Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
ПОЛИТОНАЛЬНОСТЬ
Политональность — совмещение в одновременности различных тональностей в разных пластах музыкальной ткани. Как и полифункциональносгь, она может быть выражена в самых различных структурных и фактурных формах. Один из распространенных ее видов, исторически довольно рано возникший,— тональное различие между мелодией и аккомпанементом. Так, в известном смысле политональной можно назвать третью вариацию «Персидского хора», где на утвердившийся в теме и предшествующих вариациях ми мажор мелодии накладывается до-диез минорный аккомпанемент (пример 75). Разумеется, здесь политональность обозначается еще в смягченном виде 75 а М. Глинка. «Руслан и Людмила», Персидский хор б
Более сложное проявление политональности такого же типа, можно обнаружить в примере 76. Мелодия здесь достаточно ярко очерчивает ре-диез минор. Сопровождение же представляет собой гармонию со сложным проявлением переменных функций, создающим постоянное внутритональное функциональное модулирование. В целом обрисовывается звукоряд лидийского наклонения от си. Таким образом, в одновременности сочетаются два тональных пласта: мелодия в выдержанном ре-диез миноре и сопровождение в переменном си — соль-диез (соответственно, лидийского и дорийского наклонений). И лишь следующее дальше отклонение в фа-диез мажор определяет си как основной центр целого1. М. Мусоргский. «Картинки с выставки», «Тюильрийский сад»
Еще более яркое тональное противоречие мелодии и сопровождения находим в примере 77, где на остинатную тонику си-бемоль накладывается мелодия с подголоском в ля-бемоль мажоре. Противоречие тональностей обнаруживается здесь более ярко благодаря различию звукорядов сочетаемых тональностей, в предыдущих примерах почти или полностью совпадавших. Д. Шостакович. Симфония № 11, Iч. 1 Пожалуй, именно к таким случаям наиболее применима идея Ю. Паисова о политональности как особой целостной структуре (115), Приложение ееко всем случаям политональности несколько спорно -- нередко художественный замысел требует подчеркнутой несовместимости, несоотносимости одновременнозвучащих элементов. Политональность может найти свое выражение и в полиаккордовой структуре. Так, в примере 78 сочетаются в одновременности трезвучия ми-бемоль мажор и си минор. И. Стравинский. «Петрушка»,III к.
Возможно также соединение двух монодий в разных тональностях. Так, в примере 79, в то время как опора верхнего голоса колеблется между до и ре второй октавы, опорой нижнего служит ре-бемоль первой; когда же в верхнем голосе опора смещается на ре-бемоль второй октавы, нижний начинает обыгрывать до первой и т. д. Г, Уствольская. Соната для ф-п. № 3
Дата добавления: 2014-03-08; просмотров: 585; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |