Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Характеристика работы Л.Н. Толстого «Закон насилия и закон любви»

План

 

1) Введение………………………………………………………...........................3

2) Характеристика работы Л.Н. Толстого «Закон насилия и закон любви»…..4

3) Сущность и структура морального выбора…………………………………..6

4) Проблема соотношения целей и средств в правоохранительной деятельности. Нравственная допустимость правового принуждения…………………….9

5) Отражение деятельности правоохранительных органов средствами массовой информации………………………………………………………………….14

6) Заключение……………………………………………………………………18

7) Библиографический список………………………………………………….19

 

 

Введение

Задача:

- раскрыть теоретическое содержание вопросов КПР по теме:

«Моральный выбор в деятельности сотрудников правоохра-

нительных органов».

Цель:

- дать характеристику произведения Л.Н. Толстого «Закон на-

силия и закон любви»;

- объяснить сущность и структуру морального выбора;

- рассмотреть проблему соотношения целей и средств в право-

охранительной деятельности, нравственную допустимость

правового принуждения;

- показать отражение деятельности правоохранительных орга-

нов средствами массовой информации.

 

 

Характеристика работы Л.Н. Толстого «Закон насилия и закон любви».

Работа Л.Н. Толстого начинается словами “христианину нельзя насильничать”. С точки зрения Л.Н. Толстого каждое насилие считается злом, даже если оно совершается в ответ на другое насилие. “Если кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую”. Смысл этих слов в том, что лучше, чем ударить в ответ, нужно смириться и терпеть. “Зло всё зло” и “заповедь Божия одна для всех людей”. Лучше подвергнуться насилию, чем самому насильничать; лучше быть убитым, чем убивать. В понимании Толстого насилие тождественно злу и прямо противоположно любви. Любить – значит делать так, как хочет другой. Насиловать – значит делать то, чего не хочет тот, над которым совершается насилие. Заповедь непротивления является негативной формулой закона любви.

“Если меня люди обидят, то я, как христианин, должен рассуждать так: я тоже обижал людей, и потому хорошо, что Бог посылает мне испытание для моего вразумления и очищения от грехов”. Понятие Бога Толстой пытался осознать и определить. «Есть ли Бог? Не знаю. – Знаю, что есть закон моего духовного существа. Источник, причину этого закона и называю Богом». Суть отношения человека к Богу умещается в короткую формулу: не как я хочу, а как он хочет. Любить Бога – таков высший закон жизни и нравственный императив человека, вытекающий из его объективного положения в мире.

Но люди живут по другому закону, который Л.Н. Толстой называет “звериным” или ”животным”. Они не хотят признавать закона “христианского”, закона ”разумения”, ”смирения”, ”самоотвержения”, ”прощения и братской любви”. Реальное поведение людей существенно отличается от морального идеала, что приводит к целому ряду дурных последствий и для общества в целом и для конкретных людей. В своём произведении Л.Н. Толстой не столько пытается раскрыть или обосновать положительное понятие о Боге, сколько осуждает и обличает тот строй духовной жизни современного ему общества, при котором члены этого общества утрачивают всякое сознание разумного смысла жизни. Автор призывает к исканию нравственной правды и смысла жизни в добре, правдивости, терпении и страдании. “Нельзя спасти душу свою злом, нельзя прийти к добру дорогою зла, как нельзя прийти домой, идя прочь от дома”. Остриё критики Толстого направлено на негативные общественные явления, порождённые разрывом между моралью и практикой человеческой и социальной жизни. Автор противопоставляет Христа и антихриста, как две противоположные силы. Он пытается привлечь нас на сторону добра и справедливости, которой считает “жизнь по Христу”. И чем больше мы будем придерживаться учения Христа, тем больше будет любви и счастья между людьми. “Чем больше мы будем придерживаться учения антихриста, тем жизнь людей будет бедственнее. Заповедь о непротивлении злому ясно показывает два разные пути: путь истины, путь Христов, путь искренности мысли и чувства – путь жизни; и другой путь: путь обмана, путь дьявола, путь всякого лицемерия – путь смерти”. Толстой считает, что против насилия и кровопролития есть доброе слово и нужно стремиться “пробудить в нападающем злодее доброе чувство”. Именно путём искренности мысли и чувства, путём истины, а не путём обмана и лицемерия можно пробудить в человеке доброту и нравственность. Тот кто выбрал этот путь, знает, что он идёт дорогой добра и спасения и несёт крест заповеди о непротивлении злому. И он должен употреблять усилие, чтобы идти по этой дороге и освещать свой путь светом разумения, зная о том, что не упрётся в стену, а что впереди есть дорога и свет.

Для того чтобы сделать правильный выбор, каждый человек должен быть добр и разумен. Насилие несовместимо с моралью и разумом, и тот, кто желает жить по морали и разуму, никогда не должен совершать его. Мораль, как мера господства человека над самим собой, показатель того, насколько человек ответственен за себя, за то, что он делает. Насилие прямо противоположно морали: действовать морально – значит действовать с согласия тех, кого эти действия касаются; совершать насилие – значит совершать действия, которые не приемлемы для тех, против кого они направлены. Ненасилие – принципиальное воздержание от того, чтобы ставить свою волю выше воли другого (за принудительным навязыванием своей воли воле другого всегда стоит убеждение, что она выше, лучше последней). Требование ненасилия представляет собой конкретизацию золотого правила нравственности. Золотое правило – это формула, с помощью которой человек может вычислять, являются его поступки нравственными или нет. Золотое правило морали звучит так: «(Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе». Л.Н. Толстой призывает каждого человека противостоять злу и насилию, не используя при этом силы. И если в этом способе человек бессилен, то он не имеет права “пробуждать в себе зверя и вносить беспорядок в мир злом насилия и его оправданием”.

Суть произведения Л.Н. Толстого в том, чтобы показать как легко, казалось бы, исполнение закона Бога, выраженного в христианском учении, и как всё ещё далеки мы от этого исполнения. Для осуществления закона Бога, насколько он выяснен нам, нужно наше усилие, и усилие это делается людьми, и, как ни медленно, мы всё-таки приближаемся к этому осуществлению. Усилия требуются для избавления человека от всего ненужного, несносного, мешающего достойно жить. Мы не можем изменить других, но, меняя себя, участвуем в общем улучшении жизни. Надо думать не о том, чтобы все стали лучше, но о том, чтобы самому стать лучше. Самоусовершенствование каждого – вот путь, который должен привести к радикальному улучшению общества.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Этапы работы с теоремой Упражнения, реализующие их | Сущность и структура морального выбора

Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 361; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.005 сек.