Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Демократия свободы» и «демократия равенства»
Еще Токвиль отмечал противоречие между «демократией равенства» и «демократией свободы». Здесь мы снова наблюдаем нелинейный процесс: расцвет либеральной «демократии свободы» приходится на XIX век; XX век знаменуется тяжелыми поражениями и отступлениями либеральной демократии. Анализ противоречий между элитарной «демократией свободы» и массовой «демократией равенства» много работ посвятил Р. Арон (например, его «Эссе о свободах»). Вслед за Токвилем Арон понимает под демократией отсутствие сословных различий, гражданское, политическое равенство. Революции XVIII и XIX столетий разрушили унаследованные от Средних веков исторические структуры, четко определяющие место каждого в системе власти, престиже, культуре. В этом смысле демократия содержит в себе тенденцию бесструктурного общества, беспорядочного смешения людей самого различного происхождения. И если прежде место каждого было предопределено, то теперь каждый член общества не рассматривает свое положение в качестве гарантированного, естественного и справедливого. Здесь каждый день – это бой, в котором люди доказывают себе и другим, чего они стоят и каково их призвание. Демократия, согласно Арону, - это «общество масс» в двояком смысле: во-первых, с точки зрения деструктуризации общества, лишенного определенной системы ценностей; но также и в смысле того, что здесь низшие и самые многочисленные слои - трудящиеся массы - выходят на арену истории. Арон утверждает, поскольку демократия означает политическое равенство, то всякая демократическая политика - это политика большинства, т.е. политика, имеющая своей базой требования масс. В массах же естественная тенденция современного общества - к устранению различий - существует в качестве социально-политического требования: требования фактического, материального равенства. Но люди фактически не равны по своим природным способностям. Поэтому, с точки зрения Р.Арона, демократия как политическое равенство не только состоятельна, но и непреодолима, однако демократия как фактическое равенство антропологически не состоятельна, ибо игнорирует кардинальное естественное (природное) неравенство людей. Из этого вытекает антиномия свободы и равенства. Если предоставить людей их спонтанным возможностям, предоставить им свободу инициативы, они неизбежно придут к неравным результатам, к неравенству престижа и благосостояния. Чтобы обеспечить фактическое равенство, пришлось бы ограничить свободу, подменять инициативу социально-экономической деятельности регламентирующей вездесущей опекой государства. И поскольку равенство нельзя гарантировать раз и навсегда данной системой законов (фактическое неравенство людей всегда найдет способ реализовать себя в какой-либо новой, не предусмотренной регламентацией форме), то деятельность, внедряющая фактическое равенство, вынуждена была бы прилегать к беззаконию, к произволу, к непрерывным пертурбациям, чтобы периодически втискивать естественно неравных людей в прокрустово ложе равенства. Правда, между свободой и равенством нет неразрешимого противоречия. Принцип равенства, равных возможностей относится к самой сути современного общества, его гарантии коренятся в самой экономической эволюции: экономический прогресс ломает устаревшие социальные структуры, ввергает людей в перманентное беспокойство новых способов труда, быта и тем самым мешает образованию застывших кастовых групп. Иными словами,принцип равенства - это принцип социальной мобильности, а он связанс сутью "современного" (т.е. капиталистического) способа производства, как способа революционного, предполагающего непрерывную экспансию нового. А вот свобода является более хрупкой ценностью, она не имеет каких-либо естественных гарантий, никакойэкономический детерминизм не предполагает ее непосредственно. Поэтому современное общество вообще - это демократическое, т.е. массовое, общество. Но оно предполагает две разновидности: режим свободы и режим тирании. Массы не видят в свободе высшей ценности. Свобода в качестве насущной потребности появляется на том уровне жизни и культуры, до которого массы XIX - первой половины ХХ в. еще не доросли. Вот почему во всех тех случаях, когда свобода вступает в противоречие с принципом ли материального равенства или с принципом экономической эффективности (т.е. опять-таки со стремлением масс к материальному благополучию), массы охотно жертвуют ею. Арон полностью снимает вопрос о типе власти или о том, какой класс осуществляет власть. В обществе, не знающем сословий, любви власть - есть власть масс. Классы для Арона как бы не являются реальностью, он пытается внушить читателю альтернативу: сословное (т.е. феодальное) общество или общество масс, общество равенства. И потому главным вопросом для него является не тип власти, а форма правления. Характеризуется ли правление конституционностью - опирается на закон или, напротив, оно опирается не на закон, а непосредственно на насилие - вот что дает реальные разновидности режимов в современном едином демократическом обществе. С чем связаны возможности конституционного правления? С наличием политического плюрализма, присутствием нескольких политических сил, взаимно ограничивающих друг друга. Демократический принцип власти народа или власти большинства уже тоталитарен, нельзя передавать всю полноту власти партии, получившей поддержку большинства. Это дало бы демократизм без либерализма. Либерализм как концепция и как политическая практика характеризуется духом компромисса, готовностью ограничить свои собственные требования, сделать их более приемлемыми для противной стороны. Напротив, романтический максимализм, принцип "все или ничего" ведет к политическому радикализму, а от него - к тоталитаризму. Новый Ренессанс либерализма - "демократия свободы" - наметимся с 60-х годов. На Западе он был связан с феноменом так называемого "постэкономического человека". Социологи отмечают закономерный сдвиг в структуре массовых потребностей по мере повышения уровня жизни, культуры и образования населения. Материально не обеспеченные и малообразованные массы отличались экономико-центричной системой приоритетов - в этом отношении они более всего соответствовали "экономическому человеку" Маркса, который "должен есть, пить и одеваться, прежде чем заниматься наукой, искусством, философией и политикой". Однако по мере становления потребительского общества на Западе, с развитием массового образования идосуга "экономического человека" стал сменять "постэкономический", для которого ценности самоутверждения и самореализации во всех сферах жизни - профессиональной, социокультурной, политической - занимают совершенно особое место. В профессии он ценит не одно только материальное вознаграждение, но и соответствие уровню и профилю образования, личным склонностям, потребностям в инициативе и престижности. Одновременно аналогичными критериями он оценивает и многие непрофессиональные формы активности: человек хочет не только «иметь», но и «быть» - самоосуществляться как личность. Постиндустриальные общества Запада ознаменовались новым сдвигом от демократии равенства к демократии свободы с ее принципами автономии, самодеятельности, неподотчетности.
Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 225; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |