Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
ВОСТОЧНАЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ (ВИЗАНТИЯ) В РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (IV–XIвв.)
Основные проблемы: 1. Отделение Восточной Римской империи от Западной и образование самостоятельного государства. 2. Особенности социально-экономического и политического строя Византии в IV – V вв. 3. Византия при Юстиниане I. 4. Политический кризис VII – VIII вв. Иконоборчество и его последствия. 5. Аграрный строй Византии по «Земледельческому закону». 6. Византия при императорах Македонской династии. Византия вIV–Vвв. Внутренний кризис и волны варварских завоеваний в III – IV столетиях привели Западную Римскую империю к закономерному концу. Отречение малолетнего императора Ромула Августула (смещение с поста, по другой версии) в 486 г. было скорее всего формальным актом, поскольку к этому времени бывшее некогда могущественным государство фактически перестало существовать. Еще в 324 – 330 гг. римский император Константин Великий (306 – 337 гг.) основал на европейском берегу Босфора (на месте древней греческой колонии Византий) город, получивший в его честь название Константинополь. В 330 г. в Константинополь из Рима была перенесена столица империи, что означало практическое признание не только политического, но экономического превосходства Восточной империи над Западной. Константинополь из сравнительно небольшого поселения скоро превратился в огромный город, который господствовал над важнейшими стратегическими путями из Европы в Азию и из Эгейского моря в Черное море через проливы Босфор и Дарданеллы. Мегаполис был со всех сторон укреплен неприступными стенами, а вход в город с моря в бухту Золотой Рог был перегорожен цепями. В Константинополе были построены великолепные дворцы и храмы, акведуки и широкие улицы с роскошными домами столичной знати. Для развлечения граждан столица обзавелась ипподромом (цирком), на котором устраивались скачки, бои гладиаторов и другие увеселительные мероприятия. Недаром византийские императоры именовали себя василевсами ромеев, а столицу империи – Новым Римом. Официальное и окончательное разделение империи на Восточную и Западную произошло в 395 году, когда умер последний император еще формально единого государства Феодосий I (379 – 395 гг.). В состав нового государства вошли наиболее развитые в экономическом и культурном отношении территории – Греция, Малая Азия, Сирия, Египет, многочисленные острова Эгейского моря, Закавказье и южные побережья Крыма, часть Месопотамии. Все это обусловило огромное влияние Византии на соседние страны и делало империю связующим звеном между Востоком и Западом. После раздела империи дни Западной были уже сочтены, тогда как Восточная просуществовала до середины XV в. (турки захватили Константинополь в 1453 г.), пережив Рим более чем на десять столетий. В этой связи возникает вопрос: почему так различны судьбы Западной и Восточной империи? Почему последняя, несмотря на много сложных и даже трагических событий в ее истории просуществовала до конца классического средневековья? Чтобы понять это, надо проследить особенности исторического развития этого государства в экономическом, социальном и политическом плане. Территории, принадлежавшие Византии с момента обретения ею самостоятельности, характеризуются большим многообразием природно-климатического характера и материальных ресурсов. Плодородные долины Нила, обширные равнины Фракии и Фессалии давали населению возможность вести культурное земледелие, выращивая в изобилии пшеницу, овес, ячмень, оливки и виноград. Греция и области Малой Азии, Сирия и Палестина, славились своими садами, оливковыми рощами и виноградниками. С VI в. Византия использовала богатый опыт Китая по разведению шелковичных червей, что давало ей уникальную возможность торговать тончайшими шелками. Занимательна история появления в Византии шелковичных червей. Как рассказывает Феофан Византиец (летописец), грены (личинки) шелковичного червя тайно вывезли в своих полых посохах два монаха, после чего и началось производство шелка в Византии. Во многих районах Балканского полуострова, а также в Месопотамии, Сирии и Палестине можно было выращивать разнообразный скот: породистых лошадей, верблюдов, мулов, крупных рогатых животных. Прибрежные воды государства изобиловали рыбой, в Далмации и Ливане имелся превосходный строительный лес, камень, мрамор, в горах на Балканах – залежи драгоценных металлов, меди, железа. Славилась Византия и своим шерстоткацким производством. В Малой Азии производили тончайшие сукна, а также знаменитую парчу – тканые золотом шерстяные полотна, из которых шили одежду императорам и придворным вельможам. Краску для эти тканей (пурпур) производили из редкой и особо ценной раковины мурены, которую добывали в прибрежных водах Финикии. Таким образом, уже одно это обстоятельство – выгодное стратегическое положение Восточной империи, а также богатство и разнообразие природных ресурсов предопределили ее относительную устойчивость и позволили пережить кризисные периоды без катастрофических потерь. Весьма важным фактором, обеспечивавшим жизнеспособность государства, стали аграрная отрасль и положение городов Византии. Как известно, на Западе разложение рабовладельческих отношений происходило под влиянием варваров (синтезный путь) и достаточно быстрыми темпами. На Востоке это влияние не было сильным. Во-первых, варварское нашествие на провинции не было столь интенсивным (пик славянских завоеваний приходится на VI – VII вв.), и, во-вторых, от варваров византийские правители часто откупались или нанимали их на службу. Применялись также меры дипломатического характера. Искусные восточные дипломаты, действуя посредством подкупов и интриг, натравливали варваров друг на друга, ослабляли их и не давали нанести империи серьезный урон. Кроме того, рабский труд в Византии применялся как в земледелии, так и в ремесле, но доля его и характер эксплуатации были иными, чем в Западной империи. Восток не знал крупных рабовладельческих латифундий западного типа или вилл, функционирующих исключительно за счет рабской силы. Рабы в Византии (частично) уже были посажены на землю (раб с пекулием), имели семьи, свое домашнее хозяйство. Их деятельность была более продуктивной, так как им позволяли удовлетворять собственные потребности за счет своего труда. Помимо земледелия рабов широко использовали в ремесленных мастерских, частных и государственных, в хозяйствах почти всех земельных собственников. В таких формах рабовладение могло сохраняться длительное время, что мы и видим в Византии. Такой способ применения рабского труда не привел к кризисным явлениям и способствовал более плавному эволюционному вытеснению рабов из системы производства. Надо отметить и еще один фактор: в Византии кризисные явления не приобрели катастрофических масштабов, поскольку здесь не было острого дефицита рабской силы. Во-первых, потому что проблема воспроизводства рабочих рук решалась в семьях рабов, и, во-вторых, активные завоевания, предпринятые Юстинианом, позволили существенно пополнить рынок труда за счет покоренных народов. Особыми свойствами в Византии обладал институт колонов. Масштабы колоната были куда более внушительными, чем на западе, а сами колоны – более обеспеченными в правовом отношении. Колонов делили на две группы – свободных и приписных. Свободные обладали правами на земельный надел и даже арендовали в дополнение к нему небольшие участки. Приписные колоны таких прав не имели, но их социальный статус был гораздо выше рабского. Со временем, в VIII – IX вв., учитывая общую тенденцию развития, на смену рабскому труду и системе колоната пришла свободная крестьянская община. Особенно широкое распространение она получила в VIII – IX вв. Еще одной особенностью общественного развития Византии было длительное сосуществование разнообразных форм собственности на землю – частной, оставшейся от позднеримских времен, собственности мелких крестьян-общинников и государственной. Эта последняя сыграла очень важную роль в стабилизации империи в период кризисов. В отличие от Запада, в Византии условные пожалования (прония, харистикий – подобие бенефиция или феода) сложились лишь к концу XII в. и под контролем государства, а иерархическая структура, основывавшаяся на условных пожалованиях, не была столь развитой и всеобъемлющей, как на Западе. Поэтому крупная землевладельческая знать Византии во многом была зависима от императора и в меньшей степени проявляла сепаратизм, приведший к децентрализации власти в Европе. Кроме того, государство не позволяло феодальным собственникам разграбить земли свободных общинников, поскольку иммунитетных прав западного образца восточная знать не имела и довольствовалась лишь некоторыми привилегиями податного характера (экскуссии). Поэтому в период становления феодальных отношений в византийской деревне преобладали свободные крестьяне-общинники и государственные крестьяне, платившие централизованную ренту и выполнявшие отработочные повинности в доменах фиска и императора. Таким образом, противоречия, связанные с исчерпанием возможностей рабовладельческого способа производства, привели Западную Римскую империю к закономерной гибели. В Византии этого не случилось, потому что ее экономика базировалась не только и не столько на труде рабов. Она была многоукладной, а само рабство не было таким жестоким, как на Западе. Потому кризисные явления, не обошедшие стороной Восточную империю, все-таки не привели к разрушительным последствиям. Больше того, рабство в его мягких формах сохранилось в империи вплоть до XI в. (дулевты и дулонарики со следами рабского статуса), хотя основной податной базой служили свободные общинники и государственные крестьяне. Уже к моменту разделения Римской империи на Восточную и Западную на территории Византии было довольно много крупных городов, представлявших собою образцовые модели торгово-промышленной деятельности. Среди них – столица империи Константинополь, Антиохия в Сирии – важнейший связующий центр в торговых отношениях Востока с Европой, Александрия в Египте, заложенная еще Александром Македонским. Своими богатствами, великолепием дворцов и храмов, обилием ремесленного и торгового люда славились Эдесса в Северной Месопотамии, Тир и Бейрут в Финикии, Эфес, Смирна, Никея в Малой Азии и многие другие. Крупные города ранней Византии – античного происхождения, и они все еще сохраняли свой прежний облик. Для них характерны прямые улицы с портиками и площадями. Непременным атрибутом городов были античные статуи. В центре городов располагалась площадь (агора, форум), каждый город имел театр или цирк (ипподром). Дворцы знати блистали красочными мозаиками, мраморными колоннами, утопали в зелени. Водой города снабжались через акведуки, цистерны, фонтаны. Самым красивым и могущественным городом был Константинополь. При Юстиниане I город был украшен многочисленными дворцами и храмами (особенно великолепен храм св. Софии), гавань Золотой Рог стала крупнейшим портом на всем Средиземном море. В городе проживало около 500 тыс. человек. Особое значение Константинополю придавало то, что, будучи очагом светской культуры, он стал религиозно-идеологическим центром. Здесь была размещена резиденция Константинопольской патриархии, претендующей на роль главенствующей среди других патриархий православного мира. Все это вместе взятое обусловило стабильность империи в тяжелые времена и помогло ей выжить. Сравнительно немногочисленные городские поселения Западной Римской империи приходили в упадок и превращались в лучшем случае в административные центры. Византийские города, напротив, сумели трансформироваться, освободились от позднеримских методов организации ремесла и торговли. Здесь сложились новые формы ремесленного производства и сбыта, все большее значение приобретал труд свободных ремесленников, объединенных в корпорации, а в торговле, особенно морской, инициативу захватили свободные моряки и владельцы кораблей. Очень существенным фактором было также и то, что многие торговые и ремесленные предприятия находились в руках правительства Византии, которое получало от них немалые доходы. Немаловажным фактором, позволившим Византии избежать катастрофических последствий кризиса, было ее мировое могущество. Обилие прекрасных гаваней и господство над проливами, соединяющими Черное и Средиземное моря, предполагали наличие множества морских судов военного и торгового назначения, что позволило Византии в раннее средневековье удерживать верховенство в торговле с Западом по Средиземному морю. Византийские купцы были частыми гостями в Индии, на о. Цейлон и даже в Китае. Они основали крупную колонию в Херсонесе, Неаполе, Барселоне. Корабли византийских торговцев доставляли товары в далекую Британию и Скандинавию. Столь широкие торговые связи Византии способствовали не только устойчивости, но и подъему ее экономики, расширению научных и культурных горизонтов, приобщению культуры к достижениям древних цивилизаций. После падения Западной Римской империи Восточная считалась единственной и законной ее наследницей: Константинополь называли Новым Римом, жителей – ромеями (римлянами), а империя называлась Ромейской. И это несмотря на то, что романизация восточных провинций была поверхностной. В отличие от Европы в Византии сохранилось централизованное государство с монархической формой правления, сочетавшее характерные признаки, типичные для Востока, с традициями Запада. По своему политическому и административному устройству Византия представляла собой самодержавную (абсолютную) монархию. Император (цезарь, василевс) считался особой священной – он был «ниже только одного бога и следовал сейчас же за богом». На приемах он появлялся в пышной священнической одежде, в шапке, увенчанной крестом, под звуки гимнов и в дымке благовонных курений. Выходы цезаря в город обставлялись со всевозможной пышностью: его сопровождала толпа сановников, высшее духовенство, улицы устилали коврами, разбрасывали цветы. При встрече с царем люди падали ниц, целовали следы его ног; божеские почести воздавались и царским статуям. На приемах иностранных посольств царь не снисходил до разговоров, в основном величаво молчал. Говорил за него министр иностранных дел (логофет), стоя у подножия трона. Император считался и действительно был главою государства. Юридически его власть ничем не была ограничена. Он совмещал в своих руках все три ветви власти (исполнительную, законодательную и судебную), командовал армией и руководил внешней политикой. Ответственность за исполнение многочисленных государственных дел была возложена на сенат (синклит). Его сановники осуществляли конкретное руководство распределением доходов, военными делами, ведали торговлей, судом, полицейским надзором и т.д. Даже состояние дорог и улиц, общественных построек и водопровода было объявлено исключительно делом его императорского величества. Чрезмерная концентрация власти не означала ее эффективность: армия чиновников злоупотребляла своим положением, в стране процветали коррупция и воровство, многочисленные группировки в сенате плели интриги не только друг против друга, но даже и против императора. В значительной мере положение монарха было неустойчивым потому, что эта должность не передавалась по наследству и могла быть узурпирована. Тем не менее, несмотря на противоречия и пороки государственного устройства, Византия продолжала оставаться централизованным государством, особенно в ранний период, когда опасность распада была чрезвычайно велика. И, наконец, еще одна особенность в истории Восточной Римской империи, способствовавшая ее стабилизации, – идеология. Уже в ранний период здесь появляется и оформляется фундаментальная идея союза христианской церкви и светской власти. Утверждением христианства Византия была обязана Константину I (306 – 337 гг.). Как сообщает автор «Церковной истории» Евсевий, во время одного из своих походов против лангобардав император Константин увидел над солнечным диском некое свечение, контуры которого напоминали очертания креста, а на небе, якобы, были высвечены слова: «Сим победиши!» Чуть позже, писал Евсевий, во сне к императору пришел Христос с крестом в руке. Посчитав это добрым знаком, император повелел изготовить знамя, на котором был изображен крест. Под этим знаменем он разбил врагов, а потом хоругвь с изображением Христа, императора и его сыновей стала знаменем всей империи. Реформы, осуществленные Константином, фактически сделали христианство государственной религией, а должностных лиц церкви – государственными служащими. Это позволило создать теорию гармоничных отношений между церковью и властью, а затем и культ императора – правителя всего православного мира, и культ державы ромеев – защитницы христианских народов. Такая концепция придавала византийской государственности исключительный характер и служила идейным фундаментом для объединения империи и ее укрепления. Византия при ЮстинианеI(527 – 565 гг.) Выше мы говорили о том, что, несмотря на абсолютизацию власти, при дворе императора многочисленные сановники постоянно враждовали между собой, плели интриги и организовывали заговоры. Именно в результате переворота к власти в 527 г. пришел Юстиниан I. Будущий император родился в крестьянской семье, но уже в юности попал в Константинополь в семью дяди Юстина. Этот последний прошел сложный жизненный путь от простого воина до крупного сановника – он стал начальником императорской гвардии. В результате дворцового переворота Юстин был провозглашен императором (518 г.). Тогда же он приблизил к себе племянника, даже усыновил его, прибавив к его настоящему имени (Петр Савватий) имя Юстиниана. До смерти дяди Юстиниан был соправителем, а потом благодаря своему высокому положению стал императором. Юстиниан – одна из самых известных и в то же время противоречивых фигур на византийском престоле. Человек умный, властный и талантливый, неутомимый труженик, инициатор многих государственных реформ, очень простой с виду и доступный, он в то же время отличался беспощадностью, коварством и двуличием. Свою жизнь он провел в изнурительной борьбе с сенатской аристократией, народными восстаниями, оппозицией среди непокорных священнослужителей. Придя к власти, Юстиниан поставил перед собой амбициозную и, казалось бы, невыполнимую цель – восстановить былое могущество Римской империи в ее прежних пределах под эгидой Константинополя. Начало правления Юстиниана ознаменовалось крупнейшим восстанием в столице. При его предшественниках в империи сформировалась мощная олигархия, состоявшая из богатейших земельных собственников. При дворе они занимали должности сенаторов, наместников, военачальников. Их привилегии и опыт политических интриг были огромны, их боялись трогать все предшественники Юстиниана. Будучи выходцем из крестьян, император был чужд аристократии и ненавидел ее. Его понятия о государственной власти, единой и сильной, не совпадали с сепаратистскими устремлениями сановников, которые хотели быть неограниченными властителями в своих владениях. Юстиниан решительно повел с ними борьбу: конфисковывал их земли, облагал тяжелыми налогами, втягивал в разорительные для магнатов тяжбы, объявлял незаконными завещания, вымогал угрозами драгоценности. Обозленные олигархи организовали против Юстиниана заговор и подготовили восстание в столице. В Константинополе, в соответствии с традициями Рима, был построен цирк (ипподром), где происходили бои гладиаторов, сражения конных всадников и т.д. Участники состязаний и зрители надевали одежды определенного цвета и занимали в цирке соответствующие секторы (димы). Димы зеленых (цвет морского бога Посейдона) – приверженцев гонимого монофизитства (признают только одну божественную природу И. Христа, отрицая человеческую. Основатель – Евтихий), были очень недовольны политикой Юстиниана и готовы к сопротивлению. Синие (цвет богини красоты Афродиты) по исповеданию были православными. Эта партия была приближена к императору, их поддерживала супруга императора Феодора. Учитывая такую расстановку сил, магнаты обратились за помощью к зеленым, обещая им в случае победы лояльное отношение к их вере. В январе 532 года Юстиниан появился на ипподроме в своей ложе. Зеленые стали засыпать его жалобами и требованиями. Император отвечал очень резко, за что получил в свой адрес оскорбительные заявления. Не видя смысла продолжать дискуссию в таком тоне, император покинул ипподром. Инцидент был своеобразно истолкован синими, проправительственной партией. Они пошли на соглашение с зелеными, укрепились на ипподроме, объявили императора низложенным и выбрали своего. Юстиниан попытался исправить ошибку и появился на ипподроме с евангелием в руках, чтобы принести народу покаяние, но все было тщетным. Пожар восстания перекинулся на город, где начались погромы, многие кварталы горели. Юстиниан подземными ходами выбрался к морю, чтобы покинуть столицу на корабле, однако его остановила супруга Феодора. Артистка цирка и куртизанка в прошлом, она обладала незаурядным мужеством и умом. Пытаясь расколоть восставших, Феодора подкупом и посулами стремилась переманить на свою сторону «синих». В то же время полководцу Велизарию было поручено собрать преданных воинов и взять цирк штурмом. Солдаты Велизария, ворвавшись на ипподром одновременно с двух сторон, перерезали практически всех участников (30 тыс. чел.) восстания, которое вошло в историю под названием «Ника» (победа). Победив внутренних врагов, Юстиниан приступил к осуществлению своего грандиозного плана – восстановлению Римской империи. Но сначала ему пришлось отразить натиск персов со стороны Сасанидского Ирана, варварских племен гуннов, готов, авар с севера. В 533 – 534 гг. Велизарий разбил вандалов в Северной Африке, где был образован Карфагенский экзархат. Затяжной была для Юстиниана война с остготами в Италии. Более 20 лет остготы оказывали отчаянное сопротивление, но вынуждены были уступить. В состав империи вошла Северная Италия (столица – Равенна), Рим с округой, Южная Италия и Сицилия. В 554 г. византийцы совершили поход против Толедского королевства вестготов на Пиренеях и присоединили юго-восточную часть полуострова к империи. Уже в середине 50-х годов VI столетия территория Византии увеличилась вдвое, так что заветная мечта Юстиниана была близка к воплощению. Во всяком случае это было самое могущественное государство в Средиземноморье. Однако сбыться мечте Юстиниана было не суждено – в VII в. на Востоке появляется новое государство – Арабский халифат. Предпринятые халифами завоевания (начиная с Омара) привели к тяжелым потерям для Византии. Арабы захватили часть Малой Азии, Египет и Северную Африку, Пиренейский полуостров, острова в Средиземном море. Для Византии наступила пора крупных политических и социально-экономических потрясений. В этой ситуации, словно упреждая события, Юстиниан предпринимает грандиозное мероприятие, имевшее положительные последствия не только для Византии, но и в несколько отдаленном будущем для стран Западной Европы, – кодификацию римского права. В отличие от других областей империи (западных) в Византии сохранилось систематизированное действующее право, основанное на лучших достижениях юридической науки. Однако со временем отдельные положения этого права устаревали и не могли служить регулятором отношений, а другие требовали развития, уточнения и углубления в связи с переменами в общественной жизни. Именно эта задача и была поставлена перед учеными-юристами – обновить, привести право в соответствие с реалиями жизни, чтобы законы можно было применять в высшей степени эффективно. Для работы над кодексом были привлечены выдающиеся юрист Трибониан («чудо учености и здравого смысла»), а также профессора права Феофил и Грациан из Константинополя, Дорофей и Антоний из Бейрута. Свод гражданского права, созданный ими, состоял из 4 частей. Первая часть – Кодекс Юстиниана (Codex Justinianeus) – это постановления и приказы римских императоров предшествующей поры, исключая те, что к VI в. устарели. Оставшиеся положения были доработаны соответственно требованиям эпохи. К «Кодексу…» Трибониан добавил вторую часть – «Дигеты» (Пандекты). Эта самая обширная часть, в которую были включены правовые нормы, заимствованные у римских юристов, – их мнения, резолюции, комментарии к законам, способы и варианты их толкования. Институции – третья часть «Кодекса», представляла собой руководство поюриспруденции для начинающих и действующих опытных византийских юристов. Оно было написано по книге выдающегося римского юриста II в. Гая. В «Институциях», в частности, было записано: «О справедливости и праве. Справедливость есть неуклонное, непрерывное стремление к тому, чтобы каждому человеку было обеспечено присущее ему право. § 1. Юриспруденция есть знание божественных и человеческих дел и отношений, различение того, что справедливо и что несправедливо… § 3. Заветы права суть следующие: жить честно, других не обижать, всякому отдавать должное». Четвертая часть – «Новеллы» – законы самого Юстиниана, изданные за время его правления. Большинство новелл вводило новые юридические нормы в области публичного права: охранялись права церкви, был облегчен отпуск рабов на волю, улучшено в правовом плане положение женщины. Впервые была признана юридически теория естественного права, согласно которой от природы все люди равны, а рабство поэтому противоречит природе. В целом «Новеллы» свидетельствуют о том, что законодатели не слишком связаны авторитетом старых законов – их взгляды устремлены к открывающимся горизонтам средневековой эпохи. Совершенно не случайно благодаря «Своду гражданского права» (Corpus juris civilis) сокровища римской юридической науки были широко использованы в истории и практике юристов не только средних веков, но и нового и даже новейшего времени. Византия вVII–XIвв. Успехи Юстиниана I в области государственного строительства, в расширении территорий, укреплении правовой базы оказались недолговечными. Уже в конце VI века Византия сталкивается с тяжелейшими проблемами, вызванными перенапряжением ее сил в предшествующий период и сильно изменившейся ситуацией в Средиземноморье. Смерть Юстиниана в 565 г. (прожил 82 года) была воспринята с радостным вздохом облегчения. В последние годы VI столетия основы государства потрясали грозные восстания низов в самом Константинополе, Египте, восточных провинциях. Бунтовала армия, а в начале VII в. при императоре Фоке (602 – 610 гг.) в Византии разразилась настоящая гражданская война, охватившая Малую Азию, Египет, Сирию, Палестину. По традиции Восточную империю все еще считали верховной правительницей христианского мира, ее главенство все еще признавали варварские государства. Однако кризисные явления сильно подорвали мощь империи изнутри, преодолеть которые можно было путем серьезных реформ. К этому времени (к 700 г.) территория империи сократилась в четыре раза (по сравнению с периодом правления Юстиниана). В основном у нее остались области, где был распространен греческий язык. Латынь стала уходить в прошлое, хотя население еще считалось ромейским. Ослабление центральной власти вызвало к жизни реформу провинциального административного устройства. Поскольку армия уже не могла сдерживать натиск врагов практически со всех сторон, было введено новое военное устройство на границах империи. Все государство поделили на фемы – военно-административные округа. Число фем менялось в зависимости от ситуации в той или иной части государства. Так, были образованы фемы итальянская (против лангобардов), анатолийская и армянская (против арабов-сарацин), фракийская (против авар) и т. д. Вблизи столицы государства организовали фемы, где находились императорская гвардия, отборные полки. Во главе каждой фемы стояли стратиги, которые обладали всей полнотой военной и гражданской власти, в т.ч. в их руках было право сбора налогов, административное управление и т.д. Ранее правители на местах делили между собой военную и гражданскую власть. Фемный строй опирался на военное ополчение из местных жителей, которых называли стратиотами. Это свободные крестьяне-воины, совмещавшие службу с крестьянской деятельностью. Они всегда находились в готовности и могли быть использованы для защиты населения и территории. За это их наделяли земельными участками с правом передачи по наследству. Подобная система организации жизни в провинции и защиты от неприятеля в наибольшей степени соответствовала ситуации и способствовала поддержанию стабильности государства. Об этом свидетельствуют блестящие победы императора Льва III Исавра (717 – 741 гг.) над арабами, когда они, собрав огромное войско и флот (1800 боевых кораблей), осадили в 717 г. Константинополь, но были отбиты. При этом арабская флотилия была сожжена «греческим» огнем с византийских кораблей. В 740 г. Лев III разбил арабское войско при Акроине, вытеснил арабов из Малой Азии и даже Сирии. Укреплению государства способствовали также реформы императоров Исаврийской династии в области права и церковной политики. Необходимость таких реформ была очевидна: хорошо организованная структурно и очень богатая церковь претендовала на первенствующую роль, отдавать которую кому бы то ни было императоры не собирались. В своде указов, изданном при Льве II («Эклога») претензии на религиозный характер власти проявляются очень ярко. Законы императора в «Эклоге» называются откровением божьим, императору предписывается исполнять все, что изложено в Писании, решениях святых соборов и римских законах. Для этого необходимо, чтобы светский государь правильно понимал и толковал православное учение. В «Эклоге» это учение излагалось со ссылками на библию в нужном императору свете. Чтобы подчеркнуть близость императора к богу, на торжественных приемах в зал выносили два трона – для императора и «истинного царя», т.е. бога. Претензии государя оспаривало многочисленное влиятельное духовенство, интересы которого часто были не только духовными. Крупные земельные собственники из числа духовенства с размахом вели торговлю на Средиземноморье, обустраивали в своих поместьях монастыри, хозяйство которых не подвергалось налогообложению. Особенно интенсивно развивалось в Византии монашество. Уходу от мирской жизни способствовала чрезвычайно тревожная обстановка в стране – в монастыри уходили от отчаяния, ради спасения души, от нежелания трудиться, от мерзости и жестокости жизни. Такую тенденцию поддерживали люди, оставшиеся в миру. Они, стремясь приобщиться к подвигам монахов, инвестировали средства в монастырские хозяйства, делали большие вклады в их украшение. В статусе основателей монастырей такие меценаты видели некую спасительную силу. Поэтому обители строили все: цари, патриархи, светские вельможи, чиновники, солдаты, крестьяне. Посильное участие принимали даже бедняки. Особенно много монастырей было построено в местах, которые считались святыми – на склонах гор Иды и Олимпа в Малой Азии, Афона на Халкидском полуострове и других местах. Усиление монашества стало угрожать могуществу государства, поскольку строительство монастырей отвлекало много средств и людей, которые нужны были для войны; наметилась даже тенденция к сокращению населения, так как монахи не имели семей, государство недополучало денег в виде налогов из-за того, что монастыри были освобождены от налогообложения. Обстановка тревожных ожиданий, страха, душевного дискомфорта в Византии приобрела масштабный характер. В страхе люди искали защиты в различных суевериях, частых молитвах по поводу и без повода, в различных ритуалах (пение гимнов, хождение к святым и т.д.). Участились случаи жертвоприношения. Особенно много внимания люди стали уделять поклонению изображениям святых – иконам и статуям. На них молились, к ним прикасались руками, целовали и даже ели краску, кусочки рамок. В соседних старнах у мусульман и евреев иконопочитание было запрещено, а среди христиан отношение к нему было двоякое. Противники почитания икон (иконокласты, т.е. разрушители икон) требовали удаления их из храмов и запрета на их изготовление (оскорбление божественной сущности Христа), а почитатели икон (иконодулы) указывали на большую воспитательную роль почитания для простого народа. Борьба вокруг почитателей икон получила широкий политический резонанс и привела к открытому столкновению церкви и государства при императорах Исваврийской династии. Этому способствовали следующие причины. Падение престижа центральной власти и ее ослабление из-за множества нерешенных проблем на фоне роста церковных богатств и влияние духовенства вызвали у Льва III Исавра естественное желание изменить ситуацию в свою пользу. Поэтому борьба с почитанием икон стала идеологической базой для достижения цели – ограничить влияние церкви на политическую жизнь, а затем разделить ее имущество. Ослабив церковь, можно было подчинить ее иерархические структуры государству, а императора объявить главою церкви. Лев III объединил вокруг себя всех заинтересованных в достижении этой цели. Его поддержали провинциальная военная знать и стратиотское войско, столичная интеллигенция и рядовые граждане Константинополя, часть священнослужителей. Особенно прочными были позиции Льва III в Армини и Малой Азии, где ранее, еще с IV века, стали распространяться еретические движения (монофизиты, несториане и др.), которые выражали народный протест против роскоши церкви, распущенности духовенства. Они же подвергали сомнению почитание икон на том основании, что это действо восходило к язычеству и напоминало обряды древних времен. Возможно, сказывалось также влияние соседей-мусльман, которые не делали объемных или плоских изображений аллаха. Иконопочитатели (иконодулы) собрали под свои знамена фанатов из монашества, ортодоксов-священников и элиту Константинополя. Горячо встал на защиту почитателей икон папа Римский. Поддержали почитателей и обманутые простые люди. В 726 г. Лев III отдал распоряжение о запрете иконопочитания. Патриарх-иконопочитатель Герман был свергнут, а вместо него поставили иконоборца Анастасия. Однако народ встретил нового патриарха градом камней, а папа Григорий II не принял его в своей резиденции и даже произнес проклятие в адрес иконоборцев. Фактически между церквями (Восточной и Западной) произошел раскол. Лев III Исавр умер в 741 г. После скоротечной борьбы за власть императором стал сын Льва Константин V (741 – 776). Своего противника Артавазра он приказал ослепить, а Анастасия (патриарха) за измену заставил проехать в цирке на спине осла, сидя задом наперед. Продолжая дело отца, Константин V собрал церковный собор в 754 г. Патриарх и 338 епископов постановили вынести из храмов «телесные образы и картины» как предмет «ненавистный и отвратительный», а также запретили почитание икон («воздаяние им почестей») в церквях или частных домах. Нарушители запрета подвергались анафеме. Однако борьба на этом не прекратилась. При императрице Ирине (правила при малолетнем сыне Константина V) по ее настоянию в 787 г. Вселенский собор в Никее осудил иконоборцев, которые вынуждены были отказаться от своих убеждений. Окончательно проблема была решена при Феодоре, когда иконопочитание было восстановлено (843 г.). Борьба завершилась идейной победой иконопочитателей, однако государство и церковь вынуждены были пойти на компромисс. Византийский император, закрепив верховную власть над церковью и утвердив право передавать престол патриарха угодным ему людям, должен был согласиться на возвращение церкви земельной собственности и некоторых богатств, хотя и в ограниченных масштабах. В частности, было запрещено бесконтрольное строительство монастырей, а монастырские земли отдавали в т.н. «харистикию» – т.е. в управление светским владетелям, которые получали доходы с монастырских вотчин. Византия вX–XIIвв. Стабилизация государственной власти Византии, наступившая после окончания борьбы с иконопочитанием, проявилась в определенной кристаллизации форм управления, освободившегося от многих негативных элементов прошлого. Централизация управления привела к созданию императорской канцелярии – важного органа бюрократии, которая контролировала и направляла чиновников на местах. Получая зарплату от центра, провинциальная бюрократия зависела от высших начальников. В целом эта структура представляла собой замкнутую иерархическую касту, сплоченную на основе круговой поруки. «Золотым веком» византийской государственности стал период правления императоров Македонской династии (867 – 1056 гг.), которая осуществила в государстве ряд серьезных преобразований. Во-первых, Лев VI Мудрый организовал в столице особые управленческие ведомства (логофиссии) во главе с логофетами. Им были поручены финансовые (налоговые), судебные и военные дела. Законодательная власть была сконцентрирована в сенате, куда входила высшая знать. Во-вторых, принцип выборности власти отменен не был, но не был введен принцип наследования. Императорской власти был придан легитимный характер: еще при жизни глава государства мог назначить соправителем своего сына и тем самым закрепить право на престол за своей династией. Так впервые поступил Юстин, назначивший соправителем своего усыновленного племянника, будущего императора Юстиниана I. В-третьих, вместо утратившего свою значимость фемного устройства в пограничных областях империи стали создавать обычное феодальное войско. Его ядром были тяжело вооруженные всадники (катафракты). Это, как правило, зажиточные крестьяне, выделившиеся из общины, и мелкие земельные собственники вотчинного типа. Само войско формировалось из военных поселенцев – акритов. Иными словами, в Византии не сложился особый военно-служилый слой западного образца – рыцарство. И, наконец, Византия X – XII вв. обладала военным флотом, отлично оснащенным технически и игравшим очень важную роль в осуществлении внешней политики государства. Все это вместе взятое позволило Восточной империи после полосы неудач укрепить свое международное положение, одержав ряд убедительных побед над врагами (арабами, печенегами, турками-сельджуками и т.д.), и даже расширить территорию за счет присоединения Верхней Месопотамии, части Малой Азии, Грузии, Армении, Болгарии. Византия по праву стала считаться и была на самом деле могущественным государством Восточного Средиземноморья. При первых трех представителях династии Комнинов – Алексее I (1081 – 1118 гг.), Иоанне II (1118 – 1143 гг.) и Мануиле I (1143 – 1180 гг.) происходит окончательное оформление основных различий между восточной православной и западной католической церквями. В предшествующий период из-за иконоборческих позиций императоров Византии отношения с римской (латинской) церковью были испорчены, но не разорваны окончательно. В Константинополе продолжали действовать латинские церкви, посетителями которых были купцы и богомольцы европейских стран. Когда норманны отобрали у Византии Южную Италию (была тем самым нарушена торговая связь между Амальфи и Константинополем), то папа Лев IX заключил с ними договор и потребовал, чтобы южно-италийские области перешли под его контроль. Византийский император Константин IX был готов уступить, чтобы не обострять отношения с папой, но натолкнулся на резкое противодействие патриарха Михаила Керуллария. Этот последний закрыл в Византии латинские (римские) церкви и обвинил папство в ереси (на Западе использовали для причастия пресное тесто вместо заквашенного, сохраняли целибат – безбрачие духовенства и т.д.). Попытка достигнуть согласия путем переговоров ни к чему не привела. Легаты папы (посланники) вели себя вызывающе, и патриарх отказался от общения с ними. Ромейский посол Гумберий на этот демарш ответил грамотой, в которой папа осуждал и проклинал Михаила. Керулларий ответил адекватно – проклял папу. Это случилось в 1054 г. Спустя три года Михаил Керулларий был свергнут, однако восстановления отношений между восточной и западной церквями не произошло. С 1054 г. греческая и римская церкви разделились окончательно: с обеих сторон были отозваны послы, прекратилась переписка. Каждая из церквей считала себя единственно правильной, т.е. католической (вселенской) и ортодоксальной (православной), а другую называла еретической и отщепенческой. Позднее за ними утвердились названия: католическая (всеобщая, вселенская) – на западе, и православная – на востоке. Попытки преодолеть раскол (схизму) в течение ряда лет не привели к ожидаемому результату. Временный компромисс позволил католической церкви усилить свое влияние на части Балканского полуострова (Сербия, Хорватия), однако это привело к росту антикатолических настроений в других регионах. Когда Византию завоевали крестоносцы (IV Крестовый поход, 1202 – 1204 гг.), папская церковь попыталась утвердить свое превосходство (супрематию) еще раз. Попытка привела к открытой вражде между схизматиками и окончательному разрыву отношений. В 1185 г. династию Комнинов в Византии сменяют Ангелы, растерявшие остатки былого величия (потеряли Болгарию и Кипр). Император Исаак Ангел (1185 – 1195 гг.) был свергнут с престола своим братом Алексеем III и ослеплен. Сын Исаака царевич Алексей, опасаясь преследований, бежал в Италию и попросил участников IV Крестового похода вернуть ему утраченный престол за огромное вознаграждение и признание главенства папы на Востоке. Крестоносцы получили, таким образом, благовидный предлог для похода на Константинополь, а папа Иннокентий II – реальную возможность восстановить влияние Ватикана в Византии. Не поддерживая крестоносцев напрямую, он не предпринял попытки остановить завоевание христианской державы. Предприятие немедленно поддержали венецианцы: дож Венеции 90-летний Энрико Дандоло, которого византийцы предательски лишили зрения посредством зажигательных стекол во время аудиенции у императора (это случилось за 30 лет до описываемых событий) был рад отомстить ненавистным врагам, а заодно уничтожить конкурента Венеции в торговле с Востоком. Крестоносное войско во главе с Бонифацием Монферратским весною 1203 г. двинулось в Византию, разгромив до этого христианский торговый город Зару (Задар, Здара), мешавший торговым делам Венеции на Адриатике. Летом 1203 г. совместные силы крестоносцев и венецианцев осадили Константинополь с суши и моря. Алексей III бросил столицу на произвол судьбы и бежал из города, захватив императорскую казну. Однако осажденные не сдавались, хотя в городе вспыхнул мятеж против Ангелов. 12 – 13 апреля 1204 г. начался решающий штурм города со стороны бухты Золотой Рог, который завершился страшным разгромом и ограблением города в течение трех дней. Многие жители столицы были перебиты или обращены в рабство. Был осквернен и разграблен храм св. Софии; знаменитая квадрига коней Лисиппа (шедевр античного искусства) была по приказанию дожа Дандоло увезена в Венецию и до сих пор украшает главный портал собора св. Марка в этом городе. На развалинах Восточной Римской империи крестоносцы образовали новое государство – Латинскую империю, и ряд самостоятельных греческих государств, просуществовавших до 1261 года.
Основные источники и литература по истории Западной Европы (I–XIвв.) 1. Хрестоматия по истории средних веков / Под ред. С.Д. Сказкина.– М., 1961.– Т. 1. 2. Салическая правда / Пер. с англ. Н.П. Грецианского; Под ред. В.Д. Семенова.– М., 1950. 3. Древние германцы: Сб. документов / Под ред. А.Д. Удальцова.– М., 1937. 4. Византийская книга эпарха / Пер. М.Я. Сюзюмова.– М., 1962. 5. Средневековье в его памятниках / Под ред. Д.Н. Егорова.– М., 1913. 6. Гурский, Г. История франков / Г. Гурский, В.Д. Савуков.– М., 1987. Эйнгард. Жизнь Карла Великого / Эйнгард // Прометей.– М., 1977.– Т. 11. Византийский Земледельческий закон / Под ред. И.П. Медведева.– Л., 1984. Кнабе, Г.С. Корнелий Тацит / Г.С. Кнабе.– М., 1981. 10. История крестьянства в Европе: Эпоха феодализма: В 3 т. / Под ред.З.В. Удальцовой.– М., 1985.– Т. 1–2. 11. История Европы с древнейших времен до наших дней: В 8 т.– М., 1992.– Т. 2. 12. Гуревич, А.Я. Избранные труды: В 2 т. / А.Я. Гуревич; ЦГНЦИ ИНИОН РАН.– М.– СПб., 1999.– Т. 1. Древние германцы. Викинги. 13. Гуревич, А.Я. Проблемы генезиса феодализма в Западной Европе / А.Я. Гуревич.– М., 1970. 14. Литаврин, Г.Г. Византийское общество и государство в X – XI вв. / Г.Г. Литаврин.– М., 1988. 15. История Византии: В 3 т.– М., 1967.– Т. 1, 2. 16. Чекалова, А.А. Константинополь в XI в. Восстание Нила / А.А. Чекалова.– М., 1986. 17. История Франции: В 3 т.– М., 1972.– Т. 1. 18. Сказкин, С.Д. Очерки по истории западноевропейского крестьянства в средние века / С.Д. Сказкин.– М., 1968. 19. Сказкин, С.Д. Избранные труды по истории / С.Д. Сказкин.– М., 1973. 20. Энгельс, Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства / Ф. Энгельс, К. Маркс // Соч.– 2-е изд.– Т. 21. 21. Энгельс, Ф. К истории древних германцев / Ф. Энгельс, К. Маркс // Соч.– 2-е изд.– Т. 19. 22. Энгельс, Ф. Марка. Франкский период / Ф. Энгельс, К. Маркс // Соч.– 2-е изд.– Т. 19. 23. Лебек, Ст. Происхождение франков. V – IX века / С. Лебек.– М., 1993.– Т. 1. 24. Средневековая Европа глазами современников и историков / Под ред.А.Л. Ястребицкой.– М., 1995.– Ч. 1. 25. Тейс, Лоран. Наследие Каролингов. IX – X века / Л. Тейс.– М., 1993. 26. Лозинский, С.Г. История папства / С.Г. Лозинский.– М., 1986.
[1] «Кодекс Юстиниана» устанавливал незыблемость частной собственности, закреплял приниженное положение рабов и колонов, регулировал торговые и ростовщические операции, а также провозглашал самодержавную власть императора. Дигесты (пандекты – греч.) – собрание мнений, резолюций и комментариев знаменитых римских законов. Институции – руководство для начинающих юристов, составленное по книге выдающегося римского профессора Гая. Новеллы – свод законов самого Юстиниана I. [2] Солид – золотая римская монета, делится на денарии. Вергельд – штраф за прест
Дата добавления: 2014-11-24; просмотров: 1012; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |