Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




НАУЧНОСТЬ ПОЛИТОЛОГИИ

Почти за триста лет до Великой французской революции Макиавелли писал о политике как опытной науке. Но и сегодня однозначный ответ о научности политологии дать непросто. Преобладает мнение об ограниченности научности политологии, как, впрочем, всех других социальных знаний. Имеется в виду и ограниченность возможностей прогнозирования, и огромная роль в политике субъективизма, случайностей, интуитивного, всего того, что делает политику искусством возможного.

Под влиянием К. Поппера распространено мнение, что научной теории истормческого развития, на которой могло бы основываться предвидение, не может существовать, что общественные и естественные науки принципиально не тождественны, и знание законов общественного развития может быть получено только в терминах ограниченных гипотез.

Если предположить, что критерии научности в математике и физике абсолютны, то научность политического знания сомнительна. В математике знания жестко противопоставляются субъективному видению, точке зрения. Истинным считается только то, что опирается на обоснованное знание и не имеет альтернативы, а путь к обоснованным знаниям проходит через однозначные логические умозаключения. Другое дело — политологическое знание. Оно изобилует разнообразными теориями, точками зрения, в том числе взаимоисключающими идеями. В физике два незыблемых критерия — эмпирическая верифицируемость и предсказуемость новых фактов. Ни тот, ни другой критерий не могут быть взяты забеузусловную

основу научности политического знания. Эмпирический материал, на основе которого строится теория, исторически и регионально ограничен. В политике, пока не обнаружены законы, которые действуют также неумолимо, как физические законы или математические связи. В политике всегда есть выбор. И в политологии свой простор для гипотез, проектов, вариантов развития. Критерии научности политологии многомерны; они обусловлены внутренней самосогласованностью знаний и их рациональным объединением, системным обращением ко всей сумме накопленных знаний. В политологии свои гносеологические допущения, и пустот в знаниях немало. Но не больше, чем в других науках.

Примечательно, что формирование современных социально-политических ценностей на Западе началось со времен становления рационализма — типа мышления, согласно которому разум — решающая и даже единственная основа познания.

Политология научна, поскольку обладает определенной суммой знаний, но их недостаточно, чтобы полностью объяснить все происходящие политические события. Социальные системы обладают способностью самообучаться и саморазвиваться. Поэтому в них есть и остатки прошлого, основы настоящего, зачатки будущего, возможность обгонять имеющееся о них аналитическое знание. В политологии накоплены знания преимущественно о прошлом и настоящем как результате прошлого. Поэтому возможности в выявлении закономерностей и в прогнозировании ограничены, Политическая же жизнь ставит новые вопросы и требует ответа на них сегодня. Поэтому политолог призван анализировать и оценивать современные политические процессы, не дожидаясь их завершения и тем более окончательных результатов. В противном случае аналитик становится историком, исследователем только осуществленной политики.

Другая сложность политологии обусловлена наличием противоречия между необходимостью исследователя быть предельно объективным и неизбежностью заинтересованности политолога в утверждении своего видения проблемы. Последний фактор может способствовать односторонности исследования, преувеличению роли одних ценностей и факторов и недооценке других.

И. Кант считал, что нельзя ожидать, чтобы короли философствовали или философы стали королями. Обладание властью неизбежно искажает свободное суждение разума. Но короли или народы не должны допускать, чтобы исчезли или умолкли философы. Необходимо дать им возможность выступить публично. Политическое знание приближается к политической практике, но не соединяется с ней. Политика останется в основном делом практиков, наука делом аналитиков, чаще всего не приобщенных к политической борьбе и игре. Жизнь, политическая особенно, не любит ждать; наука, наоборот, требует времени и наблюдения как бы со стороны. В политической жизни незаменимы быстрая реакция, интуиция, способность рисковать. Если политика остается искусством возможного,

то наука стремится в хаосе событий, избирательной суете, сумме решений увидеть устойчивые тенденции. Решается эта задача с некоторым опозданием. Но если для ученого опоздание объяснимо и даже естественно, то для политика — смерти подобно. Политология имеет большие возможности быть наукой о накопленном политическом опыте и ограниченные — о политике будущего. Как выразился однажды М. Дюверже, политическая наука может разоблачать обман (добавим — и иллюзии), но не больше. Тем не менее стремление дать научное объяснение реальным политическим процессам всегда сопровождало политическую мысль.

Наблюдается тенденция онаучивания политики. Но только тенденция, и в исторически обозримой перспективе политика остается также и искусством, не подвластным науке. Научность обоснований в политологии небеспредельна. И наряду с научным знанием, основанным на опыте, есть другой способ усвоения политических реальностей — религиозный. Одна разновидность религиозной интерпретации политического прямо связана с какой-либо теологической парадигмой. Основой так называемой светской религиозности является какая-либо идеология. Религиозность любой идеологии проявляется прежде всего в обращении к высшим ценностям. В этом проявляется страстная жажда абсолютного, неудовлетворенность достигнутым.

Религиозное и научное видение жизни, в том числе и политической, не противостоят друг другу, а дополняют. Относительно совместимости научного и религиозного знания С. Франк сказал, что глупый человек, видя одно, забывает о другом, не умеет связать их вместе, ненормальный — всегда мономан, одержим одной идеей и утратил естественное чувство разнообразия и полноты бытия. Создатель лазеров, лауреат Нобелевской премии Ч. Таунс сформулировал различае науки и религии следующим образом. Цель науки открыть порядок во Вселенной. Стремление к истине достигается через опыт. Задача религии в постижении смысла Вселенной, связи человека с ней, высшей целесообразности, т.е. божественного.

Продолжим такое сопоставление науки и религии применительно к политическим явлениям. Наука изучает политику в рамках замкнутой в себе системы или во взаимосвязи с другими замкнутыми системами — экономической, социальной, экологической, нравственной и т. д. Религиозное начало ведет к познанию политики в отношении с абсолютной первоосновой, общим смыслом бытия. У каждой нации свой путь общения с Богом, своя религия, свои социокультурные ценности, в которых содержится национальное культурное начало.

Если политология была бы только системой научно обоснованных знаний, то ее значение сводилось бы к обобщению эмпирического опыта; она отражала бы способ чувственно воспринимаемого политического бытия. Но политическое познание не ограничивается констатацией истины, выявленной опытным путем. Оно обращено и к абсолютному, предполагает веру. Вся история обоснования и

развития идеалов от древности до наших дней — поиск непреходящих ценностей в политической жизни. И в этом проявляется потребность в вере, присутствие идеологии в политологии.

На основе теологической парадигмы не может быть достигнуто знание политических структур, технологий, функций. Но подобно тому, как социологическое знание корректируется «понимающей социологией» (М. Вебер), точно так же научное политологическое знание должно дополняться понимающей политологией. Развитие последней особенно актуально в России. Есть основания выделять в политологии не только научные школы, но и национальные приверженности. Без них не понять особенностей реальной политики, политологии страны, меры пригодности к ней ценностей, которые сложились в других странах.

Дополнительные вопросы

1. В чем особенность политологического знания и мышления? Политология во взаимосвязи с экономическими, философскими, правовыми, этическими знаниями.

2. Многообразие концептуальных подходов в политологии; их взаимодополняемость.

ЛИТЕРАТУРА

Основы политологии. Курс лекций / Под ред. В. П. Пугачева. М., 1992.

Алексеева Т. А. Предмет политической философии // Полис. 1992. № 3.

Гаджиее К. С. Опыт введения в политологию // Полис. 1992. № 1,2.

Ильин М. В., Коваль Б. И. Что есть политология и что — наука о политике (опыт нетрадиционного обзора) // Полис. 1991. № 4.

Мансейм К. Идеология и утопия (гл. III. Может ли политика быть наукой?). М., 1992.

Основы политологии. Краткий словарь / Под ред. Г. А. Белова, В. П. Пугачева. М., 1993.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ | ПОНЯТИЕ И КОНЦЕПЦИИ ВЛАСТИ

Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 274; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.