в Древней Греции, понималось определенное сочетание, порядок несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции, их структура и художественная обработка. Ордер включает несущие части (колонна с капителью, столбы и пилястры) и несомые (архитрав, фриз и карниз, в совокупности составляющие антаблемент). Популярная художественная энциклопедия. Т.2. -М.,1986. С.84.

 

[4] Мавродин В. В. Основание Петербурга. Л., 1978; Петербург петровского времени. Очерки под ред. А. В. Предтеченского.- Л., 1948.

[5] Тихонов Ю. А. Дворцовая сельская усадьба близ Москвы и Санкт-Петербурга в 18 в. //Отечественная история, 1998, № 2. С.47.

 

 

[6] Краснобаев Б. И. Русская культура второй половины XVII – начала XIX века. - М.,1983. С.99.

 

[7] Популярная художественная энциклопедия. Т. 2. - М., 1986. С.183.

[8] Тихонов Ю. А. Дворянская усадьба близ Москвы и Санкт-Петербурга в XVIII веке. // Отечественная истории. 1998, № 2.

[9] Малая история искусств.-М., 1977. С. 280.

 

[10] Верещагина А. Художник. Время. История. Очерки русской исторической живописи 18-начала 20 вв.- М., с.67.

 

[11] Овчинникова Е. С. Портрет.- М., 1973/

[12] Энциклопедический словарь Россия. - Л.,1991. С.672.

 

[13] Каганович А. Л. А. Лосенко и русское искусство середины XVIII столетия.- М., 1963.

[14] Копылов А. Н. Театр в Сибири XVIII- начала XIX века. // История СССР, 1985, №3. С.218.

 

[15] Очерки русской культуры XVIII века. Ч.3. - М., 1988. С. 305.

 

[16] Большой театр СССР (К 200-летию со дня основания). - М. 1976. С.5-6.

 

[17] Копылов А. Н. Театр в Сибири XVIII- начала XIX века. // История СССР, 1985, №3. С.218.

 

[18] Левашева О., Келдыш Ю., Кандинский А. История русской музыки. Т. 1. - М., 1972. С.99-101.

[19] Рапацкая Л. А. Русское искусство XVIII в. - М. 1995. С.45.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
ТЕАТР XVIII ВЕКА | Причастие

Дата добавления: 2014-11-15; просмотров: 353; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.005 сек.