Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Этнические процессы на территории Казахстана
Этническая история Казахстана, как и всего региона Центральной Азии, крайне сложна. На протяжении веков здесь перекрещивались судьбы множества племен и народов. Сведения о них разбросаныв большом количестве источников на многих языках, восточных и европейских. Исследователями несколькихпоколений востоковедов осуществлена большая работа по их изучению. В научной литературе утвердилось понимание этноса (т. е. народа — племени, народности, нации), как исторически стожившейся, устойчивой совокупности людей, обладающей не только общими внешними физическими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также сознанием своего единства и обособленности от других этнических групп (т. е. самосознанием), закрепленным в самоназвании (этнониме). Для формирования этноса и дальнейшего сохранения его целостности важнейшее значение имеет единство территории его расселения. Чтобы у людей появились общие черты, выделяющие их из числа других этносов, они должны непрерывно, длительно общаться друг с другом, а это возможно лишь при условии их расселения, по крайней мере в период формирования, консолидации этноса, в пределах единой, постоянной территории. В XV—XVIвв. в основном завершился многовековой процесс формирования казахской народности и ее этнической территории, фактически в тех же пределах, в которых размещались казахи и в последующие века. Этническую основу казахской народности, как и ряда других тюркских народностей региона Центральной Азии, также сложившихся кXV—XVI вв., составили многочисленные разноязыкие в прошлом племена и народы, от саков, усуней, кангюев, гуннов, тюрков, тюрге-шей, карлуков, огузов, кимаков, кыпчаков до найманов, аргынов, киреев, конгратов, джалаиров, дулатов и многих других, обитавших в разное время на территории Казахстана. Некоторые из них в разные эпохи имели свои государства. Многие древние тюркские родовые и племенные названия сохраняются у казахов и в позднее время. Истоки этногенетических процессов, обусловивших образование казахской народности, восходят к глубокой древности — эпохе разложения первобытнообщинного строя. В начальной стадии эти процессы были связаны с автохтонным населением. Но в последующем развитии они все более зависели от этнических процессов на обширных пространствах Центральной Азии. Движение этнической истории на территории Казахстана, сложение в разные периоды крупных этнических и этнополитических общностей и в конечном итоге — казахской народности органически обусловлены эволюцией и взаимосвязью хозяйственных форм кочевого скотоводства и оседлого земледелия, а также городской культуры, прогрессивными изменениями в общественных отношениях. Во многом этнические процессы определялись важнейшими политическими событиями древности и средневековья, происходившими в целом в казахстанско-среднеази-атском регионе и за его пределами. В развитии этногенетических процессов на территории Казахстана выделяются несколько этапов. По антропологическим данным, в процессе этнического развития устойчиво сохранялся на протяжении длительного времени европеоидный тип населения, подвергшийся со временем более или менее сильному (в разных зонах)изменению в сторону монголоидности. Не оставалась неизменной и языковая ситуация, ираноязычность древних племен постепенно уступала место тюркоязычности более поздних обитателей данной территории. Андроновским племенам индоиранцев, европеоидного облика, занимавшимся скотоводством и земледелием в эпоху бронзы, наследовали в период раннего железа родственные скифам кочевые скотоводческие племена саков в южных и восточных областях, савро-матов — в северных и западных. Решающий этап в этнических процессах в Казахстане и в целом в регионе степных территорий Евразии связан с массовым расселением тюрков в западном направлении с середины I тыс. н. э. Все более определенной, моноэтничной, а именно — тюркской, становилась этнодемографическая обстановка в степной части территории Казахстана и сопредельных стран. На огромной территории в южном, юго-западном направлении, от Северной Монголии до Амударьи, включая Семиречье, также постепенно расселяются тюркские племена. На землях Казахстана тюрки, среди которых источники называют племена буту, байырку, бекли, кыбыр, тюргеш, булак, карлук и др., смешивались с потомками древних его обитателей саков, сарматов, усуней, кангюев. Формирование новых социальных (раннефеодальных) отношений и образование древнетюркской государственности в VI в.— Тюркского каганата, затем Западно-Тюркского каганата — содействовали интенсивному притоку тюркоязычных племен на западные земли, тюркизации местного населения Казахстана, постепенной монголи-зации антропологического типа, закреплению тюркских племен на определенных территориях. В эпоху возникновения целого ряда тюркских государств интеграционные тенденции в этнических процессах на территории Казахстана усилились. Эти государства обеспечили возможность политической консолидации местного и пришлого населения, его этнокультурного обособления в отдельных регионах, стабилизацию условий для хозяйственного освоения территорий. На юго-востоке Казахстана Тюргешский каганат (VII—VIII вв.) объединил племена большой территории Чу-Илийского междуречья, с центрами на Таласе и в Суябе. Тюрки приобщались к оседлоземле-дельческой и городской жизни (до того носителями этой культуры были в основном согдийцы). В Карлукскую федерацию племен (VIII—X вв.), переместившихся на территорию Семиречья из области между Западным Алтаем и Тарбагатаем, кроме собственно карлуков, входили кочевые и полукочевые тюркоязычные племена, объединявшиеся единым термином «карлук»: тухси, чигили, азкиши, дулу, халаджи, чаруки, аргу, барсханы и другие (часть из них ранее входили в Тюргешский племенной союз). В нее вошли также группы огузов, уйгуров, семиреченских согдийцев. Основная часть огузов ушла в Приаралье. В карлукской этнополитической общности преобладал европеоидный расовый тип с незначительной примесью монголоидности. Значительная масса карлуков мигрировала в Мавераннахр, составив существенную часть формировавшейся узбекской народности. На территории Южного Казахстана государство огузов (IX—XI вв.). объединило кангюйские (канглы) и кангаро-печенежские племена и этнические группы долины Сырдарьи, асов и аланов из арало-каспий-ских областей, а также тюркские кочевые племена, продвинувшиеся на запад из Семиречья, в их числе — этнические группы карлуков, халаджей, чагра, чаруков. В антропологическом облике огузов преобладали монголоидные черты. Впоследствии большая часть огузов передвинулась в Среднюю Азию, другая вошла в состав нового этно-политического объединения на территории Казахстана в государство кыпчаков. В северных, восточных и центральных районах Казахстана в VIII—XI вв. обитали кимакскиеи кыпчакские племена, также создавшие свою раннефеодальную государственность. В состав кимакского политического объединения входили кочевые и полукочевые тюркские племена кыпчак, эймур, имак, татар, байандур и др.Преемниками кимакской государственности стали кыпчаки, одно из наиболее крупных племен кимакского объединения.
Жесткая командно-административная система, восторжествовавшая в Стране Советов к середине 20-х гг., достигла своего апогея в 30—40-е— начале 50-х гг., в том числе и в Казахстане. Ей в полной мере были присущи такие отрицательные явления, как подавление свободы человека, игнорирование его прав, отчуждение людей от средств производства, формирование политики влияния на власть управления государством. В стране доминировал культ И. В. Сталина. Все какие-либо успехи приписывались его умению руководить, а крупные недостатки и провалы — «врагам народа» или всячески замалчивались. Все это отрицательно воздействовало на общественно-политическое развитие республики и обернулось тяжелыми последствиями. Под различными лозунгами с использованием громких политических ярлыков совершались нарушения законности, продолжались злоупотребления властью. Политическая система демонстрировала свою неспособность к саморазвитию. Согласно сложившейся традиции, руководящая роль воспринималась как непосредственное, чисто административно-командное вмешательство партийных органов во все стороны жизни общества. Решая вопросы, находящиеся в компетенции государственных органов, Коммунистическая партия максимально привлекала к выполнению народнохозяйственных и социально-культурных задач государственные и общественные организации, лишая их тем самым самостоятельности. Послевоенные планы развития советского общества органически вписывались в сталинскую антидемократическую, тоталитарную модель социализма. Но народ, перенесший все тяготы и лишения войны, стал иным, чем в предвоенные годы. Произошла известная переоценка ценностей, связанная с утверждением мирного настроя в общественной жизни. В сознании современников все более отчетливо зрело понимание необходимости поворота к социальным программам, к демократии. Нараставшее противоречие между обществом и административно-приказными методами партийно-государственного руководства было реальным фактором переходного периода от войны к миру. Однако переходу к комплексным программам общественного обновления на всех уровнях общественного сознания мешала устойчивая социально-политическая структура. Более того, победа в тяжелейшей войне создала в послевоенный период уверенность в эффективности действующей системы руководства, а большинство руководителей уверовали в непогрешимость административных методов правления. Идеология социализма в 40-е — нач. 50-х гг. достигла своего апогея. В этих сложных условиях под неусыпным контролем партийных комитетов развивались общественные науки. Особенно негативно отразилось на дальнейшем положении общественных наук постановление ЦК ВКП (б) «О журналах—«Звезда» и «Ленинград» (14 августа 1946 г.)1, которое знаменовало собой начало нового витка преследования инакомыслия. В русле указанного постановления строили свою работу и партийные комитеты Казахстана. В постановлении Пленума ЦК КП Казахстана (март 1947 г.) нижестоящим партийным комитетам прямо предписывалось «шире развернуть большевистскую критику политических ошибок и националистических извращений в освещении истории, в литературе и искусстве и обеспечить безусловное выполнение постановлений ЦК ВКП(б) по идеологическим вопросам...»2 В то время, когда в Ленинграде и Москве фабриковались «Ленинградское дело», «дело врачей», в Казахстане было организовано «дело Бекмаханова». Молодой, талантливый историк Ермухан Бекмаханов был членом интернационального коллектива ученых, работавших над подготовкой «Истории Казахской ССР», в который входили видные советские историки А. П. Кучкин, А. М. Панкратова, Б. Д. Греков, Н. М. Дружинин и др. В июне 1943 г. книга вышла в свет. Одни рецензенты считали ее первой и удачной попыткой создания обобщающей истории Казахстана, другие приняли ее как «книгу антирусскую, в которой идеализированы национальные восстания против России»3. Оценка антиколониальных восстаний, данная в «Истории», вызвала в научной среде ожесточенные дискуссии.Научные взгляды Е.Бекмаханова, высказанные им в монографии «Казахстан в 20-40-е гг. XIX в.» (1947 г.), были объявлены развитием концепции буржуазных националистов: политически вредными. В1950 г. в газете «Правда» в статье «За марксистско-ленинское освещение вопросов истории Казахстана» книга Е. Бекмаханова была осуждена4. Статья «Правды» явилась началом непосредственной политической расправы над Бекмахановым. 10 апреля 1951 г. ЦК партии Казахстана принял постановление о статье в газете «Правда», в котором признал статью правильной и осудил «буржуазно-националистические взгляды Бекмаханова»5. В июне 1951 г. ЦК КП Казахстана вновь вернулся к статье в газете «Правда» и принял ряд дополнительных мероприятий по реализации постановления от 10 апреля 1951 г. После ряда проработок, доктор исторических наук Е. Бекмаханов был уволен из Академии наук и в 1951—1952 гг. работал в одной из средних школ Чуйского района Джамбулской области, а 4 декабря 1952 г. был осужден судебной коллегией Верховного суда Казахской ССР на 25 лет. Только после смерти И. В. Сталина дело по обвинению Е. Бекмаханова было пересмотрено и прекращено за отсутствием состава преступления. Весной 1954 г. он вернулся в Казахстан. «Дело Бекмаханова» было не единственным в 40-х—начале 50-х гг. Жертвами подобных несправедливых политических обвинений стали видные ученые-обществоведы республики А. Жубанов, X. Жума-лиев, Б. Сулейменов, Е. Исмаилов, талантливый писатель Ю. Л. Домбровский. Необоснованно были обвинены в допущении политических и буржуазно-националистических ошибок А. Абишев, К. Аманжолов, К. Бекхожин, С. Бегалин и другие известные ученые и писатели. Президент АН Казахской ССР К. Сатпаев и выдающийся писатель и ученый М. Ауэзов, подвергшиеся гонениям, вынуждены были выехать из Казахстана в Москву. Ряд ученых-биологов, медиков и геологов, обвиненных в космополитизме, также были изгнаны из научных учреждений и кафедр ъузов республики. Зревшее в послевоенные годы в обществе понимание необходимости перемен было умело подавлено административной системой с помощью рядамер идеологического и репрессивного характера. Но духовная атмосфера середины 40-х — начала 50-х гг. была лишь приглушена, но не сломлена. Уже в первые годы после смерти Сталина (март 1953 г.) наметились две линии, два подхода к вопросу о характере возможных перемен. В 1953—1954 гг. развернулась дискуссия о характере противоречий в социалистическом обществе, роли личности и народных масс в истории, соотношении теории и практики, коллективности руководства и т. д. Важной вехой на пути демократизации общественной жизни стало пресечение преступной деятельности Л. П. Берии. Со смертью И. В. Сталина и устранением от власти Л. П. Берии завершилась одна из самых мрачных страниц жестокого режима, существовавшего в СССР6. Процесс демократических преобразований в стране стал протекать более активно. Но кончина И. В. Сталина не означала демонтаж построенной им командно-административной системы. Тысячи осужденных по-прежнему сидели в лагерях, а многие политические деятели, так же причастные к-нарушению прав человека, как и сам Сталин, продолжали занимать высокие правительственные посты. Большое воздействие на общественную жизнь республики оказало освоение целинных и залежных земель. В преддверии освоения целинных земель произошли кадровые изменения. На VII съезде Компартии Казахстана вместо Ж. Шаяхметова первым секретарем ЦК Компартии Казахстана был избран П. К. Пономаренко, секретарем — Л. И. Брежнев. Вопрос о смещении Ж. Шаяхметова был решен в Кремле, без консультаций с партийной организацией Казахстана, без совета с коммунистами. В феврале 1956 г. в Москве прошел XX съезд КПСС, ключевым вопросом которого был вопрос о преодолении культа личности Сталина. Партия коммунистов, во главе с Первым секретарем ЦК КПСС Н. С. Хрущевым попыталась проанализировать причины возникновения, сущность и характер проявления культа личности И. В. Сталина и его последствия. Отмечая мужество и смелость Н. С. Хрущева и его сподвижников, Нашедших в себе силы для борьбы с культом И. В. Сталина, неограниченной властью узкого круга лиц, следует подчеркнуть, что наметившийся слом авторитарной системы не был доведен до конца. Выпустив тысячи невинно заключенных людей из лагерей, реабилитировав некоторых видных деятелей партии, государственный и партийный аппарат вскоре свернул эти реформы. Многие невинно осужденные продолжали томиться в тюрьмах, не получила объективной политической оценки деятельность Л. Троцкого, Л. Каменева, Г. Зиновьева, Н. Бухарина. Замалчивались или преподносились односторонне трагические страницы прошлого: история Октябрьской революции, истоки и характер гражданской войны, голод 30-х гг. и истребление крестьянства. Половинчатость шагов послесталинского руководства проявилась и в том, что, вернув на Родину чеченцев, ингушей, калмыков, балкарцев, она не восстановила в правах корейцев, немцев, крымских татар и турок-месхетинцев. Предпринятые попытки анализа причин экономического отставания страны были быстро пресечены. ЦК КПСС и Советское правительство, проведя в 1954 г. и 1956 г. комплекс мер, направленных на устранение излишней централизации и расширение прав союзных республик, целым рядом принятых актов свело на нет провозглашенный рост суверенитета. Выработка общей линии в области экономики, назначение и смещение кадров и многое другое оставалось в руках узкого круга лиц, республики оставались отчужденными от них. Отчужденными от управления обществом оставались и сами трудящиеся. По-прежнему структура общества была построена по принципу сверху — вниз, при котором людям оставалось выполнять только те решения, которые вырабатывались в верхах. Энтузиазм, рожденный победой над фашистской Германией, стал у народа сменяться усталостью. Всплески общественной активности наблюдались чаще всего в период выборов в Верховные Советы. Практически всю полноту власти в руки взяли партийный и хозяйственный аппарат. Тесно встроенными в командно-административную систему и лишенными прав, инициативы оказались профсоюзы и комсомол. Но народ не терял веры в будущее и надежды на лучшую жизнь. Скоро стало подавляться и политическое инакомыслие. Людей, открыто указывавших на пороки общества, преследовали. Но пресекать инакомыслие прежними методами было невозможно, поэтому политические обвинения стали более скрытыми. По-прежнему строго контролировала КПСС работу Советов, единолично направляла работу хозяйственных, научных, учебных, армейских, общественных учреждений и организаций. Политический курс, открытый решениями 1964 г., рождался на базе не оправдавших себя в прошлом подходов к осуществлению реформ. На октябрьском 1964 г. Пленуме ЦК КПСС произошла смена руководства партии и страны. Группа деятелей высшего политического руководства СССР в глубокой тайне подготовила смещение Н. С. Хрущева. Политика реформирования экономики в 1962—1969 гг. свидетельствовала, что к середине 60-х гг. наступил предел перемен. Проводимые мероприятия не предусматривали крупных радикальных преобразований, затрагивавших экономику. Возникавшие проблемы решались путем субъективистских импровизаций, рассчитанных в основном на эффект организационных перестроек. Непродуманные и часто сменявшие друг друга реорганизации нести серьезную угрозу нестабильности, снижения жизненного уровня и социальных гарантий. Положения не облегчила и идея коммунистической перспективы. Неудачные попытки реформирования экономики и ее милитаризация, нерациональное размещение производительных сил, непродуманные и частые реорганизации системы управления народным хозяйством отрицательно влияли наэкологическую ситуацию в республике. Тяжелая экологическая ситуация складывалась во всех промышленных городах Казахстана, особенно в Усть-Каменогорске, Чимкенте, Джамбуле, Алма-Ате. Очень тяжелые последствия имели испытания ядерного оружия в Казахстане. В соответствии с постановлением Совета Министров СССР в 1948 г. был сооружен ядерный полигон, расположенный на стыке трех областей: Семипалатинской, Павлодарской и Карагандинской. Первое испытание ядерного заряда было проведено 29 августа 1949 г. Стоимость одного экспериментального устройства и его подземное испытание, по мнению ученых, в среднем составляет 30 млн. руб. Несмотря на долголетнее молчание военных, а затем попытки объявить воздействие полигона на здоровье населения не внушающим беспокойство, влияние полигона на окружающую природу, состояние здоровья людей было опасным. По мнению ученых С. Балмуханова, И. Я. Часникова, В. К. Жадыкова, радиационному облучению за годы проведения ядерных взрывов неоднократно подвергались и жители г. Семипалатинска, а также прилегающих районов Павлодарской, Карагандинской областей Казахстана и некоторых районов Алтайского края РСФСР8. Поданным самого Министерства Обороны СССР, с 1949 г. по 1963 г. на полигоне было проведено 113 взрывов в атмосфере мощностью от нескольких тонн до 100 клт, начиная с 1964 г., проводились только подземные испытания. До 19 октября 1989 г. на Семипалатинском полигоне было проведено 343 испытания мощностью от нескольких тонн до 150 килотонн. Врачам и фельдшерам запрещалось ставить истинный диагноз умершим от рака, лейкоза, других заболеваний, связанных с ионизирующей радиацией. Медицинские обследования в регионе были запрещены Минздравом СССР, а полученные военными медиками результаты хранились в глубокой тайне и скрывали масштабы вреда, нанесенного деятельностью ядерного полигона. Только начиная с 1962 г. стали проводиться выборочные медицинские обследования состояния здоровья людей, подвергшихся воздействию радиации. Такое отношение к людям привело к тому, что у населения, проживающего близ полигона, стали развиваться различные болезни. Симптомы лучевой болезни часто фиксировались у жителей Абайского района Семипалатинской области, Егиндыбулакского района Карагандинской области. Отдельные голоса встревоженных влиянием полигона на здоровье населения оставались гласом вопиющего в пустыне. Страна продолжала накапливать оружие. Тайно от населения, в 1969—1970 гг. было проведено три подземных ядерных взрыва и на территории Мангышлакской области9. Подземные ядерные взрывы производились в горных породах. Институт истории и этнологии им.Ч.Ч. Валиханова КН МОН РК, 2013
б6
Образование Огузского государства, его территория.В конце IX и начале X веков в среднем и нижнем течении Сырдарьи было создано Огузское государство. Столицей его являлся город Япгикент (Новая Огузия) на берегу Сырдарьи. Тюркоязычные огузские племена в раннее средневековье населяли Центральную и Среднюю Азию. В VII веке огузские племена, жившие в Западном Жетысу, входили в состав Тюркского каганата. После падения Западнотюркского и Тюргешского каганатов и создания Карлукского каганата огузы из Жетысу стали переселяться в Присырдарьинский регион. В начале своего расселения в этих местах огузы встретили ожесточенное сопротивление местных племен канлы и печенегов. Затем, потерпев поражение от огузов, печенеги были вынуждены перекочевать на запад. О происхождении слова «огуз» имеются различные мнения. Одни ученые считают, что оно произошло от слова «уыз» («молочная осно- ва»), другие - от слова «ок» («стрела»). Третьи - от слова «огиз» («вол»). В «Письменах Культегина» говорится, что в обряде захоронения Культегина среди знатных представителей тюркоязычных племен участвовал и «главный хранитель печати огузского правителя». Это - свидетельство значимости одного из высших деятелей Огузского государства и важной роли огузов среди других тюрко- язычных племен. В «Письменах Культегина» есть слова «народ то- гуз-огузов подчиняется мне», «Культегин находится среди огузов», что доказывает: тюрки и огузы под властью Культегина находились в тесных добрососедских отношениях между собой. В словаре Махмуда Кашгари есть сведения о расселении огузов вместе с другими тюркоязычными племенами в Жетысу, между озером Иссык-Куль и рекой Чу. Лишь после усиления карлуков вытесненные ими огузы перекочевали в Присырдарьинский регион. Племенной состав и общественный строй огузов.В состав огузов входила часть кангаро-печенежских и других степных племен, населявших долины Сырдарьи, Приара- лья и Северного Прикаспия. Это были племена индоевропейского и финно-угорского происхождения, перенявшие тюркскую культуру и язык. Китайские средневековые письменные источники утверждают, что в состав огузов входили племена баяндур, амур и кай- ев, арабские свидетельствуют также о вхождении в состав огузов некоторой части кимакских племен. Махмуд Каш- гари писал, что огузы первоначально состояли из 24 племен, аль-Марвази - из 12. Из этого можно сделать вывод, что огузы в пору своего первоначального формирования состояли из 24 племен, а со временам, объединившись друг с другом, когда уже был создан их союз, количество племен снизилось до 12. Главой Огузского государства был верховный правитель, носивший титул джабгу (ябгу). Власть джабгу передавалась по наследству. Выборы правителей происходили на советах. Джабгу имели своих наследников, носивших титул иная, для их воспитания назначались специальные наставники - атабеки. У огузов и жены правителя-джабгу принимали участие в управлении государством. Они носили титул «хатун». Огузское государство опиралось на военную демократию. По этой причине в огуз- ском обществе важную роль играли военачальники, которые назывались сюбаши. Джабгу советовался с сюбаши и в большинстве случаев прислушивался к их мнению. У джабгу были и официальные советники, так называемые коль еркины. Народное собрание у огузов созывалось раз в год. В связи с усилением влияния феодальной аристократии вместо народного собрания коль еркины стали созывать совет знати, называвшийся канкаш. С расцветом огузского общества верховная власть управления страной стала принадлежать великому и малому курултаям.. Свидетельством тому является эпическое летописное сказание«Огузнаме» (XIII в.), где говорится: «Огузекий каган созвал великий курултай». На великом курултае каган сажал своих сыновей с правой стороны от себя, что называлось «боз ок» (дословно: «белая стрела»), с левой - представителей знати, вождей - «уш ок» («три стрелы»). При избрании кагана преимущество было на стороне «белой стрелы». Огузы делились на три основные группы племен и родов, называвшиеся бой, оба и кок. А они в свою очередь подразделялись науру- ги и аймаки. Уругами являлись родовые и семейные кланы - общины. Судя по «Огузнаме», джабгу поделил свои владения на 12 аймаков. Огузские правители выбирались из наиболее могущественных ханских уругов - родовых семейных кланов. В основе избрания была привилегия на власть старшего по возрасту над младшим родичем. Политическое положение.Огузское государство сыграло важную роль в политической и военной истории Евразии. Оно подчинило себе печенегов, живших в то время между Волгой и Уралом (Яиком). О войне с печенегами Поволжья в «Огузнаме» говорится: «Пыла река Итиль (Волга)... На ее берегу в Черногорье произошло сражение... Вода Итиля стала красной, словно кровь». Это сообщение свидетельствует о сокрушительной победе огузов над печенегами. В 965 году между огузским джабгу и киевским князем Святославом был заключен военный союз, направленный против хазар. Его результатом явился разгром Хазарского каганата. Об этом событии в «Огузнаме» имеются такие слова: «Был заключен дого- аор с Саклапом Урысбек оглы» (Саклап - это Святослав). В летописном сказании «Огузнаме» повествуется о походах огузского кагана на запад. А в тюркских легендах и летописях также часто встречаются сведения о походах огузов в Среднюю Азию, Восточный Туркестан и китайские земли. Во внешней политике огузские правители преследовали две цели. Во-первых, захватить богатые лугопастбищные земли на берегах реки Дон, в Причерноморье, ради чего огузы воевали с Хазарским каганатом. Во-вторых, они стремились захватить важнейшие торговые пути, соединяющие Европу с Азией и пролегавшие через Поволжье, Мангистау и Устюрт. Вместе с огузами в господстве над этими торговыми путями было заинтересовано и древнерусское государство. Русские летописи свидетельствуют, что в 985 году князь Владимир в союзе с 'горками (огузами) совершил поход против волжских булгар в Поволжье. Многолетние войны, все возрастающие налоги вызывали недовольство огузских племен. В период правления ханаАли в конце X и начале XI веков внутреннее положение в каганате резко ухудшилось. В это время огузский город Дженд захватили сельджуки. Позднее горожане сумели изгнать сельджуков из своего города. Расцвет Огузского государства начался в период правления наследника хана Али - Шахмалика. Он в 1041 году завоевал Хорезм. Повторное нападение сельджуков привело к поражению огузов. Сам Шахмалик погиб под Хорезмом. В Огузском государстве начались раздоры и распри в борьбе за власть. Этой обстановкой воспользовались восточные соседи - кыпчакские племена. Огузское государство пало под их ударами. В XI веке кыпчаки окончательно вытеснили огузов с берегов Сырдарьи и Аральского моря. В начале XI века Огузское государство перестало существовать. Хозяйство огузов.Огузы занимались полукочевым и полу оседлым скотоводством. У полукочевых племен огузов были свои постоянные сезонные пастбища. Традиционные зимние пастбища у огузов находились в среднем и нижнем течении Сырдарьи и на Огузы перемещались с одного места в другое на приспособленных к кочевью кибитках на колесах. Впрягали в них волов или верблюдов. Огузы выращивали четыре вида скота (овец, лошадей, верблюдов и крупный рогатый скот). В арабских средневековых письменных источниках говорится и о выращивании курдючных овец. Ибн Хаукаль писал о разведении огузами в Туркестанском регионе каракульских овец. Другие факты свидетельствуют о содержании огузами крупных двугорбых верблюдов. Животноводческая продукция удовлетворяла не только внутренние потребности, но и использовалась для торгового обмена с государствами Средней Азии и Китаем. Огузы занимались не только скотоводством, но часть из них - и земледелием. Расселялись огузы общинами. Как свидетельствуют письменные источники, у огузов было много городов, они тянулись один за другим в северном и восточном направлениях. Письменные источники подтверждают, что огузы Приаралья были и кочевыми, и оседлыми. Оседлость их доказывается наличием в нижнем течении Сырдарьи таких городов, какЖанкент, Дженд и Жуара. Махмуд Кашгари писал о городах Карнак, Сюткент, Фа- раб, Сыгнак и Сауран в среднем течении Сырдарьи. Историк подчеркивал, что городские жители никуда не кочуют и ни с кем не воюют. Они - постоянные оседлые жители. Археологические раскопки и письменные источники полностью подтверждают оседлый образ жизни некоторой части огузов, что они занимались поливным земледелием. На месте этих древних огузских городов найдены следы каналов, арыков и плотин, установлены места постоянных поселений огузов.Промыслы и ремесла.Основным, относительно высокоразвитым видом домашнего промысла и ремесла была переработка животноводческой продукции. Например, из шкур и кожи скота изготавливали обувь, посуду, колчаны для стрел, конскую сбрую, тор- сыки (бурдюки для кумыса), саба (посуду для брожения кумыса) и другие предметы обихода. А из шерсти шили одежду, делали кошмы для юрты, текеметы (большие кошмы с узорами), ковры (сыр- маки), арканы, привязи для ягнят и жеребят, а также другие необходимые в хозяйстве изделия. Одежду шили и из шкур зверей.
Хозяйство огузов
Судя по находкам, найденным при археологических раскопках, огузы занимались и гончарным делом. Вместе с тем аль-Ид- риси писал и о том, что они изготавливали из железа и других металлов ювелирные украшения. Эти факты подтверждаются археологическими раскопками. Так, например, с мест поселений и из захоронений огузов извлечены железные изделия, ювелирные украшения из золота, серебра и бронзы, остатки кошм и кожаных изделий, оружие и различные предметы керамики. Эти предметы и изделия огузы изготавливали сами. Как видим, у огузов домашние промыслы и ремесла были высокоразвиты. Свои необходимые потребности в продуктах, одежде, оружии, орудиях труда и т.п. они удовлетворяли собственными силами.
«Жеты-Жаргы» хана Тауке.Заняв ханский трон, Тауке особое внимание уделял внутреннему положению ханства, экономическому и политическому укреплению государства. Для этого при активном участии наиболее влиятельных биев трех жузов: Толе би (Старший жуз), Казыбек би (Средний жуз) и Айтеке би (Младший жуз) был разработан свод законов «Жеты-Жаргы», что буквально означает «Семь установлений». В его основу были положены сформировавшиеся уже при прежних ханах правовые нормы управления государством и народом - «Касым ханнын каска жолы» («Проторенный путь хана Касыма») и «Есим ханнын ecni жолы» («Исконный путь хана Есима»). Признанные вожди казахского народа, наиболее влиятельные и мудрые из биев трех казахских жузов - Толе би, Казыбек би и Айтеке би - заново переработали и привели в единую систему названные выше своды законов уже применительно к жизни и быту, общественно-социальной среде казахов в новых условиях. Собственно, к пяти главам из свода законов хана Касыма дополнительно были прибавлены еще две главы. Так появился на свет свод законов «Жеты-Жаргы». Хан Тауке неодно; кратно собирал совет биев в местности Культобе для его обсуждения, пока свод не был окончательно утвержден. Этот свод законов в научно-исторической литературе именуется как «Законы хана Тауке». В свод этих законов вошли правила, обычаи и традиции казахского народа, передававшиеся испокон веков из поколения в поколение. Они были понятны и доступны народным массам, отвечали понятиям социальной и правовой справедливости казахского общества XVII века. Поэтому основанный на них свод законов «Жеты-Жаргы» хана Тауке способствовал политическому объединению казахского народа. Принятие «Жеты-Жаргы» значительно ослабило распри между родами и племенами, а также разногласия между тремя жузами. Усиление ханской власти на законодательной основе привело к сохранению единства народа. Права и обязанности хана по «Жеты-Жаргы»: «Хан - единственный властитель всех родовых объединений. Он имеет право на владение всеми землями Казахского ханства; решение хана при дележе земель, при перераспределении земель между родами является окончательным решением; - хану принадлежит право объявления войны и заключения мира, он является верховным командующим войсками; - хану принадлежит верховное право ведения переговоров с другими государствами, решать внешнеполитические вопросы; - в целях предотвращения беспорядков внутри страны, лицам, совершившим тяжкие преступления, хан имеет право выносить смертные приговоры, исполняя одновременно функции и верховного судьи;- хану принадлежит право издавать законы и обязательные для всех членов казахского общества приказания». В результате принятия свода законов «Жеты-Жаргы» хана Тауке был наложен запрет на раздоры в стране; человек, нарушивший закон, нес суровое наказание. Таким образом, Казахское ханство превратилось в независимое, чисто национальное государство с общим языком и общей территорией. Согласно «Жеты-Жаргы», в обязанность всем главам родов и племен вменялась ежегодная явка в осеннее время в назначенное место на народное собрание. При этом все они должны были являться на народные собрания с оружием. Это требование было настолько строгим, что люди, явившиеся без оружия, на совет не допускались. Также они лишались права голоса. В «Жеты-Жаргы» в перечень преступлений включались убийство, воровство, мятеж, причинение телесных повреждений, умыкание (кража) женщины, оскорбление Всевышнего, принятие христианской религии и др. К правовой ответственности привлекали с 13 лет. За убийство беременные женщины не привлекались к ответственности. Согласно законам «Жеты-Жаргы», вступление в брак разрешалось с I 3-летнего возраста. Не разрешалось вступление в брак кровным родственникам до семи поколений, ибо близкие родственные отношения супругов приводили к рождению физически неполноценных детей. В «Жеты-Жаргы» заключение брака допускалось по следующим традициям: сосватать по обоюдной договоренности родителей (с момента рождения) и засватать (со стороны жениха). Был установлен и порядок взимания калыма (приданого). Его размер устанавливался в зависимости от зажиточности и состоятельности конкретного человека, его происхождения или родовитости. По «Жеты-Жаргы», в случае смерти жены разрешалось жениться на ее сестре. Если засватанная девушка выходила замуж за другого джигита, то ее родственники были обязаны полностью вернуть калым (приданое) первому жениху, заплатив вдобавок к этому в порядке компенсации штраф.
3. Казахстан – суверенное, независимое государство. 1. Великий шелковй путь на территории Казахстана.
История возникновения Великого Шелкового пути. Путь называется "шелковым” из-за предмета торговли. А "великим” стали называть потому, что он связал бескрайние просторы восточных регионов с западными странами, оживил торговлю в многочисленных городах, находившихся на пути караванов. Вот почему он вошел в историю как "Великий Шелковый путь”. По данным археологических раскопок, шелк стал производиться в Китае в 2750 г. до н.э. Между V—II вв. до н.э. шелк стал вывозиться на продажу и обмен. В китайских письменных источниках содержатся сведения о том, что в VI в. каган Западнотюркского каганата и его свита были одарены шелковыми халатами. Это было время, когда шелк стал известен уже во всей Евразии. Великий Шелковый путь начинается с бассейна реки Хуанхэ. Он проходит вдоль западной части Великой Китайской стены и по реке Или доходит до Иссык-Куля. С этого места путь разветвляется на две стороны — на южное и северное направления. Южное направление ведет в Фергану, Самарканд, Иран, Сирию, к Средиземному морю. Северное направление — в город Испиджаб в Южном Казахстане и здесь снова делится на две ветви. Одна уходит в Среднюю Азию, вторая — через Туркестан, по нижнему течению Сырдарьи, — выходит в Западный Казахстан, обходит с северо-востока Черное море и направляется в Европу. Однако было бы неправильным считать, что эти два пути были постоянными. Они несколько менялись в зависимости от международной политической обстановки. Но в целом маршрут пути оставался стабильным. V/ Влияние Великого Шелкового пути на развитие хозяйства. В середине I в. до н.э., по данным китайских источников, первый караван с шелком направился в западные страны. Вслед за этим пошли в Китай караваны с различным товаром из восточных и западных стран, с берегов Средиземного моря, из Ближнего и Среднего Востока, из стран Средней Азии. Объектами международной торговли стали экзотические звери и животные: знаменитые скакуны из стран Средней Азии, из восточных стран — слоны, носороги, тигры и львы, ловчие птицы и др. По торговому пути возили сушеные фрукты, выращиваемые в Средней Азии, — изюм, дыни, курагу, восточные сладости. Стали торговать семенами овощей, растущих в отдельных странах. Так, болгарский и китайский перец распространился в другие страны благодаря Великому Шелковому пути. Хотя шелк распространялся во всем мире, секрет его изготовления китайцами держался в великой тайне. Тем не менее нашлись смельчаки, которые сумели этот секрет выкрасть. Коконы шелкопряда вывезли из Китая в тростниковом камыше и в волосах женщин. Таким образом, уже в начале нашего века шелк стали возделывать в Византии и Согде. В последней стране его стали возделывать в таком количестве, что Согд стал конкурировать с самим Китаем. Так, в некоторых китайских городах существовали их торговые колонии. А последняя точка Шелкового пути заканчивалась в древней столице Японии — в городе Нарга, где находились торговые точки по продаже шелка. Главным доказательством этого является сохранившаяся в местном монастыре рукопись, написанная на согдийском языке. Затем шелк стали производить в Японии и на Кавказе. Так, благодаря Великому Шелковому пути секретами производства шелка овладели во всем мире. Влияние Великого Шелкового пути на развитие мировой культуры. Во время торговли страны, находившиеся на пути Великого Шелкового пути, не только торговали между собой, обменивались товарами. Они вступали и в культурные связи между собой. Предметами торговли становились меха и шкуры, ковры, посуда, изделия из драгоценных металлов. Так, во время археологических раскопок в Таразе были найдены удивительной красоты серебряные кувшины, выполненные византийскими мастерами. При раскопках на городищах Талгар, Испиджаб, в Отрарском оазисе и других средневековых городах Казахстана были обнаружены уникальные образцы посуды из китайского фарфора. Ясно, что такие предметы первой необходимости, как посуда, делались в основном на месте. Местные мастера старались перенимать секреты гончарного искусства, подражать другим мастерам, соревноваться с ними, вносить что-то свое. Так и происходил обмен культурами. На Шелковом пути шел обмен не только предметами материальной культуры, но и другими видами культуры, особенно в области музыки. Так, прекрасная деревянная скульптура девушки-танцовщицы была найдена в Пенджикенте. Эти связи были полезными не только в области культуры, они влияли на мирные, добрые взаимоотношения между странами. В городищах Тараз, Баласагун, Испиджаб при раскопках были найдены остатки жилищ, монастырей, которые были местом собрания людей разных религиозных конфессий. И хотя они исповедовали разные религии, но в области культуры осваивали ценности чужих культур, развивались вместе. Они состязались между собой в мастерстве изготовления предметов культуры, произведений искусства. И тем самым вносили свою лепту в развитие всемирной культуры. Один из поэтов того времени написал такие стихи о том, какой народ чем славен: Знай, что в поэзии лучших наездников нет, Чем арабы, а Греции древней сыны Медицину избрали ареной своей. В чародействе индусские люди сильны, Математика, музыка — римлян удел, Власть Китая в рисунке тверда, Но искусней художников свет не видал, Чем багдадские мастера. Эти поэтические строки говорят о том, что уже в средние века между народами существовали культурные связи. Влияние Великого Шелкового пути на развитие международных отношений. Великий Шелковый путь помог развитию между народами не только торговых отношений, он способствовал установлению дипломатических связей между странами Востока и Запада. По данным китайских рукописей, Шелковый путь стал развиваться с середины II в. до н.э. Послы, которых отправил император Китая У Ди в 138 г. в западные страны, вернулись только через 13 лет. После возвращения 150 этой делегации и начинаются торговые отношения Китая с западными странами через Казахстан и Среднюю Азию. И наконец, с Запада пошли караваны с товаром в Китай. Благодаря торговле в 568 г. были установлены дипломатические отношения между Тюркским каганатом и Византией. Две страны создали торгово-дипломатический союз между собой в противовес Ирану. Обмен послами усилил международную торговлю. Первое время китайский шелк высоко ценился за рубежом и был нужен не только для нужд двора, в торговле он выполнял функцию денег, был превосходным подарком. Например, шах Ирана получил в подарок от имени китайского императора шелковую, украшенную шитьем, одежду. Великий Шелковый путь способствовал не только развитию между странами торговли, но и созданию атмосферы дружбы, доверия. Маршруты Великого Шелкового пути на территории Казахстана. Казахстанский участок Шелкового пути соединял между собой Запад и Восток. А Семиречье, находившееся на юго-востоке Казахстана, являлось своеобразными воротами для выхода на Восток. Научные исследования показали, что через Семиречье проходило несколько маршрутов Великого Шелкового пути, которые вели на восток. Это можно наблюдать по расположению в семиреченском регионе средневековых городов. Об этом же свидетельствуют современные асфальтированные дороги и железнодорожные пути, проложенные из Семиречья на восток. Если средневековые города и зимовки строились вдоль Великого Шелкового пути, то асфальтированные и железнодорожные магистрали строились по следам, проложенным теми же великими караванами. Главная юго- восточная дорога на восток проходила через Семиречье. Она из Тараза шла до Алматы, затем через Шелек, Сумбе, Жаркент (Илебалык) направлялась на восток. Другое, северо-восточное направление, из Алматы через Жаксылык, Капшагай, Шенгельды, Алтынэмель, Дунгене, Койлык (возле Алаколя) проходило через Джунгарские ворота и устремлялось на восток. Третий, северный путь, шел из Тараза в город Кулан, затем следовал параллельно северо-восточному пути, через Хантау, Балатопар пересекал Или и в городе Дунген оба направления соединялись, затем в Айнабулакском пикете они расходились, и дальше северный путь уходил в Сарканд. Это направление пересекало Северо-Восточный Казахстан и выходило к Монголии. По этому пути ехал известный французский путешественник Рубрук в Монголию к хану Мункэ. То, что путь имел несколько ответвлений, было очень важным для жителей Семиречья. Южный Казахстан — главные ворота на Великом Шелковом пути. Все ветви, которые шли на восток, встречались в Таразе и вели к Испиджабу (Сайраму). Эти два города были главными торговыми центрами. И это доказывается археологическими исследованиями. При раскопках в этих городищах находили предметы, деньги и пр. почти со всех стран мира. Так, большое количество бус, китайского фарфора, византийских украшений было найдено на развалинах Тараза. Поскольку города стояли на пути караванов, шедших со всех концов мира, здесь жили и представители многих религий. Так, при раскопках Тараза были обнаружены остатки молельных домов — христианских, буддийских и, конечно, мечети мусульман. Отсюда можно сделать еще один вывод — эти города были многонациональны. Великий Шелковый путь, миновав Тараз, достигал Испиджаба и здесь делился на два основных направления: первое устремлялось на юго-восток, затем в город Шаш (Ташкент), дальше в города Самарканд, Бухару и сворачивал на запад. Второе после Испиджаба шло в Шымкент, Отрар, Туркестан, Сауран, Сыгнак и после Баршинкента снова делилось надвое. Одна ветвь шла на юго-восток — в сторону Хорезма, вторая — через Жанакент уходила к северному берегу Аральского моря и но северо-восточной стороне Каспийского моря направлялась на запад. Вместе с тем имелось еще одно направление. После Жанакента оно уходило в Северный Казахстан. Из Сыгнака путь шел в Аксумбе и выходил еще по одному пути на Центральный Казахстан. В этом направлении одна ветвь проходила через Каракорум (город Жыланкараул). Эти дороги вели к казахстанским городам, находившимся несколько в стороне от основного пути. По ним некоторые караваны сворачивали сюда, обменивали свой товар на необходимые предметы и возвращались домой, не утруждая себя далеким утомительным путем. Социально-экономическое значение Великого Шелкового пути. Великий Шелковый путь оказал большое влияние на развитие городов, построенных тюркоязычными племенами вдоль караванной дороги, на состав казахского народа. Торговые взаимоотношения, развитие экономических связей позволили вести взаимовыгодный диалог, обмениваться достижениями культуры и искусства, учиться друг у друга тонкостям ведения хозяйства. Полукочевые тюркоязычные племена стали переходить к оседлости, выращивать, по примеру согдийцев, зерновые, перенимать их традиции и обычаи. Такие виды деятельности, появившиеся в раннем средневековье, до XIII—XIV вв. взаимно дополнили друг друга. Однако из-за монгольского нашествия торговля ослабла, и города на караванном пути были захвачены монголами, разграблены и разрушены. Начиная с XIII в. в связи с открытием морских путей Великий Шелковый путь стал утрачивать свое значение. Со второй половины XVIII в. торгово-экономические отношения Казахстана начинают бурно развиваться: на севере — с Россией, на юге — с Китаем. Однако факты говорят о том, что торговля со стороны России носила грабительский характер. К примеру, за казан стоимостью 2 руб. 50 коп., просили у казахов шерсть и кожу стоимостью 50 руб. В сравнении с этим торговля Абы лай хана в 1750 г. с китайским правительством Цинь была более справедливой. Так, за 10 лошадей давали от 30 до 50 тюков ткани. Таким образом, торговля с правительством Цинь была более выгодной для казахов. Все торговые караванные пути между Западом и Востоком проходили через казахские города. Остановиться в пути — означало войти в контакт с местными торговцами, наладить взаимоотношения, а это положительно сказывалось на развитии взаимосвязей между народами. Вот почему Великий Шелковый путь все-таки продолжал функционировать до конца средних веков и способствовал социально- экономическому развитию городов на пути следования: Тараза, Сайрама, Талгара, Отрара, Туркестана и др.
2 Города и поселения в VI - первой половине ІХ вв.
Города и поселения в VI первой половине IX века На обширной территории Казахстана издревле выделяются крупные историко-культурные регионы развития оседлой, а в средние века и городской жизни. Одними из них были Южный Казахстан и Семиречье. Южный Казахстан, или Присырдарьинская географическая провинция, ограничивается на севере степями Центрального Казахстан, на юге Таласским Алатау, на востоке Джувалинским плоскогорьем, на западе песками Кзыл-Кумов. Особое место в Южном Казахстане занимает долина Сырдарьи. Древнее название Сырдарьи, переданное греками в форме Яксарт, сохранялось до VI VII вв. Затем она стала именоваться Сейхун, Кангар, Гюль-Зариун, Йинчу-Огуз и лишь в XVI в. вновь приобретает популярность её первоначальное название Сыр. В Семиречье выделяются два историко-культурных района: Юго-Западное и Северо-Восточное Семиречье. В науке большое внимание уделяется одной из сложнейших исторических проблем взаимодействию оседлых и кочевых племен, народов, города и степи. В науке существует так называемое евроцентристское направление, в котором кочевники представлены как варвары в противовес цивилизованным земледельцам. В последние годы появились и другие взгляды на проблему, несколько идеализируя кочевников, исследователи отмечают такие их качества, как уважение к старшим, гостеприимство, обычаи побратимства, свободолюбие. Однако неправомерно рассматривать "кочевой мир" обособленно от соседнего с ним оседлого и городского, между которыми испокон веков существовали и развивались тесные этнические, экономические и культурные связи. Торговля, спрос на продукты животноводства были важными причинами расширения скотоводческого хозяйства. Во взаимной торговле, сбыте продукции ремесла и сельского хозяйства было заинтересовано население и города и степи. Конечно, не всегда отношения кочевников и земледельцев были мирными. Имеется множество исторических фактов об опустошительных набегах, нашествиях кочевников, но в то же время есть сведения и о не менее жестоких по своему характеру походах владетелей оседлых народов на степняков. История знает в то же время примеры, когда кочевники и горожане выступали вместе против внешних врагов. В целом же историческая закономерность развития, оседлых областей и городов Казахстана и Средней Азии с кочевниками степей определялась тесными экономическими связями. Их взаимоотношения были явлением, стимулирующим развитие и тех и других, зачастую в рамках одного государства, одной экономической структуры. Отмечается еще одна важная закономерность: то, что на всем протяжении древней и средневековой истории под влиянием различных факторов наблюдается переход кочевников к оседлой и городской жизни. Первое описание городов Семиречья принадлежит буддийскому паломнику Сюань Цзяню, проехавшему здесь в 630 г. Он сообщал: "Пройдя более 500 ли на северо-запад от Прозрачного озера, прибыли в город на реке Суй-е (Суйап, Суяб). Этот город в окружности 67 ли. В нем смешанно живут торговцы из разных стран и хусцы. Прямо на западе от Суйе находится несколько десятков одиночных городов и в каждом из них свой старейшина. Хотя они не зависят один от другого, но все они подчиняются тудзюю (кагану). Страна от города Суй-е до Гэшуанна (Кушания) называется Сули, ее население также носит это имя... Тех, кто возделывает поля, и тех, кто преследует выгоду,поровну" Ряд исследователей считает, что земледельческая культура на территории Семиречья появилась в результате согдийской колонизации. Археологическими исследованиями на юге Казахстана зафиксировано 25 городищ со слоями VI IX вв., которые можно считать остатками городов. Известны названия некоторых из них Исфиджаб, Шараб, Будухкет, Отрар (Фараб), Шавгар. В этих городах выделяются: арк (цитадель), шахристан (внутренний город) и рабад (пригород). В юго-западном Семиречье (Чуйская и Таласская долины), по археологическим данным, насчитывается 27 городищ, которые в бельшинстве своем отождествляются с летописными городами Таразом, Куланом, Атлахом, Джамукатом, Мерке. В отличие от южноказахстанских городищ топография семиреченских иная: в них прослеживается центральная часть, состоящая из цитадели и шахристана, и пригородная территория, обнесенная длинной стеной. Так, Шахристан городища Кок-Мардан в Отрарском оазисе по уровню VI первой половины VII вв. был застроен кварталами, что характерно для феодального города со свойственным ему замыканием людей в группы, связанные родственными узами, общей профессией, религией. Городское жилище здесь характеризуется двумя типами домов. К первому относятся квадратные либо прямоугольные в плане однокомнатные наземные дома. Вариантами этого типа являются дома, заглубленные в землю. Вдоль всех стен или трех располагались суфы.Города являлись центрами ремесел и торговли. Кроме международной торговли получила развитие местная областная торговля и торговля с кочевниками. О развитии ее свидетельствуют находки монет, которые обслуживали международную и областную торговлю. В его среде получили распространение различные религии. В процессе сложения городской культуры тюркские племена принимали самое активное участие, оседая в городах и оазисах Южного Казахстана, Семиречья и Средней Азии. Их культура являлась одним из слагаемых в раннесредневековой городской культуре всего среднеазиатско-казахстанского региона. Местные особенности развития городской культуры на юге Казахстана и юго-западе Семиречья, накладывали своеобразие на топографию городищ, городское жилище, керамику, идеологию в каждом из этих районов и всей области в целом....
3. Восстание казахов Младшего жуза под предводительством Срыма Датова (1783-1797 гг.) Восста́ние Сыры́ма Да́това (Да́тулы) — восстание казахов Младшего жуза 1783—1797 годов под предводительством Сырыма Датова. Национальное движение казахов под предводительством Сырыма Датова было напрямую связано с началом попыток правительства регулировать внутреннюю жизнь подвластных казахских родов. Фактически бурные события в Младшем жузе в конце XVIII века были отголоском Крестьянской войны Пугачёва, в которой приняли активное участие башкиры и часть казахских родов. В первый момент, для того чтобы снизить накал пугачёвщины Екатерина II пошла на довольно большие уступки, связанные с разрешением использования традиционных мест кочевий, речных и озёрных угодий, отнятых в связи с расширением Уральского, Оренбургского и Сибирского казачьих войск, организацией пограничных линий на Урале и Иртыше. Указом 7 ноября 1775 года Коллегия иностранных дел разрешила казахам использование пастбищ в междуречье Урала и Волги, на берегу Каспийского моря, на правом берегу Иртыша. Но эти действия пришлись вразрез с уже предпринятыми мерами по колонизации данных территорий, фактически эти земли либо уже были заняты под казацкие хутора и казённые пашни, либо были запланированы под таковые. В 1782 году последовал Указ с разъяснением, что в случае перегона скота на указанные земли, предварительно необходима оплата за их «наём». Но и эта мера показалась недостаточной, в частности уральские казаки проявили инициативу, потребовав предоставления аманатов (заложников) при проходе через территорию, контролируемую войском, а затем правление войска и вовсе запретило казакам сдачу земли внаём, то есть фактически запретили переход казахов за Урал, на «внутреннюю сторону». В ответ последовало настоящее восстание, многочисленные набеги на форпосты и укрепления, ответные карательные экспедиции. В Младшем жузе в это же время происходили и внутренние распри. После перехода под российское покровительство значение ханской власти упало, вертикальная феодальная пирамида хан — султаны — родовые старшины рассыпалась, каждый из глав родов стремился самостоятельно договориться с пограничной и центральной администрацией. Для устранения возникшей анархической неразберихи, оренбургский генерал-губернатор Игельстрём предложил созвание съезда старшин, своеобразного степного парламента. Но после того, как главой съезда был выбран Сырым Датов[1], а сам он стал напоминать шляхетский Сейм, в1789 году Игельстрём предпочёл восстановление ханской власти[2], что привело к усилению внутреннего противостояния и открытому неподчинению русской администрации, росту числа нападений на пограничные линии, полной остановке торговли со Средней Азией в течение всех 1790-х годов. Лишь к 1797 году путём многочисленной торговли со старшинами, султанами удалось умиротворить большинство казахских родов и восстание пошло на спад. Сырым Датов был вынужден откочевать в земли Хивинского ханства.
Начало походов Чингисхана. Наступила пора великих завоеваний.Свой первый поход Чингисхан совершил в 1207-1208 гг. против тангутского царства Ся. В 1211 году началась война с империей чжурчжэней Цзинь. Монголы стремительно прорвались за Великую стену, разгромили войска чжурчжэней, а затем в течении четырех месяцев безнаказанно грабили их страну. С началом зимы они ушли за Великую стену. В 1212 году монголы опять появились в педелах Цзынь и нанесли несколько поражений имперской армии. Но, легко одерживая победы над кочевыми войсками, кочевники постоянно терпели неудачи под стенами городов. Брать крепости они не умели. Готовясь к кампании 1213 г. Чингисхан постарался привлечь на свою сторону опытных китайских инженеров, которые помогли монголам изготовить необходимые для осады орудия. Вскоре были взяты Ичжоу и Чжочжоу, мощная северная крепость Губэйкоу и еще 90 городов Северного Китая. Опустошительные рейды монгольской конницы доходили до берегов Хуанхэ. В августе 1214 года монголы осадили старую столицу чжурчжэней Яньцзин (Пекин). Пока главные силы Чингисхана вели бои под его стенами, другой монгольский отряд под командованием Мукали овладел всей Маньчжурией. В июне 1215 г. Яньцзин пал и подвергся страшному разгрому. Хорезмийский посол, посетивший вскоре дымящиеся руины знаменитого города писал: «Кости убитых образовали горы, почва стала жирной от человеческой плоти...шестьдесят тысяч девушек бросились с его стен, чтобы избегнуть рук монголов». Падение Яньцзина передало в руки Чингис хана весь Китай севернее Хуанхэ. Зимой 1215 года монголы в первый раз подступили к стенам новой цзиньской столицы Кайфына. В 1216 году набег повторился. Монголы жгли и грабили деревни вокруг столицы. Цзиньский двор и император Сю-ань-цзун находились в великом трепете, но к счастью для них, внимание Чингис хана было вскоре отвлечено от Китая в другую сторону. Завоевание территории Казахстана и Средней Азии монголами. Захватнические войны Чингисхана были обширными, включая завоевание Западной Азии и Восточной Европы. Поход на земли Казахстана и Средней Азии был лишь звеном в общей цепи военной политики Чингисхана. Тем не менее, он придавал походу в мусульманские страны большое значение и готовился к нему с особой тщательностью! Весть о победах, одержанных Чингисханом в Китае (1215 г.) поразила массу толков в Средней Азии. Хорезмшах проверить слухи и получить достоверные сведения об этом завоевании отправил в Монголию посольство. По рассказу ин-Насави, во главе посольства стояли три мусульманина: Махмуд из Хорезма, Али-Ходжа из Бухары и Юсуф Конка из Отрара. Весной 1218 года посольство Чингисхана прибыло в Бухару. Послы передали подарки и письмо Чингисхана, в котором хан предлагал заключить мирный договор с гарантиями безопасности торговых отношений между обоими государствами. Хорезмшах поддержал мирный договор. После возвращения послов Чингисхан отправил в среднюю Азию торговый караван во главе с Омар Ходжой Отрари, Джамалом Марачи, Фахрад-дином Дизаки Бухари, Амин ад-Дином Харави. Всего в караване, состоявшем из 500 верблюдов, нагруженных золотом, серебром, шелком, мехами и другими предметами, было 450 человек. Многолюдный караван прибыл в середине 1218 года в город Отрар. Наместник Хорезмшаха в Отраре Каир-хан Иналчик караван предал разграблению, купцов, а также ханских послов приказал перебить. Чингисхан пришел в ярость и снарядил к Мухаммеду II второе посольство с требованием выдачи ему Каир хана Иналчика. Хорезмшах не только не исполнил требования хана, но велел убить неповинных послов. Война стала неизбежной. К началу войны Чингисхан собрал большое войско. Точная численность его неизвестна; считается число 120-150 тысяч человек. Поход начался в сентябре 1219 году с берегов Иртыша. При подходе к Отрару Чингисхан оставил для его осады войска под началом сыновей Чагатая и Угэдэя, Джучи хана отправил к низовьям Сырдарьи – на города Дженд и Янгикент, третий отряд покорял города в верховьях Сырдарьи, а сам Чингисхан с основными силами пошел на Бухару. Правитель Отрара Каир-хан защищался отчаянно, до последней возможности, крепость была взята в феврале 1220 г. Каир-хан был жестоко казнен. Героически защищались жители других присырдарьинских городов. Крупнейшие города: Отрар, Бухара, Ходжент, Самарканд, Нишапур - были взяты монголами и обращены в руины. Хорезмшах Мухаммед II уплыл на остров Ашур-Ада и скончался здесь от горя и лишений в декабре 1220 году. Война продолжалась и после его смерти. Гургандж - древняя столица хорезмшахов - защищался более семи месяцев. В конце концов, он был взят штурмом и разрушен до основания. По словам арабского путешествиника Джувейни, бывшая столица огромной империи «превратилась в место прибывание шакалов». В течение лета и осени 1221 г. монголы захватили Балх, Термез, Андхуд, Мерв, Тус, Герат и другие города и крепости Хорасана. Все население этих крупнейших городов мусульманского Востока было вырезано или продано в рабство (при этом только в одном Мерве было перебито около 500 тыс. человек). Очевидец крушения державы хорезмшахов историк Ан-насави писал: « Люди стали свидетелями таких бедствий, о которых не было слышно в минувшие века, во времена исчезнувших государств. Кровопролития, грабежи и разрушения были таковы, что селения были покинуты, а земледельцы уходили голые. Было извлечено открытое и закрытое, выжато явное и спрятанное, и стало так, что не было слышно ни блеяния, ни рева: лишь кричали совы и отдавалось эхо». В ноябре 1221 года Чингисхан двинулся в Афганистан, взял Бамиан и на берегах Инда в чрезвычайно кровопролитном сражении разгромил армию нового хорезмшаха Джалалад-Дина. Большенство хорезмийцев было перебито. Однако сам хорезмшах с небольшим числом сподвижников сумел переплыть Инд и бежал от погони. Опустошив весь Афганистан и Северный Пенджаб, Чингисхан в феврале 1225 г. возвратился в Монголию. Таким образом, вследствие первого похода монголов в 1219 – 1224 г. Казахстан и Средняя Азия вошли в состав империи Чингисхана. Дав своим войскам годичный отдых, грозный завоеватель в феврале 1226 г. вновь обрушился на тангутскую империю Ся. Монголы взяли Ганьчжоу, Ляньчжоу, пересекли пустыню Алашань, вышли к Хуанхэ и захватили множество городов на ее берегах. В начале 1227 г. Чингисхан приступил к осаде тангутской столицы Нинея. До конца войны он не дожил и скончался 18 (25) августа 1227 года. Через несколько дней Нинея сдалась на милость победителей. Император Ся был выслан в Монголию, его государство прекратило свое существование. Образование улусов. Оставленное Чингисханом Громадное государство еще последние годы жизни было разд
Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 639; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |