Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Возраст от 4 до 5 лет (38 человек: 19 М и 19 Д)

В качестве изображенных на картинке около 63,3% детей называют "цыплят" (различие с предыдущим возрастом статистически значимо, р < 0,002), далее по частоте называния упоминаются "птички" (18,5%, р < 0,014) и "утята" (около 5,26%, р < 0,03). Единичные варианты — "воробьи", "цапли", "козлятки" и др. (всего 13%). Таким образом, мож­но утверждать об увеличении реалистичности и конкретизации воспри­ятия по сравнению с предыдущим возрастом, наряду с развитием и языковой фиксацией новых форм самовыражения восприятия, кото­рые формируются в диалоге со взрослым, задающим вопросы (напр., "кто это?") и ожидающим, оформляющим ответы на них. Интересно, что в этом возрасте мы сталкиваемся с предпосылками количественно­го определения персонажей через простое указание на них пальцем ("этот... этот... этот" — 10,54% детей), что в свою очередь предполага­ет некоторый устойчивый уровень качественных определений в струк­туре самосознания.

Изображенная на заднем плане курица теперь больше не называет­ся "уткой" ("петушок" — единичный вариант), а в 23,7% случаев выс­тупает именно как "курица" (р<0,033). В 10,54% случаев она называ­ется "мамой" и в 10,54% фигура называется "курочка-мама". Помимо отмеченной тенденции к увеличению реалистичности восприятия, дан­ный факт свидетельствует о том, что в выраженном в речи восприятии начинает отображаться структура семейно-бытовых отношений в от­личие от превалирующего предметного восприятия типа "смотри, пету­шок!", присущей более раннему возрасту. Кроме того, в двух из имею-


щихся в нашем распоряжении случаев, структура семейных отноше­ний прямо проецировалась на птиц, сидящих за столом, через называ­ние "папа, мама и сын" или "мама, папа и дочка". Вместе с тем, по-прежнему достаточно высоким остается процент игнорирования фигуры на заднем плане в восприятии детей (около 52,6%, из них 14 М (73,7% от общего числа мальчиков) и 6 Д (31,6% от общего числа девочек)), что отчасти может быть связано с выбором и следованием отцовской идентификационной модели у мальчиков (которые, следуя реалистич­ности, не могут назвать курицу "петухом" и одновременно обозначение фигуры как женской для них не является актуальной). Но, вероятно, наиболее важным объяснением является то, что у мальчиков в этом возрасте в контексте процессов кормления феномен эмансипации от матери не является центральным, сохраняется взаимная привязанность матери и мальчика. Поэтому в благоприятном случае (отсутствии силь­ных фрустраций) для мальчиков не достает условий для осознания зна­чения матери, (что проявляется, в том числе, и в речи), в отличие от девочек, у которых в этом возрасте одной из важных является пробле­ма эмансипации от матери, с которой у девочек имеется устойчивая идентификация (в этом смысле, играя, девочка хочет кормить сама, вместо матери, с которой ранее установилась связь). Желание обосо­биться от матери подтверждается и звучащей в рассказах девочек те­мой отделения (автономизации) от матери и самостоятельного суще­ствования цыплят за пределами родительского дома ("убегание в лес", "поиск приключений" и т.п.) с обязательным возвращением обратно в родное гнездо.

Увеличивается доля восприятия функциональных предметов, кото­рые обычно сопровождают еду. Так, если "ложки (у)" в 3-4-летнем воз­расте видят 23,3% детей, то в 4-5-летнем 34,2% (из которых 47,4% мальчиков и 21% девочек). В 3-4-летнем возрасте "тарелку" видят 7% детей, а в 4-5летнем — 18,5% (38,5% мальчиков и тот же процент девочек). Аналогичная тенденция присуща и для восприятия "стола" (соответственно 10% и 23,7%). Подобная детализированность воспри­ятия отражает формирование отстраненной, объективированной пози­ции и развитие, дифференциацию субъект-объектного отношения.

Если в возрасте 3-4 лет оппозиции, заданные в восприятии, имеют в большей мере предметный и абстрактно-социальный характер ("пету­шок — птички", "Утенок — это тоже утенок"), или же, что чаще, оппо­зиций в структуре восприятия стимула не формируется вовсе, то в воз­расте от 4 до 5 лет значительно увеличивается число оппозиций "курица — цыплята" (около 29%). Значительно больше в этих оппози­циях находят отражение социальные отношения: например, "курица этому дала, этому дала и этому дала поесть"(3 случая). Таким образом, это знаменует собой развитие личностной обособленности, дифферен­циацию структурных отношений Я-Другой, а также осознание зависи­мости от взрослого (матери, прежде всего). Если в 3-4 г. тенденция к спонтанному отражению семейных отношений только намечается и носит более непосредственный характер "папа, мама и Дима" (ребенок называет себя в качестве сидящего за столом со своими папой и ма- мой) или же ребенок с тревогой спрашивает: "А где их мама?" и тут же помещает ее сидящей за столом в середине, то теперь оппозиция при­нимает характер "папа, мама и сын" или "мама — детишки", таким образом, отмечая постепенную объективацию процесса восприятия и соответственно более рефлектированную структуру Я. Кроме того, в восприятии 4-5-летних детей находит отражение и более широкая про­екция социальных отношений "папа, мама и бабушка" (или "дедуш­ка"). Таким образом, вместе с расширением Я увеличивается и струк­тура объективированного мира.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Возраст от 3 до 4 лет (30 человек: 16 М и 14 Д) | Возраст от 5 до 6 лет: 43 человека (22 М и 21 Д)

Дата добавления: 2015-07-26; просмотров: 190; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.