Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Развитие внутреннего диалога в структуре самосознания и восприятие процессов питания
7.2.1. Возраст 3-4 года Подводя некоторые итоги, можно сказать, что для детей этого возраста характерна достаточно непосредственная и нерефлектированная, абстрактная структура Я (как Я!) (конечно, в относительном смысле, по сравнению с последующими возрастными группами), о чем свидетельствует и прямое воздействие стимула и столь же яркая непосредственная реакция на него, и исходно проецируемый предмет самосознания — "птички" либо другая общность героев, выступающих своей совокупностью и без спецификации. Последнее указывает на абстрактность Другого, на слитность и растворенность, "потопленность" и невыделенность в нем каких-либо качеств и определений, что позволяет говорить о "другом вообще", "фоновом" Другом, оттеняющим заостренность Я в плоскости того, что выступает как "не-Я". Попытка оставить отпечаток Я на всем, что встречается в поле восприятия, характеризует направленность ребенка данного возраста вовне. Это постоянная попытка идентифицировать свое Я, найти и обнаружить его во всем, посредством этого заостряя и постепенно оформляя его как "Я, противоположное Другим", "Я, являющее себя Другим", в отличие от употребления местоимения Я в старшем возрасте, где появляется более сложная и рефлектированная структура Я. Постепенно в речевом самосознании начинает выделяться оппозиция "ребенок- взрослый" ( "птички" — "петух"). При этом тот факт, чтоотсылка к взрослому проявляется в актуализации фигуры именно петуха, может свидетельствовать о преобладающем подсознательном действии "мужского элемента" в самосознании (Winnicott D.W.,1989), поскольку именно для этого возрастного периода характерна заостренная активность и оппозиционность, выраженное желание выделить и отделить себя от не-себя, спроецировав свое присутствие в повседневное окружение. Подобная структура отношений Я-Другой отчетливо проявляется и при анализе восприятия процессов питания у детей данной возрастной группы. Дети чаще всего перечисляют, что могут кушать персонажи, при этом 60% ответов касаются "каши" (по сравнению с возрастом 4-5лет результат статистически значим, р<0,0017), оставшуюся процентную часть составляют ответы, в которых либо вовсе не упоминается, что едят герои (просто "птички кушают ..."), либо упоминается питье-"чай". Лишь в одном случае мальчик старательно перечисляет "кушают апельсины, ананасы — кушательные такие... фрукты" (интересна процессуальность его восприятия, "кушательные" — это буквально то, что " я могу кушать" и он, говоря об этом, как бы поглощает их, подтверждая, что "да, кушательно!"). Таким образом, можно говорить о синкретичности восприятия пищи, установлении разве что различения "еда — питье" ("каша и чай"). Кроме того, дети нередко уточняют (20% ответов) "как именно" кушает персонаж ("с ложки", или его "кормят"), в старшем возрасте этого акцента нет. В этой связи подобное уточнение укладывается в противопоставление "сам или не сам?", за которой стоит более широкая позиция эмансипации "могу или не могу". Если анализировать сюжеты проективной продукции детей в этом возрасте, то обращают на себя внимание следующие выделенные оппозиции. Чуть отвлечемся и отметим, что выделение оппозиций само по себе менее информативно у маленьких детей, т.к. они носят более абстрактный, общий и слабо дифференцированный характер, у старших же детей они в большей мере расчленены, и в силу этого информативны. Оппозиции представляют собой определенную рационализацию структур самосознания. В оппозициях можно усмотреть рационализированную структуру внутренних диалогов, когда специфика и функционирование позиций в них становятся постоянными, что придает внутренним диалогам характер устойчивых логико-семиотических структур. Эти структуры являются внутренними структурами функционирования самосознания, на них опирается развитие восприятия, мышления и т.д. Поскольку же эти структуры рациональны, то они поддаются объективному исследованию извне. Помимо этого, необходимо их изучение также и с внутренней исследовательской позиции, что позволит углубиться в их внутреннее содержание и посредством феноменологических процедур развернуть его скрытый и свернутый характер, другими словами, более детально развернуть внутренние диалоги, которые в оппозициях представлены в рационализированном виде. Возвращаясь к оппозициям, выделенным в этом возрасте, отметим следующие из них: "кого-то кормят (он маленький) — а меня нет" как выражение позиции эмансипации, помещении себя в центр и самовыгораживании на фоне Другого; оппозиция " я хочу есть — и не могу достать" как предметно ориентированная, указывающая на ограниченность возможностей ребенка; и оппозиция "папа (мама) ест и я могу и должен есть", как отражающая тенденцию к идентификации с Другим и вновь заостренность оппозиции Я-Другой. В этом же возрасте происходит начальное включение процессов еды в целостный распорядок дня, в стереотипное временное целое, причем данный факт имеет следующий смысловой оттенок: прежде всего, это помещение себя в некоторую шаблонную последовательность временных событий ("Я и распорядок дня, куда я включен"), что вносит смысл стабильности и безопасности, "надежности" и предсказуемости в самоощущении ребенка. Именно интроекция этого чувства защищенности и его рациональное оформление создает условия для начального развития эмансипации Я от Другого. Рационализированное чувство безопасности покрывает и замещает слабость и уязвимость, внутреннее состояние "Я не могу", реакцией на что выступает формирование чувства силы и бесконечного могущества (идентификация с абстрактным, бесконечно мощным Я). Таким образом, внутренний диалог (Я не могу — Я могу) проецируется вовне, во внешний диалог, и формирует структуру самосознания у детей этой возрастной группы. Интересно, что дети в этом возрасте как бы не могут смириться, что Другой (персонаж на картинке) может есть без его присутствия, без него, поэтому достаточно часто в своем эмоциональном повествовании дети включают прямые отсылки к себе "Я тоже люблю кашу", "я тоже чаек люблю" и т.п., т.е. "я тоже могу (кушать, пить)!", в этом видится попытка "узнать", оформить Я, включив в контекст окружения. Эта детская фраза может звучать и в качестве доказательства неявно присутствующему возражающему взрослому ("ты же еще маленький, ты многого не можешь"). Это пребывание в позиционной заостренности Я — другие, характерное для ребенка этого возраста, свидетельствует о стремлении нивелировать участие Другого, доказать, что Я — важное, значимое. В этом смысле это указание на то, что ребенок лишь частично идентифицирован с некоторым абстрактным взрослым, который что-то может делать и делает, отсюда систематический диалог "Другой делает — Я тоже могу" в процессе реагирования на картинку. 7.2.2. Возраст 4-5 лет В этом возрасте структура Я становится более определенной и реф-лектированной, о чем свидетельствует и расширение пространственно-временной составляющей восприятия (помещение процесса еды в контекст жизненных событий, указание на время принятия пищи "завтрак, обед, ужин", впрочем, еще достаточно неустойчивое, так, ребенок может сказать, что "цыплята поужинали, теперь будут обедать") в противовес непосредственной соотнесенности со стимулом, присутствовавшей ранее. Кроме того, на усложнившуюся структуру Я указывает сформирован-ность устойчивой качественной определенности воспринимаемых сти-мульных единиц (указание "этот... этот ... этот"), а также появлениестабильных социальных оппозиций ("взрослый — ребенок") в материале восприятия. В связи с этим более устойчивым и более качественно определенным становится и диалектически связанный со структурой Я полюс Другого. Абстрактное противостояние Я и Другого трансформируется в стабильную структуру, где присутствует Я, и одновременно содержится движение в направлении осознания своей зависимости от Другого — взрослого (прежде всего, от матери), так, что теперь осознание себя становится явно неразрывно связанным с осознанием Другого. При этом даже элементы отделения, "убегания" от взрослого, так или иначе разыгрываемые в фантазии, в сущности, ведут только к укреплению осознания своей зависимости от взрослого, как бы проверяя ее на прочность и незыблемость, в рассказах детей, в конечном счете, "страх быть съеденным", как правило, ведет к обязательному возвращению "домой". Возможно, здесь содержится и указание на определенный механизм развития самосознания: переход запретной зоны в фантазиях как раз и формирует полноценное осознание зависимости от взрослых, приводя к сознательному убеждению в пользу неделания чего-то опасного или, напротив, осуществления определенного действия. Теперь интроецированная структура семьи и внутрисемейных отношений, выкристаллизовавшись в самосознании ребенка, накладывается на внешний стимул, задавая точку отсчета при его восприятии. Я в данном случае символизируется через включение в оппозиции "мама — ребенок", или "мама — папа — сын", которые проецируются на картину. Через интеграцию в Я структуры семейно-бытовых отношений, посредством систематической идентификации со значимыми образами семейного окружения, начинает трансформироваться и предметное восприятие мира, которое как бы социологизируется, что выражается, например, в появлении социальных признаков предметов и их социального значения ("самая большая папина тарелка", "большая — маленькая тарелка у маленького цыпленка" и др.). Интенсивно-заостренный характер абстрактной оппозиции Я-Дру-гой в младшем возрасте постепенно стирается, приводя к более принимающей, подражательной позиции в отношении взрослого. Осознание ценности Другого, невозможности существовать отдельно от него, приводит к выраженному желанию стать таким как он, похожим на него, интроецировать его значимые качества в себя, найти точку опоры, где собственную значимость будет поддерживать и укреплять оценка, исходящая от Другого. Последнее, возможно, свидетельствует об определенной динамике в структуре самосознания, когда на смену более разделяющему и противопоставляющему "мужскому элементу" приходит принимающий и подражательный "женский" (в пользу этого говорит и высокий процент ответов, обозначающих фигуру на заднем плане как "женскую", наложение устойчивой структуры восприятия на стимуль-ный материал и последующее впитывание, как бы обымание его ("этот... этот... этот")). Вероятно, к 4-м годам абстрактная эмансипация вызывает у ребенка тревогу, которая способна снижаться лишь при обращении к полюсу Другого, ради избегания тревоги ребенок стремится идентифицироваться со взрослым. Образуется внутренний диалог "Я- Я как Дру- гой", где полюс Я покрывается полюсом Другого. Проецируясь вовне, эта структура внутреннего диалога создает возможность активного процесса идентификации, прежде всего, с близкими ребенку взрослыми. Если более раннему возрасту присуще недифференцированное восприятие процессов питания ("едят кашу") (около 60%), то в 4-5 лет восприятие питания становится более расчлененным: доля ответов "едят кашу" составляет лишь около 24% (р<0,0017) , встречается 9 вариантов названий различных блюд; появляется представление о "вкусненькой еде", отражающее рефлексивное появление в речи представление о вкусе, а также личные предпочтения к различным видам пищи. Через различение вкусовых качеств продуктов ребенок значительно глубже начинает понимать, что можно есть, а что нельзя, что вкусно, а что нет, что может быть связано с интроективным модусом восприятия мира в противовес проективному, присутствующему ранее. Появляется, отраженное в речи, восприятие разнообразных фрустраций в процессе еды (отсутствие предметов для еды, "дают или не дают" поесть, конкурентные и др. социальные отношения в процессе еды ("есть или не есть"). Таким образом, процесс питания рассматривается в контексте социальных отношений, как неотъемлемая его часть, и выступает специфическим обозначением контекста внутрисемейной коммуникации. Так, в этом возрасте начинает фигурировать оппозиция "хочу есть — без мамы не могу", указывающая на образовавшееся чувство глубокой связанности с матерью, на интроецированность этого образа внутрь и одновременное проецирование его вовне ("вижу мать как связанную со мной, помогающую мне") в случае негативного переживания ("если мамы нет") с последующей идентификацией с этим образом, приводящей к еще более основательному включению ее внутрь себя, Таким образом, мы имеем дело с механизмом проективной идентификации, рассматриваемым с позиции развития самосознания в качестве нормального процесса становления Я ребенка. Другой выявленной нами оппозицией была структура "сели есть, а есть нечего- остались голодными", отражающей фиксацию на пище, за которой стоит интроецированная система социальныхотношений, спроецированных на картинку ("остаться голодными, не получить"). При этом интересно, что ощущение голода в данном случае имеет окраску не физическую, но социальную; "если ты не будешь что-то делать ради добывания пищи, будешь голодным". Линия социально опосредованного восприятия еды продолжается и в наличии (либо отсутствии) предметов для принятия пищи, и на этой почве возникают конкурентные отношения между детьми перед лицом взрослого. Кроме того, еда приобретает смысл социального самовыражения для Другого (оппозиция "Я быстрее съем, я ем хорошо — а другой плохо"), стремление показать посредством еды свою значимость, продемонстрировать свое социальное значение. Поскольку и со стороны взрослого стимулируются конкурентные отношения в рамках детской группы в саду, то и между детьми важную роль начинают играть проблемы соперничества, ориентированные на оценку взрослого. Таким образом, процесс восприятия еды становится неразрывно связанным с мощнымпроцессом идентификации с Другим — взрослым, прежде всего. Причем у детей усиливается склонность проецировать все негативное в себе на других детей. Внутренний диалог Я-Другой, проецируясь вовне, в данном случае трансформируется в приписывание другим детям всего негативного (негативно оцениваемого взрослым): "Я, идентифицированный с требованиями взрослых хороший, а другие дети, не следующие этому правилу, плохие". Таким образом, в этом возрасте сверстники становятся удобным объектом для изживания собственных вытесненных чувств и свойств. Социальный аспект питания проявляется в появившемся у некоторых детей осознании необходимости питания, необходимости следования указаниям взрослых ("нужно есть"). В этом смысле подобные наставления внушают ребенку чувство присутствия другого и связи с ним, когда родителей рядом нет. Но одновременно с "правильностью" и необходимостью, исходящими извне, фиксируется и внутренняя оппозиция, связанная с собственными желаниями и потребностями ребенка. Таким образом, структура внутренней коммуникации приобретает вид взаимодействия между интроецированной нормой взрослого и непосредственным самоощущением, противоположным ранее сложившейся идентификации со взрослым ("нужно есть, но я не хочу"). В этой связи в некоторых случаях проигрывание в фантазии сюжетов об убегании после еды из дома будет означать попытку преодоления принуждения, но теперь в отличие от раннего возраста, где эмансипация носила безусловный характер, появляется обусловленность социальным нормативом взрослого и последующим за ним реактивным желанием "Я могу прожить и без мамы и ее указаний". Но это неразрывно связанно со страхом отделения и неизвестности, именно поэтому ребенок позволяет себе развернуть подобный сюжет исключительно в деятельности воображения. В сущности, эта фантазия, сторона личности обычно у детей вытесняется. Отсюда происходит реактивная идентификация со значимыми взрослыми персонажами, которая, опять-таки является проекцией внутреннего диалога Я — Другой в социальные отношения. Кроме того, появляется оппозиция "один хочет есть — а другой не хочет, хочет сидеть", что отражает способность становления на точку зрения Другого у ребенка данного возраста и принятие ее ("можно хотеть есть, а можно и не хотеть"), но также и отражает непосредственное самосознание и самоощущение. Потребность идентификации со взрослым, ориентации на него начинает активно прорабатываться и в детской игре, и в форме рассказов, где начинают появляться прямые, как правило, без вводных слов типа "он сказал", единичные реплики персонажа. В следующем возрасте 5-6 лет появляются более сложные и многообразные реплики, выраженно драматические, что указывает на более активную включенность внутренней позиции, непосредственного Я ребенка, на основе чего формируется и более устойчивое отношение "моя позиция — позиция Другого". И, наконец, на следующей ступени, в 6-7 лет, когда появляется осознание связи позиции Я и Другого, и схема Я-Другой уравновешивается, появляются еще более сложные и многообразные отношения,
но одновременно и более симметричные ("от меня к нему, от него ко мне"). На конечном этапе отношение Я-Другой рационально оформляется и образуется структура, изображающая формальный диалог типа "он сказал... а он ответил ..." В частности, этот факт указывает не только на рационализацию внутренних диалогов, но и на формирование внешней, оценивающей позиции, часто морального толка, являющейся одновременно точкой идентификации, определяющей "зону ближайшего развития" ребенка. Помимо указанного, расширяются также временные границы восприятия процесса еды — дети все чаще начинают говорить о том, что бывает после того, как поешь. Последнее указывает на расширение границ Я и его объектов, на развитие рефлексивной способности, что связано с формированием речевого мышления. 7.2.3. Возраст 5-6 лет В предыдущем возрасте деятельность, посредством которой ребенок пытается достигнуть положительной оценки взрослого, постепенно формирует некоторую рациональную структуру, внутри которой связывается образ себя и образ Другого, и одновременно, образ себя — ребенка и образ себя — взрослого, с которым теперь ребенок может идентифицироваться. И в случае образования такой структуры ребенок способен систематически переходить из позиции ребенка в позицию взрослого, и затем снова переносить материал этого восприятия в позицию ребенка и корректировать свою деятельность. Взаимные переходы из одной позиции в другую, своеобразные перетекания формируют новую структуру восприятия, определяющую новые возможности усвоения опыта ребенком. Таким образом, речь идет об обратимости отношений взрослый — ребенок, ребенок — взрослый, опирающейся на развитие структуры идентификаций. Ребенок теперь может смотреть на происходящее глазами взрослого даже в том случае, если это прямо не связано с ограничением его активности, и возвращаться к себе, к собственному самоощущению. Так, желание ребенка, встретившись с нежеланием другого делать то же самое, может вести к идентификации с Другим "ты не хочешь это делать" и как следствие — способности оборачивать отношения " ну хорошо, давай поиграем в другую игру". Таким образом, способность оборачивать отношения предстает в рамках единого процесса самосознания, определенного цикла в нем, что связано с рациональным оформлением самосознания и развитием речевого мышления. В этой связи логическая обратимость или обратимость в мышлении, достигаемая ребенком на стадии конкретных операций к 7 годам (Пиаже Ж, 1970), вытекает из ранее образовавшейся эмоциональной, живой обратимости в структуре самосознания, из свободного перетекания со своей позиции на позицию Другого, между которыми постепенно устанавливается равновесие. Затем эта "живая" обратимость механизируется, операционализируется и становится фактом мышления. Интересно, что тогда и в экспериментах Ж. Пиаже на сохранение жидкости можно увидеть действие свернутой структуры внут-реннего диалога, к примеру, способность встать на точку зрения Другого, переливающего эту жидкость и т.д. Способность ребенка идентифицироваться с Другим и привносить этот опыт в осознание себя дает возможность более глубоко сознавать не только Другого, но и самого себя, т.е. формируется жесткая схема связанности осознания Другого с осознанием себя. Теперь ранее несвязанные циклы самосознания, характеризующиеся заостренностью то одного, то другого полюса, связываются и образуют новую форму развития. В рамках этой схемы формируется четкое осознание зависимости ребенка от матери, именно потому, что он может встать на ее позицию и осознать с ее точки зрения себя, а также интегрировать этот опыт в собственное самоощущение. Аналогичным образом ребенок теперь способен осознать и зависимость матери (взрослых) от него. На этой основе формируется жесткая структура связи Я и Другого, рациональный и устойчивый характер которой начинает подавлять стимул, что приводит к проявлению склонности ребенка организовывать, а где-то и подавлять внешний стимул, оформлять его структурами самосознания, которые уже сложились. Это может свидетельствовать о преобладании в данном возрасте "мужского элемента" в самосознании. По сравнению с предыдущим возрастом показатель недифференци-рованности процесса еды остается примерно на том же уровне (25,5% — "едят кашу", р<0,0021 при сравнении с возрастом 3-4 лет)),что связано с продолжением развития линии "вкусной" еды с явным обращением к самоощущению с одной стороны (дети добавляют, что персонажи не просто обедают, но "вкусно обедают", "вкусный суп", "вкусные фрукты" и т.д.), а с другой, появлением представления, что "вкусная еда может быть в качестве награды за то, что съедено, что нужно" ("вкусный торт не дадут пока не съедят полезную кашу"), это указывает на понимание и связь собственной позиции с позицией социально нормативной, исходящей от взрослого, проницаемость этих позиций друг для друга приводит к образованию компромиссных образований. На процесс все большей стабилизации структуры Я и Другого с возможностью взаимоперетекания опыта указывает и активное использование, так называемой, косвенной прямой речи в рассказах, а также более многообразная драматизация, включающая говорение голосами различных персонажей, по сравнению с единичными драматическими репликами в предыдущем возрасте. Расширяется плоскость сравнения с другими, теперь она не сводится только к противопоставлению "я хочу, а мне не дают", но выходит на уровень нормативного сравнения "он ест, а сейчас нельзя, неправильно есть, не вовремя " или же непристойно так есть ("сложить кашу на голову братику", "есть не из своей тарелки" и т.д.), в этом смысле начинают раздваиваться и формы проявления ревности к другим людям. Проекция собственных негативных качеств на детей начинает обретать устойчивый и рационализированный характер. Усвоенная нормативно-рефлексивная позиция взрослого "еда — награда за работу", истоки которой прослеживаются в предыдущий возрастной период, применяется теперь не только к другим, но и к себе ("не поработал, придется подождать пока накормят"). Присвоение позиции взрослого, интроецирование ее внутрь себя приводит к образованию фантазий, где ребенок сам, без помощи взрослого, кормит себя, что проявляется во впервые появившихся в этом возрасте темах само- ' ' обслуживания, когда персонажи одни, без взрослого готовят себе есть, сами съедают пищу и убирают за собой; либо в сюжетах, где ребенок помогает маме в приготовлении пищи. Кроме того, еда начинает четко обозначать социальные связи и рассматривается в связи с эмоциональными отношениями "близости-дальности", при этом само восприятие еды начинает отходить на второй план, уступая место осознанию важности эмоционального комфорта ("гусенок и птенчики они разные, потому что он далеко от них сидит, а эти близко сидят и кушают ... они наверно, поссорились"). Более сильно начинает звучать тема связи еды и рождения по сравнению с предыдущим возрастом, где был лишь один случай краткого упоминания появления "вылупления" цыпленка из яйца, повествование в таком случае ведется с постановки себя на место взрослого, который с вершины своего возраста смотрит на маленьких цыплят и рассказывает, что с ними было раньше ("раз курочка-мама высадила два яичка — появились цыплята, потом росли, росли и большие выросли" и т.д.; или "курочка высиживала свои яйца, из них вылупились три цыпленка,она их накормила, напоила, положила спать и все было хорошо..." и т.п.). Здесь процесс питания рассматривается из внешней позиции "как кормят ребенка", таким образом, в рациональной форме осознается зависимость ребенка от взрослого и питающая функция взрослого (матери, прежде всего). Здесь же обнаруживается и другой смысл приема пищи как своеобразного способа вырасти ("они хотят вырасти, а сами не выросли ... Им говорят: "Мало ели кашу, не вырастите!" и т.д.), осознается значимость интроективного механизма для последующего развития. Это также проявление интроецированной взрослой позиции. У детей с сильным вынужденным следованием социальным нормам, исходящим от взрослого, и ощущающим принуждение, (преимущественно это мальчики) в этом возрасте начинает обостренно звучать тематика страхов (Волка, войны, страшилищ-роботов и т.д., которые поглощают и не дают возвратиться домой), возникающая вслед за приемом пищи и последующим убеганием из дома. Возможно, принуждение идентифицироваться со взрослыми нормами приводит к разрыву в структуре самосознания и как следствие к страху слияния и поглощения этим образом Другого. Излишняя идентификация, причем недостаточно проработанная и последовательная, вызывает подавление непосредственного ощущения себя, непосредственной интроективности и агрессивности эго. Тогда эти чувства проецируются вовне и вызывают страх поглощения или деструкции. И это является следствием патологического сдвига во внутреннем диалоге ребенка в сторону "другости" через вытеснение стороны Я, а также выступает результатом разобщенности, пропуска звеньев в развитии, отсутствием полноценной отработанной связи между полюсами Я и Другого. 7.2.4. Возраст 6-7 лет Внутренняя структура Я становится еще более устойчивой и рационализированной, что позволяет создавать внешние проекции, которые значительно больше, чем ранее, объективируются, что связано со способностью отстранения от объекта своего восприятия, со способностью сравнивать присутствие разных составляющих этого объекта, при этом обнаруживается тенденция к формированию категорий различия, т.к. теперь дети не только выделяют персонажей и пересчитывают их, но и переходят к их сопоставлению. Это расширяет поле возможностей для предметного восприятия. Таким образом, внутренняя стабилизация Я и способность за счет проекции создавать устойчивые внешние образы оказываются неразрывно связанными в развитии ребенка. Это создает условия для развития рефлексивного мышления, готовности поставить себя на внешнюю позицию и описать состояния других. Характерным для этого возраста является также перевод контекста восприятия за пределы семьи, что говорит о расширении внутренней структуры, расширении полоролевых идентификаций. Причем эта структура не только расширяется, но и стабилизируется и систематизируется настолько, что дети могут более или менее свободно вносить свои внутренние содержания сознания в восприятие стимула и оперировать им на основе появившейся внутренней системы координат. Все множественные идентификации обобщаются, входят внутрь и оформляются в рамках одного, субъекта, так что теперь ребенок может ощущать себя большим, взрослым, самостоятельным. В данном возрасте сформированная прежде оппозиция Я-Другой подвергается еще более изощренной проработке и рационализации, обратимость между позициями Я и Другого у ребенка стабилизируется, а также создаются компромиссные структуры между полюсом взрослого и ребенка, которые формируют внутренний диалог, организующий систематическую предметную деятельность ребенка. Ребенок в данном случае не только хочет быть как взрослый, но и формирует внутри себя позицию для осуществления предметной деятельности, которая, во-первых, моделирует взрослую деятельность, и, во-вторых, за эту деятельность ребенок ждет поощрения от взрослого, и таким образом он как бы солидаризируется, сливается с полюсом взрослого в собственном сознании. Причем, социальные отношения и их иерархия все сильнее начинают выражаться и символизироваться посредством предметных отношений и способностей к предметной деятельности (в этом отношении нынешний возраст очень похож на возраст 3-4 лет). Итак, диалог взрослый-ребенок переходит в большей мере в область предметной деятельности, все сильнее предстающей в качестве средства самореализации ребенка как взрослого и для взрослого, взрослого в себе и взрослого вовне. Именно этот внутренний диалог за счет проекции вовне организует реальное общение со взрослым, которое в свою очередь является формой для последующего развития. Но внутренней Основой этого нового общения является некоторое сомнение ребенка в том, что он — взрослый, которое формируется на базе развития новыхрефлексивных форм мышления, т.е. теперь мы видим, как позиционная обратимость самосознания постепенно трансформируется в формирование обратимости в мышлении (напр., способность посмотреть на себя извне, из внешней объективированной позиции). Для разрешения сомнений ребенок демонстрирует свои навыки взрослому и ждет поощрения и подтверждения своей новой значимости от него, причем в отличие от абстрактной положительной оценки здесь важна положительная оценка именно за то, что "я умею это". Таким образом, деятельность становится средством коммуникации между ребенком и взрослым. Аналогичный процесс происходит в контексте оппозиции "ребенок — другой ребенок", когда общение строится на материале определенной предметной деятельности и обмене оценками по ее поводу. Итак, важно, что в этом возрасте внутренний диалог Я — ребенок и Я — взрослый способен породить не только соответствующую коммуникацию, игровое моделирование, но и реальную, рефлектированную и систематически воспроизводимую деятельность. Причем доминирует стремление следовать определенным взрослым правилам, нормам, именно таким способом через достижение оценки взрослого ребенок может снова и снова отождествляться с собой. В этом смысле в данном возрасте доминирует интроективный, "женский" элемент в самосознании. Интересно, что теперь снова, как и в 3-4 года, происходит актуализация в качестве еды "каши" (65,7%', р<0,0002 при сравнении с возрастом 5-6 лет). Но если в раннем возрасте данный показатель связан со слабой различенностью поглощаемой пищи, недостаточным осознанием голода (дети в возрасте 3-4 лет меньше ощущают себя голодными в виду явных предупредительных действий взрослого), то в 6-7 лет появляется осознание процесса питания как бы "со стороны" (по типу "что едят другие дети"), что приводит к более объективированному видению еды и проецированию ее в виде питания маленьких детей кашей, что отражает сформировавшуюся к этому возрасту оппозицию Я — объект (четкое предметно опосредованное противопоставление себя и Другого, в рамках которого происходит дальнейшее осознание самого себя. Эта оппозиция на новом уровне воспроизводит оппозицию самосознания у детей 3-4 лет). Речь в данном случае идет об определенном рациональном оформлении и объективации детского сознания, выросших из чувственной опоры, сложившейся на ранних возрастных этапах, и оформившейся в определенный стереотип в этот возрастной период, что проявляется посредством связи восприятия еды с идеальным поведением, иногда вышколенностью ("он не поднял ложку, не как этот — он ' сидит хорошо, прямо как на уроках" и т.д.), подчеркнутым следованием определенному распорядку дня. Вышесказанное связано также с большим удельным весом рациональных моделей, представленных в рассказах и детских сказках, которые начинают функционировать как некоторые образцы для вкладывания в них детской структуры опыта. Вместе с тем такое предметное и рациональное отношение к еде все же предполагает существенное вытеснение более непосредственного сознания, которое если прорывается в материал восприятия первой картинки, то появляются темы совершенно противоположного ряда, появ-ляется идея пира, продуктового изобилия, обжорства и баловства, вседозволенности во время приема пищи ("как-то мама, сын и дочка захотели кушать, пошли приготовить себе еду и начали пировать. И первое они поели, и второе, а потом выпили кофе, а потом какао, а потом манную кашу поели... И у них разболелся живот и пошли они плясать!"). Конкурентные отношения во время еды теперь рассматриваются из более рациональной внешней, взрослой позиции, включаются в процесс принятия пищи как определенные предметные отношения. Так, начинают фигурировать, связанные с едой отношения справедливости ("Цыплята решили поесть — кому сколько каши. Один был очень толстый и очень много все ел, говорил, что: "Все мне, мне, мне, мне!". Они все дрались — два все на одного и один на всех. Потом пришла мама и поставила толстого в угол и все разделили поровну"), моральные категории типа "хорошо — плохо", "еду нужно оставлять для другого, если он отсутствует", наказание за нарушение запрета и т.д. Все обозначенное предполагает устойчивую внешнюю рациональную позицию по отношению к себе и к другим. Таким образом, здесь представлена некоторая логика развития внутреннего диалога в структуре самосознания, неразрывно связанная с его проявлениями вовне, т.е. с внешними формами общения. Как мы видели на материале проделанного анализа, проекция представляет собой презентацию некоторой определенной части себя для определенного Другого или образа себя для Другого (если мы говорим на уровне процесса самоосознания) в процессе функционирования самосознания с целью последующей трансформации, интроекции и интеграции этого образа, а также с целью стабилизации образа самого себя и защиты представления о себе перед лицом значимого другого. При этом всякое проективное содержание выносит вовне, для Другого одну сторону внутреннего диалога, с одновременным сокрытием другой, и ее подавлением. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что процесс проекции у детей представляет собой динамическую функцию внутреннего диалога, а также способ его развития. 7.3. Описание и анализ результатов восприятия детей по 2-ой картинке САТа В фокусе внимания следующей части нашего исследования — структура социальных оппозиций в материале восприятия детей и их развитие с возрастом. Вторая картинка САТа, на материале которой решалась эта задача, прицельно "вылавливает" структуру семейных отношений, интроецированных ребенком, структуру идентификаций (характер идентификации с матерью, с отцом на различных возрастных этапах) и отклонений в их функционировании, что позволяет увидеть "расстановку сил" во внутреннем мире ребенка, а также проследить полоролевое становление. В этой связи можно сказать, что нами решалась задача выявления и описания своеобразной экологии развития,
тех условий, которые непосредственно влияют на становление и функционирование внутренних диалогов ребенка и являются рисковыми для возможной психопатологии. Важно, что как покажет приводимый ниже материал (равно как и описанный ранее), проекция семейной структуры, начиная с возраста 4 лет, становится спонтанной, хотя и в более раннем возрасте можно показать имплицитно содержащуюся в описаниях персонажей структуру семейных отношений. В детской глубинно ориентированной психологии известно о существовании по крайней мере двух больших направлений, идущих от А. Фрейд и от М. Клейн. Интересно отметить, что эти два направления, помимо теоретических предпосылок, отличаются и источниками получения информации. Известно, что А. Фрейд длительное время посвятила работе с детьми в домах-приютах, детьми — сиротами после второй мировой войны, работала в тесном сотрудничестве с родителями малышей в Хэмпстедской педиатрической клинике, и в большей мере, в силу характера своей практики, сталкивалась с социальными факторами в развитии ребенка. М. Клейн, основываясь прежде всего на первоначально проведенном анализе одного из своих детей, отдавала предпочтение изучению бессознательного грудного младенца, исследованию фантазмов малыша. В этой связи можно предположить, что результаты исследования зависят от способов изучения детей. В нашей работе мы старались подчеркнуть прежде всего психосоциальные моменты в развитии ребенка, в том числе представленные в проективных материалах. Это может быть связано и с характером нашей экспериментальной базы, а также личными интересами. Материалы собирались в течение 6 лет в процессе диагностического обследования детей в рамках обычного детского сада г. Москвы, консультативно-коррекционной работы с детьми и их родителями, помимо этого мы имели возможность наблюдать детей в детской группе, на различного рода занятиях и т.п., беседовать с персоналом детского сада, встречаться по мере необходимости с членами семьи ребенка. Естественно, мы не могли упустить возможности сопоставления и анализа специфики семейной ситуации и проективной продукции. Кроме того, нас интересовала проблема: как, каким образом ребенок начинает отделяться от непосредственного семейного окружения и каковы внутренние механизмы расширения его объектного мира, какие этапы становления проходит оппозиция "свои — чужие". В качестве более частного ракурса этой проблемы выступала задача уяснения соотношения "зависимости/ эмансипации" от родителей в различные возрастные периоды дошкольного детства, а также влияние социокультурных особенностей на протекание этого процесса. В этой связи, прежде всего, мы отталкивались от данных, приводимых М. Mahler (1975), о существовании циклов в развитии процессов сепарации — индивидуа-ции, где отдаление оказывается возможным лишь на основе сформировавшейся привязанности, от представления W.R.D. Fairbairn (1954) о развитии ребенка как о последовательном переходе от ранней инфантильной зависимости к зрелой зависимости, предполагающей отличие участников друг от друга, терпимость к различиям и понимание взаи- мозависимости, а также от представления, развиваемого в отечественной психологии Е.Т. Соколовой (1989, 1991, 1995) о базовых мотива-ционных ориентациях "принадлежности — автономии" при формировании личности. На наш взгляд, динамические отношения сближения и отдаления можно рассматривать как свертывание определенного типа внешнего диалога ребенка и значимого Другого, и возникновение нового типа диалогических отношений. Ради выяснения некоторых социокультурных факторов, лежащих в основе этого процесса, нами совместно с Сакату X. (Кипр) было предпринято кросскультурное сравнение результатов восприятия 2 стимуль-ной таблицы российскими детьми и детьми-киприотами. Влияние социокультурного фактора на восприятие подчеркивалось рядом авторов (Бодалев А.А., Коул М., Скрибнер С, 1977; Berry J., 1975 и др.). В широком смысле социокультурный фактор представлен как влияние языка и культуры на восприятие, а в узком — как влияние микросоциального контекста. В связи с кросскультурным ракурсом исследования возникают следующие размышления. Дело в том, что CAT был создан и первоначально апробирован на выборке американских детей, впоследствии были проведены исследования во Франции, Японии и др. странах. В частности, проведение исследования в Японии потребовало некоторой трансформации визуальных стимулов (включение знакомых деталей обихода японского жилища и т.д.), учета специфики культуры и пр., хотя авторами методики изначально заявлялась независимость получаемых данных от культурного контекста. Это убеждает нас в необходимости собственных нормативных данных (и именно с этим связано столь подробное изложение результатов восприятия), поскольку, как мы увидим, даже пилотажное исследование, выполненное на кипрской выборке, обнаружило различия между ответами российских детей и детей-киприотов. Особенности нынешней, весьма непростой культурной ситуации, носящей по мнению культурологов, "переходный характер" (В.М. Розин, 1994), накладывают отпечаток на ответы детей, увидеть же их специфичность находясь внутри одной культуры достаточно сложно. Обращение к исследованиям на Кипре выступает благодатным полем для сравнения результатов, позволяющим оттенить, заострить специфику ответов наших детей, создавая возможность лучшего их понимания. Сначала мы остановимся на результатах, полученных на выборке российских детей (ее особенности описаны ранее). На 2-ой таблице САТа изображены три медведя, которые перетягивают канат. На одной стороне расположен самый большой медведь, на противоположной — средний и маленький. Возраст 3-4 года (30 человек: 16 мальчиков и 14 девочек) Дети этого возраста, как правило, называют изображенных персонажей "медведями" (83,3%), некоторые упоминают "медведей" и какое-либо другое животное (например, "собака", "волк", "лиса") (10%); 2 ребенка считают, что на картинке изображены "волки" (6,7%). Таким образом, центральной фигурой (предметностью) восприятия выступает обозначение изображенных персонажей в качестве медведей.
Обратимся теперь к характеру восприятия изображенного на картине. Обнаружились следующие варианты: 1) восприятие синкретично и представлено называнием группового множественного субъекта у 26,6% детей ("медведи"); 2) выделяется оппозиция "большие медведи — маленький медвежонок" (26,6%); 3) медведи воспринимаются порознь с указанием на каждого из них пальцем и произнесением отграничивающей речевой конструкции типа "этот... этот... этот ..." или "вот... вот... вот", или же простым называнием "волк... волк ... волк" (16,6%) — вариант переходный к следующей возрастной группе. Итак, с одной стороны отмечается некоторая синкретическая предметность, а с другой стороны — присутствует стремление идентифицировать персонажей и отделить их друг от друга, представив как отдельные единицы. Таким образом, синкретичность представляет собой некоторую совокупность таких единиц, и сама синкретичность, представленная "множественным субъектом" — медведи, сосуществует в некотором единстве со способностью выделения отдельных элементов. Помимо этого, в рамках так структурированного отношения части и целого значимым является отношение между частями: "большой" и "маленький". Эта предметная оппозиция (структура предметности), в сущности, является и фундаментальной оппозицией самосознания детей данной возрастной группы. Реже встречающимися вариантами восприятия являются: 1) игнорирование самого крупного медведя, изображенного на картинке, мальчик говорит "о медведе и маленьком медведе" (единич. вариант), что обычно свидетельствует о сложных отношениях в семье, об эмоциональном игнорировании одного из родителей, либо в данном случае, о выраженных конкурентных отношениях с отцом при выраженной симбиотической близости с матерью; 2) в восприятии выделяется оппозиция "собака — медведь и медведь", "волк — медведь и медведь", "медведь — волки маленький и поменыпе"(10%). Указанные варианты ответов принадлежат девочкам, акцентирующим группу однородных животных против чуждого по роду. Согласно нашим наблюдениям, это может указывать на значительные эмоциональные сложности для девочек в связи с отношениями с матерью, отсылать к процессам эмансипации от матери и установления новых отношений с отцом. В том же случае, если отец в семье отсутствует либо в контакте с ним присутствуют значительные ограничения, то возникает вариант формирования абстрактной оппозиции "свои — чужие". В отличие от нормального процесса развития, когда привязанность к отцу плавно перетекает в ощущение внутренней безопасности, стабильности, в случае осложнений в его течении формируется страх и указанная оппозиция. Данная оппозиция может указывать и на раннее заостренное противопоставление по типу "мы — они" ("это наша семья — а это все чуждые, чужие"), и в эту оппозицию начинают укладываться все конфликты ребенка, перемещая "арену битвы" из плоскости внутрисемейной (что характерно для периода эдипова конфликта) в плоскость внешних отношений, противостоящих союзу с материнской фигурой ("мы с мамой — чужой мир", "мы — и другие по роду и природе"). Данное противопоставлениехарактерно в большей мере для девочек, в силу того, что феномен "родственности, близости" воспринимается ими раньше, чем мальчиками. Кроме того, в данную группу вошли девочки, чье интеллектуальное развитие по ряду параметров (прежде всего вербального интеллекта) носило опережающий характер по сравнению со сверстниками, и в этом смысле противопоставление персонажей по "роду" позволяет говорить о наличии средств для большей экспликации конфликта, расширенных возможностях самовыражения, что делает понятным "подавление" стимула посредством привнесения фигур, реально не изображенных. В этом возрасте 13,3% детей, из которых 18,75% составляют мальчики (от общего количества мальчиков) и одна девочка (7,1%) спонтанно проецируют какое-либо обозначение семейной структуры. Например, "папа, мама и медвежонок Мишутка"; "медведи... жена, а тут Борис Иванович и Мишутка"; "волки... папа с маленьким и дедушка пьяный"; "медведи... мама, папа и я Настя, тоже я большая". Все три последних варианта указывают на конфликтность в семейной среде. Например, последний вариант отличается от обычно присутствующих в данной возрастной группе ответов навязчивым характером идентификации со взрослым (и Я! и Я!), интенсивном полоролевом самоопределении, фиксации на сложностях семейных отношений. После же заданного дополнительного вопроса, носящего абстрактный характер "Кто эти мишки?", или широкого предложения альтернатив в том случае, если ребенок не отвечал на поставленный ранее вопрос ("Кто это: папа, сын, ребенок, мама, бабушка, тетя, дедушка, дядя?"), предложенного 14 детям, которые не обозначили спонтанно структуру изображенных персонажей (12 детям этот вопрос не задавался): 8 человек (57,14%) (разницы по полу нет) ответили, что это "папа — мама и медвежонок (ребеночек, сыночек)"; 4 человека (28,57% , все девочки (28% от общего числа девочек)) ответили "мама — папа и маленький волчонок (медвежонок)"; 1 девочка сказала, что это "мама — медвежонок и дедушка" (ответ принадлежит девочке, у которой отсутствует отец, роль которого замещается иной мужской фигурой, причем идентификация с ней является в значительной мере защитной и протекает сложным образом); 1 мальчик отметил, что это "лиса — медвежонок и медведь". В случаях, где мама противопоставляется всем остальным персонажам, интересен выраженный характер оппозиционности мужского и женского персонажей, и более абстрактно атрибутов мужественности и женственности в развитии ребенка, имевший в нашем случае ярко навязчивый характер, заостряющий представление о том, что каждый должен знать свое место, причем преимущественно это оказывается характерным для девочек. Помимо этого, факт видения девочками мамы как противостоящей союзу ребенка и папы, возможно, указывает на значимость эдиповой проблематики для них (это не исключает значимость этой проблематики и для мальчиков, но у девочек она звучит обостреннее). Таким образом, все дети, которым задавался вопрос (за исключением двоих детей), спроецировали определенную семейную структуру. Важно отметить, что для этого возраста характерной является оппози-ция "папа — мама и ребенок"; в целом мальчики и девочки в этом возрасте склонны объединять себя с мамой и в этом союзе противопоставляться папе. Согласно нашим наблюдениям, это является нормой в данный возрастной период. По всей видимости, это связано прежде всего с тем, что отношения с матерью являются базовыми, фундаментальными, и в ситуации конфликта, эксплицированного в стимуле, для ребенка важно подтвердить их устойчивость и неизменность. Отношения же с отцом у большинства детей менее эмоционально окрашены и не имеют превалирующего характера в эмоциональной жизни детей этого возраста (по данным рисунка семьи и опроса родителей). В этом смысле достаточно распространенным примером является бурная реакция на расставание с матерью и постоянное ожидание ее прихода в детском саду (именно мамы, а не папы) и наряду с этим соседствующая относительно нейтральная реакция на присутствие отца (так, одна из девочек долго плакала и ждала прихода мамы, но когда в этот день в группу пришел отец, чтобы что-то починить в детском саду, то девочка даже не обратила внимания на его приход и присутствие в группе, продолжая спрашивать воспитателя о том, когда же придет мама). Это говорит также о некоторых культурных особенностях функции отца, сложившихся в данное время в России, где отец в целом минимально включен в жизнь ребенка в этот период. Другой причиной, приводящей к образованию союза "папа — мама и ребенок", является то, что, как мы уже говорили, языковый опыт и непосредственный эмоциональный опыт ребенка не идентичны и не перекрывают друг друга: возможно, то, что говорит ребенок, связано скорее с предыдущей стадией развития, когда ребенок непосредственно связан с матерью и не дает ярких реакций эмансипации. В связи с этим оправдан акцент и на первоначальном изучении восприятия, поскольку в его характере присутствуют моменты, которые не перекрываются языком и прямо не представлены в нем. Как мы увидим далее, непосредственные манипуляции с картинкой (ее приближение, отодвигание, верчение, отбрасывание и т.п.), равно как и с собственным восприятием, с возрастом постепенно трансформируются в манипуляции собственной речью, когда защитные стратегии в большей мере становятся ориентированными на речь. Возвращаясь к реакциям эмансипации, необходимо иметь в виду то, что они всегда возникают в рамках определенной привязанности, с которой они диалектически связаны (М. Mahler и ее последователи). Среди обозначения предмета, который держат медведи, встречаются: "веревка" (80% детей), 6,67% (2 человека) называют ее "ниткой", встречаются также единичные варианты (на них падает 13,33% ответов) — типа "резинка", "канат" и т.д. Называние веревки "ниткой", "резинкой" также может указывать на определенную специфику семейных отношений. Например, определение веревки как каната говорит о значимости конкурентных, соревновательных отношений в семье и соответствующей идентификации у ребенка. "Нитка", напротив, свидетельствовала о хрупкости эмоциональных связей, как в семье, так и в самосознании ребенка. Восприятие фона нехарактерно для детей этого возраста, лишь один ребенок (мальчик) с выраженными проявлениями тревожности говорит, что на рисунке присутствует "горка" и "речка". Возраст 4-5 лет (39 человек: 20 мальчиков и 19 девочек) Наряду с по-прежнему, наиболее часто называемыми "медведями" (76,9%),начинает использоваться в этом возрасте отстраненное и неопределенное местоимение "они" (12,8%), которое, впрочем, при просьбе уточнить ("кто они?"), также трансформируется в обозначение героев "медведями". 7,7% детей называют персонажей "волками", у двух человек встречается путаница при обозначении "медведи ...". А чуть позже, "волки", либо противоположный вариант "волки", а через некоторое время появляется название "медведи". По нашим наблюдениям, место имение "они" используется для отстранения от эмоционально-заряженного воздействия картинки. Как говорилось ранее, в предыдущей возрастной группе, характер воздействия стимула носит непосредственный характер, употребление же местоимения "они" в возрасте 4-5 лет отражает тенденцию к рациональному оформлению восприятия, что имеет также и защитный характер. Одновременно употребление "они" может также указывать и на процессы свертывания предшествующих струк тур восприятия и превращения их в объектно-рациональное и одновременно в само собой разумеющееся содержание, которое при соответствующем вопросе может развернуться вновь. Использование же вместо "медведей" таких номинаций как "волки" или же путаница в обозначениях, изменение названий персонажей свидетельствует о сложностях процессов идентификации с образом Другого. К примеру, феномен спутанного называния указывает на неустойчивый характер этой иденти-■ фикации. При анализе восприятия по-прежнему наиболее выражена оппозиция "медведи — медвежонок" (20,5%, из них 3 (15% здесь и далее от общего числа М) мальчика и 5 девочек (26,32% здесь и далее от общего числа Д)), либо более конкретно "большие медведи — маленький мишка" (10,26%, все 4 (20%) — М), появляется также количественная оппозиция "два медведя — один медведь" (Ючел. — 26%, равное количество девочек (26,32%) и мальчиков (25%)). Таким образом, становится заметной появление значимости количественных отношений, а также увеличение значимости экстенсивной величины, а также ее рационализация. Из 39 человек уже 8 человек (20,5%, 3 (15%) мальчика и 5 девочек (26,32%)) спонтанно проецируют семейную структуру: 3 Д (7,7% от общего числа девочек) называют "папа — мама и сыночек". По сравнению с предыдущим возрастом начинает намечаться тенденция к спонтанному проецированию семейной структуры в большей мере для девочек, в то время как раньше это было присуще в большей мере мальчикам. Можно предположить, что в возрасте от 3-до 4 лет девочки были оппозиционно настроены по отношению к матери, здесь же в большей мере представлена вторичная идентификация с ней, благодаря которой и осуществляется подобное проецирование ("смотрение гла-зами матери", т.е. в большей мере ориентированными на семью). Кроме того, специфика игры девочек все сильнее начинает определяться погруженностью в семейный контекст, что помимо соответствующей идентификации способствует и наработке соответствующей схемы восприятия. Напротив, для мальчиков в данный возрастной период в большей мере характерно отделение от матери, за счет чего они вменьшей мере проецируют семейную структуру. Далее как единичные встречаются следующие варианты оппозиций "они — мама" (М) (в этом случае ребенок выделяет оппозицию мамы и абстрактных других). Во многом такое видение присуще детям, растущим без отца, с нарушенным чувством безопасности, а также в случае со сверхтревожной и неуверенной матерью, либо такой вариант восприятия появляется у детей, где по разным причинам происходит заострение оппозиции "мы — они", а также для детей с выраженным чувством неполноценности); "Старший брат — папа и медвежонок" (Д) (характерно для детей из многодетных семей, где присутствует конкуренция за обладание вниманием одного из родителей); "мама — папа и маленький ребенок" (Д) (присуще детям с чувством неполноценности и со стремлением скомпенсировать его, а также детям, чьи отношения с матерью носят сложный, противоречивый характер, что может быть вызвано, например, чрезмерной избалованностью ребенка в предыдущий возрастной период, а затем с появлением выраженных фрустраций в связи с взрослением); "папа — дедушка и сыночек" (М) (отмечается у детей, материнское отношение к которым носит черты холодности, а отец выраженно оппозиционен в семейной структуре, а также для детей с выраженными страхами — в нашем случае, у ребенка явные страхи фрагментации и поглощения); "большой — большой и маленький" (М) (у ребенка с выраженной тревожностью, фиксированном на эмоциональных отношениях). При специальном общем вопросе " А кто эти мишки?", заданном 16 детям (15 оставшимся детям вопрос не задавался), была получена следующая картина: 1) "мама — папа и сыночек" (43,75%, из них 4М и ЗД ). Таким образом, можно заключить, что в контексте способа разрешения конфликта (в частности, в разрешении Эдипова комплекса) характерной для этого возраста является тенденция в целом к разотож-дествлению с матерью и значительно большей идентификации с отцом. Это можно понять прежде всего как некоторую общую тенденцию развития эмансипации от матери, но не абстрактного свойства, которая была в предыдущем возрасте, но направленную на определенную идентификацию с Другим, с образом Другого (в этом смысле мы говорили о "подражательности" и превалировании женского элемента в структуре самосознания), таким образом, заостренное выражение (Я!) сменяется позицией Я как Другой, похожий на Другого, который выступает образцом для подражания. И этим Другим в этом возрасте все чаще становится отец. Это обусловлено тем, что, в соответствии с нашими наблюдениями, матери детей этого возраста, как правило, выходят на работу и начинают предъявлять гораздо более широкий спектр требований к ребенку, чем было ранее. В свою очередь отец, менее обреме-ненный домашними делами, как правило, чаще всего к ребенку в этом возрасте относится снисходительно, нередко балуя его, да и в целом дети его видят меньше. Здесь же, вероятно, играют роль и процессы половой идентификации у девочек при нормальной структуре семейных отношений. По всей видимости, в силу высказанных причин, обследованные нами дети, как мальчики, так и девочки, склонны в большей мере идентифицироваться с образом отца. Другие варианты ответов на вопрос о том, "кто эти мишки?", расположились следующим образом: "папа — мама исын" (18,75% , 1 М 2 Д) (в семьях девочек характерны выраженные "привязывающие" действия матери по отношению к дочерям); "дедушка — папа и медвежонок" (1 М) (ответ, отражающий конфликт поколений, акцентирование мужской роли, при слабой функции матери, которая живет в родительской семье мужа); "враг — папа и его сын" (1 М) (эта оппозиция в большей мере характерна для следующего возрастного этапа, в данном случае она указывает на повышенную тревожность мальчика, ощущение враждебности окружения и т.п.); "папа — дедушка и мишка" (1 М); "старший — средний, а маленький не говорит" (1 М) (явно защитный уход от конфликтного содержания). Один ответ относился к предметному восприятию персонажей, мальчик ответил на заданный вопрос "косолапые". Если обобщить данные по структуре изображенных персонажей и попытаться выделить половые различия, то можно заметить, что у девочек в 5 случаях рядом с "малышом" оказывается "мама" и в 5 случаях — "папа" (сюда попали девочки с выраженной самостоятельностью, опережающие по интеллектуальному развитию свою возрастную группу, с развитой речью и обособившейся функцией рассказывания. Кроме того, это является показателем и специфики роли отца в семье — девочки в силу своей независимости и "праву голоса" (в прямом и переносном смысле) начинают защищать более слабого отца, входя таким образом в конкурентные отношения с матерью, на которую они, как правило, очень похожи), у мальчиков же видится рядом с "малышом" чаще всего "папа" (в 6 случаях), и лишь в одном случае — "мама". Из сопоставления результатов восприятия по 1-ой и 2-ой таблицам САТа можно заключить, что в ответах на 2-ую таблицу проявляется модус самосознания, функционирующего в конфликтной ситуации, в отличие от более спокойной в целом ситуации кормления (и в целом процессов интроецирования), актуализируемой при ответах на 1 таблицу. В конфликтной ситуации мальчики и девочки склонны скорее идентифицироваться в этом возрасте с отцом, через идентификацию с которым разрешаются конфликтные ситуации, у девочек же этот процесс протекает более сложным образом. Предмет, который держится "медведями" называется "веревкой" 76,9% детей, 10,26% детей видят "веревки" (множественное число), что указывает на наличие отдельного куска веревки у каждого из воспринимаемых персонажей (сюда вошли в основном мальчики — 3 М и 1Д). Единичными вариантами предстают "канат", "резинка", "змея". Одинребенок также отмечает наличие у веревки "узла". Все выделенные детали могут указывать на сложности во внутреннем мире ребенка (здесь мы привлекаем контекст рассказа). В случаях, имевшихся в нашем распоряжении, обозначение "веревки" (множественное число) являлось аргументом в пользу гипотезы о внутренней раздробленности, "змея" — являлась показателем тревоги и страха, а также оттесняемой агрессии, "резинка" — выступала в качестве индикатора инфантильности, а "узел" — тревожности. Начинают отмечаться детали у воспринимаемых персонажей, так упоминаются "здоровенные лапы" (1 М), "глазки у маленького медвежонка" (1 Д); "уши, носик, ноги, язык" (1 М), "руки" (1 М). Как видно, восприятие деталей персонажей в большей мере представлено у мальчиков. Аналогичная картина встречается и при восприятии фона — так, дети упоминают "море", "вода", "земля" (все 3 М) и "пол" (1 Д). Подобное детализированное восприятие позволяет заключить о том, что данный проективный стимул в большей мере вызывает тревогу у мальчиков, что связано в первую очередь со скрытыми и явными требованиями достижений применительно к мужской роли, задаваемых культурой и актуализирующихся по отношению к детям, и в этом смысле ситуация выраженного конфликта и возможного поражения воспринимается как фрустрирующая.
Дата добавления: 2015-07-26; просмотров: 272; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |