Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Глава 4. ИДЕНТИФИКАЦИОННАЯ СФЕРА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
Система ценностей как фундамент личности Среди "надбиологических" факторов, определяющих поведение человека, ключевую роль играют ценности. Система ценностей - это совокупность безусловных предпочтений личности (группы, сообщества). Следует отметить, что понятие ценности в социологии и психологии отличается от обыденного значения слова "ценность". Ценность в обычном понимании это то, что имеет некоторое зна- чение для нас. Исходя из такого понимания мы говорим о "ценном знакомстве", "ценной информации", "ценном приобретении". Ценность как строго научная категория вводит нас в мир таких феноменов, которые значимы для человека сами по себе, то есть не сводимы, ни к чему более фундаментальному. Так, честность является ценностью человека лишь постольку, поскольку она представляется ему самоцелью и не воспринимается только как средство для достижения других целей; любовь, безусловно, может быть отнесена к ценностным проявлениям в силу своей абсолютной бескорыстности (по - настоящему любят не "за что-то" и не "для чего-то" вспомним известную русскую пословицу "Не по хорошему мил, а по милу хорош"). По сути дела ценность - это нечто, важное для человека просто потому, что является частью его личности - и лишь в этом специфическом смысле можно говорить об "эгоизме" человека, который придерживается своих ценностей. Не случайно, поэтому, что любые педагогические успехи на этом уровне воспитательного воздействия, как правило, даются с наибольшим трудом, но одновременно, именно эти успехи отличаются особой надежностью; сформировавшаяся ценность обычно весьма стабильна и неподатлива по отношению к любому внешнему давлению. Видимо, даже в состоянии гипнотического транса человека невозможно заставить делать то, что противоречит его действительным ценностям (см.: Годфруа Ж. Что такое психология: Пер. с фр.: В 2 т, -Т.1 -С.162-163). Ценностные явления могут быть рассмотрены как на уровне сознания, так и в сфере поведения. Отмстим, что в реальной жизни между этими двумя сферами могут возникнуть определенные противоречия. Именно поэтому мы (разумеется, условно) отделяем идентификационный уровень воспитания (формирование сознания) от морально-волевого (формирование поведения). Специфические черты идентификационного уровня воспитания Идентификация в психологии - это "уподобление, отождествление с кем либо, чем либо" (Психология: Словарь /Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М., 1990, с,129). Под воспитательным воздействием на идентификационном уровне мы понимаем формирование тех ценностей с которыми личность отождествляет самое себя на уровне сознания. (Впервые термин "идентификация" был введен в психологический лексикой 3. Фрейдом, однако, великий австрийский психиатр использовал его в несколько ином смысле). Самая простая модель системы сознательных ценностей представляет собой иерархию, то есть пирамиду, где на самом верху - наиболее значимые ценности, чуть ниже - менее значимые и т.д. Как правило, различие между людьми (группами людей, культурами) проявляются именно в схеме построения этой иерархии, иначе говоря - в порядке приоритетов (сам набор ценностей в различных ценностных системах может совпадать почти на 100 %). Среди ценностных феноменов особую роль играют: - религиозная вера - система коллективных взглядов, придающих человеческой жизни смысл, выходящий за пределы индивидуального существования ("коллективный образ посмертного будущего"); - групповая идентичность - осознание принадлежности к какому-либо сообществу (семья, коллектив, нация, человечество и т.п.); - идеал - желаемый образ жизни личности, группы, общества; - культурные „табу - абсолютные запреты, обусловленные самой Все вышеперечисленные явления обладают несколькими ключевыми особенностями: Во-первых, они носят самодостаточный, "невыводной" характер; иначе говоря, они основаны все на каких-то логических доказательствах, а на вере или чисто субъективных предпочтениях. Невозможно доказать "нужность" какой-либо ценности конкретному человеку. Строго говоря, также невозможно с помощью логики продемонстрировать преимущество одних ценностей перед другими. Система доказательств, как правило, основана на тех ценностях, которые уже есть у воспитанника. (К примеру, если человек всерьез задает себе вопрос: "А за что я должен любить свою Родину?", значит он ее уже "разлюбил" и смотрит на свою страну исключительно через призму других ценностей). Во-вторых, "проникновение" данных феноменов в человеческое сознание (а также снижение, усиление их значимости либо же их полное исчезновение) происходит непроизвольно (можно заставить себя играть Влюбленного, но сама влюбленность приходит всегда нечаянно, помимо нашей воли); волевое усилие, скорее, противопоказано в таком деле, каким является процесс становления ценности в сознании человека. В этом плане абсолютно бесполезной стано- вится и внешняя (то есть со стороны педагога) апелляция к воле воспитанника, к его стыду и т.п. В третьих, личностная идентичность формируется вне так назы-ваемого "свободного, выбора" индивида. Ценности не "выбирают" в обычном смысле слова (свободный выбор возможен на основе уже сформированных ценностей), к ним приходят или же их просто впитывают с детства. Здесь уместно также использование религиозного понятия "обращение" (Ср.: "обратить в новую веру"). Итак, педагогическое воздействие па идентификационном уровне выполняет следующие задачи: • формирование желательных сознательных ценностей (веры, • изменение иерархии сознательных ценностей в желательном • возвышение уже сформированных ценностей до уровня созна-тельных (бывает, что "нужная" педагогу ценность уже прояв-ляется в поведении воспитанника, однако не осознается им, • избавление воспитанника от нежелательных ценностей (на
Дата добавления: 2014-12-09; просмотров: 133; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |