Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




АНГЛО — АМЕРИКАНСКИЕ МОДЕЛИ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА

К началу — середине XIX в. Англии, США, а также в английских доминионах (Канада, Австралия) оформляется классический либеральный тип гражданского общества и соответствующий ему режим отношений общества и государства — режим конституционализма.

Исторически первый вариант конституционализма можно назвать негативно-либертарным. Основные его понятия — свобода человека, реализуемая в гражданских правах, и принцип Laisser faire — невмешательство государства в пространство свободы человека.

Предпосылки и первичные элементы либерализма не являются специфически англо-американскими. Они складывались в течение сравнительно длительного исторического периода, в основном в эпоху Возрождения под влиянием Великих географических открытий и Реформации, секуляризации, рационализма. Собственно становление либерализма связано с усилиями среднего класса завоевать свое место под Солнцем. Это происходит в эпоху Английской и Французской революций. В это же время провозглашается принцип невмешательства в экономике (Laisser faire), терпимость к инакомыслию, утилитаризм.

Некоторые обстоятельства способствовали тому, что первая модель конституционализма была по преимуществу негативно-либертарной и утвердилась в Англии, США. В эпоху перехода от традиционного (феодального) к гражданскому (буржуазному) обществу центральным понятием была свобода. Именно проблема свободы превратилась в основной вопрос переходного периода от средневековья к становлению менталитета нового времени. В англо-американских странах в эпоху перехода Европы от традиционного общества к гражданскому проблема свободы получила наиболее благоприятную почву. В Англии в силу островного ее положения не возникла проблема целостности общества и стабильности границ не стояла подобная проблема и в Америке. Здесь вопрос о сильной власти не представлял особого значения.

В негативно-либертарной модели соединяются, с одной стороны признание необходимости власти, первенства народной воли в определении политики, а с другой — снятие сословных привилегий и признание за каждым права свободы выбора, пространства самоопределения и проявления своей воли.

В гражданском обществе народ суверенен, т. е. над ним не довлеет никакой иной власти, кроме власти собственной воли и силы объединения. Пространство государственной власти определено общественным договором, т. е. Конституцией. Все проблемы, противоречия в экономике, морали, культуре решаются силами самого общества без вмешательства государства, за исключением каких-либо специальных примечаний, не оговоренных законом. Во всех случаях не государство определяет жизнь гражданского общества, но гражданское общество определяет задачи государства. Определяющая роль гражданского общества проявляется в периодическом переизбрании главы государства и законодательного органа, в огромном влиянии общественного мнения на деятельность государственных органов.

Гражданскому обществу соответствует конституционализм или конституционный режим функционирования государства. Суть его заключается в определенной Конституцией мере и масштабе допустимого вторжения политической власти в какую-либо сферу жизни. Государство функционирует на основе и в рамках, определенных Конституцией. Главное в конституционализме не Конституция, а принцип исключения полновластия и всевластия кого-либо. Великобритания является примером страны конституционализма, но без Конституции. И наоборот, Конституция в нашей стране отмечалась особым праздником, но была примером формальности Конституции. При конституционализме изначально существует установка на малую власть или малое пространство власти и запретов, которые власть устанавливает. Поэтому действует правило: дозволено все, что прямо не запрещено. Основное пространство жизнедеятельности общества в целом, отдельного человека по традиции считают негативным, имея в виду, что органы государства не могут на нее прямо воздействовать. Соответственно и модель гражданского общества,

построенного по принципу Laisser faire, можно назвать негативно-либертарной. Согласно этой модели гражданское общество — это сфера жизни, в которой отношения регулируются различными договорами, помимо прямого вмешательства государства. Субъекты гражданского общества взаимодействуют как свободные, юридически независимые партнеры.

Гражданское общество образуется частными лицами, а также этническими, классовыми, предпринимательскими, профессиональными группами, различного рода объединениями, использующими государственные институты (суд, арбитраж) и охраняемые государством права. Самостоятельность и свобода каждого означают не только экономическую, но и духовную самостоятельность. Это значит, что государство отделено от религии или групповой идеологии. Но в гражданском обществе человек не огражден от преступности, самосуда, нет абсолютной гарантии свободы, но существует система общественного и государственного контроля и защиты прав, развитое сознание принадлежности прав человеку, высокая активность человека в реализации своих прав. Все граждане имеют институциализированные, формально равные для всех каналы влияния на власть. Она реализуется через лоббистов, партии, выборы. Верховенство воли избирателей над всеми государственными структурами безусловно.

Жизнь гражданского общества как бы погружена в договорные обязательства и потому может восприниматься разнообразной. Деятельность субъектов тяготеет к плюрализму, но силы интеграции в обществе достаточно сильны, чтобы общество все же было целостным. К политике негосударственных институтов гражданин относится как к реализации права на свободу слова, действия, которое не противоречит закону. Благодаря разнообразию политической жизни, активности гражданского общества государство находится под постоянным контролем и воздействием общественного мнения. В сфере государственной деятельности управление построено на вертикальных связях, команде-подчинении. В гражданском обществе управление основано на горизонтальных связях, предложении одного субъекта и согласии другого. Но совпадение государства с вертикальными структурами, а гражданского — с горизонтальными не абсолютно. Так, церковь в средневековье поднималась до государственной структуры, этому помогла централизованность ее организации. Теперь другие времена. Церковь — часть гражданского общества, но, как правило, строится внутри себя по строгой иерархии. Упрощенно было бы понимать гражданское общество как сферу, полностью свободную от функционирования каких-либо политических структур. Некорректно также деполитизировать гражданское общество, определяя его как сферу неполитики. Человек может реализовать свою гражданскую свободу поведения, выбора образа жизни в высказывании мнения, позиции, в участии в собрании, митинге, демонстрации, существовании партий, функционировании частных телекомпаний, газет, радиостанций.

Особенность гражданского общества не в отстраненности от политики, но в разграничении государственной политики и политики, проводимой партиями, в возможности существования как официальной позиции, так и позиций каких-либо групп, независимых средств массовой информации. К государственной политике гражданин имеет право подходить критически, но законопослушно, если само государство функционирует в рамках конституционного пространства.

Суды в гражданском обществе не являются политическими организациями. Перед ними не стоят проблемы ни артикуляции, ни агрегации интересов или объединения групп, ни их мобилизации Судьи только разрешают споры членов гражданского общества являются органами справедливости в соблюдении всеми прав чело века и принятых норм порядка. Другое дело что суды абсолютна отделить от политической системы невозможно, особенно Верховных суд, поскольку он рассматривает дела, которым дается не только уголовно-правовая, но и политическая оценка. Тем более проблематично отделить полностью от политических отношений деятельность Конституционного суда.

В гражданском обществе суверенный народ соблюдает принцип защищенности жизни, свободы, собственности человека. Иными словами, ограничено пространство не только государства, но и самой воли народа, поскольку права человека неотчуждаемы. Волей избирателей нельзя ущемить права граждан. В противном случае это не будет негативно-либертарный вариант гражданского общества.

Развитость судебной защиты гражданских прав — яркий показатель реальности и действенности гражданских прав в целом. Показательны в этом отношении США. Там ежегодно судебные иски относительно защиты гражданских прав исчисляются общей суммой на сотни тысяч долларов. Иная ситуация в нашей стране, где практика судебной защиты гражданских прав ничтожна.

Обязательное условие действенности судебной защиты — это независимость судей. Гарантами независимости считается высокий общественный статус, пожизненность избрания, высокое материальное положение, правовая самостоятельность по отношению к административным структурам. Советские суды все годы существования командно-административной системы работали под руководством министерства юстиции. К тому же над ними осуществлялся прокурорский надзор. Теперь российская система судов частично приблизилась к мировым нормативам независимости, поскольку освободилась от министерского руководства и в какой-то степени от прокурорского надзора.

В конституциях мира гражданские свободы формируются по-разному: крайне лаконично и пространно, с конкретизацией свобод в гражданских правах и с ограниченным описанием гражданских прав. Гражданские права сформулированы также во Всеобщей Декларации прав человека, принятой на третьей сессии ООН в 1948 г.,

в Международном пакте о гражданских и политических правах, принятым ООН в 1966 г. и ратифицированным в СССР в 1976 г.

Если отвлечься от нюансов, национальных особенностей, то все гражданские права можно сгруппировать по пяти основным группам прав. Первая группа — право человека на жизнь и личную неприкосновенность. Главное в этом праве состоит в охране законом жизни, достоинства, здоровья личности от воздействия на нее силой или угрозой силы. Никто не может быть произвольно лишен жизни, а смертные приговоры должны выноситься только за самые тяжкие преступления. Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, унижающему достоинство обращению. Никто не должен подвергаться принудительному или обязательному труду. Никто не может подвергаться произвольному и незаконному вмешательству в семейную и личную жизнь, посягательствам на честь и репутацию человека. Никто не может быть произвольно арестован или содержаться под стражей. Каждому арестованному власти обязаны сообщить причины ареста и в кратчайший срок сообщить предъявленное обвинение. Каждый незаконно арестованный или содержащийся под стражей имеет право на компенсацию. Международным и конституционным принципом является недопустимость насилия, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения. В 1979 г. ООН приняла кодекс должностных лиц по поддержанию правопорядка.

Разновидностью права на жизнь является право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Важен не только правовой, но и нравственный принцип семейных отношений — право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телефонных и иных сообщений. Гражданин не обязан свидетельствовать против своего супруга и близких родственников. Жилище семьи неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц, не иначе как в случаях, установленных законом или на основании судебного решения. Каждый вправе, но не обязан определять и указывать свою национальную принадлежность.

Вторая группа — право на свободу мысли, свободу деятельности. Оно конкретизируется в свободе мировоззрения, веры, в праве распространять и пропагандировать свои убеждения, в свободе слова, печати, митингов, заявлений, ношения отличительных знаков. Человек вправе выбирать язык общения, форму воспитания, обучения, творчества.

Свобода совести означает, что государственная власть не может как запрещать отправление какого-либо религиозного культа, так и покровительствовать какой-либо религии. В принципе возможна государственная помощь церкви и религии, если мотивы носят нерелигиозный, а гуманитарный характер и помощь оказывается не одной какой-либо церкви, а всем нуждающимся в помощи церквам, причем государство таким путем не вовлекается в религиозные дела.

Свобода деятельности — это свобода выбора образа жизни, договора, вступления в брак, организации объединений, ассоциаций, участия в них, права на шествия, на объединения в профессиональные, предпринимательские союзы. Свободы деятельности нет без права на передвижение. Поэтому регламентация права проживания так называемой пропиской является ограничением гражданской свободы. Такое же грубое нарушение гражданских свобод — лишение человека гражданства под каким-либо предлогом: неугодное властям поведение, выезд за пределы страны, невозвращение из командировки в другую страну. Человек вправе уезжать из страны и возвращаться на свою родину.

Однако добровольное принятие гражданства другой страны ведет к утрате гражданства родной страны. В международном праве есть понятие «двойное гражданство». Но им можно воспользоваться, как правило, только на основе родственных уз брака, и оно специально регулируется межгосударственными соглашениями.

Третья группа — право человека на частную собственность. Вместе со свободой мысли и дела право частной собственности — основа активности, независимости, благосостояния. Право частной собственности — своеобразный венец всех гражданских прав, незаменимая основа развития в человеке общезначимых качеств. Частная собственность развивает целый ряд качеств у индивида: хозяйственную предприимчивость, инициативу, чувство уверенности и самостоятельности, любви к труду, закрепляет оседлость, единит семью, пробуждает правосознание.

Четвертая группа — право на равенство всех перед законом и на защиту своих гражданских прав в суде. Конкретнее это выглядит в действии следующих принципов. Виновным человек может быть признан только по суду. Каждый имеет право на пересмотр своего дела в вышестоящей инстанции. Никто не несет наказание дважды за одно и то же преступление. Силу имеют доказательства, получаемые законным путем. Каждый имеет право на защиту и квалифицированную юридическую помощь и право не свидетельствовать против себя. В США Верховный суд требует, чтобы полицейские, начиная допрос человека, взятого под стражу, предупредили его о том, что он вправе не отвечать на их вопросы, что его ответы могут быть использованы против него как доказательства вины. При несоблюдении этого требования судья может прекратить дело, не вникая в вопрос о виновности задержанного. Для воспитанного в духе неприятия всевластия — это гарантия от произвола власти.

Формирование общества на основе Laisser faire не означает, что мера свободы человека не ограничена. Более того, гражданское самосознание и гражданское общество только тогда и могут существовать, когда действуют естественные ограничители пространства свободы каждого. Ограничение гражданских прав содержится в самой системе этих прав. Так, свобода деятельности ограничена правом на жизнь и неприкосновенность, собственность других. Свобода слова — правом на неприкосновенность и честь. В итоге очевиден

и другой ограничитель свобод — охрана общественного порядка Государство пресекает деятельность, которая признается преступной! В обществе ценность целостности, приверженность сложившейся системе нормативов обусловливает и другие ограничения.

Никто не может использовать свои права в ущерб государственной безопасности и нравственности населения. Содержание последнего определяется национальным менталитетом, особенностями состояния массового сознания в данное время. Так, в некоторых странах в начале XX в. принимались «сухие законы», преследовался гомосексуализм. Сегодня таких запретов нет. Во многих странах легализована проституция. Обсуждается вопрос о свободе употребления наркотиков.

Свобода мысли, действия может быть ограничена если она оценивается как конкретное вторжение в национальную жизнь общества или иностранного государства. Принципу Lasser faire не противоречит запрет партии в случае доказательства, что она финансируется иностранными организациями и государствами.

Чем больше нарушений прав человека с согласия властей, тем меньше оснований для признания данного общества гражданским И мир не знает примеров быстрого возникновения гражданского общества. В США после принятия Конституции прошло более 80 лет, прежде чем было отменено рабство. Потребовалось более 180 лет, чтобы ограничения негров в правах были полностью устранены. И это в стране, которую воспринимают как классический пример становления гражданского общества, где классовое размежевание не связано с влиянием реакционных или революционных сил.

Опыт существования режима конституционализма на основе принципа невмешательства показывает, что гражданское общество жизнеспособно, если в нем сильны механизмы саморегулирования. Саморегулирование осуществляется в экономике в основном на основе законов рынка. В духовной жизни действуют как рыночные мотивы, так и сложившиеся нравственные нормы. Но во всех случаях поведение граждан определяется их интересами, законами конкуренции, соперничества. В развитом гражданском обществе политические формы проявления свобод, тем более политические размежевания, не играют решающей роли, не ведут к расколу или, наоборот, к морально-политическому единству. В гражданском обществе сохраняется целостность на основе взаимодействия интересов. Гражданское общество имеет общую национальную идеологию. Она включает в себя признание общности идеалов, ценностей. Таковы незыблемые права человека, общие интересы по отношению к другим народам. Приоритет гражданских прав проявляется в логике обоснования прав семьи.

Констатация гражданского общества сама по себе еще не дает ответа на вопрос о том, насколько оно является передовым, но означает, что в обществе идет постоянное столкновение сил инерции, консерватизма и тенденций в направлении большей эмансипации, преодоления предрассудков. Но происходит это на основе самоопределения

и саморазвития. В США приверженность гражданско-правовым ценностям выражена в большом влиянии на менталитет нации гражданской религии. Выражение «гражданская религия» было введено Ж. Руссо, но прижилось в наибольшей мере в США, стало частью духовного климата большой страны. Суть гражданской религии заключается в соединении признания Бога и веротерпимости, видения воли Бога в праве на жизнь и деятельность, вознаграждении добродетели и наказании порока. Имя Бога звучит при всех больших начинаниях. Но при этом исключено неуважение к какой-либо религии. Бог в гражданской религии не идентифицируется с кем-либо одним. Поэтому теоретически можно допустить, что президентом или сенатором может быть избран не только протестант или католик. Гражданской религии не противоречит избрание иудаиста или православного. Но исключено избрание атеиста или агностика. Как считает американский политолог Р. Белл, гражданская идея Бога отвечает национальному религиозному самоопределению. Гражданский Бог соотносим больше не со спасителем (как. например, в православии), но с порядком, законом, правом. В гражданской религии преобладает активистское, моралистическое восприятие мира, и мало места созерцательности, теологизму, глубоко внутренней духовности.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
ПЕРВИЧНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ГРАЖДАНСКОГО СОЗНАНИЯ | ЭВОЛЮЦИЯ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА

Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 289; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.