Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Тема 15. Общая характеристика древнеримской культуры. Искусство Древнего Рима в царский период

Читайте также:
  1. C. ВСЕОБЩАЯ ФОРМА СТОИМОСТИ
  2. F1:Общая хирургия
  3. I. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ФИГУР
  4. I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СМУТНОГО ВРЕМЕНИ
  5. IX. Учебная карта дисциплины «Уголовное право. Часть Общая»
  6. Аварийно-опасные химические вещества: общая характеристика
  7. Агентский договор: понятие, общая характеристика.
  8. Агентский договор: понятие, характеристика
  9. Альфа - и бета- адренолитики. Фармакологическая характеристика.
  10. АХОВ - хлор. Характеристика вещества и действия человека при отравлении

 

Римская культура сложилась под влиянием культур многих народов, прежде всего этрусков и греков. Используя иноземные достижения, римляне превзошли своих учителей, подняв общий уровень собственного развития до небывалых высот. В свою очередь, римская культура в пору своего расцвета оказала огромное влияние на соседние народы и на последующее развитие Европы.

Мировосприятие римлян было более трезвым и практическим, нежели поэтическое мировосприятие древних греков, сформировавшееся на менее зрелом этапе античного рабовладельческого общества. В культуре Рима преобладание было на стороне тех видов искусства и наук, которые имели непосредственно практическое значение. Отсюда – ведущая роль официальной гражданской архитектуры в римском искусстве, развитие в скульптуре индивидуального портрета и протокольно-повествовательного исторического рельефа, исключительное развитие различных областей римского права и т. д.

Напротив, в таких видах искусства, как монументальная скульптура и живопись, а также в поэзии римляне были менее оригинальны, и здесь сильнее выражена их зависимость от греческих и эллинистических образцов.

Римская религия, не имевшая того поэтического характера, который составлял основу греческой религии, была бедна образами и отличалась сухой прозаичностью. Отношение человека к божеству выражалось в точном исполнении обрядов, которые являлись как бы платой за исполнение просьбы. Все важнейшие явления природы, все события человеческой жизни связывались с определенными божествами, но долгое время римляне вовсе не изображали своих богов, их божества имели отвлеченный характер и, кроме своей узкой функции, не обладали никакими качествами (например, «бог первого крика ребенка», «бог произрастания зерна»).

Римское искусство, явившееся последним этапом развития искусства античного рабовладельческого общества, было результатом творческой деятельности не только римлян. Оно сложилось в результате взаимодействия искусства местных италийских племен и народов, в первую очередь – этрусков, с греческим искусством. Связь с греческим искусством осуществлялась сначала через Великую Грецию (греческие города-колонии на юге Италии и в Сицилии), затем она значительно усилилась в результате завоевания Греции Римом.

Общие характеристики древнеримского искусства: отсутствие оригинальности, пропагандистский характер, практическая, конкретная ориентация, чувство реальности и интерес к человеческой личности.

На заре своей истории Рим отличался суровостью. Простота считалась достоинством, изнеженность – пороком, роскошь преследовалась законом. Первоначально Рим, являвшийся небольшим городом-государством, вел борьбу со своими ближайшими соседями – племенами латинов, эквов, вольсков – и подчинил их своей власти. Следующим Этапом было покорение Римом всей Италии. К концу республиканского периода завершилось завоевание всех средиземноморских государств и превращение Рима в огромную мировую державу.

Римляне вошли в историю как выдающиеся строители. Древний Рим дал человечеству настоящую культурную среду: прекрасно распланированные, удобные для жизни города с мощёными дорогами, великолепными мостами, зданиями библиотек, архивов, нимфеев (святилищ, посвящённых нимфам), дворцов, вилл и просто хороших домов с доброт ной красивой мебелью – всё то, что характерно для цивилизованного общества. Римляне впервые стали строить типовые города, прообразом которых явились римские военные лагеря. Прокладывались две перпендикулярные улицы – кардо и декуманум, на перекрестье которых возводили центр города. Городская планировка подчинялась строго продуманной схеме.

Они возводили монументальные сооружения, даже развалины которых до сих пор поражают воображение. К ним относятся амфитеатры, цирки, стадионы, термы (общественные бани), дворцы императоров и знати. В Риме строили многоквартирные дома (инсулы) в 3 – б этажей.

Обычно считается, что римляне сделали три гениальных открытия в архитектуре: бетон, арка и купол. На самом деле лишь бетон является бесспорно римским изобретением. Смешивая известь с вулканическим пеплом, камнями и песком, римляне создали чрезвычайно прочный, дешевый, удобный, но эстетически абсолютно невыразительный строительный материал.

Достижением римской скульптуры является портрет. Начало этому жанру в Европе положили этрусски, у которых изображение головы покойного прикрывало урну с прахом; в этой традиции — не только стремление сохранить память об облике человека, но и отношение к великой личности как социально значимому идеалу. Индивидуализация черт исключала возможность эстетического любования, поэтому в жанре скульптурного портрета на первый план вышла идея красоты духовной. Поскольку духовные, нравственные идеалы в обществе подвергались постоянному пересмотру эволюционировал и портрет.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Тема 14. Культура и искусство Этрурии (8-2 вв. до н.э.) | Тема 16. Культура и искусство древнеримской республики

Дата добавления: 2014-11-24; просмотров: 1220; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.