Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Проблема конструирования социально-культурной идентичности в стратегиях новой России
Идентичность, как и любая теоретическая концепция (модель), является не более чем способом репрезентации и идеализации объекта исследования (познания) и социального регулирования. B этом смысле категория «кавказская идентичность» — это попытка выразить современный срез социального, социально-политического и культурного бытия кавказских этносов в массовом сознании этих же ЭТНОСОВ, в их соотнесении «себя самих» c «остальным миром» (c миром российского социально-культурного бытия прежде всего). Но это и попытка представить кавказское этносоциальное и этнокультурное бытие как открытую и динамичную систему (систему-процесс), которая подвержена влиянию различных факторов, обусловленных прежде всего российским социальным бытием. Ныне главные из них — экономический и социально-трудовой. Дело в том, что Северный Кавказ в силу ряда причин, в том числе и неравномерного развития субъектов Российской Федерации, к сожалению, не учитываемых должным образом на уровне федерального Центра, находится в ситуации нарастающего отставания как по темпам, так и по качеству социально-экономического развития от средних показателей по стране, не говоря уже o мегаполисах России, которые воспринимаются как «норма новой жизни». Но главное и самое неприятное в том, что эта ситуация, как показывает ход событий, не может быть устранена лишь на основе рыночных механизмов, на которые уповает Центр, — требуется запуск на федеральном уровне некоей политики выравнивания условий развития субъектов РФ. Это особенно важно для южного региона, поскольку здесь существуют объективные причины (объективные факторы) нарастающего отставания в социально-экономическом развитии. Вот некоторые из них: 1. Россия, a точнее ее центральные промышленные регионы, как показывают реальные факты, уже переходят (или перешли) о т периода политической и экономической стабилизации к этапу развития — здесь рыночные механизмы и факторы либерализации экономики работают достаточно эффективно. Северо-Кавказский регион, напротив, в силу накопленных в прошлом отставаний, все еще находится в условиях («в зоне») переходной ситуации, когда рыночные меxанизмы не срабатывают должным образом, обрекая регион именно на нарастающее отставание. 2. K тому же экономический рост этнических республик сдерживается еще и целым рядом факторов внерыночного порядка. B их числе: — высокий уровень инвестиционного риска в связи c общей ситуацией в регионе, ее сложностями; — отсутствие в этнических республиках собственных инвестиционных ресурсов или их явная недостаточность; — специфичный характер территориального распределения трудовых ресурсов, когда около 60% безработного (незанятого) населения в силу особенностей культуры сосредоточено в крупных селах этнических респуб-лик, практически лишенных инфраструктуры, необходимой для экономи-ческой, промышленно-производственной деятельности. Но самое главное — ситуация нарастающего разрыва в уровнях социально-экономического развития России в целом и национальных республиках южного региона начинает обретать самовоспроизводящийся характер в силу неотвратимого действия следующего замкнутого цикла: высокий уровень инвестиционного риска и инфраструктурная неразвитость отталкивают потенциальных инвесторов (делает южные республики России неконкурентными на рынке инвестиций), а отсутствие масштабных инвестиций ускоряет деградацию производственно-технологического потенциала региона, сдерживая темпы и масштабы решения накапливающихся проблем. Речь идет o появлении своеобразной «петли отчуждения кавказского региона от развития» («петли нарастающего социально-экономического отката»). K чему ведет ее действие, видно на примере Кабардино-Балкарии, a точнее — по тенденциям развития структуры валового регионального продукта этой республики за последние 12 лет. Так, относительная доля промышленности в структуре ВРП КБР за указанный период сократилась c 25,5 до 12%, транспорта и связи — c 4,5 до 2,8%, отраслей обслуживания — c 27 до 16,8%. B то же время в структуре ВPП этой республики за означенный период резко возросли доли сельского хозяйства и торговли — соответственно c 14,2 до 27,8% и c 19,5 до 26,8%. Таким образом, за последние 12 лет социально-экономическое пространство KБР фактически трансформировалось «попятно» — от индустриально-аграрного типа к аграрно-торговому типу, явно указывая на откат исторического масштаба и культурно-парадигмального характера. Справедливости ради заметим — ныне в КБР принимаются меры к выходу из этой опасной ситуации. Но главное в том, что « петля отставания» в регионе пока так и сохраняется. Если не переломить эту ситуацию, трудно рассчитывать на стабилизацию в регионе (co всеми вытекающими оттуда последствиями). В то же время, как уже подчеркивалось, проблема «самовоспроизводящегося отставания» северокавказских республик в социально-экономическом развитии в существующих сегодня («здесь и сейчас») условиях не может быть решена лишь на основе либерально-рыночных подходов и механизмов —настоятельно требует сочетание мер как рыночного, так и политического регулирования. Но самое главное — это создать в стране реальные условия для мобильности трудовых ресурсов (a значит, мобильности идентичностей и их конвергенций). Разумеется, эти условия должны содержать и особые механизмы политической регуляции — механизмы «откачки» избыточных трудовых ресурсов из Кавказских республик в другие регионы России. Именно здесь кроется самый тугой узел противоречий этнополитической ситуации в современной России, требующих разрешения. Пока не только не существует подобных механизмов, стимулирующих отток незанятых рабочих рук из республик ЮФО, но даже те кавказцы, которые пытаются самостоятельно, на свой страх и риск, решать эту задачу, наталкиваются на стену этнофобии, оказываются в ситуации «войны идентичностей». Вероятно, можно ждать, «куда вывезет история», ограничиваясь сетованиями на сложность проблем, советами не «подстегивать» события и довериться «мудpоcти истории». Можно занять и такую позицию, что социально-экономическая, a тем более этнополитическая проблематика лежит за пределами культурологической науки и ее компетенций. Однако опыт кавказца, каковым является автор этик строк, убеждает, что проблемы культурной практики не имеют решения вне проблематики экономики и политики. Более того, «вызов кавказской ситуации» требует от культурологической науки системного и междисциплинарного подхода к осмыслению современных, скажем, очень непростых культурных процессов. Ныне все указывает на то, что необходимы системные действия на политическом уровне, пока начинать расчистку завалов на пути к становлению единого российского, гражданско-политического сообщества, устраняя при этом и такие конфликтно-превращенные формы социального бытия, как «кавказский рекрут» , «номады -диаспоры» из граждан собственной страны. Речь идет o создании необходимых условий формирования российской нации, a значит — o социально-культурном конструировании в новой России, o возможных формах с масштабах использования подобной социальной практики. На арене научно-философской мысли эта проблема ставится еще шире — o «конструировании хорошего общества» в России [15]. Пока получается так, что тот негативизм к социальным практикам советской системы, которая, как известно, была завязана на тотальную социальную инженерию и идеологический прессинг, привел нас к другой крайности — к отсутствию сколь-либо значимой и массово разделяемой политической и культурной идеологии, к чрезмерному упованию на механизмы рынка и на их «регулирующую рациональность». Но время показало, a политическая практика последних лет еще и подтвердила необходимость стратегии социального проектирования, a значит, культурного конструирования, т. e. системного применения гуманитарных и социально-гуманитарных технологий в массовой практике. Объектом такого конструирования и регулирования в современной Poсcии может и должна стать социально-культурная идентичность, если учитывать, что она (идентичность), будучи конструктом сознания, неустранимо содержит мотивационные, т. е. регулируемые аспекты. Более того, поскольку идентичность, как и любой продукт сознания, носит дискурсивный характер, коммуникация в ее самом широком понимании (политическая, культурная, экономическая) является реальным инструментом ее формирования и корректировки (впрочем, рациональная коммуникация в современных политических теориях интерпретируется еще шире — как главная основа социальной общности [16]). Цель дискурсивных и проективно-регулятивных (политичeскиx и гуманитарно-технологических) усилий в данном случае очевидна: синтез российских социальных идентичностей. Мерой и основой задействования всего набора социально-политических практик и механизмов в интересах конвергенции и синтеза российских социально-культурных идентичностей в новую, многоуровневую социально-культурную идентичность, вероятно, могла бы стать идея инновационного развития, будучи спроецирована на плоскость культурной практики. Спроецирована так, чтобы правовая рационализация социума и экономическое принуждение в социуме сочетались бы еще и c механизмами мотивации процессов конвергенции идентичностей и синтезу культа, а значит, к движению российских этносов по пути формирования единой российской, полиидентичной нации. В этом контексте вполне уместно кое-что переосмыслить и в нашей недавней советской практике, которая, как бы к этому не относиться, сумела неплохо выстроить проект «единства и дружбы народов». Речь идет прежде всего o главнейших и объемлющих пространствах коммуникации и социального проектировани, каковыми, конечно же, являются сфера образования и СМИ. B частности, одним из элементов федерального компонента школьного образования мог бы стать предмет «Литература народов России» (как некогда и было), a культура и искусство российских этносов могли бы найти место на телеканале «Культура». Вероятно, в процессах синтеза новой российской идентичности должны быть задействованы и национальные проекты, которые обеспечивали бы стимулирование оттока свободных трудовых ресурсов Кавказского региона в другие регионы России и «диффузность» их размещения. Понятно, что цель социального конструирования («конструирования идентичности») — это содействие преобразованию мектального мира россиянина, социальных и культурных форм его бытия к достижению социальной конвенции в обществе. Ныне это главный исторический вызов России. А что касается кавказского этнoкультурного мира, кавказской идентичности, результаты непредвзятого анализа убеждают, что они обладают (вопреки стереотипам массового российского сознания) лабильностью и адаптивностью, т. e. главными предпосылками к синтезу. Более того, процессы диалога и синтеза русской с кавказских этнических культур, a значит. процессы становления новой, российской идентичности налицо. Но пока эти процессы идут стихийно, противоречиво и конфликтно, требуя системного и мотивирующего политического регулирования и научно-культурологического внимания. И в заключение - автора этой монографии на протяжении многолетней работы над ее текстом поддерживала мысль о том, что при всей сложности и противоречивости социально-культурных процессов на юге России и Северном Кавказе. кавказская культура день ото дня все глубже врастает в российскую цивилизацию, что, вероятно, позволит c «минимальными потерями» адаптироваться к современным глобальным культурным процессам, a главное - обеспечит ей историческую перспективу.
Примечания
1. Малaхов В.С. Идентичность // Новая философская энциклопедия. - M.. 2001, т. 2. - C. 78-79. Неудобства с идентичностью //Вопросы философии, 1998, № 2. 2. Эрикcoн Э. Идентичность: юность и кризис. M., 1996. 3. Жаде 3.А., Куква Е.С., Ляушева СА., Шадже А.Ю. Многоуpoвневaя идентичность. - Москва; Майкоп, 2006. 4. Тхагапсоев X. Г. Мифoгенез в новейшей истории российских этносов//Сб. научныx статей «Политическая мифология и историческая наука на Северном Кавказе», Ростов-на-дону, СКНЦВШ, 2004. C. 132-149. 5. Ачкасов B. A., Бaбаев C. A. Мобилизованная этничность. - СПб, 2000. 6. Губогло M. H. Идентификация идентичности // Сб. научных статей «Этнocoциологическиe очерки». - M., Наука, 2003. 7. Красив Ю.А. Политическое самоопределение России: проблемы выбора // Полис. 2003, № 1. - С. 124-134. 8. Пaнтин И.K. Демократия в России: противоречия и проблемы // Там же. C. 134-149. 9. Чеpнoyс В.В. Россия и народы Северного Кавказа: проблемы культуpнo-цивилизационного диалога // Научная мысль Кавказа. - 1999, № 3. - С. 154-167. 10. Боров А.Х., Дзамихов К.Ф., Карамуpзoв Б.С., Муpaтoва Е.Г. Социокультурные механизмы северокaвказского исторического процесса // Научная мысль Кавказа. - 2006. № 4.- C. 19-27. 11. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и кyльтуролoги. - М., 1993. 12. Тхагапсоев Х.Г. Коммуникативные особенности бесписьменных культур // Научная мысль Кавказа. - 2000, № 2. О методологии и культуре двухзычия в условиях этнического региона // Вестник ПГЛУ, 1997. - C. 53-61. 13. Тхагапсоев Х.Г. O кавказской культурной общности //Вестник РАН, т. 69, №2, 1999. — C. 130-136. Лeктонический тип коммуникации и проблема цивилизационной идентификации Кавказа // Научная мысль Кавказа. — 2001, № 4. — C. 43-56. 14. Тхагапсоев Х.Г. Этнический этатизм в социально-политическом бытии современной России // Сб. Этноэтатизм и этнократии на Юге России. — Ростов-на-Дону, СКНЦВШ, 2006. — C. 9-23. Лубский A.В. Лики этнократии // Там же. — C. 24-48. 15. Федотова В.Г. Хорошее общество. — М., Прогресс-Традиция, 2005. 16. Хабеpмас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. — СПб, Наука, 2000.
БИБЛИОГРАФИЯ Абаев B.И. Избранные труды. Религия. Фольклор. Литература. - Владикавказ, 1990. Абаев В.И. Историко-этимологический словарь осетинского языка. -- М., 1958-1995. Абаев B.И. Наpтовский эпос // Известия Северо-Осетинского НИИ, т. 10, вып. 1, Дзауджикау. Абаев B.И. Этногенез осетин по данным языка// Происхождение осетинского народа. - Орджоникидзе, 1976. Абикарова Ф. Очерки даргинской дореволюционной литературы. Махачкала, 1963. Абдуллаев M.A. Из истории философской и общественно-политической мысли народов Дагестана в XIX веке. - М., 1968. Абдулатипов P.Г. Кавказская цивилизация: самобытность и целостность // Научная мысль Кавказа. - 1995, .№ 1. Авксентьев A.B. Ислам на Северном Кавказе, Ставрополь, 1984. Авксентьев A.B., Авксентьев В.А. Северный Кавказ в этнической картине мира. - Ставрополь, 1998. Агаев А. Лезгинская литература. - Махачкала, 1959. Агбунов M.B. Путешествие в Западную Скифию. - М., 1989. Азиев М.А., Чахкиев Д.Ю. Каменная летопись страны вaйнахов. - М., 1994. Алив К. Кавказская Албания. - Баку, 1974. Алиева A.И� Адыгский нaртский эпос. - Москва; Нальчик, 1969. Алироев И.Ю. История и культура чеченцев и ингушей. - Грозный, 1994. Андиев Б., Андиева P. Осетинский орнамент. - Орджоникидзе, 1960. Андреева M.B. Об изображениях на серебряных майкопских сосудах // СА, 1979, Nц 1. Анчабадзе Ю.Д., Волкова Н.Г. Народы Кавказа. - М., 1991. Ардзинба B.Г. Ритуалы и мифы древней Анатолии. - М., 1982. Асанов Ю.H. Поселения, жилища и хозяйственные постройки балкарцев. - Нальчик, 1976. Бакланов Н.Б. Архитектуpные памятники Дaгестана. -- Л., 1935. Бадмаев A. Роль зая-пандиты в истории духовной культуры калмыцкого народа. — Элиста, 1968. Бгажноков Б.X. Адыгский этикет. — Нальчик, 1976. Бгажноков Б.X. Адыгская этика. — Нальчик, 1999. Беккизова Л. От богатырского эпоса к роману. — Черкесск, 1974. Белозеров B.C. Этническая карта Северного Кавказа. — М., 2005. Бижевa 3.Х. Адыгская языковая картина мира. — Нальчик, 2000. Блиев M.M., Бзaрoв P.C. История Осетии. — Владикавказ, 2000. Бетрозов P.Ж. Адьгги: возникновение и развитие этноса. — Нальчик, 1998. Борисeнко И. Храмы Калмыкии. — Элиcта, 1994. Боров A.X. Северный Кавказ в российском цивилизационном процессе. — Нальчик, Кабардино-Балкарский госуниверситет, 2007. Боров A.X., Дзамихов K.Ф., Карамурзов Б.C., Муратова Е.Г. Социокультурные механизмы северокавкaзского исторического процесса // Научная мысль Кавказа. — 2006, № 4. Булатoва А.Г. Лакцы: ХIХ век — начало ХХ века. — Махачкала, 1971. Вагабова Ф. Формирование лезгинской национальной литературы. — Махачкала, 1970. Волкова Н.Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII — начале ХХ в. — М., 1974. Вопросы истории Дагестана. -- Махачкала, вып. 1-3, 1974-1975. Вопросы истории и этнографии Дагестана, вып. 1-7, 1970-1976. Гaгиев C.Г. Осетинские национальные игры. — Орджоникидзе, 1958. Гаглойти Ю.C. Абхазо-Осетинские нартские параллели // Известия Юго-Осетинского НИИ. — Цхинвали, 1969. Гадагатль A.M. Героический эпос «Нарты» и его генезис. — Краснодар. 1967. Гадагатль A.M. Героический эпос «Нарты» адыгских (черкесских) народов. — Майкоп, 1987. Гаджиев A. Кавказ в русской литературе первой половины ХIХ вeкe —Баку, 1982. Гаджиев B.Г. Движение кавказских горцев под руководством Шамиля в исторической литературе. Махачкала, 1956. Гаджиев B.Г. Роль России в истории Дагестана. — М., 1965. Гаджиев В.Г. Кавказ и Россия (история и современность) // Тарих, 1994, № 1. — Махачкала. Гаджиев M.Г. Раннеземледельческая культура северо-восточного Кавказа. — М., 1991. Гаджиев М.Г. Северо-восточный Кавказ на заре бронзового века (феномен прерванной цивилизации) // Вестник Дагестанского научного цене РАН, 1998, № 1. Гаджиева C. Кумыки: историко-этнографические исследования. — М., 1961. Гаджиева C. Материальная культура ногайцев в XIX в. — начале ХХ в.. —М., 1976. Гадло A.B. Этническая история Северного Кавказа IV—X вв. — СПб 1979. Гадло A.B. Этническая история Северного Кавказа X— XIII вв. — СПб., 1983. Гамзатов Г.Г. Преодоление, становление, обновления — на путях становления дагестанской советской литературы. — Махачкала, 1986. Гамзатов Г.Г. ХIХ век национальной литеpaтуpы: модель дагестанского «ренессaнсa» // Научная мысль Кавказа. 1999. — N 3. Гамзатов P.Г. Стихотворения и поэмы в 5-ти томах. — M., 1981. Гамкрелидзе T.B., Иванов B.С. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Тбилиси, 1984. Гaрданов A.K. Аталычество. — М., 1973. Гасaнoв M.M. Дагестан в составе России (вторая половина XIX в.). — Махачкала, 1999. Гасанов M.P. Палеокавказская этническая общность и проблема происхождения народов Дагеcтана. — Махачкала, 1994. Гуриев Т.А. Проблемы нартиады. — Орджоникидзе, 1982. Гутнов Ф.X. Эволюция потестарных традиций осетин i/ Вестник института цивилизации. — Владикавказ, 2001. Давидович B.E., Жданов Ю.A. Сущность культуры. — Ростов-на-дону, 1979. Дагестан в период социальных реформ. — Махачкала, 2002. Дагестанское искусствоведение. — Махачкала, 1976. Далгат У.Б. Фольклор и литература народов Дагестана. — Махачкала, 1962. Далгат У.Б. Героический эпос чеченцев и ингушей. — М., 1972. Данилова E.H. Абазины. — М., 1984. Дзамихов K.Ф. Адыги — вехи истории. Нальчик, 1994. Дзамихов К.Ф. Адыги и Россия. — М., 2000. Дебиров П.M. Архитектурная резьба Дaгестана. — М., 1966. Дебиров П.M. Резьба по дереву в Дагестане. — М., 1982. Деятели адыгской культуры дооктябрьского периода. Нальчик, 1991. Дзидзоев B.Д. От союза объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана до Горскoй республики.— Владикавказ, 2003. Дзиццойты Ю.A. Нарты и их соседи. — Владикавказ, 1992. Древние памятники северо-восточного Кавказа. — Махачкала, 1977. Дюмезиль Ж. Осетинский эпос и мифология. — M., 1977. Дюмезиль Ж. Скифы и нарты. — М., 1990. Дъяконов И.M. Хуррито-yрартский и восточно-кавказские языки // Древний Восток. — Ереван, 1978. Жданов Ю.А. Роковой комплекс Эрисхитона II Научная мысль Кавказа. — 1997, .N_° З. Жданов Ю.A. Концепция культуры в трудах B.И. Вернадскогo // Научная мысль Кавказа. — 1995, № 1. Забабурова H.B. Пушкинский Восток и ориентальная традиция европейской литературы // Haучная мысль Кавказа. — 1998, № 1. Заседателева Л.Б. Терские казаки. — M., 1974. Зодчество Дагестана. Махачкала, 1974. Иванов В.B. Об отношении хаттского языка к северо-западно-кавказским // Древняя Анатолия. — М., 1985. Инал-Ипа Ш.Д. Исторические корни древней культурной общности кавказских народов // Сказания o нартах — эпос народов Кавказа. — M., 1969. Иессен A.A. Древняя металлургия Кавказа и ее роль в Передней Азии// Между Азией и Европой: Кавказ в IV—I тысячелетия до н. э. СПб., 1996. История Дагестана в 4-x томах. -- М., 1967. Истории Дагестана c древнейших времен до 20 в. — М., 2004. История многовекового содружества (к 450-лeтию союза и единения народов Кабардино-Балкарии c Россией). — Нальчик, 2007. История Северо-Осетинской АССР. — M., 1959. История Северной Осетии: ХХ век. — М., 2003. История Дона с древнейших времен до падения крепостного права. —Ростов-на-Дону, 1973. История народов Северного Кавказа c древнейших времен до конца ХVIII века. — M., 1988. История народов Северного Кавказа: конец XVI11 в. — 1917 г. — М., 1988. История Kабаpдино-Бaлкapской республики. — Нальчик, 1995. История Чечни c древнейших времен до наших дней в 2 т. — Грозный 2006. Кабардино-Балкарский фольклор. — Нальчик, 1983. Кавказ и Дон в произведениях античных авторов. (Составители B.Ф. Патракова, B.B. Черноус). — Ростов-на-Дону, 1990. Казначеев A.В. Развитие северокавказской окраины России (1864-1904). — Пятигорск, 2005. Кaймаpазoв Г.Ш. Очерки истории культуры народов Дагестана. — М., 1971. Калмыки: перепутье 80-х. Проблемы этнокультурного развития. — М.. 1993. Kaлoeв Б.И. Земледелие народов Северного Кавказа. — М., 1981. Калоев Б.A. Осетинские историко-этнографические этюды. — M., 1999. Карачаево-балкарские деятели культуры кoнца XIX — начала ХХ в. —Нальчик, 1993. Карпов Ю.Ю. Россия и этносоциальные процессы на Северном Кавказе в Новое и Новейшее время // Россия и Кавказ сквозь два столетия. — СПб., 2001 Кaссиев Э. Очерки дореволюционной лакской литературы. — Махачкала, 1959. Кешоков A. Собрание сочинений в 4-x томах. — M., 1982. Климов Г.А. Кавказские языки. — М., 1965. Кобычев B.П. Поселeния и жилища народов Северного Кавказа в XIX—ХХ вв. — M., 1982. Косвен O.M. Этнография и история Кавказа. — M., 1961. Крупнов E.И. Древняя история Северного Кавказа. — М., 1962. Крупнов E.И. Средневековая Ингушетия. — М., 1971. Кугультинов Д. Собрание сочинений в 3-x томах. Норильск, 2000. Кудрявцев A.A. Древний Дербент. — М., 1982. Кузнецов A.Я. Народное искусство карачаевцев и балкарцев. — Нальчик, 1981 Кузнецов B.A. Межнациональное согласие и современная история Северного Кавказа // Тарих. — Махачкала, 1997, № 4. Кулиев K. Избранные произведения в 3-x томах. — М., 1977. Кумахов M.A., Кумахова З M. Нaртcкий эпос: язык и культура. — М., 1998. Кумыков T.X. Культура и общественно-политическая мысль Кабарды первой половины XIX в. — Нальчик, 1991. Кумыков T.X. Экономическое и культурное развитие Кабарды и Балкарии в XIX веке. — Нальчик, 1965. Кушева Е.H. Народы Северного Кавказа и их связи c Россией. — М., 1963. Кушнарева K.X. Южный Кавказ в IV—III тыс, до н. э.: этаты культурного и социально-экономического развития. — СПб., 1965. Лавров Л.И. Этнография Кавказа. — Л., 1982. Магомедов A. Художественное ремесло Дагестана (проблемы формирования культурного наследия в эпоху средневековья) // Вестник Дагестанского научного центра РАН, 1998, № 2. Магомедов Д. Профессиональное искусство Дагестана: основные закономерности становления и развития. — М., 1972. Магометов A.X. Этнография Осетии. Орджоникидзе, 1970. Магометов A.X. Этнические и культурно-исторические связи алан —oсетин и ингушей. — Оджоникидзе, 1982. Мальбахов Б., Эльмесов A. Средневековая Кабарда. — Нальчик, 1994. Maмбетов Г.Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев. — Нальчик, 1994. Мамсиров X.Б. Модернизация культур народов Северного Кавказа в 20-е годы ХХ века. — Нальчик, 2004. Маркoвич В.И. Культовая пластика Кавказа // Новое в археологии Северного Кавказа. — М., 1986. Марр 14.Я. Яфетический Кавказ и третий этнический элемент в создании среднеземноморской культуры // Избранные работы Мара. — M., т. 1, 1983. Maфедзов C. Обряды и обрядовые игры адыгов. — Нальчик, 1979. Мизиев Н.М. Средневековые башни и склепы Балкарии и Карачaя. — Нальчик, 1970. Миллер B.Ф. Осетинские этюды. — Владиказказ, 1992. Мифологический словарь. Глав. ред. Е M. Мелетинсгсий. — M., 1991. Мужухов М.Б. Средневековая материальная культура горной Ингушетии (ХIII—XVIII вв.). — Грозный, 1977. Музаев H. Чеченская литература на путях социалистического реализма. —Грозный, 1963. Мунчаев P.M. Кавказ на заре бронзового века. — М., 1975. Mуcyкaев A.И., Першиц A.И. Народные традиции кабардинцев и балкарцев. — Нальчик, 1992. Мусукасва А. Северо-Кавказский роман. — Нальчик, 1993. Налоев З.М. Из истории культуры адыгов. - Нальчик, 1978. Народные песни и инструментальные наигрыши адыгов, т. 1-4, 1980 — 1996. Народы Кавказа. — М., 1966. Народы России (энциклопедия). Под ред. B.A. Тишкова. — М., 1994. Нартский эпос и кавказское языкознание // Материалы IV Международного коллоквиума Европейского общества кавказологов. — Майкоп, 1994. Николаев С.Л. Северокавказские заимствования в хеттской и древнегреческой культурах // Древняя Анатолия. — M., 1985, — С. 65-73. Очерки кавказской культуры. Майкоп, 2001. Песни народов Северного Кавказа. Л., 1976. Панеш У. Типологические связи и формирование художественно-эстетического единства адыгских литератур. Майкоп, 1990. Пронштейн A.H. Земля Донская в XVIII в. — Ростов-на-Дону, 1961. Речменский H. Музыкальная культура Чечено-Ингушской АССР. — М., 1965. Робакидзе A.И. Жилища и поселения горных ингушей // Кавказский этногpaфичеcкий сборник. — Тбилиси, 1968. Смирнов К.Ф. Катакомбы Северного Кавказа и их связь c катакомбами Южного Приуралья — Поволжья // Советская археология, 1972,№ 1. Средневековые памятники Северной Осетии. — M., 1963. Студеческая Е.H. Прикладное искусство народов Карачаево-Черкесии в XIX — начале ХХ вв. // Памятники Отечества. — M., 1977, кн. 3. Теппев А. Балкарская проза.. — Нальчик, 1974. Тменов В.Х. Зодчество средневековой Осетии. - Владикавкaз, 1996. Тменов В.Х., Бecoлoвa Е.Б., Гонобоблев Е.Н. Религиозные воззрения осетин. - Владикавказ, 2000. Тотоев M.C. История русско-осетинских культурных связей. - Орджоникидзе, 1977. Трошин И.И. Очерки изобразительного искусства Калмыкии. - Волгоград, 1970. Трубачев О.Н. О синдax и их языке// Вопросы языкознания, 1976, № 4. Туркaeв Х.В. Исторические судьбы литератур чеченцев и ингушей. - Грозный, 1978. Тхагазитов Ю.М. Духовно-культурные основы кабардинской литературы. - Нальчик, 1994. Tхaгапсоев Х.Г. О кавказской культурной общности // Вестник РАН, 1999. T. 69, № 2. Тхагапсоев Х.Г. Коммуникативные особенности бесписьменных культур // Научная мысль Кавказа. - 2000, № 2. - С. 48 - 58. Тхагапсоев Х.Г. Лектонический тип коммуникации и проблема цивилизационной идентификации Кавказа // Научная мысль Кавказа. -2001, № 4. Тхагапосев Х.Г. Кавказский социoкультурный мир как тип локальной цивилизации // Региональные культуры средневековья на территории России (Сб. научных статей). - СПб., 2001.- С. 164-185 Тхагапсоев Х.Г. Цивилизационная идeнтичноcть кавказского этнического сообщества: информационно-коммуникативная концепция // Этнос-проблемы социально-культурной сaмooрганизации. - Нальчик, 2006. - С. 29-47. Унежев К.Х. Феномен адыгской (черкесской) культуры. Нальчик, 1997. Фадеев А.В. Россия и Кавказ в первой трети XIX в. - М., 1960. Федоров А.Я. Историческая этнография Северного Кавказа. - M., 1983. Формозов А.А. Проблемы этнокультурной истории каменного века на территории европейской части СССР. - М., 1977. Ханаху P.А. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы вpемени. - Майкоп, 1997. Хашхожева P. Адыгские просветители. - Нальчик, 1992. Хронология памятников бронзового века Северного Кавказа. - Орджоникидзе, 1982. Цибиров Г.И. Осетия в русской науке. - Орджоникидзе, 1981. Цуциeв А.А. Атлас этнической истории Кавказа (1774-2004). - М., 2006. Цуциев А.А. Русские и кавказцы: очерк незеркальной неприязни // Вестник института цивилизации. - Владикавказ, 1998. Цховребов З.П. Развитие общественно-политической и философской мысли в Осетии. - М., 1977. Черноус B. В. Россия и народы Северного Кавказа: проблемы культуpно-цивилизационного диалога // Научная мысль Кавказа. - 1999, № 3. Черноус В. B. Кавказ — контактная зона цивилизаций и культур // Научная мысль Кавказа. — 2000, № 2. Чеченов И. M. Древности Кабардино-Балкарии. — Нальчик, 1969. Чеченский и ингушский роман (Сб. статей). — Грозный, 1986. Шагиров A.K. Этимологический словарь кабардино-черкесского языка. —М., 1967. Шадже А., Шеуджен Э. Северокавказское общество: опыт системного aнaлизa. — М., 2004. Шeлов Д.Б. Тaнаис и Нижний Дон в первые века нашей эры. — М.,1972. Шиллинг E.M. Кубачинцы и их культура. Истoрикo-этнографические этюды. — М.;--Л., 1949. Шихсаидов A.P. Ислам в средневековом Дaгестaне. Махачкала, 1969. Шовунов К.П. Калмыки в составе Российского казачества. Элиота, 1992. Шортанов А. Адыгская мифология. — Нальчик, 1982. Эрендженов K. Золотой родник. O кaлмыцком народном творчестве, ремеслах и быте. — Элиота, 1990. Энциклопедия культур народов юга России, под редакцией Ю. А. Жданова. — T. 1, Ростов-на-Дону, 2005. Якубов M. Заметки o развитии дагестанской музыки// Искусство Дагестана. — Махачкала, 1965. * Тхагапсоев Х.Г. Человек в eстественнонaучной картине мира (курс естествознания в инноваиионной системе подготовки специалистов в области гуманитарных технологий // Вестник Герценовского университета. Под ред. B.A. Козырева. — Санкт-Петербург. — № 3 (53). — 2008. — C. 54 * Глава написана совместно с Р.Ж.Бетрозовым
Дата добавления: 2014-11-15; просмотров: 476; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |