Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Уровни анализа и методы исследования в мировой политике

Читайте также:
  1. I ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРА И АНАЛИЗА ПОСТАНОВОЧНОГО МАТЕРИАЛА В КОЛЛЕКТИВЕ.
  2. I. Социология как наука об обществе, её предмет и объект. Уровни социологического знания.
  3. IFRS 13 «Оценка по справедливой стоимости»: сфера применения стандарта, методы определения справедливой стоимости.
  4. II) Методы теоретического уровня научного познания
  5. Microsoft Excel. Работа с пакетом анализа. Построение простой регрессии
  6. Админ методы оперативного упр-я персоналом организации.
  7. Административные и экономические методы управления природопользованием
  8. Аксиология журналистики: предмет и объект исследования.
  9. Алгоритм анализа профессиональной деятельности
  10. АНАЛИЗ ДВИЖЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ. ПРЯМОЙ И КОСВЕННЫЙ МЕТОДЫ АНАЛИЗА ДВИЖЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

Мировая политика охватывает очень широкий круг проблем и участников международного общения и взаимодействия. Перед исследователем всегда стоит вопрос: как объяснить то или иное явление, обусловленное целым рядом факторов, имеющее к тому же множество аспектов? Воспользуемся примером Б. Бузана, который пишет, что причины начала Второй мировой войны можно искать и в стремлении к реваншу Германии, и в слабости Франции, и в личностных особенностях Сталина или Гитлера, и в не стабильности системы международных отношений конца 1930-х годов в целом. Иными словами, объяснение любому событию в международной жизни может быть найдено на уровне и отдельных политических деятелей, и государств, и всей мировой системы. В связи с этим возникает методологический вопрос о том, как выявлять причинно-следственные связи.

Сама идея различения уровней анализа возникла в конце 1950-х годов под влиянием сциентизма в международных исследованиях. Сциентистская ориентация требовала более четкого осознания исследователями взаимоотношений между отдельными элементами и системой как таковой. Термин «уровни анализа» стал широко использоваться благодаря статье американского исследователя Дж. Д. Сингера «Проблема уровней анализа в международных отношениях», опубликованной в 1961 г. Он выделил два уровня — международную систему в целом и уровень отдельного государства. Однако основной вклад в разработку проблемы системы и отдельных ее элементов еще раньше, в 1954 г., внес работой «Человек, государство и война» К. Уолтц. Правда, он говорил не об уровнях анализа, а об образах, которыми оперирует исследователь.

В настоящее время их, как правило, различают в мировой политике три:

• уровень индивида

• уровень отдельного государства

• глобальный уровень

Первый предполагает анализ индивидуальных особенностей людей, вовлеченных в политический процесс на мировой арене. Большинство исследований в этой области ведется в рамках политической психологии, где нередко выделяются два подуровня: политической элиты и масс.

При изучении подуровня политической элиты большое внимание уделяется личности политических деятелей. Для этого при описании психологических портретов используются исторические, психоаналитические и другие методы. Другое направление исследований политический элиты состоит в анализе процесса принятия решения. Так, американский исследователь О. Холсти замечает, что на развитие событий 1914 г., приведших к Первой мировой войне, сильнейшее влияние оказал такой фактор, как стресс.

В рамках этого направления изучаются также проблемы, связанные с адекватностью восприятия, — работы Р. Джервис Р. Смоука и У. Юри; личностными особенностями лиц, принимающих решения. Например, в исследовании Р. Германна и М. Германн анализировалось, насколько значимыми в принятии решений политическими деятелями кануна Первой мировой войны оказались их личностные особенности. Проведя игровые эксперименты, имитирующие события, в которых на основе психологических тестов подбирались близкие к реальным политическим деятелям той эпохи участники, они показали, что личностный фактор играл существенную, если не основную, роль в реальном историческом процессе.

На уровне политических масс исследуются такие вопросы, как восприятие других народов, установки, ценности, представления, существующие в обществе и касающиеся международной сферы. Большое внимание в этих работах обращается на формирование восприятия в условиях конфликта, в том числе и стремление к упрощению информации, которое ведет к тому, что все многообразие действительности укладывается в рамки полярных понятий по типу: «победа или смерть», «свой — чужой», «мы — они», «хороший — плохой» и т.п. При этом у людей формируются так называемые «зеркальные» образы, суть которых сводится к тому, что стороны в конфликте начинают оценивать одни и те же факты настолько различным образом, что это приобретает зеркальный, т.е. диаметрально противоположный характер с ярко выраженной отрицательной эмоциональной оценкой противоположной стороны. Возникает также феномен, получивший название «приписывающее искажение», согласно которому любые поступки противоположной стороны объясняются злым умыслом. Этот феномен довольно образно описан американским психологом Р. Уайтом, назвавшим его дьявольским образом врага. В соответствии с ним «дьявол» всегда оказывается на противоположной стороне, а собственное поведение воспринимается как исключительно праведное.

На уровне анализа отдельных государств исследуются, например, процессы принятия политических решений, но уже с точки зрения психологических особенностей, а того, каков в той или иной стране механизм принятия решений. Так, в исследованиях американского автора Р.Н. Лебоу обнаружено, что выявление внутреннего фактора может заставлять политических деятелей основывать свое видение внешней политики на предположениях и ожиданиях, которые далеки от действительности. Как показали другие исследования, важным также оказывается то, какую роль в принятии решения играют военные и гражданские лица, какова структура правительства и т.п. Кроме того, данный уровень анализа предполагает рассмотрение экономических, военных, внутриполитических и других вопросов, обусловливающих формирование внешнеполитического курса и влияющих на общемировые процессы. Большое значение для исследования уровня отдельных государств имеют сравнительно- политологические работы.

Глобальный уровень анализа является, пожалуй, наиболее сложным. Он предполагает изучение как взаимодействия государств, так и негосударственных участников мировой политической системы. При этом последняя рассматривается как некая целостность. Выявляется роль отдельных структурных элементов в формировании и функционировании этой системы, рассматриваются вопросы сотрудничества в конкуренции различных акторов, определяются тенденции развития самой системы.

Уровни анализа: индивидуальный, отдельного государства и глобальный — иллюстрируются схемой:

 
 
  Уровень индивида  

Уровень отдельного государства

Глобальный уровень

 

 

Выделение уровней анализа в современной мировой политике достаточно традиционно. Тем не менее, ведутся дискуссии относительно того, что именно под ними понимать. У. Моул еще в начале 1970-х годов обратил внимание на различия в определении уровней анализа. Одни авторы понимают под ними элементы, из которых строятся международные отношения, в то время как другие видят в уровнях анализа некие объяснительные принципы. По мнению Б. Бузана, оба подхода к определению уровней анализа не исключают друг друга, а накладываются один на другой, образуя матрицу. В принципе, полагает Б. Бузан, само выделение уровней анализа оказалось продуктивным, так как заставило ученых с большим вниманием отнестись к существующим в международных исследованиях методологическим проблемам. Однако для более точного понимания и самих международных отношений, и осознания методологических основ их изучения необходимы дальнейшие исследования.

Другие важные для международных исследований компоненты — данные и выбор метода. Мировая политика использует всевозможные данные получения информации и самый широкий набор методов исследования.

Принято различать первичные и вторичные данные. К первичным обычно относят такие, как заявления и выступления политических деятелей, официальные документы и прочие источники информации: статистические данные, исторические факты и т.п. К вторичным принадлежат материалы, основанные на первичных данных и отраженные в научных публикациях.

Методы исследования в мировой политике, а также международных отношениях нередко подразделяют на две группы: качественные и количественные. Первые предполагают использование аналитических процедур для изучения тех или иных фактов, процессов и т.п. При этом исследователи, использующие качественные методы анализа (традиционалисты), основываются на разных методологических и теоретических подходах. Ранее эти методы часто назывались историко-описательными, предполагающими обращение к историческому знанию, а также интуитивно-логическими, т.е. ориентированными на научный труд в виде эссе. Тем не менее, и сегодня они довольно широко используются в мировой политике и международных отношениях.

Количественные методы появились в международных исследованиях позднее качественных (по этой причине ученых, которые пользовались ими, называли модернистами) и предназначались для выявления тех или иных числовых параметров. Их применение было особенно популярно в 1960-е голы. В то время к исследованию общественных наук и международных отношений, в частности, было привлечено много математиков: тогда казалось, что такой подход позволит избежать субъективизма в исследовании.

Особое внимание исследователи, которые используют количественные методы, обращают на такой критерий, как валидность, т.е. определение того, действительно ли метод позволяет получить ту информацию, которая необходима. Еще одним значимым параметром при выборе метода является его надежность. Она предполагает, что и при использовании этого метода другим исследователем будут получены аналогичные результаты.

Наиболее распространен среди количественных методов исследования контент-анализ (анализ содержания), а также и ивент-анализ (анализ событий). Первый, введенный американским политологом Г. Лассуэлом представляет собой изучение текста с точки зрения частоты появления в нем тех или иных ключевых слов и словосочетаний. Проанализировав, таким образом статьи, опубликованные в одной из газет, Г. Лассуэл показал ее профашистскую ориентацию, что послужило поводом для судебного разбирательства вопроса о закрытии газеты.

При использовании контент-анализа важен правильный выбор ключевых слов. Ограничение на использование контент-анализа накладывает проблема контекста. Если статья, выступление, документ и тому подобные тексты написаны так называемым эзоповым языком, где значимы не столько сами слова, сколько контекст, то они сложно поддаются исследованию с помощью контент-анализа.

Ивент-анализ ориентирован на выявление частоты появления определенных событий. Как и в случае с контент-анализом, первоначально определяют критерии, по которым учитываются и классифицируются события. Иными словами, выявляются некие аналоги «ключевых слов», характеризующие частоту, интенсивность, продолжительность события (например, конфликтных отношений). Далее определяют динамику развития процесса. Используя ивент-анализ можно в частности, проследить динамику уступок на переговорах, определить с какой скоростью они делаются, кто из участников первым идет на компромиссные решения и т.п. Метод ивент-анализа получил развитие в работах Э. Азара, Л. Блюмфильда, а также некоторых других авторов и предполагает создание довольно большого банка событийных данных.

Менее распространено, по сравнению с предыдущими методами, когнитивное картирование. Этот метод использовался в работах О. Холсти, Р. Аксельрода и др. В его основе лежат представления когнитивных психологов, согласно которым для понимания поведения крайне важно знать, как человек воспринимает и организует полученную информацию. В международных исследованиях данный метод ориентирован на изучение так называемой «естественной логики», прежде всего политических деятелей. Суть заключается в том, что на основании текстов выступлений выявляются ключевые категории, которые использует тот или иной политик, и между ними определяются причинно следственные связи. Так, американские исследователи М. Бонэм и М. Шапиро, проанализировав тексты выступлений политических деятелей, сделали прогноз относительно их поведения в ближневосточном конфликте.

Количественные методы довольно трудоемки. Это с самого начала ограничивало их применение. Внимание к количественным методам вновь было привлечено в связи с широким внедрением компьютерной техники, позволяющей до определенной степени решить проблему трудоемкости работ и дать быструю количественную оценку. Например, компьютерная обработка текста позволяет оперативно проводить контент-анализ. Одновременно исследователи стали больше внимания обращать на проблему интерпретации полученных данных.

Тем временем в русле качественных методов стали внедряться процедуры, предусматривающие некие формализованные моменты, но с точки зрения не столько количественных оценок, сколько организации исследования. При его проведении в ряде случае стали учитываться требования, предъявляемые к организации работы, формулированию, обоснованию гипотезы, что типично для естественных наук.

Развитие получили также ситуационные анализы, представляющие собой семинары экспертов, на которых делается анализ ситуации, выявляются ключевые моменты, а также составляются прогнозы относительно возможных сценариев дальнейшего развития. Ситуационные анализы нашли широкое распространение в научно-практических организациях и учреждениях.

Кроме того, стали использоваться и такие аналитические процедуры, как анализ конкретных ситуаций. Они предусматривают применение теоретических положений при исследовании конкретных событий на мировой арене. Все это сделало понятия «логико-описательного» и «историко-интуитивного» подходов устаревшими.

В настоящее время дихотомия методов «количественные - качественные» в целом в международных исследованиях снята. Соответственно и разделение исследователей на модернистов и традиционалистов также осталось в прошлом. На данный факт обращают внимание многие авторы, в том числе российские. Например, П.А. Цыганков справедливо указывает на неправомерность противопоставления количественных и качественных методов, которые не только не исключают, а, напротив, дополняют друг друга.

Одновременно с развитием конструктивизма в конце ХХ в. популярность стали завоевывать методы, которые не связаны с позитивистской традицией. Речь, прежде всего, идет о «построении» социальной реальности, когда исследователь (он же практик) включается в разработку процедур, механизмов, институтов и т.п. для решения той или иной международной проблемы и тем самым изучает ее. Надо сказать, что такой подход не является абсолютно новым. Идеи «международной инженерии» прослеживаются, например, в деятельности В. Вильсона, его попытках сформировать единую общность людей на основе Лиги наций. Другое дело, что этот метод нуждается еще в довольно серьезном методологическом обосновании. Кроме того, возникает и этический вопрос, который может быть сформулирован словами, обычно относящимся к медицине: «Не навреди!».

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Становление мировой политики как науки и ее взаимосвязь с другими дисциплинами | Инвестиционная интерпретация человеческого капитала

Дата добавления: 2014-03-04; просмотров: 3127; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.005 сек.