Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Казахстан в период перестройки (1985-1991 гг.)

В марте 1985 года, после смерти К.Черненко, Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран самый молодой член Политбюро М.С. Горбачев. В апреле 1985 года под его руководством состоялся очередной пленум ЦК КПСС, с которого начинает отсчет период крупнейших политических, экономических, идеологических и социальных потрясений в самой большой стране мира. Этот период продлился 7 лет и вошел в историю как "Перестройка". В истории перестройки явственно различимы четыре периода.

1этап - март 1985 - январь 1987 гг. Этот этап проходил под лозунгами -"ускорение" и "больше социализма".

2этап - 1987-1988 гг. Лейтмотивом этого этапа стали лозунги - "больше демократии" и "гласность".

3этап - 1989-1990 гг. Период "разброда и шатания". Для него характерен раскол в едином прежде лагере перестройки, переход к открытому политическому, национальному противостоянию.

4 этап - 1990-1991 гг. Этот этап ознаменовался крахом мировой социалистической системы, политическим банкротством КПСС и распадом СССР.

На апрельском 1985 года Пленуме ЦК КПСС был провозглашен курс на "ускорение социально-экономического развития" СССРна базе опережающего развития машиностроения.

В 1986 году в экономической жизни появилось новшество - государственная приемка (госприемка). Предполагалось, что прием готовой продукции предприятий будет осуществлять независимая от предприятий, государственная комиссия. Результаты были весьма плачевны (в конце 1987 г. не прошло госприемку 15-18% промышленной продукции)

В социальной сфере был дан старт нескольким кампаниям: тотальной компьютеризации школ, борьбе с пьянством и алкоголизмом и нетрудовыми доходами.

2. Декабрьские события 1986 года в Алма-Ате и их политическая оценка

16 декабря 1986 года состоялся Пленум Центрального Комитета (ЦК) Коммунистической партии Казахстана (КПК). На повестке дня стоял организационный вопрос - выборы первого секретаря ЦК КПК. Первым секретарем ЦК КПК, вместо отправленного на пенсию Д. Кунаева, был единогласно избран Г. Колбин, работавший до того первым секретарем Ульяновск ого обкома КПСС.

Утром 17 декабря 1986 года в Алма-Ате начались демонстрация молодежи с протестом против принятого решения, длившаяся 2 дня, которая вошли в историю как Декабрьские события 1986 года в Алма-Ате.

Вечером 17 декабря была предпринята первая попытка разгона демонстрации, применены пожарные машины, саперные лопатки, дубинки, служебные собаки. Начались массовые беспорядки.

Утром 18 в Алма-Ату прибыли специальные части из других городов страны. Вечером началось "вытеснение" демонстрантов с площади. Демонстрация была разогнана.

В январе 1987 года состоялся пленум ЦК КПСС, положивший начало существенным изменениям в экономической, политической жизни СССР, которые можно с полным правом назвать реформами.

Развитие экономических реформ определяли две тенденции: расширение самостоятельности государственных предприятий и расширение сферы действия частного сектора экономики. В 1986 году был принят Закон об индивидуальной трудовой деятельности, который легализовал частнопредпринимательскую деятельность в 30 видах производства товаров и услуг, преимущественно в сфере кустарно-ремесленных промыслов и бытового обслуживания. В СССР появились, впервые за многие десятилетия, официально разрешенные «частники».

В 1987 году был принят Закон о государственном предприятии, согласно которому госпредприятия переводились на хозрасчет, самоокупаемость и самофинансирование, могли самостоятельно заключать договоры на поставки с партнерами, некоторым крупным предприятиям был разрешен выход на внешний рынок.

В 1988 году был принят закон «О кооперации в СССР». Наконец, в1989 году была разрешена аренда земли сроком на 50 лет.

В политической области параллельно М. Горбачев ввел в политический лексикон новое понятие - гласность, под которой власть понимала "здоровую" критику существующих недостатков, большую информированность населения и некоторое ослабление цензуры. Главным разрешенным объектом критики стал "сталинизм", главным идеалом - "возвращение к ленинским нормам партийной и государственной жизни". В рамках этой кампании были реабилитированы партийные деятели Н.Бухарин, А.Рыков, Г.Зиновьев, Л.Каменев.

Начали публиковаться запрещенные ранее произведения Гроссмана, Платонова, Рыбакова, Дудинцева, Приставкина, Гранина, Мандельштам, Галича, Бродского, Солженицина, Некрасова, Оруэла, Кестлера. На телевидении появились программы "Двенадцатый этаж", "Взгляд", "Пятое колесо", "До и после полуночи".

Собственно политическим реформам положила начало 19 Всесоюзная партийная конференция (лето 1988 г.). На конференции М.Горбачев предложил распространить альтернативные выборы на партийный аппара. Эта реформа привела к установлению новой системы:представительной власти и исполнительной власти:Представительная власть Исполнительная властьСъезд народных депутатов СССР Президент СССРВерховный Совет СССР

На третьем Съезде Народных Депутатов СССР, состоявшемся в 1990 году, первым и последним Президентом СССР был избран М.Горбачев.

.В сентябре 1991 года была достигнута договоренность о прекращении поставок советского и американского оружия в Афганистан. В этом же году СССР выступил на стороне США в осуждении агрессии Ирака (своего давнего союзника) в отношении Кувейта, установил дипломатические отношения с Израилем и ЮАР.

Б 4

1. Казахстан в период палеолита

В свою очередь палеолит делится на нижний, средний, поздний. Последний этап каменного, когда уже появляются первые орудия труда из металла, называется энеолитом – меднокаменным веком.Древний палеолит (от греч.-древний камень), древний каменный век, первая из двух основных эпох каменного века. Палеолит – эпоха становления человека, его мышления, производственной деятельности и культуры. Он охватил время приблизительно от 2 млн. до 12 тыс. лет назад.Следы человека на территории Казахстана относятся к древнему палеолиту (примерно 2 – 2,5 млн. – 140 тыс. лет до н.э.), о чем свидетельствуют орудия труда шель-ашельского времени – кремневые отщепы, рубящие орудия, рубила, чоппер, нуклеусы, обнаруженные в ракопках в урочищах Шабакты, Танирказган, Борыказган, Акколь, Казангап (Южный Казахстан – хребет Каратау). Памятники древнего палеолита имеются и в других частях Казахстана. В Центральном Казахстане это стоянкаКудайколь, расположенная на северо-восточной окраине Сары-Арки, стоянки Жаман-Айбат под Жезказганом, Обалысай в Жездинском районе Карагандинской области. В Восточном Казахстане это стоянка на берегу Колгутты, недалеко от села Каратогай Курчумского района.

Древние люди жили стадами. Сообща легче было охотиться, легче противостоять опасности и силам природы. Основным занятием их было собирательство, занимались охотой, они были знакомы с огнем. Древние люди селились под каменными навесами, в гротах, пещерах. Древнейшие люди на территории Казахстана эпохи раннего палеолита были современниками питекантропов и синантропов.

Средний палеолит (140-40 тыс. лет до н.э). Средний палеолит был более высоким этапом развития человека и его культуры. В среднем палеолите (позднеашельское и мустьерское время) древним человеком на территории Казахстана было освоено (расселено) большинство территорий от хребта Каратау на Юге до верховьев реки Ишим на Севере и от среднего течения реки Сарысу на Западе до верховьев Иртыша на Востоке. Появились новые формы каменных орудий – остроконечник и скребло. Остроконечник выполнял функции ножа и наконечника древнего копья; скребло употреблялось для выделки шкур добытых животных, обработки дерева.

Стоянки среднего палеолита найдены в Южном Казахстане - Кызылжибек, Арыстанды, в Центаральном Казахстане Обылысай, Кзыл-Жар, Канай и др.

В среднем палеолите люди жили большими общинами. Появляется начальная форма матриархальной родовой общины. Основные занятия людей этой эпохи были охота и собирательство. Применение загонной охоты на крупных животных – мамонтов, бизонов, козлов, пещерных медведей требовало участия в ней большего количества охотников.

Крупнейшим достижением мустьерского человека было открытие способа добывания огня трением. Люди в среднем палеолите наряду с пещерами, уже строили себе жилища из костей крупных животных.

Древние люди эпохи среднего палеолита были современниками неандертальцев.

В эпоху среднего палеолита появились зачатки культа умерших как первых религиозных верований, произошли сдвиги в мышлении и мировоззрении человека возникли представления о различиях между жизнью и смертью.

Поздний (верхний) палеолит (40-12 тыс. лет до н.э.).В эпоху позднего палеолита появляется человек современного физического типа – «человека – разумного» (Номо Sapiens). С появлением разумного человека палеолит вступил в новую стадию развития, т.е. верхний палеолит.

Поздний палеолит проходит две фазы развития. Первая из них характеризуется тем, что продукты добывались не больше, чем это было необходимо для обеспечения физического существовании людей. В таких условиях, кончено, распределения продуктов было уравнительное, т.е. всем поровну (уравниловка). В чем суть уравниловки? Суть уравнительных отношений заключалась в том, что весь продукт независимо от того, кем и как он добыт, являлся полной и безраздельной собственностью коллектива общины. Таким образом, на самом раннем этапе первобытно-общинного строя никакой другой собственности, кроме коллективной, не могло быть.

Вторая фаза позднего палеолита характеризуется таким уровнем развития производительных сил, при котором стало возможным появление сравнительно большего количества избыточного продукта. Это подготовило и обусловило существенную перестройку всей системы социально-экономических отношений. Во время позднего палеолита происходит разделение труда, которое вызвано усовершенствованием орудий труда. Орудия труда становились все разнообразнее и совершеннее: скобели, концевые и округлые скребки, пластины, резцы, наконечники копий и дротиков, проколы, сверла, крючки, иголки с ушками и др. В связи с этим все больше увеличивается количество продуктов. Избыточный продукт начал в своей массе сосредотачиваться в руках немногих лиц, что создавало условия для появления зародышевых форм эксплуатации. Ведущую роль в хозяйстве играли охота, рыбная ловля, собирание растительной пищи. Начал формироваться род как первая форма общественной организации – человеческого коллектива.

С появлением разумного человека чисто животные инстинкты и принципы вытесняются новыми. «Первобытное человеческое стадо» начинает превращаться в человеческое общество – родовую общину. Важнейшая отличительная черта родовой общины от первобытного человеческого стада, это экзогамия, т.е. запрет на брачные отношения внутри общины. Таким образом, мы видим появление новых «небиологических» регуляторов отношении между людьми.

В позднем палеолите представления человека в духовной сфере; широкое распространение получили ранние формы религии и искусства, а также культ охотничьей магии, в основе которого лежала вера в получение власти над животными через овладение его образом – символом.

Главной темой первобытного искусства было изображение животных, резьба, скульптура. Олицетворением плодородия земли являлись женские фигуры, вырезанные из кости, камня, глины. В Казахстане найдено более 130 крупных скоплений наскальных изображений.

 

 

2. Кипчакское ханство (нач. ХI-1224). Общественное устройство, хозяйство и религия

 

Расселение кыпчаков и их этнический состав.Когда мы гово­рим о кыпчаках, то должны вспомнить кимаков, история этих пле­мен тесно связана друг с другом. Территория Кимакского кагана­та в XI веке полностью вошла в состав созданного Кыпчакского хан­ства. Это были обширные земли от Алтая и Иртыша на востоке до Волги и Южного Урала на западе, от Куландинских степей на севе­ре до озера Балхаш и Джунгарского Алатау на юге.

Усилившись, Кыпчакское ханство расширило свои южные гра­ницы, присоединив к себе земли в среднем и южном течении Сыр­дарьи, степи Приаралья и Прикаспия. А представители кыпчак- шсой знати стали правителями присырдарвинских городов.

Кыпчаки кочевали в приречных районах Ишима, Нуры, Илека и Сарысу. С зимовок на Мангистау и Устюрте они летом перекочевыва­ли в долины рек Эмба, Сагыз, Уил, Хобда и Урал (Яик). По арабским источникам, у кыпчаков были исторически укоренившиеся маршру­ты кочевий.

Поэтому земли между Алтаем и Волгой называли Кипчакской степью (Дешт-и-Кипчак), что является доказательством того, что названная территория действительно являлась родиной, исконной землей кыпчаков.

Этнический состав кыпчаков начал формироваться в VII-VIII исках. Он состоял из двух групп племен. Первая - западное объ­единение кыпчаков, куда входили одиннадцать племен, в их числе: елъборили, токсоба, йетиоба, дурут и другие. Вторая - восточное объединение кыпчаков, которое состояло из шестнадцати племен. Восемь из них были крупными, восемь - мелкими. Ведущим из племен были бори (волки), которых называли и «ельборили» («на­род волков»). Кыпчакекие ханы династийно-наследственно были выходцами из этого племени. Название племени «бори» говорит о культе волка как идола, объекта поклонения. А такой культ бы­тует со времен древних тюркских племен. Название «токсоба» оз­начает «девять племен», «дурут» - «четыре племени», «йетиоба» - «семь племен». Из этого видно, что все они являлись племенными объединениями.

В объединение кыпчаков входили тюркоязычные кимакские, огуз- ские, команские и древние башкуртскиеплемена. С XII века, когда кыпчаки стали господствовать в Приаралье, к ним были присоедине­ны племена канлы, карлуков и жикил.

Таким образом, племена, входившие в этнический состав кып­чаков, находились на этапе сложения кыпчакекой народности. Потому что у этих племен были схожими язык, верования, общест­венный строй и способы ведения хозяйства. Безусловно, в языке сохранялись местные диалекты. Однако это обстоятельство не мог­ло быть препятствием для образования однородной кыпчакекой народности. Об этом итальянский путешественник, посол Плано Карпини писал: «Канлы говорят по-кыпчакеки». Внутри племен продолжался процесс этнического сближения и взаимослияния. По­этому процесс образования кыпчакекой народности в Дешт-и-Кып- чаке (Кыпчакекой степи) был закономерным явлением. Но монголь­ское нашествие помешало развитию этого процесса. И образова­ние единой народности было заторможено до XV века.

Общественный строй. Общественный строй Кыпчакского хан­ства являлся прямым продолжением общественного уклада Кимак- ского каганата. И в этом ханстве власть передавалась от отца к сыну по наследству. Особенностью являлось то, что хан избирался из знатных людей племени ельборили. Не случайно поэтому араб­ский историк Джурджани назвал это племя племенем ханской ди­настии.

Ставка ханской власти носила название орда. В орде жили пра­вители, знать. Система управления войском по существующей тра­диции состояла из правого и левого крыльев. Ставка более сильно­го и влиятельного правого крыла находилась на берегу реки Урал (Яик) на месте города Сарай, а ставка левого крыла - в присыр- дарьинеком городеСыгнак. Подразделение системы управления на два крыла было рассчитано на нерушимое поддержание хан­ской власти на западе правым крылом, на востоке - левым.

  Государства и племена на территории Казахстана в X—XIII веках.

 

 

Социально-экономической основой Кыпчакского ханства был классовый строй. К представителям господствующего сосло­вия относились ханы, их родственники, тарханы, баскаки, беки, баи (богачи) и вожди родов и племен. А к низшему со­словию относились простой народ и бед­няки, не имевшие скота. К беднякам при­числялись и жатаки, занимавшиеся зем­леделием. В кыпчакском обществе име­лись даже рабы. Рабами обычно станови­лись две категории людей: во-первых, бед­ные должники, не имевшие скота; во-вто­рых, люди, попавшие в плен. Одним из ис­точников обогащения представителей гос­подствующего сословия была продажа ра­бов на среднеазиатских базарах.

О том, что в Кыпчакском ханстве существовало рабство, свиде­тельствовал Махмуд Кашгари, называя рабов «яланкугами».

Имущественное неравенство в Кыпчакском ханстве между людьми можно проследить по захоронениям умерших. Так, напри­мер, если из одних захоронений были извлечены дорогостоящие предметы и вещи, погребенные вместе с умершим, то в других най­дены лишь одни скелеты.

В кыпчакском обществе неравенство было и в землепользова­нии. Если знатные люди, имевшие много скота, владели богатыми пастбищами, водными источниками, то бедняки с малым поголовь­ем или совсем не имеющие скота, попадали в прямую зависимость от первых.

Политическое положение Кыпчакского ханства. С XI века почти на всей территории Казахстана, кроме Жетысу, властвовали кыпчаки. Укрепление социально-экономического положения хан­ства требовало расширения его границ. Кыпчаки стали стремить­ся к захвату южных городов Казахстана и Средней Азии и южных степных районов Руси. Но между кыпчаками и названными регио­нами преградой являлись огузы. В конце X и начале XI веков Огуз- ское ханство переживало тяжелый упадок. Воспользовавшись вос­станием внутри страны, сельджуки захватили город Дженд. В это время и кыпчаки вторглись в Огузское ханство с севера и северо- востока. Таким образом кыпчаки расширили свои границы от сред­него течения Сырдарьи до Аральского моря и реки Волги. Затем они завоевали южнорусские степи, Кавказ, Крым и земли до Дона.

В русских исторических источниках вторгшихся в земли Руси кып­чаков называли «половцами», а дошедших до берегов Дуная кып- чаков венгры называли «кунами» (гуннами) или «команами».

Кыпчакские ханы вели упорную борьбу со среднеазиатскими государствами и в особенности с Хорезмом. Шах Хорезма опасался усиления кыпчаков и приближения их к своим границам. Поэто­му он прибегал к различным политическим ухищрениям. Такую же политику по ослаблению кыпчаков проводил и наследник шаха Хорезма Атсыз.Хорезмийцы стремились использовать малейшую иозможность для ослабления кыпчаков.

Судя по некоторым письменным источникам, шах Атсыз не­сколько раз нападал на огузов, находящихся под властью кыпча­ков. В 1133 году кыпчаки потерпели крупное поражение от хорезм­ского шаха. Но окончательной победы шах Хорезма так и не до­бился. Однако после этого поражения кыпчаки распались на две племенные группировки и это привело их к ослаблению. Убедив­шись, что кыпчаков трудно победить в открытом сражении, хо­резмийцы использовали их внутренние противоречия и междоусо­бицы. Например, принимая представителей знати господствующе­го сословия кыпчаков и щедро одаривая их подарками, они натрав­ливали их друг против друга, чтобы противопоставить их осталь­ной части кыпчаков. Хорезмийцы занимались и распространением ислама среди кыпчаков. Таким путем они старались поставить кыпчаков в зависимость от себя.

Правители Хорезма Текеш и Мухаммед II пытались осуще­ствить давно вынашиваемые планы. Воспользовавшись борьбой за класть между кыпчакским ханом Кадыр-Букой и его племянни­ком Алии-Дереком, Текеш задумал захватить город Сыгнак. В 1195году он совершил поход против правителя Сыгнака хана Кадыр-Буки и при поддержке правителя Отрара Алып-Дерека захватил город.

В начале XIII века между шахом Хорезма Мухаммедом и Кып- чакским ханством произошло несколько сражений за овладение при- сырдарьинскими городами. Из-за отсутствия единства внутри стра­ны кыпчаки потерпели поражение и вынуждены были отступить на север. Однако города Отрар и Сыгнак, а также регион Араль­ского моря долгие годы являлись местами столкновений кыпча- ков и хорезмийцев. Противоборство двух народов окончательно прекратилось только после завоевания их монголами.

Таким образом, несмотря на падение Кыпчакского ханства, его на­род не исчез. Кыпчаки продолжили свое историческое развитие.

В итоге они составили основу этнического состава казахского народа.

Хозяйство. Кыпчаки преимущественно занимались скотовод­ством. По данным археологических раскопок, у кыпчаков разводи­ли четыре вида скота. Арабский путешественник Ибн Баттута отмечал: «Особенности этой степи (Дешт-и-Кыпчака) заключаются в том, что растения ее служат вместо ячменя, такой особеннос­ти нет у других стран. Вот почему в ней много скота». Далее он рассказывал об удивительной многочисленности поголовья скота в этой стране и восхищался, что, наверное, нигде нет такого его количества.

В середине XIII века побывавшие в Казахстане европейские пу­тешественники П. KapnuHU и В. Ру брук упоминали о колесных по­возках, в которые запрягались 10 быков. Количество поголовья ло­шадей считалось показателем обеспеченности людей. В Афгани­стане, Иране, Египте и Индии кыпчакские лошади стоили от 100 до 500 динаров. Ибн Баттута также отмечал наличие у кыпчаков и крупного рогатого скота. Он писал, что кыпчаки впрягали в арбы волов и верблюдов, «смотря по тяжести или легкости арбы».

Кыпчакские скотоводы в поисках пастбищных угодий не коче­вали беспорядочно, у них были издавна установившиеся маршру­ты кочевий, постоянные зимовки и жайляу.

Среди кыпчаков были и земледельцы.

Еврейский путешественник Петахъя, про­езжавший в XII веке через кыпчакские земли, писал, что «хлеба не едят в этой зем­ле, а только рис и просо». Такой же факт в XIV веке подтвердил и арабский историк алъ-Омари: «Посевов у них (кыпчаков) ма­ло и меньше всего пшеницы и ячменя.

Чаще всего у них встречается просо, им они питаются и по части произведений земли в нем заключается главная еда их».

Охота у кыпчаков служила одним из источников существова­ния. По письменному свидетельству Петахьи, кыпчаки охотились с луком. Он поражался меткости охотников. Безусловно, если для представителей знати охота была развлечением, то для бедняков она служила средством выживания. На одних зверей охотились из-за мяса, а на других - из-за ценного меха. Из шкур зверей шили теплую одежду.

У кыпчаков были хорошо развиты домашние промыслы, ре­месла. Из шкур и шерсти скота они изготавливали необходимые изделия, шили одежду. Вместе с тем кыпчаки являлись искусны­ми мастерами по дереву, кузнецами и ювелирами.

 

 

3. Вклад интеллигенции 20-30-х годов в создание национальной системы просвещения

 

Выдающимися просветителями казахского народа по праву являются Абай Кунанбаев, Шокан Валиханов, Ибрай Алтынсарин. Просветительские идеи Абая были подхвачены по эстафете и разви­ты интеллигенцией начала ХХ в.Национальную интеллигенцию начала ХХ в. называют представи­телями нового просветительства. Новое просветительство динамично обогащалось передовыми для своего времени идеями: утверждение национального самосознания, поиски путей переустройства традиционного общества, отстаивание интересов своего народа с применением новых политических методов и средств борьбы.

В 1920-е годы наблюдается активный процесс привлечения национальной интеллигенции в го­сударственный аппарат управления по налаживанию социально-экономического и культурного раз­вития республики. Вовлекались в общественную работу представители алашской интеллигенции.

Народное образование в 1920-е годы испытывало острый недостаток учителей и учебников. Так, в документах «татаро-киргизской» секции Сибнаробраза, которая была организована в июне 1920 г., постоянно отмечается трудное положение с учительскими кадрами, с обеспечением школ: «Острая нужда в работниках из киргиз (казахов. — Ж.О.)» [1]. «Вообще недостаток литературы, учебников и другого материала на киргизском языке. Принимая во внимание печальное положение, секция от­пустила на каждую школу по одному татарскому учебнику» [2].

Так, активное участие в создании учебников на казахском языке приняли видные учёные, обще­ственные деятели, поэты, писатели края. В этой связи архивные материалы свидетельствуют о сле­дующем. Согласно протоколу № 2 Объединённого совещания, созванный Народным комиссариатом просвещения и членом Редакционной коллегии при Госиздате КазССРАхмедом Байтурсыновым по вопросу «составления и перевода учебников на киргизском (казахском) языке для Киргизской единой трудовой школы 1-й и 2-й ступеней, которое было проведено 31 января 1921 г., Магжану Жумабаеву было поручено «составить хрестоматии для чтения, синтаксис и теорию словесности киргизского языка»; а также «поручить перевод киргизской истории и педагогики» [3, лл. 11-12, 26-27].

  1. В сложные и неоднозначно оцениваемые исследователями годы становления Советской вла­сти в Северном Казахстане верно служили своему народу М.Жумабаев, С.Сейфуллин, С.Садвокасов, К.Кеменгеров. Их общественно-политические взгляды определялись теми задачами, которые стояли перед обществом, а именно повышение уровня образования через усиление роли казахского языка. Окончание гражданской войны, переход к новой экономической политике способствовали возвраще­нию дореволюционной интеллигенции к работе по специальности. Плодотворная просветительская деятельность способствовала выполнению ими своей исторической миссии: подъем национального самосознания народа, приобщение его к ценностям мировой экономики и культуры через просвеще­ние. Магжан Жумабаев, Кошке Кеменгеров, Сакен Сейфуллин приняли непосредственное участие в работе по составлению учебников на казахском языке в 20-е годы ХХ в.; они считали, что идею на­циональной независимости казахского народа необходимо развивать, прежде всего, на ниве просве­щения и таким путём формировать будущее нации.
  2. Активная политическая деятельность национальной интеллигенции после окончания граждан­ской войны перешла в плоскость духовного сопротивления тоталитарному режиму советского госу- дарства. Казахская интеллигенция выражала протест продолжающейся колониальной политике под эгидой Советской власти, насильственному переустройству социально-экономического уклада жизни казахского общества, они пытались провести идеи самосохранения культуры и традиций народа, стремления к прогрессу через просветительство.

 

б5

 

1. Карлукское государство.(2билет)

2. Этнические процессы на территории Казахстана.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Образование Казахской ССР | Этнические процессы на территории Казахстана

Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 474; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.005 сек.