Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Перемены в общественном строе и сознании местного населения. Административное и социальное устройство края
В результате русско-турецких войн конца 18-го – начала 19-го веков произошли определенные перемены в общественном строе и сознании местного населения Бессарабии и Приднестровья. Согласно подписанного в столице Молдавского государства – в Яссах, в январе 1792 г. русско-турецкого мирного договора, Османская империя была вынуждена уступить Российской империи территории находящихся в регионе, которые в настоящее время известны как Приднестровье и восточнее него. Таким образом, Российской империи пришлось иметь общую границу с Молдавским государством. Впоследствии, после русско-турецкой войны 1806 - 1812 годов, 16 (28) мая 1812 г. был подписан Бухарестский мирный договор, в соответствие с которым к России отошли Хотинская рая, Бендерская и Аккерманская раи, в целом восточные до Прута и Дуная части Молдавского княжества и турецкого Силистрийского вилайета (Буджак). С 1813 г. эти земли между Днестром и Прутом стали называться Бессарабией. Тем самым, в конечном итоге, борьба между великими державами на протяжении XVIII-начала XIX вв. привела к расчленению Молдавского государства на три части: в 1775 г. Северная Молдова (Буковина) была оккупирована Австрийской Империей, а затем, в 1812 г. Восточная Молдова (Бессарабия) была завоевана Российской Империей. Западная Молдова (Запрутская Молдова) оставалась еще полвека под сюзеренитетом Османской Империи. Из-за этих событий, история правовых отношений и администратинно-государственного строя в каждой из трех расчлененных молдавских земель имела свое продолжение в составе того или иного государства. В результате реализации геополитических интересов великих держав своего времени, Северная Молдова (позже названная Буковиной), находилась с 1775 по 1867 гг. в составе габсбургской Австрийской Империи, а с 1867 по 1918 гг. – уже в составе Австро-Венгерской Империи (и впоследствии: с 1918 по 1940 гг. и с 1941 по 1944 гг. - в составе Румынского королевства, с 1940 по 1941 гг., и с 1944 по 1991 гг. - в составе СССР, а с 1991 г. по настоящее время северная часть Буковины находится в составе Украины. Западная Молдова, которая включала в себя молдавские земли от Карпат до Прута и до низовьев Дуная, после второго расчленения Молдовы в 1812 г. продолжала оставаться под сюзеренитетом Османской Империи. В 1859 г. она создала совместно с Валахией личную Унию господаря Александра Иоан Куза, которая в 1861 г. превратилась в реальную Унию и стала именоваться с 1862 г. Румынией. Бывшая Западная (Запрутская) Молдова находится до сих пор в составе Румынии. Данные эпохальные события были связаны с первой в XIX в. русско-турецкой войной, история которой сама по себе достаточно своеобразна и поучительна. Фактически, целое столетие, начиная с Прутским походом 1711 г. Петра первого Великого и подписавшим им с молдавским господарем Дм. Кантемиром Луцким договором, происходили драматические русско-турецкие войны на Балканах. Каждый раз боевые действия разворачивались на территории Молдавского княжества с активным прямым или косвенным участием молдавских волонтеров. С правовой точки зрения, относительно феномена оккупации Восточной Молдовы (Бессарабии), необходимо напомнить определение понятия военной оккупацией, которое признается насильственный, вооруженный захват территории одной страны (субъекта международного права) вооруженными силами другой, при котором население оккупированной территории поражается во всех своих гражданских правах. Юридически, в результате этого, фактически уничтожаются все атрибуты государственности, а оккупированная территория управляется диктаторскими методами через институт наместничества. Также характерным признаком оккупации, как правило, является сопротивление населения оккупационному режиму путем партизанской войны, порождающей ответные репрессии и формирующей народную мифологию сопротивления, создание образов мучеников-героев за освобождение страны и т. д. После Бухарестского мира, когда в состав России вошла Бессарабия, реально стал вопрос об ее административном устройстве. Кстати, она была избавлена от фанариотского господства на десятилетие раньше (1812 г.), чем Запрутская Молдова (1821 г.), что, конечно, отразилось соответствующим образом на административно - правовом устройстве. Интересно, что еще 6 марта 1812 г. митрополит Гавриил Бэнулеску – Бодони переслал российскому императору Александру I проект П.Х. Безака, в котором шла речь о создании в Дунайских княжествах особой комиссии «подобно той, которая существовала в Финляндии». В письме митрополита подробно перечислялись основные принципы административного строительства в крае. Затем, следующую попытку своеобразного воссоздания Дакии, предприняли греческие революционеры, которые в мае 1814г. основали в Одессе свое братство, которого назвали «Етерия» (Philiki Hetairia – Общество друзей). Главной задачей данной организации было добиться изгнания турок из Европы и образования на соответствующей территории нового государственного образования, со статусом республики и столицей в Константинополе, которая согласно программным документам, должна была состоять из Дакии (в составе Молдовы, вместе с Бессарабией и Валахии) и еще 5 европейских провинций. Данная драматическая обстановка оказывала самое прямое влияние на состояние молдавского права, что в конечном итоге отражалось на статусе административно-правовых органов власти в данном регионе. Так, на первом этапе во главе гражданского управления был гражданский губернатор, которым стал молдавский генерал Скарлат Стурза (перешедший в Россию еще после присоединения Приднестровья в 1792 г.). Гражданский губернатор возглавил Бессарабское областное правительство, которое сильно напоминало молдавский Диван, с сохранением прежних боярских чинов: стольник, пахарник и др. Чрезвычайно важно было то, что в Общем собрании правительства основную массу составляли молдавские бояре. Местные бояре держали в своих руках и уездное управление, также не претерпевшего заметных изменений. Именно здесь оставалась неизлечимой, как писал известный исследователь Бессарабии Л. Кассо, «главная язва в жизни края» в виде института исправников. Исправники в княжествах, назначаемые Диваном на 1 год (по два исправника на уезд), обладая неограниченной властью, являлись вершителями судеб и всех дел на местах. Помимо родственных связей, главным фактором в получении должностей являлись деньги. Кто больше платил, тот и оказывался на административных должностях, а значит - становился хозяином уезда. Естественно, что основной целью купившего должность боярина являлось возмещение и приумножение потраченных на покупку должности средств. Чиновник Ф.Ф. Вигель в известных уже «Записках» давал следующую прямую оценку: «В Молдавии, - писал автор, - почитается дураком тот исправник, который в год не получит 100 тысяч леев…». Именно стяжательство стало для многих примером для подражания и доказательством способностей человека. Причем такая психология стала угрожающе объемной. Довольно точно и лаконично характеризовал морально-нравственные черты подобного положениябессарабский исследователь XIX в. А. Накко: «Причина такого жалкого и крайне печального направления времени объясняется совершенным отсутствием в тогдашнем обществе умственных и нравственных идеалов, национальных стремлений, патриотизма, высших воззрений на обязанности гражданина… Достигши богатства грабежом и насилием, люди делались высокомерными, чванными и относились с презрением к тем, которым не удалось еще обогатиться, а эти последние считали необходимым пресмыкаться перед сильными, в надежде при их покровительстве выйти в свою очередь на торную дорогу обогащения...».
Дата добавления: 2014-12-09; просмотров: 123; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |