Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Предпосылки создания служб занятости. История возникновения служб занятости

Читайте также:
  1. D. 47.2.1.3).- кража есть намеренное в целях создания для себя выгоды присвоение себе или са­мой вещи, или даже пользования ею, либо владения.
  2. II. История философии
  3. III. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ БИОТЕХНОЛОГИИ.
  4. SQL и его история
  5. XX съезд КПСС о культе личности Сталина: понятие, причины возникновения, последствия, меры по преодолению.
  6. Абсолютная монархия в Англии. Предпосылки возникновения, общественный и государственный строй. Особенности английского абсолютизма.
  7. Аварийно-спасательных служб
  8. Анализ ситуации на стадии создания организации
  9. Английская революция 17 в. (предпосылки, основные этапы и начало)
  10. Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы не вправе осуществлять действия, влекущие возникновение конфликта интересов или создающие угрозу возникновения такого конфликта.

Частные агентства и российский рынок рекрутерских услуг.

Полномочия служб занятости. Государственная служба занятости населения РФ, её функции, структура, цели и задачи.

Предпосылки создания служб занятости. История возникновения служб занятости.

Тема. 5. Государственная служба занятости

 

 

 

Институту государственной службы занятости свыше 100 лет. Его предтечей были биржи труда, получившие во многих странах широкое распространение во второй половине XIX века. До этого трудоустройством, как правило, занимались профессиональные корпорации, а услуги немногочисленных частных контор трудового посредничества ограничивались довольно узкими областями деятельности (например, наймом домашней прислуги).

В два последних десятилетия XIX в. стали создаваться организации, выступавшие посредником при подборе рабочей силы. Однако им не особенно доверяли и профсоюзы, и работодатели: первые опасались, что биржи труда будут использоваться работодателями в штрейкбрехерских целях, вторые – что под давлением профсоюзов биржи будут отдавать приоритет в трудоустройстве членам профсоюза, препятствуя тем самым мобильности рабочей силы. Обе стороны трудовых отношений были заинтересованы во вмешательстве некой нейтральной стороны, которой и стало государство. Последнее, в свою очередь, было заинтересовано в предупреждении массовой безработицы, как источника социальной напряженности, а также в межрегиональном или отраслевом перемещении рабочей силы как условии повышения эффективности национального производства.

«Включенность» государства в политику предупреждения безработицы стала очевидной на рубеже XIX – XX вв. Наиболее интенсивно данный процесс проходил в Германии, где уже в начале прошлого века существовало 400 государственных бирж труда и 3500 бирж профсоюзов. С их помощью заполнялись более миллиона вакансий в год, половина из которых приходилась на государственные структуры. В 1910-1912 гг. в Великобритании впервые были созданы национальная система бирж труда и государственная страховая система на случай безработицы.

Обобщение практик работы бирж труда различных стран и тенденция к усилению государственного влияния на рынок труда нашли отражение в первых принятых МОТ правовых документах, посвященных вопросам безработицы, - Конвенции № 2 и Рекомендации № 1. В них содержалось предложение странам-участникам: руководствуясь принципом трипартизма, создавать систему бесплатных государственных бюро по трудоустройству под контролем центрального органа с консультативными комитетами, включающими представителей социальных партнеров – трудящихся и работодателей.

Тем не менее, продолжались дискуссии о целесообразности дополнения централизованной государственной системы частными службами. Противники допуска последних в сферу трудового посредничества выдвигали тезис об эксплуататорской природе таких организаций. Эта позиция отражена в документах МОТ 1919 г. Так, п. 1 Рекомендации № 1 предлагает всем странам-членам МОТ «принять меры для запрещения создания бюро занятости, которые взимают плату или осуществляют свою деятельность с целью извлечения прибыли». Вместе с тем допускалась деятельность частных служб, если таковые уже существуют, при условии наличия государственной лицензии и координации их деятельности в масштабах страны. В более жесткой Конвенции № 34 (1933 г.), специально посвященной вопросу о платных бюро найма, предусматривалось упразднение агентств по трудоустройству в течение трех лет, хотя и с некоторыми исключениями (в частности, для моряков и ряда других категорий тру4дящихся и профессий, порядок трудоустройства которых точно определен в национальном законодательстве). При этом сохранялось правило об обязательных консультациях с представителями трудящихся и работодателей. В Рекомендации № 42 (1933 г.) признавалось, что закрытие платных агентств может «повлечь за собой определенные затруднения для представителей некоторых профессий в тех странах, где бесплатные государственные службы занятости не в состоянии полностью заменить платные».

Споры о соотношении платности и бесплатности услуг не утихали на протяжении 30-40-х годов. Принцип бесплатного трудового посредничества оставался центральным в международных нормативных документах, хотя формулировки в отношении платных служб несколько смягчились. В Конвенции № 98 (1949 г.), вступившей в силу с июля 1951 г., подчеркивалась необходимость «обеспечения сохранения государственной бесплатной службы занятости, которая должна быть доступна для всех категорий трудящихся», но допускалось сосуществование государственных и частных служб. Конвенция содержала четкие положения о регламентации деятельности последних: контроль государства за тарифами на услуги, обязательное государственное лицензирование, трудоустройство иностранной рабочей силы только в случае соответствующего разрешения со стороны государства и на условиях, установленных действующим законодательством.

Особенности экономического развития европейских стран в 50-х годах внесли свои коррективы в деятельность служб занятости и существенно изменили их функции по сравнению с первой половиной ХХ в. Это было связано с бурным экономическим ростом в послевоенный период, резким снижением безработицы, возникновением проблемы дефицита рабочей силы и усилением роли структурных преобразований на рынке труда, что позволило перераспределить значительную часть финансовых средств в пользу активных программ занятости.

Благоприятная экономическая конъюнктура позволяла реализовывать активную политику занятости, направленную на содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости. Подключение к её осуществлению других институтов привело к утрате монопольного положения в сфере регулирования рынка труда, что стало причиной её относительного упадка в некоторых странах. На адаптацию ГСЗ к требованиям нового времени потребовалось немало усилий. Используя значительный опыт, накопленный в период структурных преобразований экономики (в частности, в реализации программ переподготовки), в 60-х годах ГСЗ вновь привлекла к себе внимание, но уже как институт, способствующий развитию человеческих ресурсов. Важной концептуальной особенностью нового подхода к политике занятости стал акцент на профессиональной ориентации и профессиональном обучении как средстве развития человеческих ресурсов на протяжении всего периода трудовой деятельности. Поскольку профессиональная ориентация и профессиональное обучение распространяются не только на лиц в наиболее активном трудоспособном возрасте, но и на подростков, готовящихся к вступлению на рынок труда, и на работников предпенсионных возрастов, ГСЗ стала выступать «проводником» специальных программ занятости (рассчитанных на все категории населения, испытывающие сложности при трудоустройстве: молодежь, лиц с ограниченной трудоспособностью, работников предпенсионных возрастов, мигрантов и т.п.), к осуществлению которых начали привлекать министерство образования, другие государственные и общественные институты.

Одновременно менялись и функции ГСЗ, что обусловливалось прежде всего формированием национальных банков вакансий и переходом клиентов ГСЗ на своего рода самообслуживание. Открытый доступ к базе данных о вакансиях, использование компьютеров при поиске подходящей работы расширили доступ клиентов, который уже не ограничивается исключительно безработными.

Модернизация учреждений служб занятости привела к тому, что функции страхования по безработице были выделены из системы ГСЗ. В этом выразилось её стремление занять собственную нишу на рынке труда вне рамок института социальной помощи населению.

В условиях экономического спада 70-х годов, вызванного нефтяным кризисом, резкого роста инфляции и безработицы приоритеты ГСЗ сместились от традиционного посредничества в трудоустройстве к реализации специальных программ поддержания занятости населения. Усилилась роль «профильных» активных программ, ориентированных на уязвимые группы населения, в первую очередь – на молодежь и длительно безработных. Обострилась проблема эффективности систем выплат пособий по безработице, которые нередко поощряли иждивенческие настроения их получателей. Контроль за порядком выплаты пособий стал усиливаться, что в ряде стран привело к восстановлению прежнего порядка – функции ГСЗ, связанные с трудоустройством, вновь были дополнены выплатой пособий (в Канаде – в 1976 г., в Великобритании – в 1987 г.).

Глобализация и ГСЗ. В чем сущность перемен на рынке труда, вызванных процессами глобализации экономики? Как меняются функции и задачи ГСЗ на фоне формирования экономики нового типа, основанной на знаниях и информации.

Прежде всего, увеличивается спрос на специалистов и высококвалифицированных рабочих, т.е. работников, связанных с применением прогрессивных технологий. Обладание глубокими современными знаниями и практическим опытом работы определяет конкурентоспособность индивида на международном рынке труда. Умение пользоваться передовыми информационными и коммуникационными технологиями – общее качество востребованных сегодня работников самых разных профессий. В то же время идет процесс «отмирания» таких профессий, как канцелярские работники, делопроизводители, секретари и т.п. При этом разрыв в заработках высококвалифицированных и низкоквалифицированных работников существенно увеличивается, а проблема доступа к образованию и профессиональной подготовке приобретает принципиальное значение. Возможности граждан получить современное образование и доступ к информации далеко не равны не только между странами, но и внутри них.

Новые реалии требуют изменения методов работы и повышения квалификации её персонала. Посреднические услуги ГСЗ выходят за рамки персональных контактов с безработными, поскольку поиск вакансий и их заполнение осуществляются с помощью Интернета и ярмарок вакансий, где происходит прямой контакт работодателя с наемным работником. Поэтому во многих странах обычной практикой стало размещение в Интернете сайтов с перечнем и описанием вакансий, а иногда и данных о претендентах на эти вакансии.

Появилось много нового и в общении сотрудников ГСЗ с безработными. В некоторых странах уже давно отменена обязательная и регулярная личная явка в службу занятости безработных, получающих пособие. Контроль за ними осуществляется по телефону. Это высвобождает часть ресурсов, позволяя перераспределять их на более эффективные направления работы (в том числе и на повышение квалификации собственного персонала).

Технический прогресс формирует новый тип информационного обеспечения клиентов служб занятости, и задача ГСЗ – обучить своих клиентов пользоваться такой информацией, подготовить их к самостоятельному поиску работы.

Концепция развития человеческого потенциала, основной принцип которой – обучение в течение всей трудовой деятельности, возникшая в 70-х годах, оказалась актуальной в 90-е годы. Именно поэтому ГСЗ может инициировать создание структур, облегчающих получение новых знаний и навыков в сфере передовых технологий и современных коммуникаций.

Глобализация экономики усиливает действие рыночных факторов и обостряет конкуренцию на рынке труда. Реструктуризация занятости происходит уже в мировом масштабе. Сокращается численность занятых в обрабатывающей промышленности развитых стран; подобные производства переносятся в развивающиеся, где производственные затраты существенно ниже, прежде всего благодаря дешевизне рабочей силы. Соответственно, возрастает занятость в развивающихся странах. Однако, как прогнозируют международные специалисты, это не будет продолжаться долго: развитие новых технологий происходит столь динамично, что следует ожидать повышения производительности труда, а значит, сокращение занятости в этих странах.

Снижение занятости в промышленности развитых стран компенсируется её ростом в сфере услуг. Этот процесс идет не просто. В частности, достаточно сложной является проблема адаптации к новым условиям работников их «старых» низкотехнологических отраслей (например, шахтеров), имеющих прежде высокую зарплату и профессиональный престиж.

Как свидетельствуют эксперты ОЭСР и Европейского Союза на фоне роста безработицы наблюдается повышение гибкости рынка труда. Так называемые нестандартные формы занятости – неполный рабочий день или неделя, самозанятость, временная занятость и т.п. – в ряде стран распределены очень широко. Например, во Франции 40% граждан, впервые вышедших на рынок труда, заняты на временной работе по коротким контрактам. В Нидерландах 38% рабочей силы трудится неполный рабочий день.

Выражая отношение МОТ к повышению гибкости рынка труда, её Генеральный директор отметил, что хотя 25-30% рабочей силы в мире занято на нетрадиционных условиях, пока еще рано однозначно говорить о тенденциях к сокращению периода занятости на одном рабочем месте. При этом он сослался на опыт быстро развивающегося Китая.

При увеличении гибкости рынка труда, усилении географической и профессиональной мобильности рабочей силы не только возрастает объем услуг, оказываемых ГСЗ всему населению, но происходит и переориентация работы на вновь развивающиеся секторы и формы занятости. ГСЗ стремится укреплять свои позиции в условиях растущей конкуренции с другими структурами и агентствами в сфере найма. Это тем более важно, что в последнее время наблюдаются факты сокращения объема услуг и размеров государственных расходов на цели содействия занятости.

На Западе немало стран (Австрия, Франция и др.), где в связи с ростом безработицы объем и перечень государственных услуг в сфере занятости возрастают. В Нидерландах расширение штата ГСЗ в 90-е годы позволило реализовать активные программы и существенно снизить уровень безработицы. В Великобритании снижение безработицы с 10% в 1993 г. до 6% в 1999 г. явилось в значительной мере результатом расширения государственных активных программ (и соответственно, увеличения государственных расходов), реализуемых ГСЗ.

Приоритетную роль в реализации активных программ международное сообщество (МОТ, ОЭСР и Европейский Союз) отдает ГСЗ. При этом подчеркивается необходимость повышения эффективности её деятельности и разработки подходов к оценке программ, реализуемых через различные институты. В принятом в 1996 г. заявлении ЕС подчеркивалось, что значительные средства следует направлять ГСЗ как одному из основных институтов, способствующих переходу от временных мер поддержки безработных к их трудоустройству.

Таким образом, на протяжении последнего столетия развитие института государственной службы занятости не было гладким. В зависимости от экономических условий и задач, которые возлагались на службы занятости на отдельных этапах, менялись их основные функции, вернее, их соотношение. Но каждый блок функций имел свою специализацию.

Первый блок, связанный с социальными функциями:

- содействие в трудоустройстве;

- страхование от безработицы;

- профориентация, профессиональная и трудовая адаптация.

Второй блок, где ГСЗ осуществляет функцию регулятора рынка труда:

- стимулирование мобильности рабочей силы (географической, отраслевой, профессиональной);

- профессиональная подготовка, переподготовка и консультационные услуги.

Третий блок, охватывающий социально-экономические функции:

- прогнозирование ситуации на рынке труда (на основе мониторинга);

- планирование развития человеческих ресурсов;

- расширение форм взаимодействия с работодателями;

- подбор работников для реализации экономических (инвестиционных, промышленных, конверсионных) проектов;

- реализация активных программ занятости, в том числе адресованных уязвимым категориям (молодежи, инвалидам, работникам старших возрастных групп, одиноким или многодетным родителям);

- участие в разработке и реализации политики занятости при тесном взаимодействии с представителями работодателей и наемных работников.

ГСЗ способна гибко реагировать на изменение экономической ситуации и применять в каждый отрезок времени адекватные и эффективные меры. Это относится не только к периодам экономических кризисов, когда службы занятости могут эффективно реализовывать государственные инвестиционные программы, участвовать в реструктуризации предприятий и промышленной конверсии, но и к периодам экономического роста, когда, используя передовые методы отбора кадров для вновь открывающихся производств с новыми видами деятельности, они минимизируют трансакционные издержки предприятий и повышают эффективность их работы.

Опыт передовых стран убедительно доказывает, что государственные службы занятости – не временное явление, создаваемое в силу чрезвычайных обстоятельств, а институт, имманентный рыночной экономике. Его развитие продолжается и в настоящее время. Многие страны идут по пути модернизации деятельности службы занятости, цель которой – сохранить ГСЗ как одну из несущих конструкций эффективной экономической политики.

Как свидетельствует международный опыт, в зависимости от исторически сложившихся традиций, статус службы занятости различается по месту в системе исполнительной власти и роли социальных партнеров в ее управлении. Имеется три основные модели. Во-первых, служба занятости как политическое учреждение, имеющее и исполнительные функции. (В Канаде, например, создано Министерство развития людских ресурсов, В Ирландии — Министерство занятости и поддержки предприятий). Социальным партнерам отводится консультативная роль через процесс переговоров. Во-вторых, служба занятости как подразделение политического ведомства - министерства (в Германии действует Федеральное ведомство по трудоустройству). Данная схема предусматривает автономию ее деятельности: разделение функций определения политики на рынке труда (министерство) и четко фиксированные исполнительские задачи (выплата пособий по безработице, трудоустройство, профессиональное обучение и т. д.). В-третьих, модель трехстороннего управления. Служба занятости остается правительственным учреждением, но с особым автономным статусом. Возглавляет ее трехсторонний совет. Оперативные функции выполняет Ди­рекция. Могут существовать и другие комбинации. В Швеции система обучения безработных (АМУ) выделена из числа правительственных учреждений и преобразована в акционерное общество.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Демократизация мира | Полномочия служб занятости. Государственная служба занятости населения РФ, её функции, структура, цели и задачи

Дата добавления: 2014-03-04; просмотров: 1013; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.004 сек.