Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
История Казахстана»
Специальности: Для всех специальностей
Алматы, 2013 г.
Тема 1. Введение. Древнейшая история Казахстана. Эпоха бронзы Цель лекции: дать студентам современное понимание дисциплины «История Казахстана», рассмотреть археологическую периодизацию и хронологию каменного века, охарактеризовать уровень материальной и духовной культуры в эпоху бронзы.
Основные вопросы: 1.1.Предмет, цели и задачи курса «История Казахстана». 1.2. Социально-хозяйственная эволюция в каменном веке. 1.3. Эпоха бронзы на территории Казахстана.
1.1. Предмет, цели и задачи курса «История Казахстана» История Казахстана – наука, изучающая исторические события, явления, факты, процессы, выявляющая исторические законы и закономерности, имевшие место на территории Казахстана с древнейших времен до наших дней. История Казахстана является составной частью истории всего человечества. Новейшие концепции и современная историографии позволяют дать студентам объективные исторические знания об основных этапах истории Казахстана с древнейшей эпохи до наших дней, показать непрерывность и преемственность этногенеза, становление и развитие государственности казахского народа. «История Казахстана» помогает воспитанию гражданственности и патриотизма, способствует возрожденияю исторической памяти народа, помогает формированию национального самосознания и единства. История учит логически мыслить, анализировать и обобщать факты и события, что немаловажно для формирования профессиональных навыков специалистов в любой отрасли экономики. 1.2. Социально-хозяйственная эволюция в каменном веке В Северном Казахстане выделено две неолитические культуры — атбасарская и маханджарская. Носители атбасарской культуры населяли степное Приишимье и северо-западную часть Казахского мелкосопочника, занимались преимущественно охотой. Памятники маханджарской культуры сконцентрированы в долине Торгая, Тобола. Это стоянки Маханджар, Дузбай, Алкау. В Западном Казахстане неолит представлен стоянками оюклинской и тюлузской культуры. Оюклинские памятники, относящиеся к VI—V тысячелетию до н.э., были оставлены охотниками и собирателями, населявшими Мангыстау. В V тысячелетии до н.э. эта культура сменилась тюлузской культурой бродячих охотников. Неолитическое население Западного Казахстана прекрасно освоило гончарное дело и прядение. Наиболее распространены на территории Казахстана родниковые стойбища, т.к. пустынные и полупустынные зоны бедны речной сетью. Стоянки у родников — это чаще всего временные, сезонные места пребывания охотников. Одна из особенностей неолитических памятников пустынно-степного Казахстана в том, что большая их часть — стоянки открытого, наземного, типа. На всех стоянках найдены каменные орудия из местных материалов, наконечники стрел и копий, топоры, долота, ножи, скребки. Имела место дифференциация в подборе породы камня для изготовления определенных орудий. Разнообразие сырья способствовало развитию разных технических приемов его обработки и их совершенствованию. Важнейшей чертой эпохи является зарождение скотоводства, земледелия, так называемого производящего хозяйства, пришедшего на смену присвоению готовых продуктов природы — собирательству и охоте. Возникновение новых видов хозяйства имело огромное значение для развития человеческого общества, расширило область трудовой деятельности человека и в то же время качественно изменило ее характер. У древнего населения Казахстана возникают зачатки горного дела и ткачества, ему уже известна керамическая посуда. В социальном отношении эпоха неолита была временем родовых общин, где господствовали коллективный труд и общая собственность на средства производства. Вместе с тем это было время более высокого развития форм организации общества: образование племен и племенных объединений. Племена состояли из нескольких родовых общин, объединенных кровнородственными узами и однородным характером хозяйства. В III тысячелетии до н.э. начинается внедрение в жизнь людей металла, в частности медных орудий. В Северном Казахстане в этот период появляются памятники ботайской культуры — Ботай, Красный Яр, Бестамак, Соленое озеро и др. Характерные материальные и нематериальные черты эпохи энеолита: 1)значительная оседлость, обусловленная производящими формами хозяйства и развитыми домашними промыслами; 2) в домостроительстве преобладали капитальные полуземляночные многоугольные или округлые помещения с коническим деревянным шатровым перекрытием; 3)погребения в пределах поселения, захоронения коллективные и одиночные. Встречается обычай трепанации черепа и изготовления посмертных масок. Антропологический тип — протоевропеоидный; 4) особенности археологического инвентаря следующие: кремневая индустрия отшеповая, ведущие типы — наконечники копий, дротиков, стрел, крупные ножи, скобели, скребки. Выразительны орудия и инструменты из кости — тупики, проколки, кочедыки, долота, ножи, штампы, гарпуны, наконечники. Для керамики характерна полуяйцевидная форма тулова с открытой горловиной. Орнамент наносился сплошь по всей поверхности или зонам гребенчатой, веревочной, реже ямочной техникой. 5) распространение коневодства и культ коня. 1.3. Эпоха бронзы на территории Казахстана В середине II тысячелетия до н.э. в евразийских степях была изобретена бронза. Древние люди смогли путем добавления в медь олова сделать металлические изделия прочными, Археологические памятники Казахстана эпохи бронзы относятся к андроновской культуре, названной так по месту первых раскопок могильника у села Андроново под городом Ачинском в Южной Сибири в 1913 г. Зона ее распространения охватывала обширное пространство Южной Сибири, Казахстана, прилегающие районы Урала, Среднюю Азию Эпоха бронзы Центрального Казахстана делится на три этапа — Нура, Атасу и Бегазы. Основным занятием населения эпохи бронзы было пастушеское скотоводство. Если в начальный период пастушества в стаде преобладал крупный рогатый скот, то в период развитой бронзы коня использовали не только в качестве тягловой силы, но и для верховой езды. В степях Центрального Казахстана произошло одомашнивание дикого верблюда. В качестве тягловой силы использовались быки. Скотоводство эпохи бронзы было экстенсивным. Освоение и расширение площади пастбищ, выведение и выращивание таких видов животных, как лошадь, овца, способных и выносливых к тебеневке, привели в степных районах Казахстана к тому, что скотоводство становится основной отраслью хозяйства и принимает формы, близкие к кочевому скотоводству. Одновременно со скотоводством на территории Казахстана стало развиваться мотыжное земледелие. О наличии земледелия свидетельствуют находки кремневых вкладышей серпов на поселении Усть-Нарым (Восточный Казахстан). На уборке урожая первоначально использовались бронзовые и медные серпы разных типов, а также бронзовая коса. Культивировались в основном пшеница, рожь и просо. Земледелие по своему характеру оставалось примитивным и играло подсобную роль по сравнению со скотоводством, но оно служило важным источником получения продуктов питания. Наряду с вышеуказанными видами хозяйства важную роль сыграли горное дело и металлургия. Многочисленные древние разработки меди (Жезказган, Зыряновск, Карчига, Жалтыр, Ащилы, Ура-Тобе, Кушик-бай), олова (горы Атасу, Калбинский и Нарымский хребты) и золота (Степняк, Казаншункур, Балажал, Акжал, Дайбай, Майкопшегей, Агабек) свидетельствуют о том, что эта территория являлась одним из центров древней металлургии. Изменения в типе хозяйства должны были привести к изменениям в общественной организации. В период бронзовой эпохи у многих племен возник обычай наложения запрета, табу, на скот и орудия производства, присвоенные вождями племен, родов или богатыми семьями. Матриархальные отношения уступили место патриархально-родовым. В первую очередь патриархат коснулся вновь возникавших экономических ячеек - отдельных семей и всей сферы семейно-брачных отношений. Парный брак вытеснен единобрачием, или моногамией. Патриархальные семейные общины раннего этапа состояли из четырех-пяти поколений родственников по мужской линии и совместно проживали в огромных жилищах, достигающих 200 кв. м и более. Каждый патриархально-родовой поселок состоял из нескольких таких жилищ. Прогресс хозяйства племен эпохи поздней бронзы и интенсивный рост поголовья скота нашли отражение в погребальном обряде. В захоронениях отмечается большое количество костей домашних животных. Для жертвенных животных устраивались даже специальные каменные ящики. Имеющиеся материалы позволяют сделать вывод об одновременно происходящем процессе нарастания имущественного неравенства, выделении племенной верхушки и, в первую очередь, вождей, обособление которых заметно в конце эпохи по монументальным гробницам Бегазы-Дандыбая и мавзолеям Тагискена. Эпоха бронзы, время распада эгалитарного общества, была временем становления религии с особыми служителями культа — жрецами. Переход к патриархальному обществу и племенному устройству повлек за собой возникновение культов покровителей племени, прародителей и духов предков. В то же время появляются культы покровителей земледелия и скотоводства, обретающих образы богов. У племен эпохи бронзы существовал культ огня, о чем говорит широко распространенный тогда обряд трупосожжения. Остатки сожженных костей встречались в захоронениях разных этапов эпохи бронзы. Огонь, по представлениям древних людей, очищал тело от скверны и охранял умершего от злых духов. На позднем этапе эпохи бронзы с развитием новой формы хозяйства — кочевого скотоводства — распространилось поклонение луне и звездам, по которым кочевники ориентировались во время ночных О художественном вкусе и культуре древних племен можно судить по украшениям и предметам искусства. В горных ущельях, где совершали жертвоприношения, обнаружены грандиозные картинные галереи (Тамгалытас, Сынтас и др.). На них изображены колесницы, герои, натягивающие луки; танцоры, кружащиеся в ритуальном танце. А над всеми образами возвышаются «солнцеголовые существа». Развитие мышления привело к усложнению человеком его представлений о себе и природе, к возникновению религиозного мировоззрения. Вопросы для самоконтроля 1. На чем основывается археологическая периодизация истории? На какие периоды она делится? 2. В чем сущность понятия «неолитическая революция»? 3. Какие изменения в организации общественной жизни произошли в эпоху бронзы? 4. В какой период и почему происходит формирование основ кочевничества? Рекомендуемая литература 1. Кан Г.В. История Казахстана: учебник. 4-изд, перераб. и доп. А.: Алматыкітап, 2007. 2. Кузембайулы А. История Казахстана. Учебник 8-е изд. перераб. и доп. –Кустанай, 2006. 3. История Казахстана с древнейших времен до наших дней: (очерк)/. НАН РК. Инст-т истории и этнологии им. Ч. Валиханова МОН РК.- А.: Дәуір, 2003. 4. История Казахстана. С древнейших времен до наших дней. В 4-х томах, т. 1, Алматы, 1996. 5. Евразийство в экономической и этнополитической истории Казахстана. Под.ред. Берденовой К.А. Алматы, «Экономика», 1997. 6.Кляшторный С., Султанов Т. Казахстан. Летопись трех тысячелетий. Алматы, 1993 г.
Дата добавления: 2014-11-24; просмотров: 402; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |