Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Сущность и структура морального выбора

В ситуации морального выбора человек осуществляет моральное поведение, основываясь на частично осознанных, частично неосознаваемых ориентирах. Осознание и явное выражение этих ориентиров составляет предмет морали. Мораль – это не наука в том смысле, что она ничего не изучает. Она только научает тому, что является должным. В ситуации, осознаваемой как ситуация морального выбора, человек опирается на свои представления о морали.

Начнём с выяснения того, что есть ситуация морального выбора,ибо только в этих ситуациях осуществляется действие морали на человеческие поступки. Реальное содержание феномена морального выбора весьма сложно, а скорее всего невозможно исчерпать в понятиях. Более того, подойти к определению морального выбора, дающему о нём содержательное представление, можно лишь опираясь на некоторые более простые понятия.

Моральный выборсостоит в том, что человеку приходится решать, не противоречат ли какие-то притягательные для нас ценности каким-то не вполне осознаваемым интересам сохранения и развития собственной личности. Моральный поступок совершается вопреки очевидному, заставляет жертвовать полезным и приятным. В ситуации морального выбора то, что хорошо для становления личности, противопоставляется не только тому, что непосредственно полезно или доставляет удовольствие. Категория «хорошо» противопоставляется даже категории «правильно».

В жизни бывают особые ситуации, когда нам предлагается набор каких-то возможностей и никакие соображения или ощущения (пусть самые смутные) не мешают нам выбрать то, что в данный момент хочется. В таких ситуациях о моральном выборе не может быть и речи. Например, если приходится есть за «шведским столом», где нужно самому набрать тарелку из стоящих на столе закусок то, что по вкусу. Поскольку оплачивается не сделанный выбор, но право входа, то соображения типа «Не позволяю ли я себе недопустимую роскошь?» здесь исключены. Не бывает вопроса и о том, чтобы оставить другим, ибо хватает всем. Гораздо чаще нам приходится попадать в ситуации, когда наряду с ощущением притягательности каких-то представляющихся возможностей всплывает как бы из другого измерения смутная мысль, что выбор того, что привлекает наши желания, как-то связан с пренебрежением интересами ближнего и с утратой собственного достоинства. Нам обычно неприятна мысль, что мы можем недостойно выглядеть в глазах окружения и тем более в своих собственных. С этой часто смутной, ещё чаще ложно направленной мысли начинается ситуация морального выбора, ставящая человека перед проблемой поступиться чем-то привлекательным для него ради того, чтобы поступить по совести, несмотря на вполне ощутимые потери. Сформулируем некоторые фундаментальные признаки ситуации морального выбора, или другими словами определим его структуру:

1. В ситуации морального выбора возникает внутреннее ощущение, что следует поступить не так, как в данный момент хочется, но вопреки этому.

2. Это вызывает дискомфорт и требует определённых усилий воли. В конечном счёте человек поступает по своей воле, то есть так, как он сам хочет. Но от «я хочу» до «мне хочется» дистанция огромного размера.

3. Иногда окружение субъекта ждёт от него отказа от того, чтобы он поступил как ему хочется. Но если человек совершает поступок только потому, что этого хотят окружающие, то это ещё не моральный выбор, но готовность считаться с окружением, которое может само оказаться аморальным.

4. Моральный выбор всегда связан с отказом от собственных притязаний ради того, чтобы сохранить моральное достоинство.

Моральный выбор – это не планирование отдалённого будущего и не теоретическая прикидка того, как следует поступить в некоторых возможных обстоятельствах. И то и другое можно отложить на неопределённый срок. Моральный выбор совершается здесь и сейчас – в обстоятельствах, над которыми мы не властны. Решив, что в теперешних неблагоприятных условиях следует действовать по обстоятельствам, а не по моральным ориентирам, откладывая моральный выбор на потом, человек фактически отказывается от морального поступка, пытаясь плыть по течению.

Человек не может не заметить, что он находится в ситуации морального выбора, по двум противоположным причинам: либо он настолько плох, что ему не приходит в голову даже смутная мысль, что его притязания не вполне достойны; либо он столь хорош, что ему естественным образом хочется только того, что не нарушает никаких моральных требований – не задевает интересов ближних, не противоречит никаким моральным запретам и происходит исключительно в духе любовного отношения к окружающим. Моральный выбор признаётся правильным, если будут учтены все или по меньшей мере наиболее значимые последствия, которые может предвидеть человек, совершающий этот выбор.

Каждая этическая система вырабатывает свои представления о моральных качествах, которые следует вырабатывать в себе человеку, чтобы наилучшим образом справляться с ситуацией морального выбора – реальной или кажущейся.

Из всего сказанного можно сделать следующий вывод.

Ситуация морального выбора состоит в том, что субъект оказывается вынужденным определить свои предпочтения между альтернативными действиями в условиях, когда наиболее привлекательные для него альтернативы вступают в противоречие с абсолютным благом.

Представления об абсолютном (моральном) благемогут быть различными в различных этических системах.

Этическая система представляет собой явно выраженную и мотивированную докторину о природе морального выбора и критериях морального блага, а также его отношения к практике человеческого поведения.

История развития этики знает немало достаточно детально разработанных этических систем, в каждой из которых даётся своя картина ситуации морального выбора.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Характеристика работы Л.Н. Толстого «Закон насилия и закон любви» | Проблема соотношения целей и средств в правоохранительной деятельности. Нравственная допустимость правового принуждения

Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 1187; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.