Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




ДРЕВНИЕ И КЛАССИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДЕМОКРАТИИ

Эпоха древнегреческих государств подарила миру первые четко выраженные формы демократии, движения за демократию. Перикл (490—429 гг. до Р. Х.) отменил имущественные цензы при назначении должностных лиц, выборность должностных лиц и учредил оплату их труда. Иначе говоря, идея о том, что все могут и должны по очереди выполнять государственные функции, считающаяся марксистско-ленинской, давно была высказана и опробована. Под влиянием демократического движения Перикла Демокрит (род. 470) положительно относился к демократии, но критиковал отказ от имущественного ценза. В целом древнегреческая эпоха рождала

мощное интеллектуальное и практическое сопротивление демократии. Выдающиеся мыслители античности были противниками демократии. Видимо, на них повлияли последствия крайностей демократии второй половины V в. до Р. Х. Но только ли это? Сократ (469—399 гг. до Р. Х.) критикует замещение должностей в народном собрании посредством жребия, так как верховный орган должен состоять из тех, кто думает и умеет управлять лучше.

По Платону (427—347 гг. до Р. Х.), хуже демократии может быть только тирания. Демократия — это власть худших людей, опирающихся на рабов. Согласно его концепции демократия власть плебеев, которая возникает как реакция на крайности олигархии у власти узкого круга богачей в результате раскола общества и появления враждующих между собой групп богатых и бедных. Богачи замечали, что количество бедных растет; вместе с числом множится их сила. Демократия, по Платону, ведет к вседозволенности и уклонению от общих обязанностей, к неумеренной свободе и безначалию, власти низов, т. е. бедняков и худших. Платону ненавистна не только демократия, но и олигархия, и тирания, так как при этих формах правления аристократия лишается особого места. Само понятие «аристократия» у Платона менялось. В «Государстве» аристократия — это мудрые философы, в «Законах» — старейшие и наиболее рассудительные. Если философы руководст вовались усмотрением, то старейшие — законом.

Аристотель (384—322 гг. до Р. Х.) также отрицательно относится к демократии и противопоставляет ей политию, власть не толпы, а благоразумного большинства, которое в состоянии руководствоваться добродетелью, думать об обществе в целом. Аристотель, в отличие от Платона, не питает ненависти к демократии, но не считает ее политическим идеалом; в демократии свобода не ограничена, а люди нуждаются в добродетели.

Основной идейный источник неприятия демократии древнегреческими мыслителями лежал в менталитете эллинской эпохи, в котором добродетель играла определяющую роль в оценке социальных явлений. Не так важно, кто правит: один, меньшинство или большинство. Главное, чтобы через них правила добродетель.

Классическая теория демократии формировалась в условиях разрушения сословного деления общества, выражала поиск форм народного волеизъявления, сводилась к обоснованию отношений граждан и государства. Представители классического направления проблему видели в определении народом задач государства. Участие граждан ограничивалось отношением к государственному обеспечению общего порядка. В руссоистской теории проблема демократии занимает центральное место. Согласно концепции Руссо суверенитет народа может быть реализован только самим народом. Только благодаря непосредственному участию в принятии решений гражданин не отделяется от государства и выступает его частью. Классическая теория была величественна своим видением опасности отчуждения государственной власти в случае разделения субъектов и

объектов управления. Но одновременно она была и утопией, так как непосредственная демократия ограничена в своем применении.

Передача суверенитета народу означала отчуждение всех прав человека в пользу общины. Только сам народ на общих собраниях решает все вопросы. Руссо верил, что, отчуждая от себя все права, человек получает гораздо больше, так как развивается и духовно возвышается. Как возвысить человека? По Руссо, получалось, что правительство может заставить людей быть подлинно свободными. Теперь хорошо известно, что попытки кого-то насильно осчастливить неминуемо ведут к деспотизму, который прикрывается заботой о благе народа. Ближе к XX в. оказался не Руссо, а Локк, который предупреждал, что абсолютная деспотическая власть угрожает безопасности и жизни человека. Под влиянием руссоистской идеи народного суверенитета понятие «демократия» было окончательно реабилитировано, хотя и понималось в XVIII в. узко. Так, Мэдисон различал демократию и республику. Под демократией понималась непосредственная форма правления, под республикой — система представительства интересов.

Руссоистская идея народовластия пережила века, революции, стала бесспорной ценностью в наши дни. А. Линкольну принадлежит крылатая фраза о народном правлении, т. е. о правлении для народа и самим народом. Все современные конституции декларируют полновластие народа, объявляют волю народа основным источником власти. В эпоху просветительства не только реабилитируется идея выражения властью воли народа, но по сравнению с традицией, идущей от древности, меняется содержание проблемы демократии. Все больше внимания уделяется вопросу не столько о том, кто правит, сколько вопросу о том, как осуществляется власть. В XIX в. этот вопрос становится главным. Было очевидно, что идея достижения общего блага самим народом абстрактна и утопична. Народ состоит из групп, которые, консолидируясь, могут иметь своих представителей, политиков, идеологов, выражающих их интересы. Демократия сводится к механизму представительства, режиму конституционализма, гарантиям прав меньшинства.

Классическая теория демократии дополняется обоснованием системы представительства народа. Признается, что власть может осуществляться не обществом в целом и не составляющими его гражданами, а теми, кому участие передоверено, делегировано. Отличие больших по территории республик от малых уже Монтескье видел в механизме осуществления власти. В малых республиках достаточно непосредственных форм, в больших — представительная форма правления. Но согласно руссоистской концепции представительство уничтожает народоправство.

Результатом распространения и принятия идеологии представительной демократии, как единственно разумной, явилась выработка критериев свободных выборов. Наличие соревнующихся партий, свобода проведения избирательных кампаний и дебатирования проблем, всеобщее избирательное право и равенство избирателей и

честный подсчет голосов, свободные выборы, парламентаризм, развитие партийных систем стали организационным костяком современной западной демократии.

Берк подвергает критике локковский принцип отношений избирателей и депутата. По Локку, член парламента должен полностью зависеть от позиции избирателей. (На этом принципе у нас традиционно со сталинских времен действует право отзыва депутатов. Пока оно служило устранению скомпрометированных депутатов на местном уровне). Для Берка важна стабильность. Поэтому надо учитывать желание избирателей, но у члена парламента может быть свое, более мудрое мнение. И политик вправе плыть не только по течению настроений, но и сохранять свой курс.

Дистанция между избирателями и парламентом определяется и тем, что парламент — это не собрание представителей, а национальный орган, который управляет страной. И народ, избрав парламент, не может вмешиваться в его деятельность. Эту идею развивал и Медисон. В конечном счете на Западе такая позиция стала принципом парламентской демократии. В ходе поиска надежного механизма властвования были решены и две другие исторические проблемы: как обеспечить свободу без крайностей, без самодержавной деспотии и без тирании большинства; как соединить идею народоправства с политической стабильностью?

Представительная система утвердилась и стала частью современной демократии. Она складывается из двух взаимосвязанных видов представительства: государственного и партийного. Государственная система включает избирательную систему, парламент, правительство. Но государственная система представительства действительно является демократической, если ею обеспечивается выражение интересов разных групп общества. Помогает это сделать партийная система.

Для понимания ценности идеи представительной системы важно учитывать, что она развивалась как цензовая. Только к концу XX в. цензы отменяются. Действовал устойчивый иммунитет против допуска к выборам несостоятельных лиц: неимущих, не осевших на какой-либо территории, неграмотных. Устойчивым было убеждение, что когда нечего терять, то легко рождается безответственность, крайность позиции. В этом проявляется как аристократизм, предрассудок, недоверие к черни, так и трезвая оценка возможностей низов, особенно обездоленных, делать -рациональный выбор. Руссо не был сторонником всеобщего избирательного права и считал, что его не должны иметь те, кто по работе зависим и работает по найму. Гамильтон обосновывал необходимость обеспечения постоянного участия в государственном управлении состоятельных людей, так как широкие массы непостоянны и неразумны. С точки зрения Канта, из политической жизни должны быть исключены слуги, женщины, домашние учителя, так как политикой не должны заниматься те, кто не имеют собственного занятия, подчиняются распоряжению других.

Столь откровенный антидемократизм не выдержал испытания временем и корректировался уже в XIX в. Однако консерватизм гамильтоновского и кантовского типов проявился в долгом действии цензов, ограничивающих политическое участие. И это дало свой положительный результат. Широкие массы приобщились к политической жизни поэтапно, приобретая иммунитет против переворотов, свержений, бескомпромиссности.

Действовал завет, составленный классиком английского консерватизма Э. Берком: цель реформ не в приведении общества в соответствие со стандартом, который сформулирован на основе абстрактной схемы, а в смягчении нравов. Всеобщее избирательное право является благом там, где нет опасности прихода к власти демократическим путем правых и левых радикалов, способных устроить переворот. Опыт прихода к власти фашистов в Германии в 1933 г. говорит о возможности такого варианта развития. Всеобщее избирательное право может оказаться началом политической деградации и катастрофы, если оно вводится с разрушением начал монархизма и элитаризма, вводится сразу и без учета накопленной политической культуры. В России в 1918 г. так и произошло. Право голоса было предоставлено рабочим, а «эксплуататоры» и их «пособники» были лишены избирательного права. Крестьяне получили ограниченное избирательное право. В итоге получилось, что избирательное право имели только те, кто наименее самостоятелен, проявляет себя только как часть толпы, массовой организации. Демократия оказалась не средством раскрытия частной инициативы, а способом господства демагогов.

Следующий важный компонент классической теории демократии — это приоритет гражданских прав, функционирование власти в режиме конституционализма. Д. Мэдисон развивает и обосновывает пути предотвращения тирании большинства. А. Токвиль увидел в молодой американской демократии опасность появления нечестного и отвратительного правила — произвола большинства. Он открыл пути ограничения сферы деятельности государства: возникновение групп давления, ассоциаций и местное самоуправление, авторитет юристов и суда.

На основе преемственности классических представлений можно дать первичное современное определение демократии. Демократия — это институционализация политического порядка на основе реализации во властеотношениях, решающей роли воли большинства, проявляющейся на выборах и в гарантиях прав меньшинства, выражающийся в существовании легальной оппозиции, неотчуждаемости гражданской свободы человека.

Если Платон не принимал демократию потому, что видел в ней охлократию, власть толпы, то классическое понимание демократии отдалено от охлократии. В демократии воля большинства институционилизирована, выявляется не криком, не порывом, но в результате взаимодействия разных групп с использованием системы представительства. В отличие от охлократии демократия является результатом

долгой гражданской и политической эволюции общества, признания того, что буквальное народовластие не только не реально, но чревато опасностями. Чем больше ограничен правый и левый радикализм, тем менее вероятен прорыв охлократии.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
АВТОРИТАРНОЕ И ЭЛИТАРНОЕ НАЧАЛА В ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ | КРИТИКА КЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И НОВЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДЕМОКРАТИИ

Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 255; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.005 сек.