Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Иностранные описания поклонов

 

Теперь рассмотрим некоторые иностранные описания поклонов. Описания базовых вариантов не слишком отличается от русских, но больше внимания уделено шагам, в том числе описанию шагов при поклоне в начале кадрили и в других случаях. Значительная часть описываемого далее материала уже была рассмотрена в статьях Сьюзан де Гардиолы [1] и [2], но в некоторых случаях моя интерпретация отличается.

При рассмотрении иностранных источников следует заметить, что у них есть много разных терминов, таких как «bow», «courtesy», «reverance», «salute», «passing bow», и так далее, с различным оттенком значения. Основная разница состоит в том, что «bow» связывается с наклоном головы или корпуса без плие, тогда как в «courtesy» плие обязательно. Тип «passing bow» подробно описан только у трех авторов [Etiquette, 1836, стр. 33, 34], [Hillgrove, 1863, стр. 56-58] и [Dodworth, 1900, стр. 77, 78]. Судя по описанию, это действительно bow в том смысле, что плие не используется, но этот тип приветствия одинаково подходит мужчинам и женщинам, и, в соответствии с названием, это и правда поклон в движении, проходя мимо кого-то. Таким образом, это полный аналог проходящего поклона, описанного у некоторых русских авторов.

Я начну с рассмотрения поклонов по книге конца XVIII века [Gardiner, 1786]. Среди известных мне книг это ближайшее подробное описание поклонов для менуэта начала XIX века и в целом Англии того времени. Кроме того, описание очень интересно существованием термина «Passing-Courtesy». Это проходящий поклон для дам, и он содержит плие, в отличие от проходящих поклонов в описании прочих авторов. Таким образом, не совсем ясно, когда именно дамы перешли от «Passing-Courtesy» к «passing bow», на начало XIX века описаний дамских проходящих поклонов нет.

[Gardiner, 1786]

Рассмотрим поклон дамы при входе в бальную залу. Ей следует сделать два шага от двери, приставить заднюю ногу в заднюю третью позицию, затем опуститься в плие и обвести всю компанию взглядом и небольшим поворотом головы, и в конце выпрямиться [Gardiner, 1786, стр. 16].

Если дама видит в бальной зале своих знакомых, ей следует приветствовать их с помощью «Passing-Courtesy». Если приветствуемый находится справа, то после шага левой ногой стоит повернуть лицо к нему, приставить правую ногу в переднюю третью позицию и согнуть колени, но не так сильно как в обычном поклоне. При необходимости сразу же поприветствовать кого-то слева нужно сделать один шаг правой ногой вперед, а затем так же повернуть лицо влево, приставить левую ногу в переднюю третью позицию и согнуть колени. При выходе из зала все правила исполнения поклона такие же, единственное отличие в том, что сразу после последнего поклона стоит сделать один шаг назад спиной вперед, и только затем развернуться и выйти [Gardiner, 1786, стр. 17, 18].

Поклон кавалера при входе в бальную залу: следует шагнуть правой ногой во вторую позицию и одновременно обвести собравшихся взглядом, затем следует поднести левую ногу почти в первую позицию и при этом согнуть туловище и наклонить голову. Затем левая нога должна пройти в заднюю четвертую позицию с переносом веса на нее, а корпус в это же время распрямляется. Наконец, в самом конце нужно шагнуть на правую ногу и продолжить идти. Для приветствия отдельных людей кавалер использует «Passing-Bows», которые вполне аналогичны варианту для дам, с заменой сгибания колен на наклон корпуса. Кроме того, если дама в этом случае сначала приставляет ногу в третью позицию и затем сгибает колени, то кавалер должен согнуть и разогнуть корпус в то время, как его нога движется из задней четвертой в переднюю четвертую позицию [Gardiner, 1786, стр. 19, 20].

Теперь рассмотрим правила исполнения поклона в начале менуэта. Дама начинает в левой третьей позиции с руками сложенными на груди. Далее она переводит руки в более широкую позицию и держит платье указательным и большим пальцами каждой руки. Кавалер начинает в правой третьей позиции, шляпа в левой руке, расстояние до дамы около метра, перед началом поклона он надевает шляпу. Из таких позиций оба шагают друг к другу во вторую позицию и исполняют поклоны, причем распрямившись оба должны остаться в четвертых позициях с весом на дальней ноге и натянутыми ближними ногами, взгляд направлен друг на друга, а корпуса развернуты в направлении начала менуэта (у дамы вправо, у кавалера влево). Положение рук кавалера остается постоянным – руки слегка округло висят вниз по бокам, про руки дамы говорилось выше. Далее пара исполняет второй поклон. Они скользят ближними ногами еще немного друг к другу, переносят на них вес и приставляют другие ноги в первую позицию. Затем дама шагает правой ногой во вторую позицию, а кавалер – левой ногой, и они переносят на них вес. После этого подставляют другие ноги в первую (кавалер) и первую или третью (дама) позиции, выполняя поклоны так, как было описано ранее [Gardiner, 1786, стр. 21-24].

Кроме того, автор описывает связанный с поклонами этикет. Явно упомянуто, что при кратком разговоре с персоной следует кланяться как перед разговором, так и после разговора. Описаны правила передачи предмета (коробки) кавалеру и подачи веера даме [Gardiner, 1786, стр. 51-53].

[Etiquette, 1836]

Далее упомянем некоторые детали поклонов по американской книге [Etiquette, 1836, стр. 33, 34]. Кавалер может приветствовать наклоном головы, жестом рукой, прикосновением или подъемом шляпы. Если кавалер использует в приветствии шляпу, то наклонять корпус уже не нужно, если только вы не приветствуете кого-то исключительно важного. Не следует заговаривать с дамой раньше, чем она приветствовала вас хотя бы наклоном головы. Сейчас некоторые дамы используют на улице «courtesy» (поклон со сгибанием колен), но это неправильно, и им всем следует использовать «bow» (поклон без сгибания колен, может содержать наклон головы или корпуса). Остальные положения этикета при приветствии вынесены в приложение.

[Durang, 1848] и [Durang, 1856]

Следующий автор, Durang, написал несколько книг. В одной из них он не описывает поклонов, а только копирует рисунок из книги Целлариуса [Durang, 1856]. В другой книге он достаточно подробно описывает поклоны и приводит множество рисунков [Durang, 1848]. Рассмотрим эти описания подробнее.

Рис. 10. [Durang, 1848]

Рис. 11. [Durang, 1848] Рис. 12. [Durang, 1848]

Поклон кавалера (см. Рис. 10). После очередного шага перенесите вес на переднюю ногу и пронесите заднюю ногу через третью во вторую позицию, перенесите на эту ногу вес тела и приставьте другую ногу в первую позицию. Затем наклоните корпус, как показано на рисунке, наклон головы должен быть мал, а руки свободно висят вниз. Затем выпрямитесь, переместите ногу в заднюю четвертую позицию и перенесите на нее вес. Здесь вы может либо сделать еще один поклон, либо продолжить идти, в любом случае следующий шаг будет той ногой, что сейчас впереди. Если этикет менее жесток, то поклон обычно делают по третьей позиции [Durang, 1848, стр. 26, 27].

Поклон дамы (см. Рис. 11) похож на поклон кавалера. Отличие в том, что, начав наклонять корпус и голову в первой позиции ног, следует одновременно сгибать колени и перемещать одну ногу назад в четвертую позицию [Durang, 1848, стр. 27-29]. Далее, при описании позиций корпуса и рук, автор вновь возвращается к позиции поклона дамы и приводит две иллюстрации, см. Рис. 12. Слева изображена середина поклона, справа – позиция после вырастания из поклона [Durang, 1848, стр. 38].

В описании кадрилей автор говорит о порядке поклонов в течение 8 тактов в начале кадрили: поклон своему, затем поклон углу. [Durang, 1848, стр. 114].

[Ferrero, 1859] и [Howe, 1862]

Ferrero пишет о важности грациозного исполнения поклона. Он приводит пример случая с Лансье, где в некоторых фигурах нужно кланяться, и многие выглядели откровенно смешно в эти моменты [Ferrero, 1859, стр. 118-119]. В его книге описан так же порядок поклонов в начале кадрили: сначала своему, потом боковому (даме слева для кавалера и кавалеру справа для дамы) [Ferrero, 1859, стр. 122].

Рис. 13. [Ferrero, 1859].

Описание поклонов у Ferrero емкое и краткое и снабжено иллюстрациями (см. Рис. 13) [Ferrero, 1859, стр. 118, 119]. Кавалер из правой третьей позиции скользит правой ногой во вторую и приставляет левую ногу в переднюю третью, слегка склоняет голову и корпус и выпрямляется, сохраняя левую третью позицию. Руки должны естественно висеть вниз. Дама должна из правой третьей позиции скользнуть правой ногой во вторую, затем скользнуть левой ногой в заднюю четвертую, медленно присесть и медленно выпрямиться, поднеся левую (заднюю) ногу в третью позицию. В тексте ничего не сказано о положении веса дамы, но из рисунков ясно, что в начале опускания вес дамы на передней ноге, а в конце – на задней ноге и передняя нога натянута. Соответственно, при выпрямлении вес вновь переходит на переднюю ногу, и задняя нога приставляется. Другой автор, Howe, практически дословно переписал эти объяснения, не приводя рисунков [Howe, 1862, стр. 11].

Рис. 14. [Hillgrove, 1864].

Рис. 15. [Hillgrove, 1864].

Рис. 16. [Hillgrove, 1864].

Рис. 17. [Hillgrove, 1864].

[Hillgrove, 1864]

Поклон кавалера, одинаково пригодный для исполнения в начале танца, при входе в комнату или выходе из нее (см. Рис. 14). Выполняется он так: из первой позиции шаг влево во вторую, затем приставить правую ногу в первую позицию. Сразу после этого начать склонение прямого корпуса, смотреть в первый момент прямо перед собой, а затем опустить взгляд. Затем распрямиться и поднять взгляд. В течение поклона руки висят вниз и немного скруглены, колени прямые. Поклон можно выполнить таким же образом без шагов. В кадрили основное отличие в том, что поклон обычно делают по третьей позиции, т.е. перед склонением корпуса приставляют ногу в переднюю третью, в конце выпрямлении корпуса переводят ее в первую позицию [Hillgrove, 1864, стр. 51-53].

Поклон дамы («the courtesy») так же состоит из четырех движений. Из первой позиции шаг во вторую (см. Рис. 15). Другой ногой шаг в заднюю четвертую, оставляя вес на передней ноге (см. Рис. 16, правая дама). Сгибая колени обеих ног, перенести вес на заднюю ногу и присесть, в конце подняв пятку передней ноги и натянув ее (см. Рис. 16, левая дама). Подняться и при этом перенести вес на переднюю ногу, приставив заднюю в первую позицию. Позиция рук в течении всего поклона такова, что они держат платье. Есть более быстрый вариант этого поклона, состоящий только из второго и третьего движений. Однако, этот тип поклона уместен не всегда. Он уместен, например, если вам представляют человека. Но приветствуя друга, и на улице, и в бальной зале, даме следует использовать иной поклон («bow», «passing bow»). Другая важная разница «courtesy» и «bow» состоит в том, что первое исполняют только остановившись, а второе – будучи в движении. Поэтому и при входе в комнату даме естественнее исполнять «bow», хотя допустимо и «courtesy» [Hillgrove, 1864, стр. 53-55].

Рассмотрим подробнее этот поклон в движении, «passing bow». Этот способ приветствия подходит для обоих полов при проходе мимо кого-то или при входе в комнату или бальную залу. Главное в нем то, что он происходит без задержки. Если приветствуемый слева, то, сделав шаг левой ногой, следует повернуться влево, склонить голову и корпус, слегка согнуть колено левой ноги, и далее распрямиться, и в течение этого времени совершать шаг правой ногой, не прекращая движения. В начале такого поклона надо скромно посмотреть на того, кому он адресован, и не наклонять голову настолько сильно, чтобы спрятать лицо. Если дело происходит на улице, то можно вести себя более беспечно. Кавалер может прикоснуться к шляпе или даже снять ее, это делается дальней рукой. Так же при поклоне можно поднять руку и приблизить ее к груди [Hillgrove, 1864, стр. 56-58].

[De Garmo, 1875]

У De Garmo поклон кавалера описан и отдельно, и в рамках поклонов в начале кадрили, а поклон дамы описывается только в рамках кадрили [De Garmo, 1875, стр. 62-64].

Поклон кавалера выполняется по первой или четвертой позиции, в случае четвертой позиции вес должен быть на задней ноге. Ноги следует сохранять прямыми, кланяться корпусом от бедер. Руки должны свободно висеть вниз. Весь поклон должен быть одним мягким и непрерывным движением с немедленным последующим выпрямлением, а наклон головы должен быть так мал, как только возможно. Если мы кланяемся во время ходьбы, то это делается по четвертой позиции с неизменным положением ног в течении всего поклона [De Garmo, 1875, стр. 62].

Поклон кавалера при исполнении кадрили исполняется следующим образом. Надо шагнуть левой ногой так, чтобы повернувшись на четверть оборот на правой ноге оказаться во второй позиции. Иными словами, шагать надо вперед. При этом в итоге кавалер окажется лицом к своей даме. Все это делается на счет раз. На счет два следует приставить правую ногу в первую позицию, склонить корпус и опустить взгляд. На счет три распрямиться и посмотреть строго вперед. На счет четыре повернуться на правой ноге влево, чтобы оказаться лицом к даме слева. Далее, кланяясь уже левой даме, надо шагнуть левой ногой во вторую позицию на раз, приставить правую ногу и поклониться на счет два, и распрямиться на счеты три и четыре, при этом натуральным образом отшагнув назад и оказавшись на изначальном месте [De Garmo, 1875, стр. 62, 63].

Поклон дамы при исполнении кадрили выглядит так. Шаг вправо с переносом веса, натягиванием левой ноги и поворотом к партнеру на раз. Далее надо скользнуть левой ногой назад и опуститься на стопы обеих ног, и перенести вес на заднюю ногу. Во время этого движения следует опустить взгляд и согнуть колени, и все это счет два. На счет три следует поднять взгляд и выпрямиться на задней ноге, натянув переднюю ногу. На счет четыре нужно перенести вес на переднюю ногу. Далее нужно выполнить поклон кавалеру сзади от текущего положения. Для этого за счет раз нужно шагнуть левой ногой накрест спереди от правой и затем перенести вес на левую, поворачиваясь перед этим на правой ноге, чтобы в итоге оказаться во второй позиции лицом к новому кавалеру. На счет два надо скользнуть правой ногой в заднюю четвертую позицию и согнуть колени. На счет три нужно подняться. Затем нужно перенести вес на переднюю ногу и приставить правую ногу в заднюю третью позицию, это счет четыре [De Garmo, 1875, стр. 63].

Все эти движения ног и корпуса должны быть непрерывны и перетекать одно в другое, и нужно уметь регулировать длину шага. Для дамы, как и для кавалера, при поклоне нужно наклонить голову так незначительно, как только возможно. В поклоне кавалера нет сгибания коленей, а в поклоне дамы нет наклона корпуса [De Garmo, 1875, стр. 63, 64].

[Grant 1893, стр. 16]

Grant описывает поклоны «в сетовых танцах». Кавалер делает шаг влево во вторую позицию и поворачивается на четверть оборота, приставляя правую ногу в заднюю третью позицию. Затем делает поклон и возвращается в исходную позицию (вероятно, шагая обратно). Затем поклон линии напротив. И все это вместе должно занимать ровно 8 тактов. В то же время дамы шагают вправо во вторую позицию и, поворачиваясь на четверть оборота, приставляют левую ногу в заднюю четвертую позицию, перенося на нее вес. Далее согнуться в талии и одновременно согнуть левое колено. Восстановить позицию, перевести правую ногу назад в четвертую позицию с весом сзади и поклониться точно так же. Практиковаться следует под 8 тактов вступления кадрили [Grant 1893, стр. 16].

У автора есть описание кадрили, и это именно кадриль в колонну [Grant 1893, стр. 22]. Очевидно, что описание поклонов относится именно к этому построению, и не имеет отношения к поклонам при построении в каре или в контрданс-лонгвей (эти построения и соответствующие танцы в этой книге не упомянуты вовсе).

Таким образом, Grant почти не описал базовый поклон кавалера (ясно лишь, что его исполняют по третьей позиции ног), зато описал базовый поклон дамы: он исполняется по четвертой позиции с весом на задней ноге, сгибается как задняя нога, так и корпус в талии.

[Dodworth, 1900]

Dodworth явно пишет, что различные социальные ситуации требуют практически безграничного многообразия поклонов [Dodworth, 1900, стр. 75].

Основной поклон кавалера выглядит следующим образом: из первой позиции скользнуть правой ногой во вторую и затем приставить левую. Далее сначала нагнуть голову, опустив взгляд, потом согнуть плечи. Затем нужно выпрямиться. Направление первого шага и выбор ноги зависят от ситуации и могут быть любыми, например, можно повернуться на этом движении. Никогда не следует кланяться, если ноги не стоят вместе [Dodworth, 1900, стр. 75, 76].

При описании поклона дамы автор говорит об его неестественности, и сделать его красиво можно после долгих тренировок. Начинать тренировки даме лучше всего с изучения поклона кавалера во всех его вариациях, и уже затем переходить к варианту для дамы. При исполнении предварительного шага даме следует скользить вторым движением в заднюю четвертую позицию, так чтобы между ногами было от 12 до 15 дюймов. Далее даме следует одновременно кланяться корпусом и опускаться в плие на двух ногах сразу, следя за выворотностью коленей. При выпрямлении следует приставить переднюю ногу к задней в первую позицию [Dodworth, 1900, стр. 76].

Если же даме сразу после поклона нужно идти, то вместо приставления передней ноги следует сразу ей шагнуть. В некоторых случаях, обычно на церемониях, сразу после поклона даме нужно сделать несколько шагов назад. В этом случае ей следует сделать все эти шаги до выпрямления корпуса. На шаге перед поклоном дама так же может повернуться. Для дамы доступно множество поклонов, от легкого кивка головой до того варианта, который описан выше [Dodworth, 1900, стр. 77].

Проходящий поклон полностью одинаков для дамы и кавалера и состоит в наклоне корпуса от бедер. При этом, если мы кланяемся вправо, то надо начать наклонять корпус ровно в тот момент, как мы шагнули на левую ногу, и наоборот. В любом случае надо повернуть лицо к приветствуемой персоне. Если снимать шляпу при таком поклоне, то дальней рукой относительно приветствуемого лица [Dodworth, 1900, стр. 77, 78].

Автор описал и порядок исполнения поклонов в начале кадрили. Дама скользит левой ногой к центру сета, поворачиваясь лицом к своему кавалеру, и исполняет поклон с левой ногой позади. Затем скользит левой ногой назад на место, поворачиваясь спиной к своему кавалеру, затем скользит правой ногой наружу и вновь исполняет поклон с левой ногой сзади, и в конце скользит на место. Кавалер скользит левой ногой вперед, поворачиваясь к своей даме, подносит правую ногу и кланяется. Затем скользит правой ногой на место, поворачиваясь спиной к своей даме, скользит правой ногой наружу, кланяется, и скользит обратно на свое место правой ногой [Dodworth, 1900, стр. 84, 85].

[Wilson, 1911]

Рассмотрим описание поклонов у Wilson. Поклон кавалера начинается в шаге во вторую позицию и приставления ноги в первую позицию. Далее происходит наклон корпуса в пояснице, при котором следует продолжать смотреть на того, кому адресован поклон, а в конце следует немного наклонить голову и опустить взгляд. Затем идет распрямление, при котором следует вновь посмотреть на того, кому адресован поклон [Wilson, 1911, стр. 19-20].

Поклон дамы состоит в шаге во вторую, шаге другой ногой назад в четвертую и переносе веса назад, в одновременном приседании со сгибанием обоих коленей и наклоне корпуса вперед в талии, в распрямлении и поднесении передней ноги назад. Исполняется с любой ноги, в движениях важны свобода и плавность [Wilson, 1911, стр. 20].


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Наиболее интересные моменты в русских источниках | Наиболее интересные моменты в иностранных источниках

Дата добавления: 2015-07-26; просмотров: 375; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.004 сек.