Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Путешествия в эпоху античности (Древняя Греция и Древний Рим)

С 12 в. до н.э. можно говорить о зарождении цивилизации Древней Греции. Не нуждается в комментариях история странствий легендарного Одиссея, описанная в поэме Гомера. Наибольшего подъема в Древней Греции достигают путешествия в 5-4 вв. до н.э. В это время греками были основаны крупнейшие античные города и на нашем полуострове. Калос-Лимен, Керкинитида, Херсонес, Феодосия, Пантикапей, Мирмекий, Нимфей и пр.

Основными мотивами путешествий в эту эпоху были экономические (торговля), познание, развлечение, образование, лечение, политические (союзы стран) и военные (захватнические).

Торговые мотивы. Древние греки свободно плавали по Эгейскому морю до берегов Малой Азии и обратно, хотя эти путешествия не были лишены опасностей и приключений. Одним из примеров путешествия с экономическими целями явилось путешествие греческого купца Пифея. Обострение конкурентной борьбы между греческими полисами, с одной стороны, и Финикией и Карфагеном, с другой, за доминирование в торговле в бассейне Западного

Средиземноморья, которое вело к локальным военным конфликтам, и вынудило Пифея отправиться на самостоятельные поиски новых западноевропейских рынков. Финикийцы не пропускали чужих купцов за Гибралтарский пролив, движение через который контролировалось специальными гарнизонами, расположенными в Гадисе (Кадисе) и Тингисе (Танжере) по обеим сторонам пролива. Финикийцы были монополистами на такие товары, как олово, янтарь, ряд разновидностей дорогих мехов, которые они поставляли в страны Средиземноморья с Британских островов и стран Северной Европы. В 325 г. (по другим данным в 320 г.) до н.э. Пифей отплыл на одном корабле из своего родного города Массалии (ныне Марсель) в Средиземном море. Проплыв через Гибралтар и, обогнув Пиренейский полуостров, он вышел в Бискайский залив. Затем плыл вдоль побережья страны кельтов и достиг пролива Ла-Манш. Там он пристал к острову Альбион, что в переводе означает «Белый», названный так из-за частых туманов. На этом острове Пифей узнал от жителей, что к северу от них лежит земля «Туле» (в переводе с местного наречия - «край», «предел»). Пифей обогнул с запада Британский остров, и через Северный пролив вышел в Атлантический океан. Он попытался достичь земли «Туле» (ныне остров Исландия). Проплыв Оркнейские и Шетландские острова и, достигнув Фарерских островов, он пошел дальше, до 61° северной широты. Но дальнейшему плаванию Пифея препятствовали непроницаемые туманы, которые образуются от попадания северных льдов в полосу теплого Гольфстрима. Пифей вынужден был повернуть на юг к берегам Скандинавского полуострова. Пифей поплыл на восток и прибыл к устью Рейна, где жили остионы, а дальше – германцы. Оттуда приплыл к устью Эльбы и вернулся в Массалию. Северное путешествие и достижения Пифея бесспорны. Он обогнул Британские острова, доказав, что Британия – остров. Никто из древних греков и даже римлян не заходил так далеко на север.

Образовательный и познавательный туризм. Описываемый нами античный период являлся периодом расцвета философии, искусства, математики, астрономии, космологии и других наук. Центрами притяжения были малоазийские города Милет, Эфесс и Колофон, а также Афины. Сюда стекалась молодежь для получения новых знаний и образования.

Кроме посещения греческих городов, с целью получения знаний путешествовали в различные страны и почти все известные древнегреческие ученые-философы. Исторические источники свидетельствуют о том, что уже в 6 в. до н.э. древние греки совершали поездки в Египет. Так, мудрец и философ Фалес Милетский более 20 лет учился в Египте. Побывал в долине Нила с целью получения новых знаний и древнегреческий философ и математик Пифагор. Философ Платон, совершив дальнее путешествие, по возвращению домой основал знаменитую Афинскую философскую школу.

Но не только знания привлекали греческих мудрецов, философов и поэтов во все концы света. Сюда их привлекали также история, культура, необычная природа и грандиозные древние памятники архитектуры, часть из которых представляла собой прославленные достопримечательности античной культуры – Семь чудес света (или Семь чудес света Древнего Мира).

Первый список чудес света появился в Древней Греции приблизительно в III веке до н.э. Поначалу чудес света было только три — Пирамида Хеопса, Висячие сады Семирамиды и Храм Артемиды. Потом были добавлены остальные. В некоторых источниках автором окончательного списка считается Филон Византийский (Филон Александрийский). До наших дней полностью сохранилась лишь Пирамида Хеопса, частично сохранились Храм Артемиды в Эфесе и Мавзолей в Галикарнасе.

В настоящее время в число семи чудес света древнего мира включены:

* Пирамида Хеопса, в Гизе (Египет)

* Висячие сады Семирамиды (Вавилон, Месопотамия, 110 км южнее Багдада)

* Храм Артемиды в Эфесе (Турция)

* Статуя Зевса в Олимпии (Греция) из золота и слоновой кости, сделана Фидием.

* Александрийский маяк (Египет)

* Колосс Родосский (о.Родос, Греция)

* Мавзолей в Галикарнасе (Турция)

При посещении архитектурных достопримечательностей путешественники нередко оставляли на их стенах короткие записи – «граффити», что в переводе с итальянского означает «нацарапанные». Так, только у гробниц фараонов в Фивах египтолог Ж. Байе обнаружил более 2 тысяч подобных надписей, относящихся ко временам Древней Греции и Древнего Рима.

Одним из первых ученых-путешественников был Геродот, который по выражению Цицерона является «отцом истории». Геродот родился в Галикарнасе на побережье Малой Азии. В молодом возрасте из-за политических неурядиц он покинул родной город и жил на острове Самос. Разочаровавшись в политике, Геродот начал интересоваться историей своего народа и, прежде всего мифологией. Многие исследователи считают, что именно желание побывать в тех местах, где Геракл совершал свои подвиги, побудило Геродота к совершению путешествий. Будучи выходцем из состоятельной семьи, Геродот не испытывал нужды в деньгах. Он объехал всю Грецию и Малую Азию, затем отплыл в финикийский город Тир. Геродот совершил три путешествия. Более всего Геродота привлекал Восток и его богатое культурное наследие. Геродот путешествовал по Ливии, посетил Вавилон, но особенно его поразил Египет, где он пробыл три месяца. В Египте он просил переводить ему надписи, расспрашивая жрецов об истории этого государства. Интересовался не только жизнью фараонов, но посещал и мастерские бальзамировщиков. Он шагами измерял длину периметра основания пирамид, производя конкретные математические расчеты. Вернувшись в Грецию, Геродот делился со своими соотечественниками полученными знаниями. Это было его первое путешествие. Второе путешествие Геродота проходило через Малую Азию, откуда он прибыл на корабле в Северное Причерноморье, через Геллеспонт (пролив Дарданеллы) до милетской колонии Ольвия (Николаевская область, п.Парутин) в устье Днепро-Бугского лимана. Там он встретился с кочевыми племенами скифов, наблюдал за их обычаями, обрядами, изучал их общественный строй. Геродоту принадлежит первое дошедшее до нас описание Скифии и населяющих ее народов, а также Таврики (Крыма). Свое третье путешествие Геродот посвятил изучению Балканского полуострова. Он объездил Пелопоннес, острова Эгейского моря (Делос, Фарос, Закинф и другие), затем путешествовал по Южной Италии и северу Балканского полуострова. Геродот путешествовал в течение 10 лет (с 455 по 445 гг. до н.э.), и все свои наблюдения изложил в 9 книгах «Истории», каждая из которых называлась по имени одной из муз. В своем знаменитом труде Геродот описал не только историю многих народов, но и этнографические приметы, т.е. описание черт лица, цвета кожи, типа одежды, быта, обрядов, народных примет, общего уклада жизни и формы гостеприимства. До нас дошли лишь отрывки его сочинений, но главное в том, что Геродоту принадлежит слава первого греческого туриста, так как в отличие от своих предшественников, он странствовал не ради достижения каких-то иных целей, а ради самого путешествия, т.е. ради удовольствия, удовлетворения собственной любознательности и любопытства.

Спортивный туризм. Грецию с полным правом можно считать родиной спортивного туризма. В период расцвета греческих городов-государств формировались центры, регулярно посещаемые путешественниками, как, например, город Олимпия, который являлся местом проведения Игр, получивших впоследствии название Олимпийских. История Олимпийских игр восходит к 776 г. до н.э. Олимпийские игры проходили раз в четыре года и начинались с первого новолуния после летнего солнцестояния. О начале Олимпийских игр греков извещали специальные послы – феоры, которые рассылались по всем греческим полисам, достигая самых отдаленных, расположенных в Северной Африке и на побережьях Черного и Азовского морей. Феоры на время Игр провозглашали священный мир. Все отправляющиеся в Олимпию признавались гостями Зевса. Среди них существовали и почетные гости, которыми признавались депутаты городов и феоры. Как правило, их размещали и кормили за счет принимающей стороны. Участники Олимпийских игр прибывали заранее, поэтому для них предусматривалось определенное обслуживание: сооружались места для тренировок, предоставлялись бытовые услуги (питание, отправление культовых обрядов, бани). Для размещения участников игр и болельщиков строились специальные жилые сооружения. Из-за обязательности длительных тренировок, содержания лошадей и др., участниками игр могли быть только зажиточные греки. Стадион вмещал до сорока тысяч человек, но туда допускались только мужчины. Победители соревнований – олимпионики награждались венком из веток оливкового дерева и пользовались в Греции почетом и уважением, а иногда даже обожествлялись. В родных городах им обычно ставили статую и предоставлялись важные экономические и политические привилегии. Олимпиада продолжалась 5 дней.

Элементы развлекательного и познавательного туризма на олимпиадах.По случаю Олимпиады всегда устраивалась большая ярмарка. Туристы осматривали древние храмы, слушали гида, рассказывающего различные легенды. Большой популярностью пользовался зал Эхо, стены которого семь раз повторяли произнесенные слова. На Олимпиаде можно было встретить великих людей Греции. Например, Фемистокла, обессмертившего свое имя во время греко-персидских войн. А философы: Анаксагор, Сократ, Диоген и другие – собирали вокруг себя толпы народа, проповедуя свои идеи. Выступали тут и известные ораторы: Демосфен, Горгий, Лисий. Можно было послушать поэтов: Пиндара, Симонида. Часто рапсоды исполняли отрывки из поэм Гомера, Гесиода, Эмпедокла. Главы из своей «Истории» зачитывал здесь Геродот. Художники устраивали вернисажи под открытым небом.

Кроме того, в 5-4 вв. до н.э. почти во всех греческих городах действовали театры или, как их называли, «места для зрелищ». Так, Афинский театр вмещал 17 тыс. зрителей.

Лечебный туризм и паломничество зародились в Древней Греции. Здесь славились курорты в городах Эпидавр и Кос, где находились самые известные святилища Асклепия (Эскулапа - бога медицины у др.греков). Именно здесь Гиппократом была основана в 5-4 вв. до н.э. известная школа врачевания. Большими познаниями в медицине обладали жрецы храма Асклепия куда стекалось большое количество страждущих. Например, в V – IV вв. до н.э. насчитывалось не менее 60 храмов Асклепия. Перед главным алтарем храмов почти всегда толпился народ, чтобы посмотреть на жертвоприношения или понаблюдать за процессией жрецов. Паломники, жаждущие выздоровления, прежде чем быть допущенными в храм к божеству, подвергались некоторым предварительным церемониям. Это был пост, омовения, банные процедуры, кроме того, были и церемонии, носившие чисто религиозный характер. После этих приготовлений страждущего допускали на ночь в храм. Это называлось инкубацией. Утром жрецы слушали рассказ о том, что больной видел и слышал ночью в храме, соответственно этому и применялось лечение, якобы назначенное богом.

В то время лечебным курортом считался Египет, куда с целью лечения отправлялись древние греки уже с 6 в. до н.э. В Египте лечили туберкулез.

С появлением христианства новый импульс получает паломнический туризм. Особенно часто посещался знаменитый храм Аполлона (покровитель и защитник жилищ, городов и стад) в Дельфах, где пифия, «выбранная богом», занималась предсказаниями.

Захватнические мотивы. Рассматривая путешествия эпохи эллинизма, нельзя не отметить военные походы Александра Македонского, длившиеся в течение 10 лет. Можно говорить о трех относительно крупных географических достижениях, связанных с именем Александра Македонского и его соратников – это ознакомление с Приаральем, исследование Персидского залива и Красного моря. В античном мире эти походы считались неслыханным, почти легендарным подвигом. Слава о блестящих военных победах великого Александра нашла отражение в народных преданиях всего средневековья. В 330 г. до н.э. войска Александра Македонского, разгромив Персидское царство, дошли до Южного Афганистана. Затем, через современный Кандагар и Газни, они отравились в Кабул, а оттуда, пройдя перевал Хавак (3 548 м) в горной системе Гиндукуша, прибыли в Северный Афганистан. После этого македонский царь совершил свой поход к Сырдарье и достиг современного Худженда (до 1991 года – г. Ленинабад). Затем войско повернуло на юг и вторглось в Пенджаб, где из-за недовольства воинов, жары и болезней Александр был вынужден отправиться в обратный путь, во время которого его настигла смерть. Не вдаваясь в военные подробности этого похода, можно смело сказать, что завершился он для греков, а затем и для римлян, открытием пути в Индию. Благодаря этому походу греки и македонцы познакомились с малоизвестными, а то и совсем неизвестными до этого, народами, их культурой, бытом, традициями. Лично Александр Македонский был заинтересован в изучении Азии. В окружении Александра были не только воины, но и выдающиеся ученые, деятели искусства. Они в своих произведениях подробно описывали все ими увиденное, услышанное и изученное во время этого похода. Этим походом также было положено начало музееведению. Александр после победы над персами послал своему учителю Аристотелю 30 талантов золота. На эти деньги Аристотель основал природный или естественно-научный музей. Аристотель просил своего царственного ученика присылать ему образцы неизвестных растений и шкуры или чучела необычных животных, что и исполнялось по велению Александра.

Новые горизонты открылись и в области мореходства. По приказу Александра Македонского, один из его командующих флотом по имени Неарх, что по-гречески означает «начальник корабля» предпринял плавание из верховий реки Инд, где находилась армия Александра Македонского. На 33 двухпалубных галерах экспедиция Неарха поплыла вниз по Инду и через четыре месяца достигла Индийского океана. Затем плавание продолжилось до Персидского залива. Неарх проплыв Аравийское море, достиг Суэцкого перешейка. Во время плавания Неарха не только составлялась карта побережья, но и велось изучение природных явлений, в частности муссонных ветров, расширялись знания по ботанике и зоологии. Неарх знакомился со многими племенами и народами, узнавал их обычаи и законы.

Система гостеприимства.Еще в 1 тыс. до н.э. важным элементом социальной и религиозной жизни древних греков были таверны. Хотя в тавернах существовали помещения для размещения путешественников, в большей мере они были предназначены для предоставления услуг питания (некачественная еда, разбавленное вино и пр.). Однако развитие торговли и связанные с ней длительные путешествия требовали организации не только питания, но и ночлега. Древние греки были достаточно гостеприимными. В богатых домах можно было получить бесплатный ночлег, для чего существовали особые комнаты для гостей. Еще в 1 тыс до н.э. здесь начинается развитие гостиниц. В курортных местах строились жилища для сдачи внаем приезжающим. Сложнее приходилось путнику, если ему приходилось заночевать в дороге, не доехав до города, так как придорожных постоялых дворов было очень мало. В греческих городах-полисах существовали частные заезжие дворы - катагогии, но их содержание не считалось достойным делом. Поэтому большинство гостиниц были государственными. Эти гостиницы, называемые пандокеи, строились в местах проведения спортивных игр, на курортах. В них путнику предлагали только ночлег; провизию – продукты питания же ему приходилось возить с собой.

Благодаря путешествиям развивается картография. Древнегреческие ученые создают первые в Европе географические карты. Их создание приписывают философу Анаксимандру – ученику легендарного Фалеса. Милетские ученые ориентировали свои карты по сторонам света, использовали названия частей света. Границу между Европой и Азией большинство ученых Древней Греции проводило по Танаису (современному Дону).

Среди греческих историков и географов, путешествовавших и оставивших об этом свои труды нужно выделить Страбона (64 – 23 гг. до н.э.), которого можно назвать первым специалистом-страноведом. Выходец из города Каппадокии (Амасия), расположенного в Малой Азии, он уже в 20 лет совершил свой первый вояж – в Рим. Страбон путешествовал всю свою жизнь. Он объехал Малую Азию, побывал в горах Тавра (Крыма) и у подножия Кавказских гор, посетил Кикладские острова и обошел Балканский полуостров, основательно изучил все памятные места на Апеннинском полуострове, а также Египет. После завершения путешествий Страбон написал главный труд своей жизни – «География» – в 17 книгах. Этот труд представляет собой итог географических знаний античности. Он большей частью сохранился и является важным историческим памятником.

В результате, древнегреческая культура обогатила человечество знаниями об окружающем мире, возведя путешествия в ранг массового явления. Таким образом, в Древней Греции были развиты путешествия с экономическими целями (торговля), захватническими целями; лечебный, спортивный, познавательный, развлекательный и паломнический туризм. Появились такие элементы гостеприимства как постоялые дворы и гостиницы. Однако говорить о начальных этапах индустрии туризма можно только с эпохи Древнего Рима.

Наивысшего расцвета Римская империя достигла в I – II вв. нашей эры. Размеры Римской империи и проблемы управления ею явились причиной создания густой сети дорог. Прекрасные дороги Древнего Рима благоприятствовали путешествиям и торговле. Вообще, с античных времен возникают дороги, названные по виду основного товара, который перевозился по ним «Великий шелковый путь», «Дорога пряностей» (пересекала с юга на север весь Аравийский по-ов, 2.в.до н.э.). В отличие от Римской империи, отсутствие удобных дорог в Древней Греции было препятствием к сухопутным путешествиям. Строительство дорог в Древнем Риме начинается в 312 г. во времена правления императора Константина. Римляне развивали дорожную систему, в основном, исходя из военных потребностей. Римские дороги строились по всем правилам инженерного искусства. Для каждой дороги предварительно составляли план, затем рыли траншею, которую заполняли камнями. Для стока воды вдоль дорожного полотна прорывали специальные водосточные канавы. Во всех населенных пунктах вдоль дорог строились тротуары шириной 4-5 м. Вдоль дорог устанавливались дорожные столбы – гермы, на которых указывали год установки, имя правящего императора и расстояние до ближайшего города. О мастерстве строителей говорит тот факт, что римские дороги практически во всех европейских странах стали основой для современных автомобильных и железнодорожных путей. Для дорог выбирались наиболее короткие расстояния, несмотря на различные препятствия, которые при этом преодолевались. Для преодоления водных преград строились мосты, виадуки и тоннели. Эти сооружения кое-где не только сохранились до наших дней, но даже до сих пор используются, как, например, мост через реку Алькантара в Испании. Примером мастерства римских дорожных строителей может служить туннель под горой в Италии (между Путеолами и Неаполем - пещера Позилиппо). Некоторые подобия дорог в виде гатей прокладывались в низинах и болотистых местах. Протяженность только государственных дорог 1 категории составляла около 90 тысяч км. Сеть римских дорог покрывала Пиренейский, Апеннинский и Балканский полуострова, Малую Азию, Ближний Восток, Британию и Францию, Африканское побережье Средиземного моря. В центре этой сети дорог находился Рим. Отсюда пошла поговорка в античном мире «Все дороги ведут в Рим». Важным фактором развития путешествий был высокий уровень безопасности дорог. В Древнем Риме хотя и существовали разбойники, очень эффективно действовало криминальное законодательство и активно велась борьба с разбойничеством.

Система гостеприимства.Еще в 1 в. до н.э. на всех главных дорогах Римской империи возникли государственные постоялые дворы. Они располагались на расстоянии одного дня езды на лошади, то есть примерно через каждые 25 миль (1,65 км). Сначала ими пользовались лишь правительственные чиновники и гонцы по специальным разрешениям. Это обстоятельство повлияло на качество этих постоялых дворов, строившихся по правилам архитектурного искусства и предлагавших широкий на тот момент времени спектр услуг. Об этих постоялых дворах известный итальянский путешественник М.Поло сказал, что на них и «королю остановиться не стыдно». Позже постоялые дворы предоставили свои услуги всем желающим путешественникам. Однако эти постоялые дворы не были комфортабельными и предлагали минимальные условия для ночлега и отдыха. За определенную плату здесь давались проводники, средства передвижения, охрана в пути, жилье и питание. Например, путешественники часто спали здесь просто на соломе, а в холодное время года могли рассчитывать только на теплый бок своего коня.

В Древнем Риме была создана сеть государственных гостиниц для того, чтобы окупить строительство дорог. Эти гостиницы строились через каждые 15 миль. Римские гостиницы представляли собой комплексы, состоящие из каменных жилых помещений, конюшен, колодцев и лавок с провизией. Там же путешественникам предоставлялись перекладные лошади. Исходя из гражданского статуса путешественников, существовали два типа гостиниц. Гостиницы, которые предназначались для патрициев (знатных римлян), назывались мансионес. В мансионесах уже встречались элементы туристского сервиса и обслуживания (прачечные, комнаты для отдыха и развлечений, таверны и прочее). Для плебеев (простолюдинов) были гостиницы похуже, в основном частные, которые назывались стабулярии. Это были обычные постоялые дворы, где можно было поесть и отдохнуть без удобств, накормить или поменять лошадей, починить повозку и т.п.

В Древнем Риме уже существовали карты и путеводители.В путеводителях не просто указывался тот или иной маршрут, но и описывались достопримечательности, встречающиеся в пути, отмечались гостиницы и давались цены. Известен подобный путеводитель для паломников, совершавших путешествие из Бордо в Иерусалим, относящийся к IV в. н.э. А карты были настолько обычным явлением, что их как сувенирные рисунки изображали на разных предметах, например, кубках, чашах. На одном из таких кубков был изображен маршрут из Кадикса в Рим с отмеченными постоялыми дворами и расстояниями между ними. В I в. до н.э. появляются и туристские бюро, которые снабжали желающих путеводителями и справочниками.

Лечебный туризм. Особое место в жизни древних римлян занимал лечебный туризм, который зародился еще в Древней Греции. Поэтому медициной у римлян довольно долгое время занимались, в основном, греки. Им стали составлять конкуренцию египетские врачи начиная со времен Цезаря. Большими познаниями в медицине обладали жрецы храма Асклепия (Эскулапа), куда как и в Древней Греции, стекалось большое количество страждущих.

Морские и целебные ванны предоставлялись в термах. Самыми большими в Риме были термы Каракалы, построенные в 3 в. н.э. Эти термы, кроме традиционных составляющих, еще имели залы для спортивных занятий, банкетные залы и комнаты для обедов. Таким образом, публичные термы Рима выполняли функции спортивных, развлекательных и культурных центров. Большой популярностью у римлян также пользовались естественные паровые серные бани, которые устраивали прямо в пещерах.

Еще больше, чем греки, римляне ценили целебные минеральные источники. Самым известным курортом в I в. до н.э. стал город Байи и его источники, где находились виллы Юлия Цезаря и Нерона. Среди римлян были популярны курорты Санкт-Мориц (один из самых старых курортов Европы и Швейцарии), Цивитас Аврелия Аквензис (Германия, современный Баден-Баден), Искья (Неаполит.залив), Аквинкум (Будапешт) и др.

Паломнический туризм. Паломничество было распространено еще в Древней Греции. В Древнем Риме еще не существовало крупных культовых сооружений, там христианство только зарождалось, а в качестве богов выступали трансформированные боги Древней Греции. И все же, путешествия к святым местам набирали силу. Так, например, апостол Павел много путешествовал во время своей миссионерской деятельности. Он побывал в Малой Азии, Греции, Сирии и Палестине.

Развлекательный туризм – театры или «места для зрелищ» --гладиаторские бои. Римский Колизей вмещал 50 тысяч зрителей.

Образовательный туризм. Также были распространены путешествия римлян в Грецию для получения углубленного образования, так как там находились ведущие философские и риторические школы.

В Древнем Риме осуществлялись и морские путешествия, которые проводились с весны до середины осени. Плавания были в основном неспешными. От Меотийского болота, как римляне называли Азовское море, до Александрии Египетской доходили за две недели. Большое значение для развития торговли имело плавание купца Гиппала в 14–37 гг. н.э., который установил закономерность движения муссонов в Индийском океане, совершил плавание от мыса Фартак к дельте Инда. Гиппал написал книгу «Плавание вокруг Эритрейского моря», где был описан берег Африки от мыса Гвардафуй до острова Занзибар, а также южное побережье Аравии и большая часть западного побережья Индии.

Римские историки и географы Перу римского офицера Арриана, жившего во II в. н.э., принадлежит «Описание путешествия по Понту Эвксинскому» (Черному морю), в котором автор дал характеристику странам и народам, живущим по его берегам. Путешественниками в Древнем Риме также были императоры (Траян, Адриан, Марк Аврелий) и полководцы. В эпоху Древнего Рима даже появляется философия туризма: Луций Анней Сенека (4 – 65 гг. н.э.) в «Письмах к Луцилию» обосновывает идею о том, что для туризма необходимо «выбирать места здоровые не только для тела, но и для нравов». Среди римских историков и географов, путешествовавших и оставивших об этом свои сочинения, надо отметить, поистине, энциклопедический труд Полибия (200 – 120 гг. до н.э.) - «Всемирную историю». Энциклопедическими знаниями о путешествиях обладал Клавдий Птолемей (90 – 168 гг. н.э., грек, ученый римской эпохи). В своем фундаментальном сочинении «География» он систематизировал труды предшественников и подвел итоги их открытий.

Таким образом, в античное время к таким мотивам путешествий древнего мира, как торговля и завоевание новых земель, прибавились образование, оздоровление, паломничество, познание мира и развлечения. Уже в 1 в. до н.э. в Древнем Риме и Древней Греции появились элементы организованного обслуживания путешественников (проживание, питание, транспорт), ставшие впоследствии основой современного туристского обслуживания.

 

 

Тема 3. Развитие путешествий в период Средневековья.

Путешествия народов Центральной Европы. Начало средневековья (5-15 вв.н.э.) ознаменовалось «великим переселением народов». В раннее средневековье регулярное дорожное сообщение в Европе существовало благодаря римским дорогам. С IV в. их начинают восстанавливать, и они приобретают «вторую жизнь». В Центральной Европе первая дорога государственного значения была построена между Майнцем и Кобленцем и имела ширину 6 м. Всю Центральную Европу пересекала грунтовая дорога – «Виндобонская стрела» – из Прибалтики до Виндобоны (Вены), по которой доставляли янтарь. Лучшие дороги в Византийской империи были на Балканах. Они шли вдоль горных хребтов от Дуная до Черного моря и далее до Константинополя.

Основными мотивами или видами путешествий в средние века были: торговые (экономические), религиозные (паломничество, миссионерство, странствия), познавательные, завоевательные (в том числе крестовые походы), развлекательные (на ярмарки, праздники, карнавалы), образовательные и оздоровительные (лечебные). Несмотря на различные мотивы путешествий, все они расширяли кругозор человека, учили адаптироваться к разным условиям, которые изменялись во время путешествия, закаляли человека физически и духовно. Характер путешествий в средние века был, в основном, стихийным. Путешествия осуществлялись, главным образом, по индивидуально спланированному маршруту. Недостатком почти всех путешествий было то, что в них большой опасности подвергалась жизнь и здоровье путешественника. В Средние века человеческая жизнь стоила очень мало.

Торговые мотивы. Традиционно, в средние века с торговыми целями на Ближний Восток проникали купцы. Наиболее известным из них был александрийский купец Косма. В VI в. он побывал в Эфиопии, Индии и Западной Азии, за что получил прозвище Индокоплов, т.е. «плаватель в Индию». После возвращения он написал сочинение «Христианская топография Вселенной».

Религиозные мотивы. Некоторые путешествия имели организованный характер, например, паломничество. Широкое распространение в средние века получило паломничество. Это слово происходит от латинского Palma – пальма. У христиан паломничество началось с 4 в.н.э. и паломниками в Древней Руси называли путешественников из Палестины, откуда они обычно привозили пальмовую ветвь. Странствия пилигримов (странствующих монахов) в Палестину начались уже в III – IV вв. Дело в том, что при императоре Константине были построены храмы в Иерусалиме, в частности Храм «Гроба Господня». По мере распространения христианства, в Европе все больше появлялось желающих посетить Палестину. В IV в. паломничество в Святую Землю сделалось настолько массовым явлением, что среди самих паломников оно часто стало восприниматься просто как «зарубежный туризм». Уже в V в. для паломников, следовавших из Галлии, был составлен маршрут, или дорожник, который служил им путеводителем от берегов Роны и Дордоны до реки Иордан. Но в VII в. при халифе Омаре случилось событие, которое для христиан считается самым большим бедствием со времен рождения Христа. Священный город Иерусалим был захвачен мусульманами. Однако даже и в этих условиях паломничество к святым местам продолжалось. Наиболее благоприятные условия для паломничества сложились во времена правления халифа из династии Абассидов – Гаруна аль-Рашида (786 – 809). Между ним и императором Карлом Великим (768 – 814) установились полные взаимного уважения отношения. Он послал Карлу Великому ключи от храма Гроба Господня. В это время в Иерусалиме по указу Карла Великого был построен специальный странноприимный дом для паломников, в комплекс которого входило 12 домов и отелей, библиотека, виноградники и сад, располагавшиеся в Иосафатовой долине.

Иерусалим – центр трех религий (христианства, ислама и иудаизма). Святыни христиан – храм Рождества Христова в Вифлееме (6 в.н.э.) и храм Гроба Господня в Иерусалиме (4 в.до н.э.). Святыни мусульман – мечети Омара и Аль-Акса в Иерусалиме. Центр паломничества мусульман – Мекка (Кааба – черный камень – его надо 7 раз обойти и коснуться рукой) и Медина (гробница пророка Мухаммеда). Святыня иудеев – Стена Плача (5 в. н.э.) на месте разрушенного храма Соломона.

Обычно странноприимные дома устраивались при монастырях и рыцарских орденах. Карл Великий в 8 в. разрешил обустроить дома для отдыха паломников. Здесь бедные путешественники и пилигримы могли получить бесплатно хлеб и ночлег. Один из таких домов в аббатстве Ронсевальского ущелья предлагал пилигримам бесплатный хлеб, услуги цирюльника (парикмахера) и обувщика, фрукты и орехи из своих погребов, два госпиталя для безнадежно больных и даже место захоронения. Часто пилигримам и бродягам жилось при монастырях лучше, чем некоторым дворянам у себя дома, поскольку монастырские традиции отличались честностью, порядком, определенными требованиями к качеству еды и санитарии. Начиная с IX в., паломничество стало налагаться в виде публичной кары и средства к искуплению вины. А в XI в. католическая церковь заменила паломничеством церковное покаяние. Со временем объектами поклонения паломников становятся гробницы епископов. Посещение этих мест было выгодно властям, так как с паломников брали плату за перемещение по территории страны и посещение самих святых мест. Паломников даже снабжали сопроводительными записками, имевшими значение путеводителей и рекомендательных писем.

В IX–XI вв. центрами паломничества в Европе были Рим (могила св.Петра) и другие территории с захоронениями христианских святых (юг Италии, Испания, о.Сицилия). В XI в. особенно славился своим приемом паломников, следующих из Бургундии в Италию, монастырь на горе Ценисе. В этом же веке в Испании для паломников создаются приюты – альбергерии и оспиталии, где можно было не только отдохнуть, но и получить медицинскую помощь и обменять деньги.

Для приема паломников и других странников устраивались гостиницы–хосписы (hospes). Особую сервисную службу для паломников оказывал рыцарский Орден госпитальеров (иоаннитов). Он берет свое начало от госпиталя, расположенного в Иерусалиме при монастыре Девы Марии, где еще задолго до арабских завоеваний принимали и лечили пилигримов, пришедших в Святую Землю. Задачей братства была помощь паломникам и купцам, а также их защита от разбоя неверных, что вызвало боевой дух рыцарей этого Ордена. Постепенно госпитальерами была создана целая сеть гостиниц по всему Ближнему Востоку. Рыцари называли паломников хозяевами, а себя – их слугами. Часто они помогали паломникам деньгами. Но постепенно на первое место в деятельности Ордена стали выдвигаться военные или политические цели, и помощь паломникам оказывала лишь часть рыцарей Ордена. В 1259 г. папа римский даже специальным указом утверждает три вида членов Ордена: рыцари, священники и братья-госпитальеры.

Паломничество породило еще один вид путешествий – странствия с миссионерскими целями. Одним из первых миссионеров, распространявших христианство еще в IV в. в европейских странах, был Мартин Турский. Начав проповедническую деятельность в районах северо-западной Галлии, затем он отправился в Британию. Там его деятельность была настолько успешна, что многие бритты, став христианами, в свою очередь занялись миссионерской деятельностью. Они распространили христианство в Ирландии и далее, вплоть до Исландии.

Наряду с купцами, паломниками и миссионерами, путешествия совершали пилигримы (странствующие монахи), которые переходили из одного монастыря в другой. Их принимали везде и вместо платы за проживание просили, чтобы они молились за хозяев. Пилигримов было столь много, что во второй половине VIII в. в Византии специально для них были созданы первые путеводители - (итинерарии) на греческом языке. Самый ранний из них назывался «Повесть Епифания Агиополита о Сирии и Св. Граде». Следует отметить, что путеводители составлялись не только для паломников, но и для всех остальных путешественников.

Образовательные мотивы путешествий. В средние века в Европе возникают университеты. Первым университетом можно считать Болонский, основанный в конце XI в. в Италии. В XII в. были основаны Оксфордский университет в Англии, Саламанский в Испании и Неаполитанский в Италии. В 1200 г. возникает Парижский университет, который учредительной грамотой Филиппа II оформляется как «Сорбонна». Последний получил название по имени духовника Людовика 9 Святого – Роберта де Сорбона, который основал сначала богословскую школу, на базе которой и возник университет. Кембриджский университет в Англии (13 в.). В 13 в. Париж называли «городом науки», «Новыми Афинами». Практически во всех странах Европы официальным языком был латинский, на нем же преподавали в университетах. Это упрощало общение между студентами и преподавателями из разных стран. Студенты часто переходили из одного университета в другой с целью прослушать курс лекций еще одного известного ученого или богослова. Из разных городов в крупнейшие университеты Европы направлялись настоящие и будущие студенты, что способствовало развитию путешествий с образовательными целями (прообраз образовательный туризм). К концу 15 в., когда в Европе насчитывалось 75 университетов, такого рода путешествия стали распространенным явлением.

Развлекательные мотивы путешествий - ярмарки, праздники, карнавалы. Каждый университет, ремесленный цех и пр. социальные слои имели свои праздники, некоторые из которых превращались в пышные многолюдные шоу, привлекающие внимание не только земляков, но и иностранцев. К числу таких популярных зрелищ относились и рыцарские турниры, которые появились в 9-10 вв. Они представляли собой ритуализированные поединки рыцарей, которые со временем все больше превращались в театрализованные представления, на которые собирались люди из разных городов и регионов для участия и наблюдения за происходящим.

Оздоровительные (лечебные) мотивы путешествий. В раннем Средневековье сохранялись традиции путешествий с оздоровительными целями. Представители привилегированных классов осуществляли путешествия к целебным источникам и местам с уникальным климатом с целью оздоровления и отдыха. Известными курортами того времени были Пломбьер-ле-Бен (Франция) и Ахен (ФРГ). С середины 14 в. стали функционировать курорты Карлсбад (современные Карловы Вары, Чехия) и Бадон (современный Баден-Баден, ФРГ).

Система гостеприимства.С 14-15 вв. по всей Европе начали создаваться постоялые дворы и таверны. Сеть первых сложилась к концу 15 в. Постоялые дворы имели не только яркие вывески, но и гербы, изображения которых устанавливались на высоких столбах. Существовавшие в Европе постоялые дворы не отличались хоро­шим сервисом и комфортом и оставались еще довольно примитивными из-за низкого санитарного уровня, отсутствия элементарных удобств и т.д. Их состояние оставляло желать лучшего. Интерьеры гостиниц были просты: столы, скамейки (иногда стулья), полки для посуды. Для отопления помещений использовались камины. Типичные дорожные отели имели на первом этаже таверну и конюшню, служебные и хозяйственные помещения, а на верхних этажах – комнаты для гостей, окна которых выходили во внутренний двор, где проводились театральные представления. Приюты на горных дорогах обязывали их смотрителей во время снегопада или тумана звонить в колокол и даже выступать в роли проводников. Однако существование этих заведений на дорогах не только было следствием увеличения количества путешествующих, но, в свою очередь, способствовало дальнейшему увеличению числа путешественников, так как уменьшало риск погибнуть или заболеть во время путешествия.

Наиболее известным заведением и старейшей европейской гостиницей, где путешественники могли получить ночлег и еду, можно считать «Хоспис-де-Бон» в Бургундии, которая известна также под названием «Отель Дье» или «Дом Бога». Этот приют для бедняков был основан Николя Роленом,канцлером каз­начейства Бургундии, в 1443 г. и долгое время функционировал как благотворительная больница. Современники считали Николя Ролена самым жестоким сборщиком налогов в истории Бургундии. По этому поводу король Людовик XI отметил на счет благотворительности Ролена: есть определенная справедливость, что именно Ролен открыл дом для бедняков, поскольку они обеднели по его вине. «Хоспис-де-Бон» не изменил своего назначения и в наше время. Поддерживать заведение помогают виноградники, полученные в наследство от бургундских землевладельцев за его многовековую историю.

Доминирующее положение в области путешествий и открытий эпохи Средневековья принадлежит арабским путешественникам.

Арабские путешественники и мотивы их путешествий: торговые, познавательные и завоевательные.Чтобы иметь политическое господство и контролировать торговлю в средиземноморском регионе, арабам было необходимо одержать череду побед над сильными морскими державами. В результате побед, в VII в. н.э. арабы, проживавшие на Аравийском полуострове, завоевали огромную территорию. На востоке – Иранское нагорье и Туркестан, к северу от Аравии – Месопотамию, Армянское нагорье и часть Кавказа, на северо-западе – Сирию и Палестину, на западе – всю Северную Африку. В 711 г. арабы переправились через Гибралтар и завоевали почти весь Пиренейский полуостров. Таким образом, к VIII в. арабы владели западным, восточным и южным побережьем Средиземного моря, всем побережьем Красного моря и Персидского залива, а также северным побережьем Аравийского моря. Они владели и важнейшими сухопутными дорогами, связывающими Европу с Азией и Китаем. Продвижение арабов на запад останавливало убеждение в том, что Аллах запрещает плавать по Атлантическому океану, то есть в западном направлении. Это объясняет тот факт, что арабы, прекрасно освоившие Индийский океан, почти ничего не знали об Атлантическом океане, на берегах которого они жили на протяжении нескольких столетий.

Одним из первых арабских путешественников был купец из Басры Сулейман. В 851 г. он совершил путешествие из Персидского залива через Индийский океан в Китай. По пути он посетил Цейлон, Суматру, Никобарские и Андаманские острова. Во время путешествия Сулейман вел записи. В начале X в. персидский писатель Ибн-Даст путешествовал по Передней Азии и Восточной Европе. Результаты своих странствий он изложил в историко-географической энциклопедии «Книга драгоценных сокровищ». В ней он упоминает о славянах, описывает их быт, нравы, обычаи. Известным путешественником в X в. был хорезмский ученый-энциклопедист и поэт Абу-Рейхан Бируни (973 – 1048), мусульманин по вероисповеданию. Во время своих вынужденных странствий он изучил Иранское нагорье и часть Центральной Азии. Не по своей воле ему пришлось сопровождать завоевателя Хорезма афганского султана Махмуда Газневи во время похода на Пенджаб. Бируни собрал материалы по индийской культуре и положил их в основу своего большого труда об Индии. Бируни также написал книги: «История Индии», «Минералогия», «Памятники минувших поколений». В своей книге «Ключ к астрономии» Бируни критиковал мнение о неподвижности Земли и высказал предположение о гелиоцентрическом строении мира. Он указал на постепенное возникновение различных слоев земной поверхности. Выдающимся арабским ученым был Идриси (1100 – 1166). Он посетил Малую Азию, Англию, Францию, Испанию, а образование получил в Кордове. Идриси был приглашен сицилийским королем Рожером II в Палермо для составления географических карт. В течение 15 лет Идриси занимался обработкой доставляемых ему сведений. Итогом работы стали два больших сочинения. Первое – «Развлечения истомленного в странствии по областям», больше известное как «Книга Рожера», снабжено 70 картами. Второе – «Сад приязни и развлечение души» – было снабжено 73 картами. Самым выдающимся арабским путешественником XIV в. был странствующий купец Ибн Баттута (1304 – 1377). В 1325 г. он отправился из своего родного города Танжера в Александрию. Затем он поднялся вверх по Нилу до первого порога, посетил Сирию, Палестину, Западную Аравию и Ирак. Затем посетил Мекку и пошел берегом на юг Йемена, а оттуда морем до Мозамбикского полива. На обратном пути Ибн Баттута через Занзибар морем добрался до Ормуза, побывал на Бахрейнских островах и в Южном Иране, а затем вернулся в Египет. Из Египта через Сирию и Малую Азию он прошел до города Синопа на Черном море, переплыл к южному берегу Крыма, а оттуда направился в столицу Золотой Орды Сарай-Берке, расположенную в низовьях Волги, на верхней Ахтубе. Ибн-Баттута сопровождал татарское посольство в Константинополь. Из Константинополя Ибн Баттута через Прикаспийскую низменность и пустынное плато Устюг дошел до города Ургенч, а оттуда в Бухару. Он посетил Самарканд, затем повернул на юг, пересек Амударью, преодолел Гиндукуш и вышел в долину среднего Инда. Там он через Пенджаб дошел к Дели. В 1349 г. он вернулся в Танжер. Закончив свои странствия, Ибн Баттута продиктовал описания своих путешествий. За 25 лет путешествий он прошел по суше и по морю около 120 тыс. км. Книга «Путешествия Ибн Баттуты» переведена на многие европейские языки. Она содержит большой исторический, географический и этнографический материал.

Вообще, путешествия в арабском мире были таким распространенным явлением, что известный арабский врач Авиценна (Абу Синан), живший на рубеже 10-11 вв., в своем «Медицинском каноне» поместил специальный раздел, который был посвящен режиму путешествующих. В этом трактате давались рекомендации по режиму питания, профилактике здоровья, оказанию помощи путешествующим в разных климатических зонах, а также советы для путешествующих морем.

Система гостеприимства.Еще с древних времен азиаты путешествовали на верблюдах, собираясь в большие караваны. В Азии путники останавливались в караван-сараях, первые свидетельства о которых относятся еще к 3 тыс. до н.э., к временам Древней Ассирии. Здесь можно было укрыться от песчаных бурь и нападений разбойников. Постепенно караван-сараи превратились в своеобразные гостиничные комплексы, включавшие загон для верблюдов и помещения для ночлега людей, окруженные крепостной стеной. Здесь путешественникам предоставляли ночлег, еду и проводников. В Индии и Китае существовали сети дорог с местами для ночлега и приема пищи. Функцию документов зачастую выполняли устные или письменные рекомендации от лиц, побывавших ранее в этих местах или от тех, кто посетил родину путешествующего человека.

Таким образом, арабские ученые-путешественники IX – XIV вв. внесли большой вклад в историю освоения и открытия новых земель, значительно расширили представления античных авторов об окружающем мире, познакомив Западную Европу с Азиатским материком, что способствовало сближению азиатской и европейской цивилизаций. Известно, что христианские мореплаватели даже в 15 в. получали от арабов много ценных знаний (карты, лоции, технические приспособления), которые способствовали открытиям европейцев в эпоху великих географических открытий. Кроме понятий зенит и надир, европейцы усвоили около 210 арабских названий звезд; до наших дней арабские термины используются европейцами в морской науке. Но арабские завоевания имели и негативный оттенок для Европы: с возникновением Арабского халифата для европейцев были закрыты пути на рынки восточных и европейских стран, полностью исключалось сухопутное сообщение с Индией. Кризис в европейской торговле помогли преодолеть путешествия и походы норманнов, из-за чего в IX в. произошел сдвиг торговых путей на север Европы.

Путешествия и открытия норманнов. Самыми отважными мореплавателями среди европейцев в этот период были норманны (викинги). Термин «викинг» происходит от скандинавского (шведского) глагола «викья» - что означает «поворачивать, отклоняться». Викинг – человек, который уплыл из дома, покинул родину, то есть морской воин, пират, ушедший в поход за добычей. Норманнские мореплаватели были известны под различными именами: фризы, жившие на территории современных Бельгии и Голландии; кельты, англосаксы, франки, жившие на территории современных Ирландии, Англии и Франции; викинги, скандинавы, остманы, нордлейды, жившие на территории современных Финляндии, Норвегии и Швеции; даны, аксаматы, гейды, исторлинги, жившие на территории современной Дании, на севере Германии, а также на побережье Балтийского моря. Норманны, т.е. северные люди, было общим названием для этих народов. В Византии их называли варангами, на Руси – варягами.

Субцивилизация норманнов существовала с середины VIII до начала XII вв. Основными занятиями норманнов были скотоводство и рыболовство. Корабли норманнов были построены из дубового и елового дерева. Их корабли отличались от тех, которые плавали по Средиземному морю. Они были с высокими бортами и заостренным дном. Это были суда типа «река – море», длиною не более 30 метров, а в ширину 4,5 метра. На них норманны доходили до Константинополя. Остродонные (килевые) корабли норманнов произвели настоящую революцию в кораблестроении. Впоследствии такие суда были введены на всем побережье Европы. Навигационных приборов норманны не знали. В открытом море они ориентировались по солнцу, звездам, морским теплым и холодным течениям, морской глубине, косякам тех или иных видов рыб, полету птиц. Мотивы путешествий норманнов: захватнические и торговля.

Для Европы норманны были настоящим бедствием. Норманнов привлекали богатые торговые города Европы. В то время у европейцев не было регулярных армий, поэтому они оказались практически бессильными перед опустошительными набегами викингов. Норманны совершали набеги на атлантические берега Пиренейского полуострова, проникали в Средиземное море через Гибралтарский пролив, грабили Южную Европу и доходили до Сицилии.

Однако основная заслуга норманнов состоит в том, что они сумели вывести европейскую торговлю из кризиса, вызванного арабскими завоеваниями и захватом арабами основных межконтинентальных торговых путей. Норманны пускались за моря, чтобы в земледельческих странах Европы обменять меха, рыбу, кожу, мед и жир на хлеб и другие сельскохозяйственные продукты. Из Азии они доставляли в Европу шелка, пряности, вина и ювелирные изделия. Двигаясь на восток, норманны пересекали Балтийское море, заходили в Рижский и Финский заливы, и по рекам Восточной Европы достигали Черного моря, а оттуда проникали в Византию. (Из Балтийского моря – р.Нева, Ладожское озеро, р.Волхов, оз.Ильмень, р.Ловать, волоком до р.Зап.Двина, далее волоком до р.Днепр и в Черное море) – путь «из варяг в греки». В северном направлении норманны огибали Скандинавский полуостров и доходили до Белого моря.

При этом, заслугами норманнов были и важные географические открытия. Так, в западном направлении они первыми пересекли Атлантический океан и колонизировали Исландию. Согласно легенде, Исландия была открыта в 860 г. норвежцем Наддодом, чей корабль, плывя к Фарерским (Овечьим) островам, сбился с курса и пристал к незнакомым берегам. Вскоре здесь появляются переселенцы из Скандинавии, которые посчитали, что климат южных районов Исландии очень схож с климатом их родины, что позволило им заниматься хорошо известными видами хозяйственной деятельности. Колонисты не теряли связи со Скандинавией и также торговали с другими народами континентальной Европы и населением Британских островов. В 900 г. шторм стал причиной открытия Гренландии. Корабль, возглавляемый Гуннбьёрноми направляющийся из Норвегии в Исландию, был отброшен далеко на запад, к незнакомым берегам. Мореплаватель не стал исследовать неизвестный берег и возвратился в Норвегию. Позже Эрик Рыжий нашел эту страну и в течение трех лет исследовал ее побережья. Для того чтобы привлечь переселенцев, он даже назвал эти не очень приветливые земли Зеленой Землей (Гренландией). В 986 г. первая партия переселенцев на 25 кораблях отправилась из Исландии на новые земли. Но лишь 14 кораблей сумели добраться до Гренландии, остальные или затонули во время шторма, или повернули обратно в Исландию. Потомки викингов были вытеснены из Гренландии спустя почти 400 лет коренными жителями этого острова – эскимосами. Норманнские мореплаватели еще в IX в. достигали берегов Северной Америки. Известно так же, что когда норманны плыли к Гренландии, они ориентировались в пути по движению косяков рыбы – трески и сельди. В 985 г. один из кораблей, руководимый Бьярни, плывший из Исландии в Гренландию, был отнесен бурей к незнакомым берегам, но моряки сумели все же приплыть обратно в Гренландию, где рассказали о новой чудесной земле, покрытой густыми лесами. В 1000 г. Лейф(в) Эйриксон (Счастливый) достиг берегов Северной Америки. На этот раз открытие новых земель не было случайным. Лейф отправился всего на одном корабле с командой из 35 человек. Они сделали остановки на полуострове Лабрадор, которому дали имя Маркланд – «Лесная страна», и в районе острова Ньюфаундленд или Новой Англии, назвав эту землю Винланд – «Земля винограда». В Винланде норвежцы зазимовали. После возвращения в Гренландию было решено колонизировать эти земли. Группа переселенцев, возглавляемая братом Лейфа Эйриксона, прибыла в Винланд и даже поселилась в тех домах, которые викинги себе построили для зимовки. Но дружественные отношения с аборигенами у переселенцев не сложились. Викинги бежали. И хотя были предприняты еще пять экспедиций в Винланд, они также окончились неудачей из-за столкновений с индейцами.

Норманны укрепились на северных и восточных берегах Британии и на востоке Ирландии. На территории нынешней Франции они укрепились в низовьях Сены, по-ове Котантен. Эта территория и до сегодняшнего дня носит название Нормандия. Также они захватили близлежащие к Франции острова Джерси и Гернси – их теперь называют Нормандскими.

Несмотря на грабительский характер некоторых путешествий норманнов, их открытия и усовершенствования в морском деле оказали положительное влияние на подготовку и проведение путешествий последующих мореплавателей.Они вывели европейскую торговлю из кризиса и открыли Исландию, Гренландию и берега Северной Америки.

В конце 11 века, несмотря на развитую систему приютов и гостиниц, совершать паломничество к святым местам на Ближнем Востоке становилось все труднее. Паломники попадали в Иерусалим через Ефраимские ворота, при входе с них брали подать. Перед воротами часто скапливались многотысячные толпы странников в ожидании богатого паломника, который смог бы уплатить за них пошлину. Измученные голодом и нищетой странники вынуждены были месяцами ждать своего часа. Был случаи, когда люди умирали у ворот Иерусалима. Но даже те, кто заплатил налог, не чувствовали себя в безопасности. В городе царила атмосфера вражды и неприязни к христианам. Участились случаи нападения на паломников, идущих к святым местам. В Европе забили тревогу. При массовом стечении народа зачитывались письма известных паломников о положении христиан и паломников из европейских стран на Ближнем Востоке. В 1095 г. папа Урбан II перед тысячной толпой верующих города Клермона произнес проповедь, призывавшую к священной войне против неверных. Так началась эпоха крестовых походов.

Крестовые походы – завоевательные мотивы путешествий. Официально провозглашаемыми целями крестовых походов было освобождение Святой Земли от неверных – мусульман – и завладение общехристианскими святынями, отданными на «поругание» исламу. Сам термин «крестовые походы» в то время не употреблялся. Он возник в конце XVII в., когда придворным историком Людовика XIV Луи Мэмбуром был написан научный труд, посвященный этой эпохе. Он назывался «История крестовых походов». Каждому, кто желал отправиться в дорогу и постоять за своих братьев по вере, священник выдавал полотно с изображение креста, а одежда окроплялась святой водой. На время отсутствия крестоносцев их имущество и семьи должны были находиться под охраной церкви. Крестоносцы на время походов освобождались от каких-либо долговых обязательств, а также от податей и налогов. Крепостные, пожелавшие принять участие в походе, освобождались от власти своих феодалов. Кроме того, церковь обещала отпущение грехов всем, кто примет крест. За 200 лет было совершено 8 крестовых походов.

По окончанию крестовых походов стало ясно, что вопрос об отвоевании Святой Земли у неверных уже и не стоит. Походы не только не улучшили положение, но принесли новые потери. В 1289 г. крестоносцы сдали город Триполи, а в 1291 г. оставили свой последний оплот в Сирии и на всем Ближнем Востоке – город Акру. За рыцарями-крестоносцами на Востоке сохранились лишь острова Крит, Родос и ряд других островов Средиземного моря. На этом была поставлена точка в почти трехсотлетней эпохе крестовых походов. Несмотря на это, в историческом и социальном планекрестовые походы имели и позитивные результаты.

1) Европейцы впервые большими массами поднялись со своих мест, что дало им возможность познакомиться с неизвестными им странами и народами. Они частично усвоили их нравы и обычаи, частично передали им свои.

2) Благодаря этим походам Европа смогла познакомиться с достижениями науки и культуры арабского мира. Европейские ученые значительно обогатили свои познания в области астрономии, географии, математики, химии, так как арабские философы перевели на арабский язык и сохранили многие произведения античных авторов, в частности Аристотеля. В европейской литературе стали появляться новые сюжеты, заимствованные из произведений восточных авторов.

3) Разнообразнее стала пища. Европейцы стали культивировать неизвестные им до этого рис, абрикосы, лимоны, гречиху, арбузы, фисташки, употреблять сахар, получаемый из сахарного тростника. До этого в Европе единственным сладким продуктом был мед.

4) Европейцы переняли от арабов ряд нововведений, привезли с Востока ряд новых товаров. В XII в. в Европе начали сооружать ветряные мельницы. Крестоносцы их увидели в Сирии. С конца XII в. стали разводить почтовых голубей, которых давно уже использовали арабы. Восточного происхождения были некоторые ткани, например атлас, что в переводе с арабского означает «красивый».

5) Крестовые походы дали значительный толчок сухопутным путешествиям.

Дальнейшее развитие путешествий было связано с монгольскими завоеваниями. В начале XIII в. монголо-татары создали огромную империю от Дуная до Тихого океана. В результате монгольских завоеваний были созданы пути через восточную Европу в Среднюю Азию и Китай. В европейских кругах считали, что с монголами можно не только торговать, но и использовать их в качестве союзников в борьбе с мусульманами во время крестовых походов. В 1245 г. по поручению папы Иннокентия IV для установления дипломатических отношений с монгольскими ханами отправился итальянский монах-францисканец Джиованни дель Плано Карпини. Он выехал из Лиона, где находилась резиденция папы. Затем проследовал через чешские и польские земли и прибыл в Киев. Там он приобрел меха и другие ценные подарки для монгольского хана. Из Киева Карпини дошел до города Данилова, и, переехав в Канев на Днепре, оказался во владениях монголов. В своей знаменитой книге «История монгалов» Карпини рассказывает об обычаях, нравах, традициях этого народа, дает описание их внешности и даже черт характера. Спустя шесть лет после возвращения Карпини, к монголам отправился францисканский монах Гильом де Рубрук. Оставленный Рубруком труд – «Путешествие в восточные страны» дал европейцам много ценных сведений о жизни монголов. В 1911 г. книга была переведена на русский язык. В ней описаны Астрахань, Кавказ, города Малой Азии. Обследовав побережье Каспийского моря, Рубрук определил, что это не океанский залив, как полагали Геродот и Страбон, а озеро. Рубрук также обозначил на карте Центрально-Азиатское нагорье. И все же самым знаменитым путешественником Средневековья считается венецианский купец Марко Поло (13 в.).

Таким образом, благодаря путешественникам и исследователям Средневековья было исследовано громадное пространство от Норвегии до Китая; изучены берега Атлантического океана, Средиземного и Красного морей, Индийского океана и Китайского моря. Путешественники проникали во внутренние области разных стран – от Египта до Эфиопии, от Малой Азии до Кавказа, от Индии и Китая до Монголии. Корабли хорошо ориентировались в режиме ветров, появились навигационные приборы, что позволяло уже уверенно пускаться в далекие плавания и создавало перспективу для новых открытий.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Путешествия народов древнего мира (Междуречье или Месопотамия, Древний Египет, Финикия, Древний Китай, Древняя Индия) | Тема 4. Эпоха Великих географических открытий

Дата добавления: 2014-12-09; просмотров: 1603; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.01 сек.