Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Виды и формы обмана

Обман, с помощью которого завладевают чужим имуществом, может иметь две разновидности:

1) Активный обман – заключается в намеренном введении в заблуждение владельца имуществом путем сообщения ложных сведений, предоставления поддельных документов и иных действий в следствие которых у потерпевшего складывается неверное понимание ситуации и он передает имущество (право на имущество) мошеннику.

2) Пассивный обман – намеренное сокрытие важной информации в следствие чего потерпевший передаёт своё имущество (право на имущество) мошеннику.

Формы обмана имеют большое разнообразие. Искажение истины (активный обман) может быть либо словесным (в виде устного или письменного сообщения), либо заключаться в совершении различных действий: фальсификация предмета сделки, применение шулерских приемов при игре в карты или в «наперсток», подмена отсчитанной суммы фальсифицированным предметом, напоминающим пачку денег («куклой»), внесение искажений в программу ЭВМ и т.п. При совершении мошенничества обман действием обычно сочетается со словесным. Обман может совершаться как с помощью определенных материальных средств, так и без таковых [8, с.109]. К примеру «материальным средством» могут выступать фальшивые документы. В данном случае они служат средством обмана поэтому дополнительной квалификации та­ких действий по статье 380 или статье 427 Уголовного кодекса Республики Беларусь не требуется. Сокрытие совершенного хищения путем должностного подлога или подделки документов квалифицируется по совокупности пре­ступлений. Сокрытие совершенного хищения путем должностного подлога или подделки документов квалифицируется по совокупности пре­ступлений.

Как хищение имущества путем мошенничества надлежит квалифицировать умышленное незаконное получение винов­ным лицом средств в качестве пенсий, пособий или других выплат в результате обмана и злоупотребления доверием. Дол­жностное лицо, выдавшее частному лицу для этой цели заве­домо подложные документы, должно нести ответственность за пособничество в хищении путем мошенничества [1, с.275].

Мошенничество представляет собой такое воздействие на поведение лица, ведающего имуществом, которое вводит это лицо в заблуждение относительно представлений о фактах действительности и обусловливает внешне добровольную передачу имущества виновному. Обязательным признаком мошенничества является добровольность передачи имущества или права на него, т. е. между действиями или бездействием виновного и заблуждением потерпевшего, определившим передачу имущества, должна существовать причинная связь. При этом не влияет на квалификацию содеянного то обстоятельство, что виновный воспользовался такими качествами потерпевшего или иного лица, ведающего имуществом, как излишняя доверчивость и неосмотрительность [13].

Для наличия состава мошенничества достаточно, чтобы передача имущества виновному осуществлялась при действительном волеизъявлении обманываемого, который либо сам передает имущество, либо разрешает взять его. Поэтому понятием мошенничества не охватываются случаи завладения имуществом или правом на него, которое имеет лишь видимость добровольности.

Так, если лицо, ведающее имуществом, а в связи с возрастом, болезнью, физическими или психическими недостатками и иными обстоятельствами не могло правильно оценить свои действия или руководить ими, передачу им имущества или права на него нельзя считать добровольной. Завладение имуществом путем злоупотребления этими недостатками в интеллектуальной или волевой сфере лица, ведающего имуществом, квалифицируется как кража, а завладение правом на имущество – как недействительная сделка [3, с.49].

Мошенничество, как и любая форма хищения, есть безвозмездное изъятие имущества, виновный при хищении не представляет взамен соответствующего эквивалента, тогда как при занятии должностей по подложным документам имеется не безвозмездное изъятие, а получение денежных средств взамен на трудовой эквивалент, поэтому и ответственность здесь может наступать только за использование подложных документов, но не за хищение.

Состав преступления – материальный. Преступление считается оконченным, когда мошенник завладевает имуществом, либо приобрел право не такое имущество и может им свободно распоряжаться по своему усмотрению. Субъектом такого преступления может быть только лицо достигшее 16-ти летнего возраста, так же лицо должно быть частным, т.е. если должностное лицо будет использовать свои полномочия в целях получения имущества посредствам обмана или злоупотребления доверием, то такое деяние уже будет квалифицироваться по статье 210 Уголовного кодекса Республики Беларусь [5, с.326]. Мошенничество как вид хищения всегда совершается с корыстной целью и прямым умыслом. Преступник заранее знает, что его действия (обман, злоупотребление доверием) причинят ущерб потерпевшему и желает этого, для достижения своей цели – завладения имуществом, либо правом на такое имущество. Таким образом, содержание умысла: лицо сознавало, что завладевает чужим имуществом либо приобретает право на него в указанном размере посредством обмана или использования доверительных отношений с потерпевшим (его представителем либо лицами, в ве­дении или под охраной которых находилось имущество), предвидело, что в результате этого собственник имущества по­несет материальный ущерб, и желало его причинить одним из указанных способов, преследуя корыстную цель [6, с.204].

Принято считать, что цель признается корыстной только при наличии следующих обстоятельств:

- стремление извлечь материальную выгоду;

- эта цель считается достигнутой при завладении чужим имуществом;

- стремление обратить по­хищенное имущество в свою собственность или в собственность других лиц, в чьей судьбе виновный заинтересован материально.

Как правило в таком преступлении цель и мотив совпадают. По­добное характерно для корыстных преступлений. Корыстные по­буждения формируют у субъекта специфическое содержание корыстной цели. В этой связи для понимания содержания неко­торых элементов корыстной цели следует использовать опреде­ление корыстных побуждений, данное в пункте 4 статьи 4 Уголовного кодекса Республики Беларусь, где под ними понимаются мотивы, характеризующиеся стремлением из­влечь из совершенного преступления для себя или близких вы­году имущественного характера либо намерением избавить себя или близких от материальных затрат. Исходя из вышесказанно­го корыстная цель будет иметь место, если лицо стремится обра­тить похищенное имущество в свою пользу или пользу только близких, в чьей судьбе виновный заинтересован, а не любых иных лиц.

Таким образом, в Уголовном кодексе Республики Беларусь 1999 г. корыстная цель трактуется несколько иначе, чем это явление понималось до сих пор в судеб­ной практике [1, с.258].

Завладение имуществом при условии выполнения определенных обязательств может расцениваться как мошенничество только в случае, когда преступник ещё в момент завладения имуществом имел конкретную цель – присвоение и не собирался выполнять ранее оговоренные обязательства.

О заранее обдуманном умысле на завладение имуществом в совокупности с другими обстоятельствами могут свидетельствовать: крайне неблагополучное финансовое положение лица, принимающего обязательство, к моменту заключения договора; экономическая необоснованность и нереальность принимаемых обязательств; отсутствие прибыльной деятельности, направленной на получение средств для выполнения обязательств; выплата дохода первым вкладчикам из денег, вносимых последующими вкладчиками; предъявление при заключении договора подложных документов; заключение сделки от имени несуществующего юридического лица или зарегистрированного на подставных лиц и т.п.

В частности, если сделка купли-продажи заключена под условием выплаты продавцу дополнительной суммы, но покупатель, заведомо не намереваясь выполнять обещание, обманул продавца, имитируя различными способами выплату дополнительной суммы, содеянное квалифицируется как мошенничество [17, ч.ч.2, 3 п.12].

Умыслом виновного лица охватывается использованный им способ мошенничества. При этом по общему правилу умысел субъекта — заранее обдуманный; внезапно возникший умысел возможен лишь в случаях пассивного обмана (например, лицо замечает ошибку кассира, выдающего излишнюю денежную сумму, но умалчивает об отсутствии основания для ее получения).

 

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Методы, объект, субъект, объективная и субъективная сторона мошенничества | Отличительные черты мошенничества от других видов посягательства на имущество

Дата добавления: 2015-07-26; просмотров: 192; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.