Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Методы и приемы формирования сознательных ценностей
Сфера ценностного сознания в наименьшей степени поддается целенаправленному внешнему воздействию. Перед педагогом в этой связи стоит серьезная проблема: как добиться, чтобы воспитанник сам пришел к тем ценностям, которые нужны, обществу (группе, нации, классу, педагогу). Эта проблема особенно сложна для тех, кто работает со взрослыми людьми, обладающими уже сформировавшимися ценностными ориентирами; тем более, если речь идет о воздействии на "верхние этажи" ценностной иерархии. Напомним, что никакие формы убеждения на этом уровне не действуют, апелляции к воле здесь неуместны, принудительно можно (и то не всегда) сформировать лишь поведенческие стереотипы, но не ценности. И все же каналы влияния на ценностную иерархию существуют: 1. Отметим, прежде всего, что идентификационная сфера личности особенно чувствительна к таким воздействиям, которые связаны с эстетическими чувствами. Каждому известно, что красивый поступок вызывает невольное восхищение у тех, кому безразличны или даже противны мотивы этого проступка (нельзя сказать, что эстетическое абсолютно не зависит от господствующих ценностей, но все же "эстетика шире этики"). Значение эстетического в приобщении человека к той или иной религии - общеизвестный факт. Эстетика военной формы, оружия, армейских ритуалов нередко заставляет человека делать первый шаг к выбору военной профессии и соответственно к выбору жизненного призвания. Любое, даже самое бедное государство не жалеет средств на создание и содержание общественных эстетически привлекательных символов (музеи, Вечный огонь, архитектурные и культурные святыни, праздничные парады и т.д.). Подобные примеры можно было бы продолжать до бесконечности. 2. Еще один "ключик" к миру индивидуальных ценностей - личная привязанность. Не секрет, что уважение (а тем более, любовь) 3. Не стоит забывать также о совпадающих данностях, которые 4. Важная роль в ценностной переориентации личности принад-лежит моральному, превосходству, демонстрируемому воспитаннику 5. Довольно часто этические установки проникают в сознание споры на тему "Что такое хорошо и что такое плохо" уместны только тогда, когда воспитанник уже не просто "сжился" с определенными этическими нормами, но и отождествляет (идентифицирует) себя с этими нормами, Перейдем теперь непосредственно к перечню некоторых распространенных методов и приемов формирования сознательных ценностей. "Ценностный перехват". Как правило, у людей, исповедующих разные этические системы, имеются некоторые сходные ценностные предпочтения (к примеру, смелость, физическая сила, групповая солидарность могут занимать достаточно высокое место в ценностных иерархиях как уголовников, так и тех, кто в ними борется либо пытается их перевоспитать). Если группа и воспитатель наглядно продемонстрируют новичку, что некоторые значимые для него ценности гораздо лучше реализуются в рамках новой группы (соответственно новой веры), это может стать первым шагом к тому, чтобы человек стал считать эту группу "своей" и начал дорожить мнением своих новых знакомых. На первых порах это не всегда означает полную ценностную переориентацию. Однако в конечном итоге жизнь чаще всего ставит перед ним простой вопрос: "Если ты считаешь этих людей своими, почему ты не принимаешь их основных ценностей?". Таким образом, схема "ценностного перехвата" довольно проста: эмоциональный контакт на основе общих значимых ценностей - новая групповая идентификация воспитанника - общая ценностная переориентация. Сильной стороной данного метода является то, что старая система ценностей трансформируется в новую относительно мягко. Приобщение. Это один из самых консервативных методов, однако он же - один из самых надежных. Более того, он вообще может действовать стихийно, вне рамок сознательного педагогического воздействия. Его девизом можно считать неглупую русскую пословицу "стерпится - слюбится". В данном случае само включение в групповую деятельность, в жизнь того или иного сообщества приобщает личность к соответствующим ценностям. Важно, чтобы в рамках новой группы человек чувствовал себя комфортно, постоянно "обрастая" дружескими контактами. При этом на первых порах эти контакты не должны быть обусловлены немедленным принятием групповых ценностей (схема: "Подчиняйся нашим основным правилам, но никто не требует, чтобы ты полюбил нас и наши правила"). Особую роль в процессе приобщения играют: • освоение коллективных символов (ритуалы, традиционные • участие в любых акциях, связанных с соревнованием "своих " • совместное преодоление серьезных трудностей; • приобщение к истории сообщества, организации, коллектива. • личная харизма руководителя (воспитателя). "Харизма" - в "Взрыв". Этот метод впервые описал А.С. Макаренко (См.: Макаренко А.С. Соч. В 7 т. - М., 1958. - Т.5 - С.507-510). Он применяется тогда, когда более консервативные способы не дают нужного эффекта. Бывает, что личность, войдя в коллектив (группу), тем не менее, оказывается не в состоянии перестроить старую систему ценностей. В этом случае воспитатель (или сам коллектив) ставят перед воспитанником дилемму: либо целиком принять "новую веру, либо окончательно разорвать все связи с коллективом, группой и т.д. (Классический пример стихийного применения "взрыва" описан в развязке сюжета фильма "Семь нянек"). Применение данного метода сопряжено с эмоциональным потрясением. Важно еще раз отметить, что этот метод применяется лишь на той стадии, когда воспитанник уже идентифицирует себя с группой. Иначе "взрыв" не имеет смысла и даже вреден. Проповедь. Данный воспитательный прием - едва ли не старейший, тем не менее, в самой педагогической науке он, по сути дела, не рассматривается. Проповедь - эмоциональное, живое изложение определенной веры или системы ценностей. Проповедь нередко имеет форму публичного "доказательства" "истинности" той или иной ценности. Между тем, подобная форма более органична для другого метода - нравственного убеждения (о нем мы будем говорить ниже). В реальности при восприятии проповеди на слушателя воздействует не логика, а внутренняя убежденность проповедника, его духовная красота, яркость речи, а также чувство единения со всеми другими слушателями. Кроме того, огромную роль играет эстетическая привлекательность жизненных примеров, которые проповедник приводит для иллюстрации защищаемых ценностей. Исходя из этого, можно выделить условия, усиливающие эффективность проповеди: • эмоциональность, наглядность и красота речи; • торжественная обстановка, эстетическое оформление места • большое количество слушателей, сконцентрированных на относительно небольшом пространстве; • нечастое использование. Развенчание прежних ценностей. Применение этого метода часто является большим соблазном для педагога, особенно в тех случаях, когда низвергаемые ценности уязвимы. Обычно эта их уязвимость связана со слабостью идеологии (см. об этом п. 4). Однако следует учитывать, что ценность - это стержень личности; опережающее разрушение наиболее значимых "блоков" ценностной системы (по принципу: "Главное - разрушить, а потом…") чревато полной дезориентацией и деморализацией человека, и эти последствия тем вероятнее, чем более горячо и искренне человек верил в прежних богов. В таком случае развенчание - не столько педагогический прием, сколько акт психологической войны. В известной притче рассказывается, что, когда европейские проповедники разрушили туземных идолов на глазах аборигенов и не были тут же испепелены разгневанными богами, это оказалось настолько убедительным для туземцев, что те дружно начали спиваться вместо того, чтобы пойти в христианский храм. Из этого следует важный вывод: данный метод безопаснее ис-пользовать в отношении отдельных фрагментов ценностной иерархии воспитанников, не являющихся решающими.
Дата добавления: 2014-12-09; просмотров: 266; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |