Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Политическая культура и политическая идеология, национальная идея Республики Казахстан
1. Понятие, структура и функции политической культуры. 2. Типология политической культуры. 3. Понятие политической идеологии, ее сущностные характеристики, типы и функции. 4. Национальная идея Республики Казахстан.
Многое из того, что мы сегодня относим к проблематике политической культуры, содержалось еще в древних политических трактатах и описывалось мыслителями древности (Конфуций, Платон, Аристотель и др.). Однако специальный термин «политическая культура» впервые появился лишь в XVIII в. в трудах немецкого философа-просветителя Иоганна Гердера. Теория же, предполагавшая изучение мира политики через призму этого концепта, сформировалась еще позднее – только в конце 50 – начале 60-х гг. XX столетия в русле западной политологической традиции. Закрепление концепта «политическая культура» в научном обороте политологии связано с разработками американского политолога Габриэля Алмонда. В 1956 г. в работе «Сравнительные политические системы» он использовал и подверг углубленному анализу концепт «политическая культура». В современной политологии сложилось три основных исследовательских подходов в трактовке политической культуры. Так, одна группа исследователей отождествляет политическую культуру со всей совокупностью духовных явлений (Г.Алмонд, С.Верба, Д.Дивайн и др.). Другие ученые видят в политической культуре проявление нормативных требований (С.Байт) или совокупность типичных образцов поведения человека в политике (Дж.Плейно). Иными словами, политическая культура понимается в данном случае как регулятор политического поведения. Еще одна – третья группа ученых понимает политическую культурукак способ, стиль политической деятельности человека,предполагающий воплощение его убеждений, идеалов, принципов и прочих базовых воззрений в практическом поведении(И.Шапиро, П.Шаран, В.Розенбаум). Политическая культура – это система исторически сложившихся, относительно устойчивых ориентаций, ценностей, норм, моделей поведения, которыми определяется деятельность субъектов политического процесса. В самом широком смысле политическая культура является разновидностью, своеобразной сферой общественной культуры, которая непосредственно связана с политикой. Она выражается в достигнутом уровне, качестве и направленности политической жизни общества, доминирующих политических ценностей и образцов поведения и соответственно в характере развития и функционирования политических институтов, процессов, политической деятельности людей. Принципиальное влияние на характер осуществления функций политической культуры оказывает и ее структура, элементы которой по-своему воплощают ценностно-смысловую детерминацию поведения человека в сфере власти. В самом общем виде можно говорить о рациональных и иррациональных компонентах политической культуры. Если рациональные компоненты сохранения идентичности предполагают опору человека на осознание им собственных (и иных) интересов и статусов, соотнесение целей и средств их достижения, то наличие неосознанных компонентов ориентации человека в политическом пространстве основной упор делает на эмоционально-чувственном восприятии мира. В качестве «базовых компонентов политической культуры» в науке, как правило, рассматриваются ориентации на политическую систему и ее составные части. В классической форме вопрос о структурировании ценностных воззрений человека поставил Г.Алмонд, выделив в ценностных ориентациях следующие: - «познавательные» (знания о строении политической системы, ее основных институтах, механизмах организации власти), - «эмоциональные» (чувства людей к тем, кто обеспечивал функционирование властных институтов и олицетворял власть в глазах населения), - «оценочные» (суждения, опирающиеся на ценностные критерии и стандарты оценки политических явлений) аспекты (элементы). Известный американский теоретик В.Розенбаум, в частности, предложил дифференциацию политических ориентации на следующие блоки: - ориентации относительно институтов государственного управления, куда входят ориентации относительно режима (государственных институтов, норм, символов, официальных лиц) и относительно «входов» и «выходов» политической системы (выражающих оценку различных требований к государственной власти, ее решений, эффективности их реализации); - ориентации относительно «других» в политической системе, включающие политическую идентификацию (осознание принадлежности к нациям, государствам, жителям определенных районов и др.), - политическую веру (означающую убежденность человека в позитивных или негативных последствиях действий взаимодействующих с ним людей) и выработку субъективных предпочтений относительно «правил игры» и господствующего правопорядка; - ориентации относительно собственной политической деятельности, включающие оценку своей политической компетентности (при участии в политической жизни, использовании при этом определенных ресурсов), веру в свою способность оказывать реальное воздействие на институты власти. Структурирование политической культуры возможно и с учетом различного значения и роли ценностных ориентации для формирования политической деятельности человека. В этом смысле могут выделяться мировоззренческие, гражданские и собственно политические ценности. Типичным способом структуризации политической культуры является различение ценностных ориентиров и способов политического поведения в зависимости от принадлежности людей к социальным, национальным, демографическим, территориальным, конфессиональным, ролевым (элита и электорат) и другим общественным группам. Тем самым политическая культура предстает как совокупность субкультурных образований, характеризующих наличие у их носителей существенных (и несущественных) различий в отношении к власти и государству, правящим партиям, в способах политического участия и т.д. В качестве основных структурных элементов политической культурывыделяют следующие: 1. политические ценности; 2. уровень и характер теоретических знаний о политике; 3. оценки политических явлений, собственной политической позиции и поведения; 4. эмоционально-волевая сторона политических позиций (воля, интерес, любовь, жертвенность и пр.); 5. образцы и нормы политического поведения и деятельности; 6. характер и ценности политической социализации; 7. религиозно-политические ориентации и оценки; 8. политический язык (коды, символы и др.). Политическая культура оказывает собственное воздействие на политический процесс, динамику изменений в сфере государственной власти, состояние действующих субъектов. К ее наиболее устойчивым функциям в политической жизни, олицетворяющим различные направления влияния на власть, относятся: - идентификация, раскрывающая постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и определении приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов соответствующей общности; - ориентация, характеризующая стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе; - предписание (программирование), выражающее приоритетность определенных ориентации, норм и представлений, задающих и обусловливающих особую направленность и границы конструирования поведения человека; - адаптация, выражающая потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав и властных полномочий; - социализация,характеризующая обретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовывать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы; - интеграция (дезинтеграции), обеспечивающая различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы, сохранения целостности государства и его взаимоотношений с обществом в целом; - коммуникация, обеспечивающая взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения. Политическая культура как сложнейший и глобальный феномен придает специфическую «окраску» (самобытность) политической системе каждого общества. Соответственно политологи выделяют множество типов политической культуры. В основании типологии политических культур могут лежать критерии, отражающие, например: - специфику разнообразных политических систем (X.Экстайн), - особенности различных стран и регионов (Г.Алмонд, С.Верба), - идеологические различия (Е.Вятр), - общекультурные поведенческие особенности человека (М.Даглас) и т.д. Соответственно в исследовательской литературе формулируется множество типологий политической культуры. Особую известность получила типология политической культуры,предложенная Г.Алмондом и С.Вербой в книге «Гражданская культура». Они выделили три типа политической культуры: - патриархальный, для которого характерно отсутствие интереса граждан к политической жизни, знаний о политической системе и значимых для людей ожиданий от ее деятельности; - подданнический, где сильна ориентация на политические институты и невысок уровень индивидуальной активности граждан; - партисипаторный (от «participation» - участие), свидетельствующий о заинтересованности граждан в политическом участии и о проявлении ими активности в политической жизни общества. Политическая идеология представляет собой одну из наиболее влиятельных форм политического сознания, воздействующую на содержание властных отношений, механизмы и технологии власти. Со времени появления соответствующего термина (его ввел французский ученый Дестют де Треси в XVIII в.) в науке сложились различные взгляды на это явление. Идеология – система взглядов и идей, в которых выражается отношение к действительности, определяющее умонастроения, интересы, цели индивидов, социальных групп, субъектов политики и власти.
Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 276; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |