Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Приемы воздействия на ролевое поведение

: 1. Прием "сбить с роли". Он применяется в случае, если роль, играемая воспитанником, ситуативно невыгодна вам. "Сбить с ро­ли" - значит поставить своего собеседника в условия, в которых его роль окажется неуместной. Самый простой способ "сломать сцена­рий" партнера - самому начать играть такую роль, которая абсо­лютно не сочетается с его актуальной ролью.

Пример: Школьного хулигана после очередной его выходки вы-зывают к завучу. Оказавшись в ее кабинете, мальчик напускает на себя сурово-неприступный вид (роль - Партизан На Допросе).


Завуч понимает, что серьезный разговор в таких условиях может не получиться. Она внезапно встает из-за стола и начинает ворчливо сетовать: "Ну, Николай, ты опять весь в мелу. Гово­ришь вам, говоришь ...", затем подходит к ученику и пытается стереть следы мела с его рукава (роль - Ворчливая Бабушка). Николай теряется - играть роль Партизана становится как-то глупо. Чувствуя, что ученик "сбит с роли", педагог садится за стол и спокойно говорит: "Ну, а теперь, Николай, давай погово­рим серьезно," Завуч в этом случае решила важную педагогиче­скую проблему, создав ролевые предпосылки для более серьезных воспитательных акций.

Взятый изолированно, данный прием является скорее психотех­ническим, нежели педагогическим. Однако в качестве составной части более сложных воспитательных методов он применяется до-вольно часто. Если вы намерены "сбить с роли" собеседника, необ­ходимо помнить следующее: ■

• выбранная вами роль должна быть действительно неожидан­ной для вашего оппонента;

• необходимо, чтобы она как бы перекрывала его ролевые воз­можности ("ролевой веер") и не позволяла ему задействовать
"запасные" сценарии;

• ваша роль должна органично соответствовать ситуации; в про­тивном случае она покажется искусственной, а ваша "игра"
будет чересчур явной.

2. Коммуникативное ролевое переключение. Данный прием ори­ентирован на то, чтобы не только "разрушить" актуальную" роль воспитанника, но и навязать ему ту роль, которая целесообразна в данной ситуации. При применении ролевого переключения подбор собственной роли должен быть особенно тщательным: нужно, чтобы эта роль была валентна желательной роли воспитанника (т.е. орга­нично сочеталась с этой ролью).

Пример; Ваш знакомый при встрече с друзьями постоянно жа­луется на свои жизненные неурядицы. Все стараются его уте­шать, а вы замечаете, что эти утешения только закрепляют его роль (Неудачника) и мешают всерьез заняться решением своих проблем. Во время очередной встречи с ним, после привычной пор­ции жалоб вы, вместо того, чтобы играть роль Утешителя (а она валентна роли Неудачника), начинаете сами "плакаться ему в жилетку". Унылое взаимодействие по схеме "Неудачник - Не­удачник" выходит за пределы ролевых возможностей вашего собе­седника и он начинает .невольно переключаться на более уместные


роли Утешителя, Умудренного Опытом, то есть на роли, нужные вам.

Валентность ролей ("Капризный Ребенок - Добрый Родитель; Мучитель - Жертва; Неумеха - Исправляющий Ошибки; Неуме­ха - Строгий Судья" и т.п.) - явление чрезвычайно сложное; не­редко бывает, что ролевые возможности воспитанника очень разно­образны или просто весьма необычны - и тогда лишь опыт и ин­туиция педагога помогают подобрать нужную роль. Однако, чаще всего манипулирование в процессе наиболее "ходовых" ролевых взаимодействий выручает даже не слишком опытного педагога.

3. Прямое ролевое переключение. В педагогической и управлен-ческой практике нередко бывает, что воспитатель или руководитель
имеют возможность "поручить" нужную роль воспитаннику.

Пример: В одной из строительных организаций был работник, которого все считали недотепой. Эта роль была навязана ему случайно: неплохо окончив училище, он попал на стройку, где ра­ботали опытные профессионалы, любившие подшутить над но­вичками. Будучи по характеру очень мягким, новый член коллек­тива тяжело переживал шутки старших, начал допускать ошиб­ки в своей работе. Через три месяца бригадир заметил, что нови­чок начал, "подыгрывать" шуткам товарищей, постепенно свыка­ясь со своей ролью. Вот в этот момент ему и было поручено шеф­ство над двумя практикантами из ПТУ - тоже тихими и за­стенчивыми. Роли Наставника и Недотепы - несовместимы, по­этому уже через несколько недель вторая роль начала "от­ступать": молодой рабочий стал, увереннее в себе, однажды даже довольно удачно, хотя и не зло, подшутил над бригадиром. Вскоре он стал полноправным и авторитетным членом коллектива.

4. Ролевое переключение через изменение близкого окружения.

Напомним, что ожидания окружающих людей - один из важ­нейший факторов закрепления роли. Поэтому любое изменение ок­ружения может вызвать ролевое переключение, Нередко бывает, что для избавления воспитанника от негативной роли достаточно просто перевести его в другую группу. Здесь начинают действовать два фактора.

Первый: если негативная роль не превратилась во внутреннюю роль воспитанника, она может просто тихо сойти на нет в силу от­сутствия соответствующей ролевой поддержки окружающих. Так, классный Шут, тяготящийся своей ролью, вероятнее всего избавит­ся от нее, попав в другую школу, где его новые товарищи уже не будут постоянно ждать от него шутовских выходок.


Второй: если негативная роль уже стала внутренней ролью, избавление от нее может произойти в результате того, что в новой группе нет привычных ролевых вакансий. К примеру, ученик, ко­торому нравится играть Шута, после перевода в новую школу с большой вероятностью окажется в классе, где Шут (или несколько Шутов) уже имеется. "Не выдержав конкуренции", он поневоле бу­дет вживаться в другие роли.

В некоторых случаях педагог может "подобрать" группу так, чтобы и избавить воспитанника от прежней роли, и переключить его на новую роль.

Пример: В команде высшей лиги появился очень талантливый футболист из провинциального клуба, забивавший в первой лиге по два-три гола за матч. В новой команде дела у него не залади­лись: оказавшись среди "звезд", он начал волноваться, к тому же партнеры не слишком часто снабжали его пасами. За ним посте­пенно закрепилась кличка "Несбывшаяся надежда". Через год он был продан в команду, закончившую сезон на предпоследнем мес­те. В новом клубе, где была неплохая защита, но слабое нападе­ние, он стал своеобразной "Палочкой-Выручалочкой". В компании более слабых игроков молодой футболист стал играть в меру сво­его настоящего таланта. Потом выяснилось, что этот переход в более слабую команду был инициирован тренером сборной, кото­рый давно следил за перспективным форвардом и, таким образом, готовил его к роли игрока национальной команды.

5. Ролевое переключение через изменение среды. В данном слу­чае под "средой" подразумевается вещественное окружение воспи­танника, с которым у него ассоциируется привычная система ролей. Вот как Л.Н. Толстой пишет о значении вещей в закреплении сте­реотипов поведения (описано возвращение героя "Анны Карениной" Константина Левина в свою усадьбу): "Кабинет медленно осветился принесенной свечой. Выступили знакомые подробности: оленьи ро­га, полка с книгами, зеркало, печь с отдушником, отцовский ди­ван, большой стол, на столе открытая книга, сломанная пепельница, тетрадь с его почерком. Когда он увидел все это, на него нашло на минуту сомнение в возможности устроить ту новую жизнь, о кото­рой он мечтал. Все эти следы его жизни как будто обхватили его и говорили: "нет, ты не уйдешь от нас и не будешь другим, а будешь таким же, каков был ..." (Толстой Л.Н. Соч. В 20 т. - М., 1911. -Т9. -С.122).

Перемена обстановки сама по себе, как правило, не меняет чело­века кардинально, но, в сочетании с другими факторами, она может значительно помочь педагогу в воздействии на воспитанника. То же


самое можно сказать и о практике самовоспитания. С этим, несо­мненно, согласится тот, кто "начинал жизнь сначала", и для того, чтобы помочь себе избавиться от прежних ролей переставлял мебель в комнате, менял привычное место прогулок и т.д.

Необходимо отметить, что резкое изменение среды может вы­звать и негативный педагогический эффект. Это происходит в тех случаях, когда освоенная воспитанником система ролей вполне при­емлема. Так, театралы знают, что при переезде труппы в новое (более удобное!) театральное здание у актеров и режиссеров на время возникает ощущение, что утрачивается некий "дух театра".

6. Ролевое переключение с помощью "якоря". "Якорь" - это раз­дражитель, с которым у человека на бессознательном уровне ассо­циируется определенное настроение и соответствующая роль, (Если стимул - символ подкрепления, то "якорь" - символ роли). При предъявлении воспитаннику якоря педагог можете переключить его на нужную роль. Типичными примерами психологических "якорей" являются: музыка, ароматы, одежда и т.п.

Скажем, у опустившегося отставного офицера его прежний, слу­чайно одетый мундир ассоциируется с соответствующим стилем по­ведения (подтянутость, ответственность, сдержанность и т.д.); суп­руга со стажем аромат знакомых старинных духов может заставить играть роль Влюбленного в свою немолодую жену и т.д.

Предъявление "якоря" обычно бывает целесообразным лишь при общении с хорошо знакомыми людьми, Причина в том, что выбор "якоря" - дело сугубо индивидуальное: ведь само его закрепление за соответствующей ролью -процесс крайне прихотливый и не­предсказуемый. Описан случай, когда одним из важнейших якорей, закрепляющих роли Любящих Супругов, была послеобеденная привычка мужа курить на кухне.

Применение всех ролевых воспитательных приемов предъявляет к педагогу целый ряд специфических требований. Среди них отме­тим следующие:

• "чувство партнера" - умение "вжиться" в актуальную и потен-циальную роль воспитанника;

• хорошие актерские данные (широкий "ролевой" веер, навыки
в использовании невербальных средств общения - мимики,
жестикуляции, интонации и т.д.);

• знание навыков режиссуры, способность навязать партнеру
нужный сценарий общения.


"Ролевые многоугольники"

Педагог с большим, опытом и талантом может "просчитывать" тип ролевого взаимодействия не только в паре (воспитатель - вос­питанник), но и в более сложных системах (воспитатель - воспи­танник - воспитанник, воспитатель - воспитанник - родители и т.д.). Общение в "ролевых многоугольниках" имеет целый ряд спе­цифических черт, затрудняющих манипулирование, однако доволь­но часто один из участников контакта имеет возможность повлиять на роли всех собеседников сразу (в том числе и на те роли, которые они играют по отношению друг к другу). Приведем весьма поучи­тельный пример выстраивания нужного "ролевого треугольника" в ситуации, когда родители должны отреагировать на драку своих де­тей. "Если в драку вовлечен младший ребенок, сначала возьмите малыша и скажите ему при старшем ребенке: "Тебе нужно пойти в свою комнату и побыть, там. пока ты не будешь готов прекратить драку". Затем возьмите за руку старшего ребенка и повторите ему тоже самое. Может показаться смешным отправить малыша в свою комнату за драку. Тем не менее, важно обращаться с детьми одина­ково, чтобы не учить одного быть "жертвой", а другого "насильником" (Нельсен Д., Лот Л., Глени X. Стефен. Указ. соч. -С. 119-120). Вероятно, каждый может привести примеры, в кото­рых нестандартное поведение отдельного человека полностью изме­няло привычные роли в группе (см. также: Методические указания к изучению курса "Психология и педагогика." - Пенза, 1997. -С.14, задание 8; С.21,задание 24).


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Глава 3. РОЛЕВЫЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ | Глава 4. ИДЕНТИФИКАЦИОННАЯ СФЕРА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Дата добавления: 2014-12-09; просмотров: 351; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.