Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Учение о материи

Стремление отстоять научность и целостность марксистского ми­ровоззрения побудило Ленина обратиться к анализу новейших откры­тий в физике. Энгельс, опираясь на современные ему знания, придер­живался механистической трактовки материи и был склонен сводить материальное к вещественному,

В конце Х!Х в. наука пришла к выводу, что реальное бытие вовсе не сводится к одной только телесности, к атомам, а имеет еще и некое энергетическое состояние - поле, которое может существовать и рас­пространяться в пространстве независимо от вещества. При отсутствии у электрона массы покоя последующее обнаружение структурной зависи­мости атомов от электронов способствовало формированию убеждения в нематериальное™ бытия и привело к попыткам заменить понятие материи "энергией".

Решение проблемы Ленин справедливо видел не в отказе от мате­риализма, а в замене натурфилософских положений Энгельса более адекватными представлениями. На самом деле, писал он, исчезает не материя, а предел наших знаний о материи; свойства, которые раньше казались абсолютными, в свете новых открытий обнаружили свою отно­сительность, свою зависимость от известных условий.

В такой ситуации логично было бы поискать новые абсолютные свойства, то есть такие, которые были бы присущи всем материальным объектам, и на этой основе попытаться сформулировать новое понима­ние материи. Ленин правильно уловил бесперспективность этого пути и предложил гносеологический подход. Он связал материальность лишь с двумя признаками: объективностью явления и его данностью в наших ощущениях, вопыте.

Материальность нередко сводят к объективности. В результате возникает трудность с разграничением материализма и религии. Ведь бог для верующего - это тоже объективная реальность. Потому-то и вво­дится второй признак. Божественное бытие, как настаивают богословы, трансцендентно; оно есть предмет веры. По Ленину же, все, что не мо­жет быть удостоверено чувствами, едва ли допустимо считать матери­альным: "отображение не может существовать без отображаемого".

Однако в ленинской позиции имеется ряд проблем. В частности, ощущение не всегда вызывается тем, что существует здесь исейчас. Раз­ве нельзя воспринимать свет звезды, которая уже не существует? Ленин подчеркивает близость своей позиции "наивному реализму" простых людей. Но как философ, он должен был бы превратить наивный реа­лизм в реализм критический, предложить, другими словами, некоторое обоснование. Надо признать, что эта линия у Ленина только намечена. Вместе с тем нельзя не отметить и еще одну сильную сторону ленинско­го подхода. Введение второго признака в определение понятия мате­рии означало, что лидер большевиков склонен подходить к познанию исторически.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Возникновение марксизма в России: Георгий Плеханов | Познание и диалектика

Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 150; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.002 сек.