Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Евангельские советы
В христианском нравственном учении различают так называемые "советы", в отличие от Евангельских заповедей. Говорят, что исполнение этих советов необязательно для всех и составляет нечто сверхдолжное, так что христианин, исполняющий их, отличается высшим нравственным совершенством, при этом ссылаются на беседу Иисуса Христа с богатым юношей. В ней Спаситель различает 2 пути к блаженству: 1) исполнение заповедей, необходимое для всех людей; 2) высшее совершенство, за которое обещается высшая награда на небе. Путь этот – в полном следовании за Иисусом Христом. Подтверждение этого мнения находят в самом Св. Писании, где различают заповеди (как обязательное для всех правило жизни) и так называемые советы (как особенные, не для каждого обязательные предприятия). В Св.Писании встречается много советов, обращённых к отдельным лицам, находящимся в определённых условиях и обстоятельствах жизни (совет юноше о продаже имения Мф.19,21, совет Павла коринфянам оставаться по нуждам современности в состоянии девства 1Кор 7,8; 25-26). "Такой взгляд на евангельские советы присущ римо-католическим богословам, а православной точкой зрения является мнение, что нет никакого основания различать в нравственном поведении человека должное и сверхдолжное, ибо всё то, что ведёт человека к нравственному совершенству, есть для него безусловное и обязательное требование. Закон как выражение воли Божией и эти евангельские советы – это те же заповеди Божии, безусловно обязательные для лиц, находящихся в известных условиях. Это тот же закон, только в его индивидуальном выражении" – так говорит Шиманский; Мф.5,48; Лк.17,10; Пс.118,196; Мф.19,16-21; Мф.19,10-12. Последняя ссылка указывает на тех, кто может вместить. Шиманский: "да вместит" – это не совет, а положительное нравственное требование, а "кому дано" и "кто может вместить" указывает на тех людей, для которых достижение Царства Небесного и нравственного совершенства невозможно без подвига безбрачной жизни. Из этого следует вывод, что в нравственном учении евангельские советы имеют значение заповедей Божиих, но только в применении их к складу жизни тех или иных лиц: "Вообще нужно помнить, что Православная Церковь не ставит перед людьми различных нравственных идеалов – высших и низших, а всем указывает один идеал – богоподобие и одну цель – богообщение, но пути к этому идеалу могут несколько изменяться в зависимости от индивидуальных особенностей человека," – Шиманский. Вопрос несколько сложнее; Авва Дорофей так говорит о Евангельских советах: "Заповеди Христовы даны всем христианам и всякий христианин обязан исполнять их, они – дань, должная царю, и кто отрекающийся давать дань царю избег бы наказания? Но есть в мире великие и знатные люди, которые не только дают дань царю, но приносят ему и дары – такие сподобляются великой чести, наград и достоинств... Дары же сии суть: девство и нестяжание. Это не заповеди но дар, ибо нигде не сказано в Писании: не бери жены, не имей детей." По поводу Евангельского юноши Авва Дорофей: "Он не сказал: "продай имение твоё" повелевая, но советуя, ибо слова :"аще хощеши" – не слова повелевающего, но советующего." Поуч. 1-е "об отвержении мира" Зорин в труде "Аскетизм по православному учению" (своё утверждение обосновывает ссылкой на Григория Нисского и Григория Богослова): "Никакая достигнутая человеком ступень совершенства, как бы она ни была высока, не может и не должна считалься окончательной, верховной, достаточной, так что на ней можно было бы остановиться и успокоиться – нравственное совершенствование бесконечно. Никаких пределов и границ для него не существует. Требование нравственного совершенства в связи с идеей богоподобия никогда не позволит человеку остановиться на каком-либо пункте своего нравственного развития. Напротив, оно непрерывно побуждает его раздвигать границы своего нравственного развития, в направлении к безусловному идеалу всякого совершенства, живому отображению в себе Бога, путём действительного уподобления Ему." Григорий Нисский: "Непрестанное возрастание на пути к лучшей жизни – вот дорога к совершенству души, ведь для того, кто совершает подобное восхождение на протяжении всей жизни, нет ничего невозможного в том, чтобы постоянно оказываться выше самого себя. Его жизнь оказывается подобна орлу, кружащей в заоблачных высотах, по воздуху мысленного восхождения." Симеон Новый Богослов: "Внешний мир христианский не сподобился, не потрудился достигнуть иного века и воскресения из мертвых, где ни женятся, ни замуж выходят, но бывают как ангелы на небесах." Ещё одно мнение, по которому "евангельские советы" есть точный и верный путь к совершенству, заповеданный нам Иисусом Христом, который не может вместить в себя внешний христианский мир. Люди внешнего мира "... трудятся над продолжением века сего, продолжением тленного, смертного бытия, им неведомо иное бытие, вечное, бессмертное, ангельское, неведомо воскресение, бывающее здесь прежде общего воскресения." ("Умное делание потворениям Св.Отцов").
Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 272; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |