Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Протонаука в средневековьеРаннее средневековье (5-10 вв.) в Европе характеризовалось общим кризисом интеллектуальной культуры, имевшим место на фоне глубокого экономического и культурного упадка. Основными региональными центрами, в которых культивировалось наследие античной протонауки, были Византия, а затем арабский Восток. В 11-14 вв. в Западной Европе возник ряд университетов. Наибольшую известность получили Парижский, Оксфордский, Кембриджский, Кёльнский, Падуанский, Неапольский, Саламанкский, Венский, Пражский университеты. Средневековый университет, как правило, состоял из факультета свободных искусств, который оценивался как подготовительный, и трех высших факультетов: юридического, медицинского и теологического. На факультетах свободных искусств изучали тривиум (грамматику, риторику, диалектику) и квадриум (арифметику, геометрию, астрономию, теорию музыки). Вся средневековая культура находилась в сильной зависимости от религии. Религиозные идеи обладали статусом абсолютной истины. Средневековая философия опиралась на два основных источника: - Священные тексты (Священное Писание и Священное Предание) – рассматривались как наиболее надежное основание достоверных знаний. - Идеи античной философии – рассматривались как вспомогательный источник формирования знаний о мире. Считалось, что античные философы предлагали как правильные, так и неправильные идеи, поэтому необходимо выбрать наиболее ценные из них. В 12-15 вв. в различных университетах (в первую очередь в Англии) возникает интерес к изучению природы. Знание о природе в то время концентрировалось в рамках, с одной стороны, натурфилософии, содержание которой составляли абстрактные теоретические построения в духе античных традиций, с другой, «практических» дисциплин: «натуральной магии», астрологии и алхимии. Для последних было характерно сочетание мистических и опытно-экспериментальных способов исследования природы. Таким образом, протонаучное знание формирует традиции реального взаимодействия с предметами. Это придает познанию статус не только абстрактно-теоретической деятельности, но и деятельности, предполагающей опытную апробацию явлений. Некоторые исследователи (Роджер Бэкон, Роберт Гроссетест, Жан Буридан, Николай Орем и др.) стали авторами ряда новаторских открытий, подготовивших почву для становления научного естествознания. Однако, можно говорить о том, что в эпоху позднего средневековья сложились лишь предпосылки для формирования экспериментальной науки. Для средневековой протонауки были характерны следующие черты: - креационизм (учение о том, что все объекты живой и неживой природы созданы Богом из ничего); - провиденциализм (объяснение природных и социальных явлений как управляемых в конечном счете сверхъестественными силами); - символизм (все видимые вещи воспроизводят, но в неравной степени вещи невидимые, являются их символами – в зависимости от приближенности или удаленности от Бога между символами существует иерерхия); - телеологизм (признание всеобщей целевой причинности всех процессов и явлений в живой и в неживой природе); - теория анизотропного и неоднородного пространства, утверждавшая привилегированность различных точек и мест; - синкретизм (единство мистического и опытно-экспериментального познания); - авторитарность, цитатничество.
Дата добавления: 2014-07-11; просмотров: 628; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |