Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Для демократических политических режимов характерны следующие основные сущностные черты

1. Принцип народного суверенитета.

2. Установление и соблюдение прав и свобод граждан.

3. Выборность основных органов власти и должностных лиц, их подотчетность избирателям.

4. Подконтрольность и ответственность государственных органов, формируемых путем назначения, перед выборными учреждениями.

5. Верховенство закона.

6. Равенство всех граждан перед законом.

7. Реализация принципа разделения властей.

8. Политический плюрализм.

9. Приоритет прав человека над правами государства.

10. Ограничение власти большинства над меньшинством и др.

Р.Даль, один из наиболее влиятельных политологов в области теории демократии, называет целый ряд преимуществ экономического порядка или же способствующих экономическому развитию:

- высокий уровень образования,

- лучшая защита имущественных прав граждан и в целом высокий авторитет закона,

- неукоснительное соблюдение договорных обязательств, активность обмена информацией и др. В то же время исследователь не пытается проигнорировать тот факт, что плата за рыночную экономику довольно высока: «... она порождает имущественное неравенство, которое способно привести к тому, что перспективы установления полного политического равенства всех граждан демократической страны отдаляется».

Резюмируя сказанное, выведем несколько обобщающих параметров, которые характерны для демократических политических режимов и их формирования.

1) Процесс зарождения и становления демократии не обязательно должен быть единообразным, строиться по определенно­му, жестко очерченному стандарту. Как свидетельствует полити­ческая практика, демократия обязательно окрашена культурны­ми различиями, причем некоторые из них - весьма глубокие. Из­вестный английский востоковед Дж.Сигал, обобщив итоги своих многолетних изысканий, констатирует: «Демократия в том виде, как ее понимают в Западной Европе и в Америке, не обязательно применима в остальных странах мира».

2) Процесс демократизации зачастую начинается с толчка извне. В частности, Д.Растоу считает, что влияние из-за рубежа присутствует практически во всех случаях. «Демократические идеи заразительны - так было и во времена Ж.-Ж.Руссо, и во вре­мена Дж.Ф.Кеннеди».

3) Демократия на первых этапах своего становления не всегда способствует материальному процветанию. Массовому сознанию присуща иллюзия, связывая демократию со свободным рынком, проводить прямые аналогии с материальным изобилием «старых демократий» Запада. В действительности же демократия (по крайней мере, в краткосрочном плане) часто сопровождается введением жестких экономических регуляторов. Примером тому слу­жит опыт стран Восточной Европы, постсоветских государств, Испании после трансформации режима Франко и мн.др.

4) Демократия автоматически, с высокой степенью оперативности и эффективности не решает весь комплекс социальных про­блем, стоящих перед обществом. В этой связи С.Хантингтон от­мечал: «...демократия не обязательно решает проблемы неравен­ства, коррупции, неэффективности и некомпетентного принятия решений. Но она обеспечивает институциональные условия, позволяющие гарантировать свободу ин­дивида, защищать его от массовых нарушений прав человека и попрания его человеческого достоинства».

5) Демократия редко удается с первого раза. Об этом свидетельствует мировой опыт в целом, а в последние десятилетия - опыт восточноевропейских стран, латиноамериканских, африкан­ских, азиатских государств. Но неудача демократических экспериментов, как это повсеместно наблюдается сегодня, вовсе не означает полный крах при их возобновлении в перспективе. Пер­вая попытка оставляет после себя в большей степени не разоча­рования и страх, а скорее воспоминания и надежды, которые обра­зуют солидный фундамент для второй попытки.

6) Демократия обладает способностью к саморазвитию и самосовершенствованию. Недемократические же режимы, напротив, бесперспективны. Свидетельство тому - крах тоталитарных и авторитарных политических режимов в Советском Союзе, Вос­точной Европе, Азии. Демократические режимы при всех их воз­можных недостатках обеспечивают людям именно те свободы, которые они больше всего ценят и прежде всего - свободу выбора.

Следует особо отметить множественность трактовок демократии, начиная с античной («власть народа») и до продуктивных изысканий авторитетных исследователей ХХ в. – шумпетеровская, плюралистическая, партисипаторная, плебисцитарная, элитарная и др. теории демократии.

Демократические режимы можно разделить на три большие группы:

- президентские,

- парламентские,

- смешанные (другие формулировки: полупрезидентские, полупарламентские).

К антидемократическим режимам политологи относят авторитарные и тоталитарные. Первым такое разграничение использовал испанский политолог Х.Линдс.

Термин «тоталитаризм» впервые использовал лидер и идеолог итальянского фашизма Беннито Муссолини в 20-х гг. ХХ в. Впоследствии данный термин стал широко использоваться в политической теории и практике.

Тоталитаризм представляет собой такой политический режим, который характеризуется абсолютным контролем государства над всеми сферами общественной жизни, полным подчинением человека и общества политической власти, диктатом идеологии, отсутствием прав и свобод личности.

Основные исторические разновидности тоталитаризма:

1. Итальянский фашизм, возникший в Италии в 1922 г. (Б.Муссолини),

2. Советский (коммунистический) тоталитаризм, сформировавшийся в Советском Союзе на основе идеологии марксизма-ленинизма (И.Сталин).

3. Германский национал-социализм, существовавший в Германии с 1933 по 1945 гг. (А.Гитлер).

Каждая национально-государственная модель тоталитаризма имеет множество специфических характеристик.

Авторитетные исследователи проблем тоталитаризма (Х.Арендт, Зб.Бжезинский, Р.Арон, К.Фридрихм, М.Джилас и др.) выделяют следующие развер­нутые характеристики советской модели тоталитаризма.

В политической сфере:

1) ликвидация институтов публичной власти - недифференцированность функций аппарата и выборных органов, самозамыка­ние аппарата, его обособленность от электората;

2) узаконенное de facto (фактически), а впоследствии de jure (юридически) «научное руководство» партии страной (народом, обществом) независимо от степени социальных связей, самовластность, произвольность действий аппаратчиков и функционеров, вмешивающихся по своим прихо­тям в любые стороны общественной, а зачастую и личной жизни;

3) вождизм (история советского строя - история культов личностей и культов без личностей);

4) безответственность и неподотчетность номенклатуры;

5) кастовость - жесткая стратификация общества, иерархизация его слоев по степени их приближенности к власти;

6) бюрократизация - монополизация и узурпация функций управления обществом узким слоем «кабинетчиков», их самообеспечение и самообогащение вопреки социальным нуждам; протек­ционизм, коррупция, дезинформация граждан относительно истин­ного положения в обществе;

7) дедемократизация - последовательное и всестороннее отчуждение трудящихся от сознательного социального творчества; свертывание институтов учета и контроля «снизу»; ликвидация си­стемы реальной выборности, сменяемости кадров, подбираемых по принципу личной преданности, угодничества, родства.

В экономической сфере:

1) эгалитаризм, основанный на уравнительности, подавлении инициативы, предприимчивости, на гипертрофии практики вознаграждения работников независимо от количества и качества вло­женного ими труда;

2) отторжение средств производства от производителей (не общественная, а государственная собственность на средства произ­водства), формальный характер труда, нацеленность его не на конечный результат, и на отчетность;

3) огосударствление собственности, унификация форм производства, насаждение взамен конкурентных начал технократических (количественных) ориентации, монополизма производителей;

4) идеологизация и абсурдизация общественного производства - принесение в жертву во имя плана реальных интересов социума (изъятие элитного зерна, сведение племенного скота, регулярный засев пашни при отсутствии ресурсов для ее обработки и т.п.);

5) внетоварный, внеэквивалентный продуктообмен в виде волевого изъятия центром прибавочного (зачастую и части необходимого) продукта с последующим его натуральным перераспре­делением.

В социально-психологической сфере:

1) насаждение атмосферы устрашения, политики "бдительности" относительно "происков" внешних и внутренних врагов;

2) всеобщая регламентация сознания и деятельности, подгонка как отдельной личности, так и масс под «выверенные», утвержденные сверху стереотипы, штампы, модели труда и потребления, культуры и образа жизни;

3) политизация духовности, формирование благоговения, почи­тания всего властно-государственного;

4) манипуляция чувствами и убеждениями людей, деперсонализация личности.

В идеологической сфере:

1) культивация мифов планомерности, регулируемости, управляемости жизни в ходе созидания социалистической действитель­ности;

2) поощрение некритической неортодоксальности и насаждение официальной социалистической догматики;

3) систематическая «промывка мозгов», пропаганда приорите­та классовых интересов и ценностей над общечеловеческими; принятие двоичной системы мира «мы-они»; мессианский взгляд на действительность;

4) внедрение в общественное сознание фантасмагории возмож­ности чудес вследствие «мудрого», «подлинно научного» курса партии («мы рождены, чтоб сказку сделать былью»), доминанты "большого скачка";

5) насаждение примитивно-дремучего коллективизма, идеологии равнозаменимости индивидов («все, как один», «незаменимых людей нет»);

6) внедрение вульгарного псевдосоциалистического варианта массовой культуры.

Вследствие этого - вместо господства нравственных отношений, основанных на свободе личности, плюрализма мнений и под­линной справедливости, сформировался мощный идеологический пресс, основанный на нетерпимости, вытравливании человеческо­го, культа жертвенности, стереотипизации советского образа жиз­ни, диадном мышлении («друзья – враги»).

Не менее ярко и всесторонне в академической литературе разработаны сущностные характеристики другой классической модели тоталитаризма – национал-социалистической (нацистской) в Германии:

1) Ликвидация классовой борьбы. Формирование консенсуса между Трудом и Капиталом. Легитимация частной собственности, предпринимательства, конкуренции, если они «работают» на нацию.

2) Отрицание институтов парламентаризма, режима политичес­кого и идеологического плюрализма, разрушающих уникальный и неповторимый немецкий уклад жизни.

3) Актуализация «германской политической общности», имеющей тройственное членение. Ее составляют, как указывал Карл Шмитт:

а) «движение» (то есть национал-социалистическая рабо­чая партия);

б) «государство» (собственно государственный аппарат);

в) «народ» (то есть немцы, организованные в различные непартийные и негосударственные объединения).

4) Установка на утверждение в Германии фашистской однопартийной политической системы. Превращение фашистской партии в монопольного обладателя публично-властных прерога­тив и в институт, осуществляющий монопольное идеологическое господство. Безраздельный контроль фашистской партии над государством и лишение последнего роли самостоятельного политического фактора.

5) Формулирование тезиса о фашистской партии как единствен­ной носительнице суверенитета нации, государственной идеи.

6) «Унификация» партии и государства, то есть срастание фашистской партии с государством и осуществление партией полновластного руководства им. Партия как своего рода «государство в государстве».

7) Концептуализация «материального правового государства». Материальное - потому что опирается не на право (в смысле легалистском), а на право силы (в смысле физической силы).

8) «Фюрер-принцип» как ядро фашистской идеологии. Вождизм как оптимальная форма организации власти. Фюрер как воплоще­ние судьбы народа. Фюрер как персонификация воли народа, как выражение его расового духа. Вождь и народ едины.

9) «Народная общность» как субстрат государственности. «Народная общность» ("народ") как основополагающая ценность, по­тому что: а) немецкий народ есть общность людей, объединенных одной кровью. Постоянство этой крови обеспечивает вечность нации. Отсюда - высшая национальная цель - сохранение биоло­гической чистоты крови; б) "народная общность" есть органичес­кое целое («закон целого»). Отсюда - ее члены значимы лишь как частицы этого органического целого; в) немецкий народ моноли­тен в политическом, правовом, мировоззренческом, расово-биологическом и всех других смыслах.

10) «Ты - ничто, твой народ – все»" Отрицание свободной автономии личности. Растворение гражданина в безликой унифици­рованной массе "народной общности". Истинный немец, "народ­ный товарищ" как составной элемент, клеточка общности, интег­рированная в тотальность "народной общности".

В фундаментальных исследованиях многих выдающихся ученых XX века феномен германского фашизма, его характеристики и особенности осмыс­лены глубоко и всесторонне. Научные труды К.Фридрихса, ХАрендт, В.Райха, М.Джиласа, Э.Фромма, Зб.Бжезинского и мн.др. призна­ны сегодня классическими.

Систематизируя данный феномен, авторитетные американские политологи К.Фридрихс и Зб.Бжезинский выделили общие основные характеристики тоталитаризма.

1. Однопартийность.

2. Партия образована недемократическим способом по принципу «фюрерства». Вождизм.

3. Единая общеобязательная идеология.

4. Монопольный контроль государства над всеми сферами жизни общества.

5. Террористический полицейский контроль.

Другой разновидностью антидемократических политических режимов является авторитарный режим. Он основывается на принципе централизации власти, при котором власть единоличного правителя или узкой группы (правящая элита) не ограничиваются ни правом, ни представительными органами власти, ни системой разделения властей.

Авторитарный и тоталитарный политические режимы имеют множество сходных черт. Поэтому их довольно часто смешивают. Однако авторитарный политический режим имеет свои ярко выраженные характеристики.

1. Централизация политической власти.

2. Закрытый характер политической элиты.

3. Монополизацию государственной властью политической сферы при относительной свободе в других сферах жизни общества.

4. Приоритет силовых методов над другими в политическом управлении.

5. Отчуждение народа от власти и др.

Авторитарные политические режимы многообразны. Интерес представляет их типология, предложенная Е.Вятром. Он выделяет следующие:

1. Военные режимы,возникающие, как правило, в результате государственного переворота, путча – захвата власти диктатором или военной группировкой (н-р, режим «черных полковников» в Греции, Салазара в Португалии, Пиночета в Чили и др.)

2. Традиционные режимы, получившие распространение в государствах с абсолютной формой монархии (н-р, страны арабского Востока). Их разновидности:

- клановый авторитаризм, основанный на этнических и семейно-родовых отношениях;

- национальный авторитаризм, как правление определенной национальной или этнической группы.

3. Теократические режимы, когда власть сосредотачивается в руках духовенства или религиозного лидера (н-р, режим аятоллы Хомейни в Иране)

4. Персонифицированные режимы как режимы личного правления политического лидера авторитарного типа, опирающегося не на политические институты, а на репрессивно-полицейский аппарат (Иди Амин в Уганде, Садам Хусейн в Ираке и др.)

5. Неоавторитарные режимы, которые характеризуются сосредоточением власти в руках правящей элиты при формально существующей оппозиции. Такие типы режимов, по мнению политологов, характерны для некоторых республик бывшего СССР, а также Мексики.

Большое разнообразие форм авторитаризма в современном мире связано со многими факторами:

- слабое экономическое развитие;

- политическая модернизация;

- трансформация партийных систем и др.

Авторитаризм может возникнуть и как переходный режим при модернизации традиционных государств, а также при либерализации тоталитарных режимов, выступая формой посттоталитарной трансформации общества.

 

Основная литература

Учебная литература:

1.Абдулатипов Р.Г. Этнополитология. Учебник для студентов вузов. – Спб, 2004.

2.Дубко Е. Политическая этика: учеб. для студентов вузов/ Е. Л. Дубко. - М.,2005.

3.Гаджиев К.С. Политология. Учебник. – М., 2005.

4.Категории политической науки. Учебник. – М., 2002.

5.Лейст О. История политических и правовых учений. – М., 2006.

6.Лебедева М.М. Мировая политика: Учебник для вузов. – М., 2004.

7.Мировая политика и международные отношения: учеб. пособие/ под ред. С. А. Ланцова, В. А.Ачкасова. - СПб., 2005.

8.Мухаев Р.Т. Политология: Учеб.для вузов/ Мухаев, Р.Т. - 2-е изд. - М., 2003.

9.Политическая социология: Учебник для вузов /Под ред.Ж.Тощенко. – М., 2002.

10.Политология. Курс лекций. /Под ред.М.Марченко. – М., 2003.

11.Политология: Учебник для вузов /под ред. В.Н. Шевченко, А.П. Зиновьева. – М.: 2003

12.Политология: Учебник /под ред. М.А. Василика. - М.: 2001

13.Пугачев А., Соловьев А. Введение в политологию. 4-е изд. – М., 2004.

14.Романова Н.В. Основы этнополитологии. Учебное пособие. – Алматы, 2001.

15.Смагулов Е.М. Основы политологии. – Астана, 2002.

16.Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для вузов. – М., 2003.

17.Фролова М.А.Введение в политологию: Учебно-метод. пособие - М., 2003.

18.Чанышев А. А.История политических учений. – М., 2005.

19. Хан И.Г. Политология: учебное пособие. – А.: 2000

20.Хейвуд Э. Политология: учебник для студентов вузов. – М., 2005.

21.Цыганков П.А. Международные отношения: учебник. - М., 2004.

 

Справочная литература:

22.Политология. Энциклопедический словарь. – М., 1993.

23. Политология: словарь-справочник /М.А.Василик, М.С.Вершинин и др. – М., 2001.

24. Политическая энциклопедия. В 2-х т. /Ред.Г.Ю.Семигин. – М., 2000.

 

Дополнительная литература:

Электронные ресурсы:

49. Алимова С.Б. Курс лекций по дисциплине «История политических учений» [Электронный ресурс]: специальность 050502 «Политология» //http://www.webirbis.ksu.kz

50. Алимова С.Б. Курс лекций по дисциплине «Политическая культура и идеология» [Электронный ресурс]: специальность 050502 «Политология» //http://www.webirbis.ksu.kz

51. Алимова С.Б. Курс лекций по дисциплине «Кратология» [Электронный ресурс]: специальность 050502 «Политология» //http://www.webirbis.ksu.kz

52. Алимова С.Б. Курс лекций по дисциплине «Политическая транзитология» [Электронный ресурс]: специальность 5В050200 «Политология» //http://www.webirbis.ksu.kz

53. Жумасултанова Г.А. Курс лекций по дисциплине «Политическая мысль Казахстана» [Электронный ресурс]: специальность 050502 «Политология» //http://www.webirbis.ksu.kz

54. Жумасултанова Г.А. Курс лекций по дисциплине «Основы элитологии» [Электронный ресурс]: специальность 050502 «Политология» //http://www.webirbis.ksu.kz

55. Кошербаев Д.Б. Курс лекций по дисциплине «Теория международных отношений» [Электронный ресурс]: специальность 050502 «Политология» //http://www.webirbis.ksu.kz

56. Михаленя С.Н., Аймагамбетов А.К. Курс лекций по дисциплине «Политическая конфликтология» [Электронный ресурс]: специальность 050502 «Политология» //http://www.webirbis.ksu.kz

 

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Политический режим и его типы | Формы правления и государственного устройства

Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 307; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.007 сек.