Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
МАСТЕРСТВО УЧИТЕЛЯ В РУКОВОДСТВЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧАЩИХСЯ
1. УПРАВЛЕНИЕ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ Мастерство управления познавательной деятельностью на уроке зависит от множества факторов. ü Одним из важнейших является умение учителя сделать свой предмет интересным для школьников. Ибо интерес, как отмечают ученые, положительно влияет на все психические процессы и функции: восприятие, внимание, память, мышление, волю. «В процессе обучения и воспитания школьника познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ученика обучения, и как сильный мотив отдельных учебных действий школьника и учения в целом, побуждающий к интенсивному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как устойчивая черта личности школьника, в конечном итоге способствующая ее направленности». Трудно сказать, по каким путям поведет школьника его естественный возрастной процесс активности, если он не будет направлен никакими умственными интересами. Об этом очень серьезно предупреждал в свое время учителей К. Д. Ушинский, считавший, что «учение, взятое принуждением и силой воли», едва ли будет способствовать созданию развитых умов. Учитель-мастер в становлении и развитии у учащихся интересов к учению, как правило, постоянно руководствуется такими основными положениями: 1. Развитию познавательных интересов, любви к изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда способствует такая организация обучения, при которой ученик действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает вопросы проблемного характера. 2. Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действия очень быстро вызывают скуку. 3. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов. 4. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. Связь изучаемого с интересами, существовавшими у школьников ранее, также способствует возникновению интереса к новому материалу. 5. Ни слишком легкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным. 6. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать. 7. Яркость, эмоциональность учебного материала, взволнованность самого учителя с огромной силой воздействует на школьника, на его отношение к предмету. (См.: Бондаренко С. М. Урок — творчество учителя.— С. 8.) ü Мастера педагогического труда творчески и весьма ответственно относятся к выбору методов обучения. А. А. Бодалев утверждает, что творческий подход в условиях фронтальной, дифференцированной и индивидуальной работы проявляется по-разному, хотя в основе имеет много общего. Состав и особенности объекта учительской деятельности обусловливают специфику творчества педагога в каждом конкретном случае. И если допускаются одинаковые методы воздействия в работе с классом, группой, личностью, то в воспитании пропадает даже подобие творчества. Ю. К. Бабанский рекомендует в одних случаях делать акцент на применении методов развития интереса к учению, а в других— на применении методов стимулирования долга и ответственности в учебном труде. Опытные учителя используют занимательные примеры, применяют познавательные игры, разнообразные способы стимулирования активности в учебе. Но не все в учебе является ярким, занимательным. Поэтому учителю надо вырабатывать у учащихся и волю, и настойчивость в преодолении встречающихся трудностей.
2. РАЗНООБРАЗИЕ ФОРМ РАБОТЫ НА УРОКЕ Педагоги-мастера особое внимание уделяют проведению уроков-лекций, уроков-семинаров, уроков-диспутов, уроков-конференций, уроков-экскурсий, уроков самостоятельной работы в кабинете с помощью консультантов из среды учащихся, уроков-конкурсов. Мастерство педагогов выражается и в хорошем владении техникой проведения этих необычных форм. Огромные возможности для активизации мышления учащихся таит в себе урок-лекция. Опыт показывает целесообразность пояснения в начале лекции цели рассмотрения данного конкретного материала. Потом указываются принципы, на основе которых можно получить нужные знания, доказать идею, выбрать путь рациональных действий. Только после этого раскрывается суть рассматриваемого вопроса. Творчески работающие учителя в процессе чтения лекции используют диалог, вопросы, повторения, противоположения, аналогии, восклицания и др. Высокую умственную активность, связанную с «открытием» новых знаний и закономерностей учащимися, вызывают уроки-семинары. Занятия проводятся нестандартно, неоднотипно. Иногда это бывают беседы или дискуссии, иногда ученики читают доклады с последующим обсуждением. Но всегда материал излагается ярко, убедительно. В практике передовых учителей определились и уроки-диспуты. Педагоги утверждают, что диспут требует большого мастерства, которое состоит прежде всего в умении сталкивать мнения учащихся, находить противоречия в их высказываниях. Но часто ли можно прибегать к этой форме? По-видимому, нет. Дело в том, что к уроку-диспуту нужно долго готовиться и не всякая тема может быть изучена с помощью диспута. На каждом уроке учитель-новатор очень хорошо включает учащихся в познавательный процесс. Он так организует уроки, что учащиеся приобретают не только знания (с привлечением множества фактов, деталей), но и общественно ценный опыт нравственных и коллективистских отношений. Кроме того, на его уроках отсутствует напряженность, неуверенность, страх; осознание полноправного участия в процессе обучения создает необходимый деловой настрой. Среди нетрадиционных форм урока – конкурсные уроки, уроки-путешествия. Ежегодно в мае девятиклассники выбирают тему будущего урока, получают список литературы, рекомендации и советы, как изложить тот или иной вопрос, проблему. Готовятся небольшими группами (2—3 человека). На подготовку уходит 7—10 месяцев. Ни один самый совершенный учебник не расскажет столько, сколько ученики отыскивают сами, обратившись к дополнительной литературе; до которой у них обычно «не доходят руки». Урок конкурсный, и потому каждый старается подготовиться на совесть. Отметка выставляется всем классом: оценивается содержание урока, методическая оснащенность, оригинальность подачи материала. Так как учащиеся объединены в группы, они учатся работать коллективно, сотрудничать, помогать друг другу.
3. ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ М. И. Махмутов считает, что современному учителю трудно внедрить проблемный метод обучения потому, что «программы и учебники построены на основе традиционного педагогического мышления, на основе устаревшей дидактики и методики; логика изложения учебного материала в них требует, обусловливает максимум детального объяснения всего учебного материала учителем и минимум творческих самостоятельных работ учащихся». (См.: Махмутов М. И. Работает ли урок на реформу?//Сов. педагогика.— 1987.— № 5.— С. 69.) Для талантливых учителей, мастеров своего дела, характерны демократичный стиль общения с учащимися и применение прогрессивных методов обучения — системы методов проблемного обучения, гарантирующей развитие творческого мышления учащихся. У них проблемные ситуации присутствуют почти на всех этапах усвоения знаний учащимися. Они считают неразумным заставлять школьников механически запоминать формулы и законы, многочисленные даты и имена, сотни правил и исключений; не перегружают память школьника тем, что в жизни вряд ли пригодится. Учитель-мастер изменяет методику и технику урока. Поставив проблему, учитель вскрывает внутренние противоречия, возникающие при ее решении, рассуждает вслух, высказывает предположения, обсуждает их, опровергает возможные возражения, доказывает истинность с помощью эксперимента, либо показывая его, либо рассказывая об опыте, проведенном учеными и т. д. Учитель демонстрирует перед учащимися путь научного мышления, заставляет учеников следить за диалектическим движением мысли к истине, делает их как бы соучастниками научного поиска. Первоклассникам можно сообщить готовые сведения о различиях дерева и кустарника (у дерева есть один главный ствол, от которого отходят ветки, а у кустарника главного ствола нет, из земли растет сразу много ветвей), но можно выдвинуть перед ними и познавательную задачу: сравнить деревья и кустарники (изображенные на картине или растущие у школы) и определить, чем дерево отличается от кустарника. В первом случае дети запоминают материал, а во втором — самостоятельно ищут решение. А вот еще один момент урока, когда учитель-мастер создает проблемную ситуацию в процессе устного изложения материала. На уроке истории, например, перед учениками ставится вопрос: «Кто одержал победу под Бородином?» Учащиеся отвечают: «Русские». Тогда учитель добавляет: «И сдали Москву...» Создается ситуация, для правильного разрешения которой необходимо обосновать прозорливость главнокомандующего русскими войсками М. И. Кутузова. Учителя-новаторы много уделяют внимания проблемному обучению. У В. Ф. Шаталова учащиеся, решая многочисленные задачи, отрабатывают навыки, умения применять усвоенную теорию на практике. Если объяснение учителя, опорные сигналы, схемы, конспекты дают нагрузку в основном на память (слуховую, зрительную), то решение задач развивает мышление, математическая логика формируется в ходе собственной деятельности. Развитию творческого мышления содействуют составление опорных сигналов, «уроки открытых мыслей», участие в олимпиадах и т. д. Таким образом, учителя-новаторы, передовые учителя подняли практику проблемного обучения на новую ступень. Их опыт дает возможность утвердиться новым подходам к пониманию современного урока и методике его организации, которые имеют отношение к проблемно-развивающему обучению.
4. ТВОРЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР обучения Урок мастера — это совместный поиск истины педагогом и учеником, это лаборатория культурного мышления. На таком уроке школьники проявляют интерес, пытливость, потребность к познанию. Они задают вопросы и ищут на них ответы. Они напрягают свой ум, преодолевают посильные трудности учения. На традиционных уроках, как правило, учитель задает вопросы, а ученики отвечают на них, опираясь лишь на учебник. В этой связи у них складывается представление, что истины уже найдены авторами учебников и учителями. Что еще искать? Зачем искать? Истины установлены, их нужно только воспринять, запомнить и воспроизвести. Это ведет к скуке на уроке, мертвенности, бездуховности. В целях осуществления активизирующего, поискового, проблемного обучения учитель-мастер продумывает для учащихся систему вопросов и заданий. Вопросы учителя-мастера своего дела, как правило, кратки, точны и определенны. Они не только стимулируют пытливость ума, самостоятельность мысли, но и развивают творческие способности учащихся, воспитывают у них организованность и дисциплинированность. К сожалению, проведенные исследования показывают, что около 80% вопросов, с которыми молодые учителя обращаются к учащимся, рассчитаны на механическое воспроизведение: «Назови, что это такое», «В каком году это было?», «Дай определение прилагательному» и т. п. Привлекать механическую память, развивать ее нужно, но надо развивать и познавательную активность, мышление, внимание. Стала очевидной необходимость в большей мере использовать такие типы вопросов, в которых сталкиваются противоречия, которые требуют установления сходства и различия в изучаемых явлениях, установления причинно-следственных ответов, нахождения из всей суммы имеющихся знаний только необходимых в данной ситуации, ориентирования на широкое практическое применение знаний. Небезразлично также, понятен ли для каждого ученика вопрос, думает ли он над ответом, с которым ему предстоит выступить. Так, Н. М. Яковлев и А. М. Сохор прямо указывают, что «следует избегать длинных, громоздких и многочисленных вопросов, Довольно оригинально ставят вопросы творческого характера учитель-новатор Е. Н. Ильин и его учащиеся. Во многом благодаря творческому подходу к изучению литературы, постановке проблемных вопросов его учащиеся не только знают литературу, но и чувствуют и понимают ее, вносят в ее изучение собственные критические мысли, находят в литературе опору для своей плодотворной деятельности. К опыту Е. Н. Ильина приковано внимание педагогической общественности. Приведем такой пример. (См.: Ильин Е. Н. Рождение урока.— С. 126—129.) Заключительный урок по произведению А. Н. Островского «Гроза». Проводится читательская конференция. Руководит ею ученик, который на несколько минут стал А. Н. Островским. Е. Н. Ильин этот момент описывает так в своей книге «Рождение урока»:
«...Посыпались вопросы, иные из которых были и мне не под силу. Всяк своим вопросом хотел доказать, что у него больше прав на Островского, хотя он и в читателях. — «...что домой, что в могилу — все равно»,— говорит ваша Катерина. Неужели нет иного выхода? — Ваш Кулигин, по сути, открывает и закрывает пьесу. Какой в этом смысл? — Поначалу свою «Грозу» вы назвали комедией, а затем — драмой. Объясните смысл этой поправки. — В действующих лицах сказано: «Катерина, его жена», т. е. Тихона Ивановича Кабанова. Почему своей героине вы не даете отчества? Или мы должны это узнать непременно из реплики Бориса, что она Петровна? — Почему не показаны домашние Дикого, а только Кабанихи? — Катерина — «горячая» и Дикой — «горячий». Объясните разницу. — Ваш Кулигин читает Державина. Почему не Пушкина, Лермонтова или Некрасова? ...Вопросы, вопросы. Будь за столом и впрямь сам Островский — не на каждый бы тотчас ответил...» «Размышляя над этим уроком,— пишет Е. Н. Ильин,— и его резонансом, неожиданно понял: обобщать — это не ученикам задавать вопросы, а вызывать у них вопросы к писателю... Такая «встреча» с Островским, который был и во мне, и в учениках, думаю, не обернется разлукой ни каждого с ним, ни каждого из них друг с другом и с учителем, сумевшим, обобщая, не разобщить».
Безусловно, в этом фрагменте урока видны методическая новизна, творчество учителя. Правда, «высшие выражения творчества до сих пор доступны только немногим избранным гениям человечества, но в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу»1. Это в конечном счете способность овладевать профессиональным мастерством, стремление к созданию своей индивидуальной системы. Важно иметь в виду и то, что учителя-мастера на своих уроках предоставляют учащимся право на ошибку. В свою очередь, сами они стремятся как можно полнее отвечать на вопросы учащихся. Поверхностность ответов отбивает охоту задавать дальнейшие вопросы. В результате могут исчезнуть позитивная мотивация учебы, интерес к данному предмету вообще. Если, например, ученик на уроке физики по теме «Волны» задает вопрос: «Имеет ли значение скорость распространения волн и при землетрясении? Связана ли она с ним?» —и получает ответ: «Да, она имеет при этом значение», то едва ли он задаст другие вопросы.
5. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА УРОКЕ Учитель-мастер при наименьших энергозатратах и быстрее, чем молодой учитель, добивается желаемых результатов потому, что систематически учит учащихся самостоятельно приобретать знания. Он руководствуется таким правилом: если в данных условиях тема посильна для учащихся, надо организовать ее самостоятельную обработку, если нет, учитель сам обязан излагать материал. Многие виды самостоятельной работы на уроках учителя применяют в целях подготовки школьников к усвоению новых знаний. Это в первую очередь работы повторительного характера. Среди них—упражнения и задачи на применение ранее усвоенных знаний, выборочное чтение учебника по заданию учителя, графические работы — составление схем и таблиц, обобщающих ранее усвоенные сведения и факты по определенной программе. Самостоятельная работа учащихся на уроках и практических занятиях может с успехом применяться и в целях эффективного усвоения новых знаний. И в первом и во втором случае широкое внедрение в учебный процесс самостоятельной работы учащихся осуществляется под руководством учителя. Опытные учителя, как правило, считают необходимым научить учащихся работать с книгой, технике конспектирования, организации и методике выполнения творческих работ. Например, В. Ф. Шаталов реализует систему приемов, непосредственно направленных на развитие продуктивного мышления: решение широкого круга задач, выполнение различного рода самостоятельных творческих работ. Он очень высоко ценит каждое самостоятельное «открытие», сделанное его учеником, и так организует работу, что большинство задач его ученики решают самостоятельно. Для этого он в классе дает эталон решения типовой задачи и называет учащимся номера задач, относящихся к данному типу. Эти задачи (без какого-либо ограничения и их количества и сложности) школьники выбирают и решают сами (проверяет решение учитель или другой ученик). Каждый решает посильные для себя задачи. Более развитым школьникам предлагаются задачи повышенной сложности. (См.: Педагогическая проза: Из опыта работы школ г. Донецка.— С. 8.) Особенно полезны для учащихся самостоятельные работы творческого и полутворческого характера, когда новые знания добываются в результате самостоятельного анализа фактов, обобщения и выводов. Приведем пример самостоятельного усвоения учащимися тех вопросов, которые в объяснении опытного учителя не были полностью раскрыты. На уроках литературы в средних классах после уяснения цели и вида предстоящей работы учительница дает основные понятия, определения, термины, иностранные слова, которые необходимо точно знать, чтобы суметь хорошо разобраться в предлагаемом для самостоятельного изучения параграфе учебника. Потом предлагает ученикам в течение определенного времени тихо, про себя прочитать намеченный отрывок и составить план прочитанного, сделать сравнения, выяснить причинно-следственные связи, дать свои оценки. В ходе этой работы у учеников воспитывается культура чтения. Время от времени учительница дает дополнительные разъяснения, помня замечания К. Д. Ушинского: «Уча уроки по книге, дитя встречается еще с большими затруднениями, потому что тут нет учителя с его мимикой и интонацией, которые могли бы показать, что в книге главное, что второстепенное и о чем говорится только мимоходом...» Во время работы учащихся с учебником на уроке опытный педагог быстрого ученика не тормозит, медлительного не торопит. Учащемуся, ответившему на вопрос правильно, сразу же ставит следующий вопрос; учащемуся, допустившему ошибку, незамедлительно дает дополнительные задания. Молодой учитель берет, как правило, на себя намного меньше обязанностей по организации самостоятельной работы. Школьники приучены к тому, что учитель все объясняет, выделяет в материале существенное, подчеркивает, на что нужно обратить внимание, и т. д. Самостоятельно перерабатывать материал таким образом школьники в большинстве случаев не обучены. Относительно успешнее приобретают педагогическое мастерство в организации самостоятельной работы учащихся те учителя, которые постоянно наблюдают, изучают и учитывают индивидуальные особенности учащихся. ДОМАШНЯЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА Мастера педагогического труда всегда связывали повышение эффективности урока с правильно организованной домашней самостоятельной работой учащихся. Лучшие учителя стремятся сделать домашние задания для учащихся наиболее интересными. С этой целью они их варьируют по характеру и формам: устные и письменные, практические с дополнительной литературой, задания на выбор, обязательные и по желанию, с использованием межпредметных связей, индивидуальные и групповые, дифференцированные. Школе с давних пор известно правило: чтобы домашнее задание выполнялось учащимися, необходима большая подготовительная работа учителя на уроке. Вот почему опытные учителя на каждом уроке выделяют как можно больше времени для освоения нового, потому что, чем эффективнее работа во время осмысливания знаний, тем меньше времени расходуется на проверку домашнего задания на следующем уроке. Молодому учителю весьма важно уже в первые годы работы в школе понять сущность этой зависимости и разорвать, по словам В. А. Сухомлинского, «заколдованный круг». Времени на изучение нового материала не хватает потому, что оно уходит на проверку домашнего задания, а проверка домашнего задания требует много времени, так как материал недостаточно хорошо изучен. Поэтому опытные учителя стараются в течение урока планомерно готовить ученика к выполнению домашнего задания. Особое внимание они обращают на ясность, однозначность и понятность при объяснении задания, проверяют, все ли ученики действительно поняли задание и точно знают, что от них хотят. Творчество учителей-новаторов убедительно показывает, насколько реально и необходимо в современной школе перестраивать методику самостоятельной домашней работы учащихся. Вот один из примеров. В. Ф. Шаталов убедился, что родители учащихся средних и старших классов не всегда могут проверить самостоятельную домашнюю работу своих учеников, поэтому он стал давать им листы с опорными сигналами. Сопоставляя письменные работы своих детей с оригиналами полученных в школе опорных листов, родители уже без затруднений контролировали своих детей. Благодаря такому контролю значительная часть учащихся с первых же дней начинает работать на уровне одних только отличных оценок. Вне всякого сомнения, одной из движущих причин, активизирующих выполнение домашних самостоятельных работ, является регулярная проверка их учителем, в противном случае может сформироваться стереотип бесконтрольности домашних заданий. «Задаешь — проверяй, не проверяешь — не задавай» — таким правилом всегда должен руководствоваться учитель.
6. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ НА УРОКЕ Для правильной организации процесса усвоения знаний учащимися на уроке педагогу надо умело осуществлять обратную связь. Данные умения учителя приобретаются при наличии наблюдательности и хорошо развитого воображения, обдуманности каждого педагогического шага в общении с учащимися. Психологи А. А. Бодалев, С. В. Кондратьева выявили, что у педагогов-мастеров представления о возможных типах учеников-отличников, «середняков» и отстающих намного богаче, чем у тех, кто формально выполняет свои обязанности. Так, лучшие преподаватели смогли дифференцировать типы отстающих в учении школьников в соответствии с установленными причинами неуспеваемости: слабость развития познавательной сферы (невнимательность, плохая память, несформированность мыслительных операций, пробелы в знаниях и пр.); недостатки эмоционально-волевой сферы (большая заторможенность, излишняя возбудимость, отсутствие усидчивости и др.); слабо выражены интегральные личностные качества (познавательные интересы, самостоятельность, ответственность и т. п.); одновременное сочетание ряда недостатков. Большинство других воспитателей выделили только два типа неуспевающих—лентяев и тупиц. Характерно, что педагоги-мастера, как правило, владеют особым профессиональным воображением. По утверждению А. А. Бо-далева, оно проявляется в умении учителя поставить себя на место класса, войти в роль ученика и решать педагогические задачи в соответствии с этой позицией. О таких учителях школьники обычно говорят: «Они все видят, от них не скроешься». Поэтому важнейшим условием эффективного осуществления обратной связи является умение глубоко проникать в психологию воспитанника. Значительно повышает эффективность обратной связи методика проведения самостоятельной работы, разработанная известным учителем-новатором В. Ф. Шаталовым. (См. его книгу: Педагогическая проза: Из опыта работы школ г. Донецка.— С. 75—76.) Учащиеся на уроке на чистых листочках выполняют самые разнообразные самостоятельные и контрольные работы. Эти листочки— связь между учителем и учеником, выполнившим то или иное упражнение. Идет самостоятельная работа. На доске — 5 упражнений. Каждый ученик вправе начинать выполнение работы с любого задания. Вот он остановился на одном из них, наметил план решения и начал заполнять чистый листок вычислениями и формулами. Через определенное время задача решена. Но решена ли? В самостоятельной работе традиционной формы ему об этом не может сказать никто; консультироваться с соседом "категорически запрещено, а учитель на каждую поднятую руку откликнуться не в состоянии. С листочками все просто. Решил, встал и отнес учителю. Быстрый взгляд, улыбка, и — приступай к следующему. Появилась уверенность, появилось желание решать новые задачи. Мгновенная обратная связь, и успех утвержден. Может возникнуть вопрос: когда лучше осуществлять обратную связь? Передовые учителя-практики нередко начинают урок не с актуализации прежних знаний, а с введения нового понятия путем создания проблемной ситуации или выдвижения предположений о способе решения ранее поставленной проблемы. Актуализацию знаний, изученных ранее, они используют в ходе доказательства выдвинутой гипотезы. Педагогически оправданным является также проведение в начале урока контрольной работы на применение знаний, изученных на предшествующем уроке. Идея актуализации подсказывает учителю, с чего начать урок. Иногда целесообразнее начать урок с устного опроса, иногда—с выполнения упражнений или решения задач. Характерно, что начало урока предопределяет выбор и последующих приемов, и способов преподавания. Короче говоря, здесь нет готовых рецептов, многое зависит от инициативы и творчества самого учителя. У учителей-новаторов структура урока не имеет порой особого значения. По их мнению, всякие заранее разработанные структуры уроков могут быть тормозом творческой работы.
Дата добавления: 2014-12-09; просмотров: 824; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |