Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Духовная жизнь России в конце ХХ века

1. Условия развития культуры. Литература.

2. Кинематограф. Музыка.

3. Театр. Изобразительное искусство.

4. СМИ. Традиционные религии.

 

1). Переход к рыночным отношениям поставил деятелей культуры в непривычные условия. С одной стороны, государство впервые сняло все запреты на творчество, но с другой – прекратило финансирование творческой деятельности.

С 30-х гг. в СССР официально признавался только метод социалистического реализма. Однако в конце 80-х гг. социалистический реализм подвергся критике, многие деятели культуры обратились к авангардному искусству (концептуализм, постмодернизм, неоавангардизм). Вместе с тем в 90-е гг. признание в России и за рубежом получили произведения литературы и искусства, созданные в традиционном реалистическом ключе.

Открытие Запада не ограничилось знакомством с лучшими сторонами его культуры. В страну из-за рубежа хлынул поток низкопробных поделок, внесших свой вклад в падение нравов и рост преступности.

 

Писателям старшего поколения в новых условиях пришлось трудно. Многие из них переживали глубокий творческий кризис.Характерной особенностью стало обращение к публицистике: она давала возможность критически осмыслить начавшиеся в 90-е гг. общественные преобразования. Таковы сборник статей известного писателя-диссидента В. Максимова «Самоистребление», публицистические статьи А. Солженицына, Л. Бородина, В. Белова, стихи-размышления С. Викулова «Мой народ» и др.

Литература 90-х гг. отразила растерянность, непонимание, ностальгию людей, порожденные распадом единого государства (повесть Ф. Искандера «Пшада» и др.). В ней нашлось место новым «героям» — «новым русским», безработным, беженцам, бездомным. Печаль по уходящей жизни, по идеалу патриархальной России стали звучать в творчестве В. Распутина. Он стал одним из родоначальников нового литературного направления - постдеревенской прозы. Его произведения «В одном сибирском городе», «Россия молодая» и другие посвящены городу, городской интеллигенции.

Итогом многолетней духовной эволюции Л. Леонова стал его последний роман «Пирамида» (1994). Писатель говорит в этом произведении о противоречиях прогресса, своем отношении к православию и церкви.

В романе «Прокляты и убиты» писатель-фронтовик В. Астафьев подводит итоги своим раздумьям. В романе показаны трагедия войны, одиночество «маленького человека», его ожесточение и страдания.

В. Аксенов в романе «Новый сладостный стиль» обращает внимание читателей на свое видение внешнего облика и внутреннего состояния современного человека.

Другие представления, жанры, художественные приемы отличали литературу, создаваемую новым поколением писателей. Одним из наиболее популярных молодых писателей стал В. Пелевин, создатель романа «Чапаев и пустота» и других, отмеченных фантастичностью сюжетов и иронично-гротескным отношением ко всему советскому. Свежим взглядом на окружающий мир и необычным сочетанием современной тематики с намеренно традиционным жанром сказания отличалось творчество Ю. Буйды («Люди на Острове», «Дон Домино»). Три поколения российской интеллигенции XX в. представлены в повести А. Дмитриева «Закрытая книга», продолжающей традиции русской реалистической литературы.

 

2). Российскому кинематографу конец XX века не принёс значимых творческих открытий. С международными тенденциями его роднило лишь засилье криминальной тематики.

Творческое затишье отечественного кинематографа было обусловлено глубоким финансовым кризисом. Резко сократилось производство российских кинолент. Тем более яркими, хотя и неоднозначными, были режиссерские открытия нового российского кинопоколения: П. Лунгина («Такси-блюз»), А. Балабанова («Про уродов и людей») и др.

В 90-е гг. были созданы ленты, вызвавшие большой общественный интерес: «Утомленные солнцем» и «Сибирский цирюльник» Н. Михалкова, «Кавказский пленник» С. Бодрова-старшего, «Страна глухих» В. Тодоровского, «Мусульманин» А. Хотиненко и др.

В конце 90-х гг. возродился Международный московский кинофестиваль. Ежегодно проводился Всероссийский кинофестиваль «Кинотавр» в Сочи.

 

Противоречия общественного развития оказали влияние и на музыкальную жизнь России. Так, в начале 90-х гг. начался отъезд за рубеж крупных деятелей отечественного музыкального искусства. С середины 90-х гг. многие из них, не теряя творческих контактов с зарубежными театрами и оркестрами, возглавили ведущие российские творческие коллективы (В. Федосеев, В. Темирканов, В. Спиваков и др.). Международную известность и популярность приобрели Российский национальный оркестр, созданный выдающимся пианистом М. Плетневым, петербургский Мариинский театр, возглавляемый В. Гергиевым.

Произошло серьезное обновление репертуара крупнейших оперных и балетных театров страны. Расширился репертуар ведущих российских оркестров. Они познакомили слушателей с произведениями А. Шнитке, С. Губайдуллиной, В. Артемова, Э. Денисова и других композиторов.

Заметными явлениями культурной жизни были концерты классической музыки на больших открытых площадках (первый в России концерт такого рода состоялся на Красной площади в 1992г.). В. Гергиев в 1999г. организовал концерт Оркестра Мира на Красной площади, занесенный в Книгу рекордов Гиннесса. На нём около двухсот крупнейших музыкантов мира выступили с программой шедевров классической музыки.

Признание и известность получили оперные певцы Д. Хворостовский и О. Бородина, артисты балета У. Лопаткина, А. Лиепа и Н. Цискаридзе.

90-е гг. отмечены формированием молодежной музыкальной культуры. Музыкальные коммерческие радиостанции ликвидировали дефицит музыкальной информации.

В 90-е гг. в стране произошел бум танцевальной музыки. В 1999г. был поставлен мюзикл «METRO», ставший заметным событием в музыкальной жизни Москвы.

90-е гг. были переломными для отечественной рок-музыки. Популярный в советское время социальный рок («ДДТ», «Аквариум», «Кино» и др.) уступил место направлениям, отражающим чувства, переживания, настроения молодежи — любовь, одиночество, страх, мечты, надежды и разочарования: бритпоп («Мумий тролль», Земфира, «Сплин», «Би-2» и др.), панк и гранж («Король и Шут», «Тараканы», «Пилот» и др.).

 

3). Много нового произошло в 90-е гг. в жизни российского театра. Ушли в прошлое характерные для советской эпохи порядки: необходимость утверждать репертуарные планы и исполнителей, эзопов язык, приучивший и зрителей, и артистов искать скрытый смысл, двойное дно в каждой фразе и реплике. На первое место вышли художественные проблемы: режиссерские решения, яркость образов, способы их воплощения.

Актеры получили возможность самостоятельно осуществлять театральные постановки. Известные молодые исполнители (А. Соколов, О. Меньшиков, С. Проханов и др.) выступили в качестве режиссеров. Получили признание публики возникшие во второй половине 80-х гг. театры-студии, камерные драматические театры («Театр Луны», «Табакерка», «Театр-студия на Юго-Западе» и др.).

Режиссеры стали смелее трактовать классические сюжеты. Государственной премией России был отмечен спектакль московского театра «На Покровке» «Женитьба» по пьесе Н. В. Гоголя.

Широкое распространение получили коммерческие постановки, сезонные спектакли с популярными артистами, спектакли-антрепризы.

 

В российской живописи 90-х гг. развивались самые различные направления. Присущие советской эпохе картины социальной проблематики уступили место как абстракционистским, так и реалистическим живописным полотнам, пейзажам и натюрмортам. Возродилась утраченная в годы революции практика заказной живописи.

Портретное искусство было связано с творчеством как известных мастеров (А. Шилов и др.), так и молодых талантливых художников (Никас Сафронов и др.).

Героями произведений стали исторические персонажи, прежде критически оценивавшиеся в исторической литературе (серия картин и памятников, посвященных Николаю II и царской семье, П. А. Столыпину, генералам белой армии).

Получило развитие монументальное искусство. Президент Российской академии художеств 3. Церетели стал автором Мемориального комплекса на Поклонной горе и памятника Петру I в Москве.

Возродились традиции российского меценатства. На Родину вернулись художественные ценности, утраченные в годы революции и Великой Отечественной войны, в том числе фрагменты Янтарной комнаты из Екатерининского дворца в Царском Селе под Петербургом.Серия художественных выставок ведущих музеев России была организована в США, крупнейших европейских странах.

 

4). Радикальные перемены произошли в 90-е г.г. в средствах массовой информации. Появились сотни новых газет и журналов.

Отечественные радиостанции, вещавшие до 90-х гг. лишь в УКВ-диапазоне, вышли на международные стандарты диапазона FM. Появились первые коммерческие радиостанции.

Были открыты первые частные телеканалы (RENTV, НТВ и др.). Практически во всех городах страны сформировалась система кабельного телевидения. Было создано Общественное российское телевидение, учредителем которого впервые выступило не только государство, но и частные лица, и коммерческие структуры. Большое значение приобрела деятельность телеканала «Культура», знакомящего зрителей с лучшими достижениями отечественной и мировой культуры.

Реальностьюстало в России развитие современных средств массовой коммуникации. Интернетом в конце 90-х гг. пользовались уже около 4 млн. человек.

Кризис коммунистической идеологии на рубеже 80 — 90-х гг. вызвал рост религиозных настроений в российском обществе. К середине 90-х гг., по данным опросов, до 34% взрослого населения страны считали себя верующими, а ещё 35% колебались между верой и неверием.

Началось возрождение традиционных для России религий — православия, ислама, буддизма, иудаизма. По всей стране развернулось восстановление и строительство храмов, мечетей, синагог. В Москве всего за 5 лет был восстановлен храм Христа Спасителя. Он стал символом духовного возрождения России. Большим спросом пользовалась религиозная литература, издававшаяся большими тиражами. Возобновились массовые паломничества православных христиан и иудеев в Иерусалим, мусульман в Мекку.

Приобщение миллионов людей к религиозным ценностям происходило сложно. В Россию активно проникали опасные для психики и здоровья людей тоталитарные секты и течения.

Таким образом, развитие отечественной культуры в 90-е гг. было противоречивым. Положительные перемены сочетались с трудностями и проблемами.


 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Внешняя политика России 1991-2000гг | Политическое развитие РФ в начале XXI века

Дата добавления: 2014-12-09; просмотров: 695; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.004 сек.