Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Русские описания поклонов

 

[Петровский, 1825]

Петровский описывает очень много способов сделать поклон, и наилучшие по его мнению способы, и наиболее популярные, и ошибочные, и некрасивые [Петровский, 1825, стр. 25-28]. Среди свойств поклонов он отмечает их живость или степенность, которые в разной степени свойственны людям разных темперамента и должности, но не дает однозначного рецепта.

Правильный в его понимании мужской поклон – наклон головы с очень незначительным сгибанием корпуса, ноги в первой позиции. Правильный дамский – по четвертой позиции с весом на задней ноге, небольшое наклонение головы и небольшое плие. При этом руки должны быть «закруглены под грудью». Дамам очень некрасиво по мнению Петровского выставлять вперед живот или колено и ставить заднюю ногу на носок. Описывая предваряющие поклон шаги Петровский говорит только, что надо пойти в желаемую сторону нужное число шагов, затем поставить рабочую ногу в нужную позицию (в первую у кавалеров и в заднюю четвертую у дам) и исполнить поклон, который совершенно одинаков независимо от направления. В случае дам поклон исполняется с весом на задней ноге.

Популярный для дам поклон – книксен с ногами по третьей позиции, при этом руки держат платье. Так же для дам популярен «поклон грудьми», что лично я понимаю как поклон с наклоном корпуса. Для кавалеров как популярный описан поклон с ногами по шестой позиции и более значительным наклоном корпуса, при этом некоторые кавалеры при поклоне закладывают руки за спину, некоторые франтовски отводят ногу назад на воздух, некоторые кланяются чрезвычайно низко.

Рис. 1. [Целлариус, 1848]

[Целлариус, 1848]

В книге Целлариуса очень мало говорится о поклоне. Он пишет, что сейчас преподавать искусство поклона уже не модно, хотя еще недавно этому уделялось много внимания, и в руководствах публиковались предваряющие поклон шаги [Целлариус, 1848, стр. 10]. Однако, в его книге приведен очень показательный рисунок (см. Рис. 1), копия которого встречается так же в книге [Durang, 1856]. На рисунке видно, что кавалер заметно сгибает спину, которая остается прямой, и свободно опускает руки вдоль туловища (локти закруглены). Позиция дамы, по-видимому, изображает ответный поклон, состоящий так же в наклоне корпуса и выполяняемый не вставая. Описание именно такого поклона, поклона дамы сидя, есть, например, в [Цорн, 1890, стр. 323].

[Линдрот, 1871]

Линдрот описывает поклон кавалера как шаг во вторую, приставление ноги в первую с плавным наклоном головы и малым сгибанием спины, руки свободно висят вниз, а потом неспешное выпрямление. Даме при поклоне следует присесть с весом на одной ноге, отставив вторую ногу в заднюю четвертую воздушную позицию, после чего вырасти на задней ноге, оставив переднюю ногу в четвертой позиции без веса [Линдрот, 1871, стр. 5].

[Клемм, 1873] и [Клемм, 1884]

Клемм приводит различные описания базовых поклонов в двух своих книгах. В московской книге 1873 года он описывает мужской поклон с ногами по первой позиции как последовательные наклон головы, сгибание спины и «покорное опадение плеч» (см. Рис. 2) и последующее распрямление. Дама начинает реверанс в третьей позиции, однако затем вес остается только на передней ноге, а другая уход назад без веса, и сгибание колен сопровождается одновременным наклоном корпуса вперед. Это базовое описание поклона одному человеку, и здесь не вполне ясно, уходит ли нога дамы назад до четвертой позиции или же едва заметно, и на какой ноге затем вырастает дама. Однако далее автор пишет о поклонах в движении, в частности при входе или выходе, и в этом случае он рекомендует расширять последний шаг. Для кавалера это означает шаг назад после поклона. Для дамы это означает четвертую позицию с весом на передней ноге во время реверанса и вырастание на задней ноге при окончании реверанса, а на сопутствующей картинке (см. Рис. 3) склонение корпуса дамы так же гораздо более выражено. Я полагаю, что это более официальная и потому более амплитудная версия поклона. [Клемм, 1873, стр. 13, 14]

Рис. 2. [Клемм, 1873]

 

Рис. 3. [Клемм, 1873]

 

 

Рис. 4. [Клемм, 1884] Рис. 5. [Клемм, 1884] Рис. 6. [Клемм, 1884]

В книге же 1884 года издательства в Санкт-Петербурге этот же автор использует иные картинки и несколько иные слова. Кавалеру не следует сгибать корпус слишком сильно, зато достаточная продолжительность этого движения и медленность выпрямления передадут максимальную степень почтения [Клемм, 1884, стр. 19, 20]. И действительно, на приведенной картинке (см. Рис. 4) склонение корпуса весьма невелико. Про дам сначала следует очень краткое описание [Клемм, 1884, стр. 18], в котором есть наклон головы, но вовсе нет наклонения корпуса вперед, а так же упомянуто приподнимание платья. Однако затем идет более полное описание [Клемм, 1884, стр. 20], которое весьма отлично и я предлагаю считать его иным, более официальным, вариантом. В этом реверансе дамы разделено сгибание коленей и наклон корпуса. Сначала следует перенести вес на переднюю ногу и слегка согнуть колени без сгибания корпуса или наклона головы (см. Рис. 5). Затем происходит перенос веса на заднюю ногу и значительное сгибание корпуса вперед (см. Рис. 6, изображен наклон около 60 градусов – намного больше, чем у кавалера), затем выпрямление с поднесением передней ноги назад, в конце – взгляд на лицо, которому исполнялся реверанс. Словесного описания рук нет, но из картинки следует, что они лежат на платье, возможно, приподнимая его.

Кроме базовых вариантов, Клемм описывает случай поклона сразу многим лицам, поклон при встрече и использование жестов руками при поклонах. Эти темы освещены в обоих его книгах непротиворечиво и почти одинаково, описание несколько подробнее в более позднем издании [Клемм, 1873, стр. 13-14], [Клемм, 1884, стр. 21-23].

При поклоне многим лицам сразу следует больше времени потратить на предварительный шаг и за это время успеть провести взглядом по всем тем лицам, кому адресован поклон и затем устремить взгляд в середину этих лиц, дальше же все происходит аналогично. Для кавалера предварительный шаг есть приведение ноги в первую позицию из второй или четвертой в зависимости от предыдущих шагов. Для дамы предварительный шаг состоит в выносе ноги назад и сгибании коленей.

Наконец, для приветствия при встрече следует, не прерывая движения, немного наклонить верхнюю часть тела, и этот поклон одинаков для кавалеров и дам (кавалер так же должен снимать головной убор при его наличии). Жестикуляция при поклонах обычно связана с мотивом поклона (благодарность, просьба, извинение) и в любом случае нужно поставить руки в нужную позицию в начале поклона и отнять их раньше чем начать выпрямляться. В случае благодарности следует прижать одну или две руки к груди (но не складывать их друг в друга), для просьбы следует сложить прижатые к груди руки одну в другую, а извинение или робость можно передать легким поднятием плеч.

[Петрова, 1878]

Поклон мужчины выполняется наклонением верхней части тела, а реверанс дамский достигается легким сгибом колен, отстановкой несколько назад левой ноги и приседанием на ней с мягким отклонением туловища назад. Руки слегка прикасаются к юбке платья, чуть-чуть приподнимая ее, а голова немного склоняется для поклона.

Настоящий французский реверанс исполнялся ранее в менуэте, но современное упрощение бальных танцев изгнало его из программы балов. Сейчас исполняют лишь слабую тень этого реверанса, и в таких танцах как в кадрили Лансье он исполняется гораздо быстрее, и нет уже тех важности, достоинства и выразительности.

[Колиньяр, 1890]

Колиньяр в своей книге описывает только по одному варианту поклонов для кавалеров и дам. Дамам следует шагнуть во вторую, шагнуть в четвертую, присесть слегка на обе ноги и, встав, приставить переднюю ногу к задней в третью позицию. Кавалерам следует приставлять ногу из второй позиции в первую и при этом кланяться [Колиньяр, 1890, стр. 103].

[Стуколкин, 1890]

Стуколкин явно разделяет разные виды поклонов и много пишет об уместности разных видов поклонов и выражаемой ими степени уважения и радушия [Стуколкин, 1890, стр. 36, 37]. Официальный поклон кавалера состоит в шаге вбок и последующем наклоне головы и корпуса с одновременным приставлением ноги, причем грудь как бы вдавливается вперед, а все тело подается назад, и перед выпрямлением кавалер делает еще и шаг назад [Стуколкин, 1890, стр. 37]. Есть у кавалера и поклон на ходу, состоящий в кивке головой и развороте корпуса в нужную сторону [Стуколкин, 1890, стр. 38]. Для дамы основной поклон состоит в приседании по четвертой позиции ног, а в официальном случае руки обязательно сложены ладошка в ладошку, но во всех менее важных обстоятельствах даме достаточно просто кивка головы. [Стуколкин, 1890, стр. 38]. Исключение из этого правила – барышни-дети, которые всегда должны использовать реверанс. Интересно, что никаких специальных шагов даже для самого официального поклона дамы не указано. Кроме собственно описаний поклонов Стуколкин описывает сопутствующий этикет, что первым подать руку должен более старший и важный, а первым поклониться должен более младший, что прежде всего следует приветствовать хозяев дома. И, самое интересное, что при любой подаче руки кавалером даме должен происходить хотя бы легкий поклон, в том числе и при всех подачах руки в танце.

Рис. 7. [Чистяков, 1893]

[Чистяков, 1893]

Чистяков описывает поклоны для учебных заведений. Кавалеры должны сделать шаг во вторую позицию и при приставлении ноги в первую позицию наклонить голову и согнуть плечи, оставив руки спокойно свисать вниз, и затем распрямиться. На рисунке (см. Рис. 7, кавалер справа) смещение корпуса и плеч при поклоне очень незначительно, можно уверено различить только наклон головы. При этом почтительность должна выражаться не глубиной поклона, а медленностью движения [Чистяков, 1893, стр. 26-28].

Для дам Чистяков описывает три разных реверанса. Первый, обычный, начинается из третьей позиции. Переводя переднюю ногу в заднюю четвертую позицию следует присесть на двух ногах сразу, но перенеся при этом вес назад и не опуская головы, затем выпрямиться на задней ноге, натянув переднюю, и приставить переднюю к задней. Момент приседание запечатлен на Рис. 7 в исполнении левого кавалера. Руки еще в начале реверанса следует сложить правой ладонью на левую, не отрывая локтей от талии и оставив кисти так же на уровне талии [Чистяков, 1893, стр. 28].

Второй вариант для дамы озаглавлен как глубокий реверанс, исполняемый высокопоставленным и почетным лицам. По сравнению с первым вариантом здесь меняется позиция рук – они держатся двумя пальцами за платье и оттягивают его в стороны, здесь появляется предварительный шаг влево, увеличивается глубина плие, появляется наклон головы [Чистяков, 1893, стр. 28, 29].

И наконец, третий вариант озаглавлен как реверанс менуэта и используется только в его начале в качестве реверанса для всех присутствующих, а в качестве реверанса для своего кавалера используется второй вариант. Главное отличие третьего варианта от второго состоит в том, что мы приходим в четвертую позицию постановкой ноги не назад, а вперед, но плие при этом все равно происходит над задней ногой и далее все аналогично [Чистяков, 1893, стр. 29].

Рис. 8. [Тихомиров, 1901]

[Тихомиров, 1901]

Тихомиров в своем описании сосредоточен на связанных с поклонами шагах и не описывает глубины наклона корпуса, но из рисунка (см. Рис. 8) видно, что наклонение корпуса кавалера в поклоне столь мало, что практически сводится к кивку головой. По движению ног кавалер должен совершить поклон двигая одновременно ногу из второй позиции в первую. В более официальном случае этому предшествует шаг-приставить вперед и движение ноги во вторую позицию без шага на нее – затем именно эта нога будет подноситься (здесь Тихомиров отличен от всех остальных русских авторов, у которых предпоклонное движение во вторую позицию является полноценным шагом с переносом веса). В менее официальном случае кавалеру достаточно просто провести ногой вбок и обратно с поклоном на обратном движении. Очень интересно, что Тихомиров мотивирует важность изучения поклонов тем, что они употребляются в некоторых фигурах кадрилей, и речь явно не идет о вступительном кадрильном поклоне. [Тихомиров, 1901, стр. 18].

Для дамы описан реверанс с шагом во вторую позицию, шагом в четвертую назад, плие на двух ногах, но с весом на задней, и распрямления над задней ногой с последующей подстановкой к ней передней [Тихомиров, 1901, стр. 19].

Что касается приглашения на танец, то поклон кавалера описан как «легкий», а ответный поклон дамы даже и не упомянут – в качестве ответа дамы описана подача руки или постановка в вальсовую позицию [Тихомиров, 1901, стр. 20].

[Цорн, 1890]

Теперь рассмотрим описание поклонов от Цорна. Это самое многословное повествование на эту тему, и некоторые детали достаточно понятно описаны только здесь. Тем не менее, в чем-то оно не так полно, как другие описания, нет, например, картинок с кланяющимися людьми. Здесь приведены сведения непосредственно о выполнении базовых поклонов, а сопутствующий им этикет описан в приложении.

В описаниях большинства поклонов Цорн акцентирует внимание на «ласковом взоре». По-видимому, он хочет сказать, что добрый взгляд важнее с точки зрения вежливости, чем любые движение рук, ног или корпуса. При исполнении поклона следует посмотреть в лицо собеседника и до поклона, чтобы он знал что поклон предназанчен ему, и после поклона, чтобы увидеть его реакцию, например ответное приветствие или обращение [Цорн, 1890, стр. 317]. Кроме того, во время поклона наклон головы и опускание взора есть очень важное проявление почтения. Почтения следует проявлять ровно столько, сколько уместно в зависимости от степени официальности ситуации и социального неравенства собеседников. В неофициальной обстановке равные собеседники не должны наклонять головы и опускать взгляда при приветствии, а должны смотреть друг другу в лицо [Цорн, 1890, стр. 316, 321, 322].

Рассмотрим теперь конкретные описания поклонов. Основной мужской поклон состоит в наклоне либо только верхней части корпуса (и тогда взгляд устремлен в лицо собеседнику), либо всего корпуса (и тогда взгляд следует опустить). Второй вариант выражает большее уважение, и его тем больше, чем глубже и медленнее наклон. Позиция рук для состоит в том, что они должны свободно висеть вдоль корпуса, не прижиматься к нему и не вытягиваться вперед. В официальном варианте поклона кавалер последовательно делает шаг в нужную открытую позицию, приставляет ногу в первую позицию, наклоняет корпус, выпрямляется. Однако, в неофициальном варианте движения происходят быстрее и при этом кавалер во время приставления ноги в первую позицию уже наклоняет корпус. Т.о., мы видим объяснение различию других описаний поклона кавалера, в которых приведено только какое-то одно из этих двух описаний движения ног – другие авторы просто описывали лишь один из двух вариантов, употребляемых в разных случаях. Что касается шагов до и после поклона, то они должны привести кавалера в оптимальное для приветствия место – это место в трех шагах от единичной персоны, удобное для обзора всей компании место при приветствии компании, или же место в трех шагах от выхода, если нужно покинуть помещение [Цорн, 1890, стр. 316-318].

Отдельно описан мужской поклон на ходу, в основном применительно к встрече на улице. Техника поклона состоит в том, что нет никаких дополнительных шагов, нужно просто остановиться в удобном месте и выполнить поклон или другое приветствие, или даже (в наиболее неофициальном случае) выполнить его не прекращая движения. В неофициальных случаях и при ответе на поклон более высокопоставленным лицом может быть достаточно слов, или движения рукой, или снятия шляпы, или прикосновения к ней [Цорн, 1890, стр. 318-321].

Так же отдельно описан поклон кавалера сидя [Цорн, 1890, стр. 321]. В этом случае невозможно выражение глубокого уважения, поэтому поклон по своей сути легкий, без опускания взгляда, с простым наклоном верхней части корпуса.

Рис. 9. [Цорн, атлас, 1890]

Переходя к поклонам дам, рассмотрим сначала положение рук [Цорн, 1890, стр. 322]. Общее для их поклонов положение рук состоит в том, что руки следует свободно опустить вниз, в той же позиции как и просто стоя (и это в точности та позиция, которую используют кавалеры). Устаревший и употребляемый только как очень официальный вариант состоит в том, чтобы расположить руки значительно шире и придерживать платье. Это тоже стандартный вариант расположения рук у стоящей дамы, только более ранний, Цорн ассоциирует его с менуэтом. Эти два варианта положения рук подробно описаны у Цорна в разделе о позициях рук ([Цорн, 1890, стр. 104]) и изображены на Рис. 9 (левая картинка иллюстрирует типичное положение рук, правая – то положение, которое уже вышло из моды и не употребляется). Кроме того, описан вариант складывать руки на талии, но по мнению Цорна он хуже и к тому же менее распространен.

Поклон дамы стоя. Ранее [Цорн, 1890, стр. 316] уже упоминалось, что легкий поклон может состоять просто в наклоне головы. Здесь мы рассматриваем достаточно официальный и глубокий вариант. Сначала нужно согнуть колени двух ног и при этом, оставив вес на одной ноге, скользнуть другой ногой в заднюю четвертую воздушную позицию. Далее нужно продолжить сгибание коленей и пренести вес на заднюю ногу, поставив ее пятку на пол и натянув переднюю ногу в четвертую воздушную позицию. При более легком поклоне взгляд не опускается и наклона корпуса нет, но при более официальном поклоне следует еще до полного ухода ноги в заднюю четвертую позицию опустить взгляд и начать сгибать корпус, продолжая одновременно опускаться и сгибаться до полного переноса веса на заднюю ногу. В конце следует распрямиться (если корпус был наклонен – то подниматься из плие и распрямлять корпус равномерно) и приставить переднюю ногу к задней в третью позицию. Величина поклона и его медленность выражают степень уважения. Все шаги до и после поклона такие же, как и у кавалера. [Цорн, 1890, стр. 321, 322]

Приветствие дамой проходящего лица. При встрече на улице взрослые дамы всегда ограничиваются небольшим наклоном корпуса без приседания (исключение – встреча с коронованой особой), при особом уважении так же опуская взгляд и наклоняя голову. В бальной зале возможен либо этот вариант, либо вариант с плие, аналогичный поклону стоя. Про шаги ничего не сказано. В некоторых случаях даже не нужно останавливаться, а иногда можно ограничиться взглядом и движением рукой [Цорн, 1890, стр. 322, 323].

Поклон дамы сидя по движениям совпадает с поклоном кавалера – наклон корпуса. Однако, в исполнении дамы поклон сидя может быть проявлением большого уважения, поскольку во многих случаях дамам не принято вставать. В частности, дамы обычно не встают для приветствия входящих в зал и при приглашении на танец. Следует вставать лишь молодой девице, к которой обращается стоя замужняя дама. Соответственно, дама при поклоне сидя может опускать взгляд и кланяться глубоко, выражая значительное уважение [Цорн, 1890, стр. 323].


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Классификация и общие черты всех поклонов | Наиболее интересные моменты в русских источниках

Дата добавления: 2015-07-26; просмотров: 512; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.004 сек.