Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Наиболее интересные моменты в иностранных источниках

У Gardiner есть описание поклона в начале менуэта [Gardiner, 1786, стр. 21-24]. Еще он очень интересен описанием «Passing-Courtesy» [Gardiner, 1786, стр. 17, 18]. В конце XVIII века и первой четверти XIX века основной быстрый поклон дамы содержал плие, а затем мода сменилась, и он стал содержать наклон корпуса. Описания «passing bow» для дамы, т.е. поклона с наклоном корпуса, есть у [Etiquette, 1836, стр. 33, 34], [Hillgrove, 1863, стр. 56-58] и [Dodworth, 1900, стр. 77, 78], причем в первой книге упомянут и «courtesy», но как неправильный вариант. На гравюрах же эпохи ампира дамы в поклонах на прогулке еще использовали плие.

Двое авторов описывают одновременные плие и наклон корпуса у дам во время поклона: [Grant 1893, стр. 16] и [Dodworth, 1900, стр. 76].

В поклоне дамы есть несколько варианты шагов и сопутствующего переноса веса.

1) Шаг во вторую, ногу в заднюю четвертую без веса, присесть с переносом веса на заднюю ногу, выпрямиться с переносом веса на переднюю ногу, приставить заднюю ногу к передней [Ferrero, 1859, стр. 118, 119], [Howe, 1862, стр. 11], [Hillgrove, 1864, стр. 53-55].

2) Шаг во вторую, шаг в четвертую с переносом веса, опуститься в плие и выпрямиться с весом на задней ноге. [De Garmo, 1875, стр. 63], [Grant 1893, стр. 16], [Dodworth, 1900, стр. 76].

3) Шаг во вторую, приставить, начать приседать, и сразу вести одну ногу назад, и переносить на нее вес [Durang, 1848, стр. 27-29, 38].

Рассмотрим особенности движения ног в поклоне кавалера. Все авторы, за исключением De Garmo, описывают шаг во вторую, приставление ноги и поклон с неподвижными ногами. Durang предлагает после этого отступить назад [Durang, 1848, стр. 26, 27]. De Garmo описывает два варианта: поклон без шагов (возможно, он просто слишком краток, чтобы их указать) и поклон с ногами в четвертой позиции и весом на задней ноге – по-видимому, это вариант проходящего поклона [De Garmo, 1875, стр. 62].

Рассмотрим описания поклонов в начале кадрили. Два автора просто пишут про 8 тактов, поклон своему и затем поклон углу [Durang, 1848, стр. 114], [Ferrero, 1859, стр. 122]. Но есть и три подробных описаний с конкретными шагами. У [De Garmo, 1875, стр. 63] описано каре и поклон своему и затем углу, кавалер и дама начинают с разноименных ног. У [Dodworth, 1900, стр. 84, 85] так же каре и поклон своему и углу, но оба начинают шаги с левой ноги. У [Grant 1893, стр. 16] речь идет о кадрили в колонну и поклоне своему и затем противоположной линии, кавалер и дама начинают с разноименных ног. Все трое приводят различный набор шагов. Таким образом, хотя в Америке в построении каре определенно было принято кланяться сначала своему и затем углу, но выделить конкретный набор шагов для этой цели не удается.

Что касается поклонов в начале менуэта, то есть только одно актуальное описание от Gardiner, русские описания конца XIX века имеют мало отношения к менуэту как к бальному танцу [Gardiner, 1786, стр. 21-24].

Выводы

 

Выше были подробно рассмотрены основные типы поклонов XIX века. Рассмотрим теперь некоторые нюансы их исполнения.

В первую очередь, взгляд. Опускание взгляда – важное проявление вежливости, и присутствует в большинстве официальных поклонов. Однако, не следует держать взгляд постоянно опущенным. В некоторых руководствах по этикету очень подробно пишут о необходимости поднять взгляд и посмотреть на собеседника и до поклона, и во время поклона, а в случае приветствия группе людей потратить первую часть поклона чтобы взглянуть на каждого из них. Кроме того, при приветствии равного или меньшего по социальному положению опускать взгляд обычно неуместно. Некоторые авторы пишут, что кавалеру и при глубоком наклоне корпуса при поклоне следует наклонить голову так незначительно, чтобы не потерять лица собеседника из поля зрения.

В целом, есть различные индикаторы почтительности при поклоне. Это медленность исполнения, большая амплитуда движений, опускание взгляда, более официальная версия поклона (больше предварительных шагов, встать вместо поклона сидя и так далее). И использование этих индикаторов различно у разных авторов. По-видимому, как раз мода на эти знаки уважения действительно менялась в течении XIX века и была различной в разных временах и странах.

Что касается положения рук, то самый популярный вариант – свободно опустить руки, немного скруглив локти и разведя их в стороны. Вариант подходит и для кавалеров, и для дам. Дамы так же могут положить руки на платье или придерживать платье, могут сложить руки на уровне талии. В некоторых случаях можно приложить руку к груди, а кавалеры при наличии головного убора иногда прикасаются к нему или снимают его. Есть и более редкие варианты.

Приветствие можно выполнить не только стоя, но и сидя. Простейший и не очень официальный вариант – наклон головы. И у кавалеров, и у дам есть так же вариант с наклоном корпуса. У кавалеров он лишь немного официальнее и почтительнее – кавалеру, все же, следует встать для оказания почтения. Дамам же во многих случаях вставать не обязательно, и поклон сидя вполне подходит для приветствия входящих в зал, ответа на приглашение на танец, в начале разговора. Вставать следует даме, специально назначенной приветствовать гостей, или незамужней девушке при разговоре со стоящей замужней даме, или для приветствия коронованных особ.

Для быстрых поклонов, в первую очередь для поклонов на улице, есть свои собственные правила. Применительно к бальной зале это означает, что при входе и при приветствии знакомых без начала разговора можно не делать специальный набор шагов и даже не останавливаться, а приветствовать на ходу. Простейший вариант – просто наклон головы. Более сложный вариант для кавалера – сделав шаг, согнуть и разогнуть корпус, при этом одновременно шагая другой ногой. Для дамы вариант конца XVIII – начала XIX века состоит в приставлении ноги в третью позицию и плие, а в середине – конце XIX века ей следует так же наклонять корпус, как и кавалеру.

Поклоны во время танцев описывают очень редко, но это не означает что их нет. Стуколкин полагает, что при любом соединении рук дамы и кавалера во время танца кавалеру следует исполнить легкий поклон. Ferrero пишет, что в схеме одного из танцев были поклоны, и очень многие выполняли их нелепо и были просто смешны, не умея выбрать уместный вариант и исполнить его должным образом. Есть два танца со специальной музыкой для исполнения поклонов в начале танца – это менуэт и кадриль. Для менуэта я нашел только одно актуальное для начала века описание поклонов. Для кадрили среди американских книг есть три подробных описания и еще несколько упоминаний, но они противоречат друг другу в деталях. Единственное, что у них общее – это 8 тактов музыки для двух поклонов, и сначала поклон своему, а затем углу. В русскоязычной литературе подробных описаний начальных поклонов в кадрили я не видел.

Литература

 

[1] Susan de Guardiola, The Gentleman's Bow in the Victorian Ballroom, 2008. - url: http://www.kickery.com/2008/08/bows-victorian.html

[2] Susan de Guardiola, The Lady's Courtesy in the Victorian Ballroom, 2008. - url: http://www.kickery.com/2008/08/courtesy.html

 

Русскоязычные книги:

[Петровский, 1825] Петровский, Людовик, Правила для благородных общественных танцев, Харьков, Университетская типография, 1825. – url: https://bib.hda.org.ru/bib/books/petrovsky_1825/transcription/1

[Целлариус, 1848] Целлариус, Анри, Руководство к изучению новейших бальных танцев, Санкт-Петербург, 1848. – url: http://dlib.rsl.ru/01003561807

[Линдрот, 1871] Линдрот, Николай Петрович, Первоначальные правила для изучения бальных танцев, Москва, Типография В. Готье, 1871.

[Клемм, 1873] Клемм, Бернард, Теоретико-практический самоучитель общественных танцев, с аккомпанементом музыки, Москва, Типография Н. Ф. Савича, 1873.

[Петрова, 1878] Петрова, М. Ю., Петербургский новейший самоучитель всех общественных танцев, Санкт-Петербург, И. Л. Тузов, 1878.

[Клемм, 1884] Клемм, Бернард, Новейший самоучитель к изучению общественных и художественных танцев, Санкт-Петербург, Типография А. Каспари, 1884.

[Колиньяр, 1890] де Колиньяр, Практический самоучитель бальных танцев для обоего пола. Лёгкий способ выучиться в 9 уроков без помощи учителя всем бальным танцам. С дополнением гран-рона, котильона, мазурки, характерных плясок: камаринской, казачка, матросской и венгерской и полного курса светских приличий, Москва, Типография А. Гатцука, 1890. – url: https://bib.hda.org.ru/bib/books/kolinyar_1890/pdf/1

[Стуколкин, 1890] Стуколкин, Лев Петрович, Преподаватель и распорядитель бальных танцев. Общедоступное руководство к изучению всех общественных танцев и руководство для распорядителей на балах и семейных вечерах с указателем фигур для кадрили, котильона и мазурки. С приложением статей: 1) О пользе препопадавания танцев. 2) Краткий исторический очерк появления салонных танцев. 3) Характеристика национальных танцев, Санкт-Петербург, Типография А. Н. Тихонова, 1890.

[Цорн, 1890] Цорн, Альберт Яковлевич, Грамматика танцевального искусства и хореографии, Одесса, Типография А. Шульце, 1890. – url: http://dlib.rsl.ru/01003627955

[Цорн, атлас, 1890] Цорн, Альберт Яковлевич, Атлас к грамматике танцевального искусства и хореографии, Одесса, Типография А. Шульце, 1890. – url: http://dlib.rsl.ru/01003627955

[Чистяков, 1893] Чистяков, Александр Дмитриевич, Методическое руководство к обучению танцам в средне-учебных заведениях с 20-ю рисунками в тексте. С приложением руководства для дирижёров, с 157-ю фигурами для кадрили, мазурки, вальса, польки и котильона. Пособие для учителей танца в кадетских корпусах. Составлено применительно к требованиям утверждённого главным начальником военно-учебных заведений 27 июля 1890 г. Наставления для ведения внеклассных занятий в кадетских корпусах, Санкт-Петербург, Паровая скоропечатня П. О. Яблонского, 1893. – url: http://hdl.loc.gov/loc.music/musdi.042

[Тихомиров, 1901] Тихомиров, Алексей Дмитриевич, Самоучитель модных бальных и характерных танцев, Москва, Типография Вильде, 1901. – url: http://hdl.loc.gov/loc.music/musdi.157

 

Иностранные книги:

[Gardiner, 1786] Gardiner, S. J., Definition of Minuet Dancing, Rules for Behaviour in Company &c, a Dialogue between a Lady and a Dancing-Master, Madeley, J. Edmunds, 1786.

[Etiquette, 1836] The Laws of Etiquette or Short Rules and Reflections for Conduct in Society, Philadelphia, Carey, Lea, and Blanchard, 1836. – url: http://hdl.loc.gov/loc.music/musdi.242

[Durang, 1848] Durang, Charles, The Ball-room Bijou, and Art of Dancing, Containing Its Rise and Progress, Exercises and Positions, Theatrical and Private Dancing, with Descriptions and Figures of All the Polkas, Mazurka Quadrilles, Gallopades, Waltzes, &c. To Which Is Prefixed Rules for Correct Deportment, Philadelphia, Turner & Fisher, 1848. – url: http://socialdance.stanford.edu/Syllabi/Durang_Ball-Room_Bijou.PDF

[Durang, 1856] Durang, Charles, The Fashionable Dancer's Casket, or the Ball-room Instructor. A New and Splendid Work on Dancing, Etiquette, Deportment and the Toilet, Philadelphia, Fisher & Brother, 1856. – url: http://hdl.loc.gov/loc.music/musdi.063

[Ferrero, 1859] Ferrero, Edward, The Art of Dancing, Historically Illustrated. To Which is Added a Few Hints on Etiquette; Also, the Figures, Music, andNecessary Instruction for the Performance of the Most Modern and Approved Dances, as Executed at the Private Assemblies of the Author, New York, 1859. – url: http://hdl.loc.gov/loc.music/musdi.067

[Howe, 1862] Howe, Elias, American Dancing Master and Ball-room Prompter Containing About Five Hundred Dances, Including All the Latest and Most Fashionable, Cambridge, Miles & Dillingham, 1862. – url: http://hdl.loc.gov/loc.music/musdi.102

[Hillgrove, 1864] Hillgrove, Thomas, A Complete Practical Guide to the Art of Dancing. Containing Descriptions of All Fashionable and Approved Dances, Full Directions for Calling the Figures, The Amount of Music Required; Hints o Etiquette, the Toilet, etc., New York, Dick & Fitzgerald, 1864. – url: http://hdl.loc.gov/loc.music/musdi.093

[De Garmo, 1875] de Garmo, William B., The Dance of Society: a Critical Analysis of All the Standard Quadrilles, Round Dances, 102 Figures of Le cotillon (“The German”), &c., Including Dissertations upon Time and Its Accentuation, Carriage, Style, and Other Relative Matters, New York, William A. Pond & Company, 1875. – url: http://hdl.loc.gov/loc.music/musdi.181

[Grant, 1893] Grant, Horatio N., How to Become Successful Teachers of the Art of Dancing in Conjunction with How to Manage a Favor-German, Buffalo, Kraft & Stern, 1893. – url: http://hdl.loc.gov/loc.music/musdi.089

[Dodworth, 1900] Dodworth, Allen, Dancing and Its Relations to Education and Social Life with a New Method of Instruction Including a Complete Guide to the Cotillon (German) with 250 Figures, New York, Harper & Brothers, 1890. – url: http://hdl.loc.gov/loc.music/musdi.186

[Wilson, 1911] Wilson, Marguerite, Dancing. A Complete Guide to All Dances, with a Full List of Calls, the Music to Each Figure, Etiquette of the Dances, and One Hundred Figures for the German, Philadelphia, The Penn Publishing Company, 1911.

Приложение 1: употребление поклонов в России конца XIX века

 

В этом разделе большинство ссылок относится к книге [Цорн, 1890], поэтому для них далее будут приводиться только номера страниц.

Оптимальное расстояние для поклона одному человеку – три шага, это расстояние на котором уже удобно говорить, и предварительный шаг стоит делать вперед. Поклон нескольким лицам нужно делать с такого расстояния, чтобы можно было их всех видеть, при этом обычно начинают с какой-то одной стороны и делают предварительный шаг в сторону остальных лиц. Поклон всему обществу делают у входа, и если общество достаточно рассеяно по залу, то бывает необходимо сделать два поклона, один вправо и другой влево (стр. 317, 318).

При приветствии на улице оптимальное расстояние так же три шага, при этом следует как бы пропускать приветствуемое лицо мимо себя, т.е. не загораживать ему дорогу. Если дорога достаточно узка, то следует выбрать место так, чтобы наименее мешать другому человеку пройти. Шляпу следует снимать дальней рукой, чтобы не перекрывать ею контакт взглядов (стр. 319).

Порядок приветсвия состоит в том, что почтенных, пожилых людей и дам нужно приветствовать первым. При этом, если такое лицо (особенно – дама) находится в компании незнакомых вам людей, стоит осведомиться у нее взглядом, желает ли она быть приветствована или нет, и во втором случае надо сделать вид, что вы его не заметили. Дамам не следует удивляться, если кавалер не приветствовал ее – это чаще бывает от излишней скромности, чем от невежливости. Кроме того, в Англии и Америке принято чтобы дама приветствовала первая (стр. 320, 322, 323). И действительно, американец Durang упоминает об этом [Durang, 1856, стр. 22].

Зависимость стиля приветствия от возраста такова. Детям всегда следует исполнять правильный и почтительный вариант поклона, поскольку это не делает их смешными. Юношам и девицам должна быть присуща скромность. В исполнении взрослых излишне правильный поклон смотрится смешно и нелепо, а пожилым вовсе не к лицу молодиться и превосходить молодежь живостью движений, но следует все движения делать с меньшей амплитудой (стр. 323, 324).

Цорн отдельно отмечает, что повторные поклоны одному человеку неловки и неучтивы (стр. 325). Однако, если при нанесении визита или при деловых переговорах получилось так, что вы вошли в помещение, в котором находится единственный человек, но он расположен далеко от вас, то следует сначала поклониться у входа, а затем приблизиться до расстояния в три шага и поклониться еще раз (стр. 328). В целом, при входе в дверь следует вновь закрыть ее за собой если она была закрыта ранее, но при этом не поворачиваться спиной к тем, кто внутри. Если вы вошли в левую половину двери, то закройте ее левой рукой. Не следует начинать поклона, пока вы держитесь за ручку двери (стр. 330, 331).

При визитах при входе в гостиную следует позаботиться и о поклоне обществу, и о поклоне хозяйке или хозяине дома. Если такое лицо располагается недалеко от двери, то первый поклон ему, а уже затем поклон обществу. В противном случае следует сделать поклон обществу и уже затем идти искать главную особу. Затем обычно эта особо представляет вас всем остальным и как минимум некоторых присутствующих вам (стр. 331).

При покидании общества необходимость в поклонах зависит от времени. Если покидать многочисленное общество до разъезда гостей, то следует незаметно приблизиться к хозяйке дома, поблагодарить ее за прием и, назвав какую-то уважительную причину, уйти, не прощаясь с остальным обществом. Если вы дождались общего разъезда гостей, то следует раскланиватсья и с хозяевами дома, и с прочими гостями. Если ваш визит был коротким, а гостей мало, то следует открыто попрощаться сначала с хозяевами и затем с обществом. Есть еще манера удаляться не прощаясь, что называют французской манерой удаления. Там, где вы приглашены как гость, это нежелательно и допустимо только если нет никакой возможности пообщаться с хозяевами не привлекая к себе всеобщее внимание, при этом обязательно в ближайшие дни нанести визит и извиниться за такое исчезновение. Однако, уходить не прощаясь вполне уместно на многолюдных публичных балах и танцевальных вечерах, и всех собраниях где платят за вход (стр. 332).

Приложение 2: американский этикет приветствий

 

Рассмотрим этикет поклонов по книге [Etiquette, 1836, стр. 33-39].

Кавалер может приветствовать наклоном головы, жестом рукой, прикосновением или подъемом шляпы. Если кавалер использует в приветствии шляпу, то наклонять корпус уже не нужно, если только вы не приветствуете кого-то исключительно важного.

Не следует заговаривать с дамой раньше, чем она приветствовала вас хотя бы наклоном головы. Сейчас некоторые дамы используют на улице «courtesy» (поклон со сгибанием колен), но это неправильно, и им всем следует использовать «bow» (поклон без сгибания колен, может содержать наклон головы или корпуса).

Нужно отвечать на приветствие даже самых незначительных по чину людей. Никогда не следует приветствовать друзей и равных вам чересчур глубоко.

Во время поклона можно улыбнуться и не произнести ни слова.

Если вам нужно поговорить с кем-то на улице, не прерывайте их движения, а пойдите рядом с ними.

Даже встретив недруга, приветствуйте его, холодно и молча, это лучше чем игнорировать.

Приветствуя даму на улице, всегда снимайте шляпу и не надевайте ее, пока дама не попросит вас дважды. Точно так же, если этикет обязывает вас стоять, а дама просит присесть, в первый раз ответьте ей поклоном и только на второй раз сядьте.

Если где-то в общественном месте вы проводите много времени рядом с человеком, с которым вы не представлены, то молчать все это время невежливо, хотя так иногда делают. Гораздо лучше начать разговор, но говорить только на самые общие темы, не затрагивая политику и не обсуждая других людей.

Когда вас представляют кому-то, не следует подавать ему руку, нужно ограничиться поклоном. Так поступают англичане, и так следует поступать нам. А подавать руку в этом случае принято у французов. В любом случае, нужно оказывать гораздо больше внимания старым знакомым, чем тем, кого вам только что представили. Хорошему знакомому можно пожать руку и 50 раз за утро. Если вы подаете руку при знакомстве, то хороших знакомых мужчин вам следует целовать при встрече.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Иностранные описания поклонов | Транспортное, диффузионное перенапряжение

Дата добавления: 2015-07-26; просмотров: 376; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.005 сек.