Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Тема 2. МОНОДИЧЕСКИЕ ЛАДЫ

 

Как можно предположить, монодические лады — исторически наиболее ранняя форма ладовой организации, возникшая в одноголосной, и более точно — в одноголосной вокальной музыке. Интонационная основа этого одноголосия — возгласы,

кличи, плачи, наконец — пение. Следовательно, если искать объективные предпосылки возникающих в нем ладоинтонационных отношений, то наряду с акустическими законами следует назвать такие явления, как дыхание, напряжение голосовых связок, характер речевых интонаций и т. п., то есть явления в большой мере индивидуально-характерные (см. об однозначных и многозначных предпосылках ладовой организации IБ-1-3).Вероятно, именно преобладающей ролью более изменчивых предпосылок в самой природе монодической интонации можно объяснить ту множественность форм, то неисчислимое многообразие видов, которые свойственны монодическим ладам. Отсюда же вытекает характернейшая черта монодических ладов, на которой хочется особенно заострить внимание: их нестабильность, исключающая возможность исчерпывающего перечисления разновидностей. Можно выделить лишь основные типы таких ладов, проведя классификацию по некоторым существенным признакам, в первую очередь — по виду звукоряда и по характеру функциональных отношений.

Поскольку монодические лады организуются как связь тонов, каждый тон такого лада имеет свою определенную, не повторяемую другим тоном функцию. В чистом своем виде эти лады не октавны, в них топ, отстоящий на октаву вверх или вниз от данного, несет совершенно иную функцию. Поэтому количество тонов, составляющих звукоряд такого лада, даже в условиях строгой темперации может быть совершенно различным.

Интервальная структура звукорядов монодических ладов также многообразна. С другой стороны, один и тот же звукоряд может служить основой разных ладов, в зависимости от местоположения тоники. Таким образом, монодическим ладам абсолютно несвойственна та закрепленность определенного звукоряда за определенной тональностью, которая отличает, например, лады мажоро-минора. Тоническое значение звука в монодических ладах определяется сложным комплексом ритмоинтонационных условий его использования, прежде всего — его положением в форме (в мотиве, фразе), а следовательно — ритмическим и интонационным его соотношением с другими тонами системы. Здесь может играть роль и степень протяженности тона, и его повторяемость, и его ритмическое положение, и его положение по отношению к цезуре, в вокальной музыке — связь с ударным или акцентируемым по смыслу слогом и т. п., но все — в совокупности и в каждом случае, возможно, по-разному. Иными словами, в своем подавляющем большинстве монодические лады относятся к типу результативных. Все это создает условия для сравнительно легкого смещения тоники и отсюда — для некоторой тональной неустойчивости монодических ладов. В них относительно легко совершается модулирование, так как для того, чтобы тон стал восприниматься как тоника, достаточно егоритмического

подчеркивания и не требуется обязательного завоевания нового звукоряда. Зато и реакция восприятия, вызываемая такой модуляцией, значительно менее активна — не создается «внутреннего протеста», так как слабо выражен эффект нарушения привычного, нет жесткой установки — любой вариант возможен и вероятен. Распевность и краска преобладают над динамикой.

Для монодического лада опорность как выражение функции торможения более характерна, чем полноценная устойчивость. Главная (центральная) опора (или устой, если таковой имеется) располагается обычно внизу или в середине звукоряда и в качестве основной функции, как уже говорилось, занимает только одну точку.

Неустойчивые элементы монодического лада неодинаковы в своем функциональном значении и, в свою очередь, требуют дифференциации.

Прежде всего, как было отмечено, большую роль в определении характера тяготений монодического лада играет интонационно-интервальная сторона отношения данного неустоя к устою, тот «мелодический путь», который может реализовать это тяготение. Интервальное положение каждого из неустоев по отношению к тонике определяет его функцию. Поэтому следует различать неустои верхне- и нижнесекундовый, верхне- и нижнетерцовый или квартовый и т. д.

Кроме того, особо следует отметить случаи вычленения среди неустойчивых тонов побочных, периферийных опор, которые, сохраняя в целом свою неустойчивость и динамику направленности к тонике, в то же время сами способны концентрировать вокруг себя движение остальных неустоев и тем самым как бы противопоставлять себя тонике. Это так называемые побочные опоры, или ладовые антитезы (см. 84, 23, 25, 26).Их интервальное положение в ладу по отношению к тонике во многом определяет сущность лада, и оно не менее значительно, чем ладовое наклонение. Интервальное соотношение тоники и побочной опоры (в тех случаях, когда она имеет место) — еще одно направление классификации монодических ладов.

Функциональные отношения в монодических ладовых системах можно классифицировать следующим образом:

А. Централизованные лады.

1) Тоника + неустои без выделения побочной опоры. Гак, в примере 38 фраза первых пяти тактов (дальше происходит модуляция) организована в ладу с центром до второй октавы. Побочной опоры нет. Лад централизованный, звукоряд — гемитонный, минорного наклонения, пятиступенный в объеме уменьшенной квинты, развернутой на малую терцию вниз и вверх от центра (гипоформа).

Б. Тищенко Симфония № 3, Postscriptum

 

2) Тоника + побочная опора + неустои В примере 24 лад с центром на ля второй октавы имеет побочную опору (опорный неустой) на верхнеквинтовом тоне (ми второй октавы) и неопорные неустои на остальных ступенях. Звукоряд гемитонный, вариантного (переменного) наклонения, в объеме октавы (считая форшлаговые опевания), десятиступенный с ярко выраженной высотной вариантностью неопорных ступеней.

Б. Лады слабой централизации.

1) Системы со слабо выраженной центральной опорой характеризуются постоянными смещениями опоры, возникновениями микросистем, отсутствием функции полноценной устойчивости. Так, в примере 39 в монологе флейты-пикколо в целом обнаруживается главенство опорного тона ля (именно ля утверждается итоговым повтором начального материала). Однако интонационный процесс настолько подвижен и изменчив в ладовом отношении — опора смещается на ля-диез, потом на си, на до, что само главенство опоры ля выступает как чисто результативное качество.

Б Тищенко «Ярославна», 1 д

 

2) Собственно переменные, по существу — нецентрализованные системы, в которых скольжение опоры происходит уже не между мотивами или фразами, как в предыдущих примерах, но внутримотивнo, благодаря чему главный фактор ладовой дифференциации результативных ладов — ритмо-формо-интонационным — оказывается недейственным. Так, в примере 32 опора постоянно перемещается с тона си на тон ми, и благодаря отсутствию ритмического превосходства какого-либо из них восприятие находится в состоянии постоянной двойственности оценки типичный случай подлинно переменного лада. Переменный лад может возникнуть и при сменах опор соседних

мотивов, в случае их калейдоскопически быстрого смещения (см. пример 34). Такое скольжение отнюдь не противоречит высказанному выше утверждению о невозможности наличия в монодическом ладу нескольких устоев; скольжение центра — явление модуляционного порядка, связанное с переменностью функций, в то время как выше речь шла о централизованном, устойчивом ладе и, следовательно, об основных функциях (подробно о функциях устоев и неустоев в монодических ладах см. 26).


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА ЛАДА. ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ ЛАДОВЫХ СИСТЕМ | МАЖОРО-МИНОРНАЯ ЛАДОГАРМОНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Дата добавления: 2014-03-08; просмотров: 1403; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.004 сек.