Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




ОПРОСЫ АЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

· Чем прогноз отличается от всех видов опережающего отра­жения, используемых в государственном управлении?

· Способен ли прогноз, и если «да», то при каких условиях, стать основой для разработки и принятия управленческих решений в государстве?

· Какие методы политико-управленческого прогнозирования являются наиболее эффективными?

· Существуют ли ограничения на использование сценарного метода прогнозирования в государственном управлении?

· Какова роль прогнозных рекомендаций в принятии государ­ственных решений?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ АИТЕРАТУРА

157 Ахременко А.С. Политическое прогнозирование. Сценарный метод. М., 2004.

158 Йохансен Л. Очерки макроэкономического планирования. М., 1992.

159 Кокошин А.А. Прогнозирование и политика. М., 1975.

160 Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения. М., 2000.

161 Мартино Дж. Технологическое прогнозирование. М., 1977.

162 Мушик Э.,Мюллер П. Методы принятия технических реше­ний. М., 1990.

163 Рейни X. Дж. Анализ и управление в государственных орга­низациях. М., 2004.

164 Сыроежин И.М. Планомерность, планирование, план. М., 1996.

165 Управленческие процедуры / под ред. Б. Лазарева. М., 1988.

166 AndersonJ. Public Policymaking. Boston, 1994.

167 BostonJ., Martin J., PallotJ., Walsh P. Public Management. N.Y., 1996.

168 Wamsley G.L. and others. Refounding Public Administration. California, 1990.

ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ В МЕХАНИЗМЕ ПРИНЯТИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ Глава 8

СУЩНОСТЬ И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ПРОЦЕДУРЫ ПЛАНИРОВАНИЯ

МЕСТО ПЛАНИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ГИПОТЕТИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ БУДУЩЕГО

Планирование — это инструмент совершенствования гипо­тетического предвидения развития проблемной ситуации, которое направлено на последовательное улучшение качества государственного управления. Эта более приближенная (по срав­нению с прогнозированием) к действительности форма опере­жающего отражения направлена на существенное снижение неопределенности управленческой ситуации, устранение отри­цательного эффекта предвосхищения будущего развития. То есть планирование является одним из инструментов снижения риска, повышения степени просчитываемости действий государственных органов и потому средством повышения каче­ства принимаемых государством решений.

Различение технологий прогнозирования и планирования имеет свои традиции в науке. К примеру, М. Гьюлик и Л. Урвик обращали внимание на то, что планирование отличают:

· постановка в широком контексте подлежащих выполнению задач и оглашение способов их решения;

· образование формальной структуры решения задач;

· укомплектование штата сотрудников;

· оформление решений в форме соответствующих документов;

· координация действий управляющих;

· составление бюджета;

* производство отчетности.

Благодаря характеру своих процедур и технологий разработки целей планирование занимает такое место в процессе принятия реше нин, которое позволяет ему ставить и корректировать конкретные задачи по управлению теми или иными общественными объектами. Планирование является обязательной частью как этапа целеполага- ния, так и этапа практического воплощения решений. Причем на по­следней стадии целереализации планирование включено в систему государственного управления в качестве механизма рециклизации, предполагающего изменение первичных, заданных сверху целей и под­целей по мере поступления оценок и предложений снизу, от прямых исполнителей решений.

Практический опыт позволяет считать планирование постоян­ным и одним из важнейших механизмов государственного управле­ния и процесса принятия решений. Конечно, в истории отдельных государств были определенные этапы эволюции, когда планирование выходило за границы своего функционально полезного применения. Например, в советской России этот технологический механизм пре­вратился едва ли не в единственный метод управления социальными процессами, принципы и технологии которого распространялись не только на финансово-экономическую сферу хозяйствования, но и на область частной жизни, демографических и национальных отношений. Планирование было орудием гиперболизации управленческих функ­ций государства, средством разрушения нормальных взаимоотноше­ний между публичной и частной сферами жизни.

В результате негативного восприятия такого отечественного опыта реформаторы российского общества в начале 90-х гг. XX в. в процессе рыночных преобразований попытались вывести плани­рование из системы государственного управления, заменив его меха­низмами стихийного регулирования спроса и предложения. Однако практика довольно быстро убедила российских руководителей в пагуб­ности такого шага. И отечественный, и мировой опыт убедительно показывает, что планирование было и остается надежным механизмом управления масштабными социальными процессами со стороны госу­дарства. Более того, как указывал Р. Денхардт, «периоды неопределен­ности» не только «не снимают потребности в планировании», а «усили­вают ее»160. Решая задачи управления социальными процессами и являясь по своему характеру особой тактикой сознательного регули­рования, планирование ориентировано не на предвосхищение будущих решений, а на оценку последствий и характера воздействия на буду щее тех целей, которые вырабатываются и принимаются в настоящее время.

Решение такого рода задач осуществляется путем уточнения конкретных показателей деятельности структур управления и повы­шения уровня согласования целей и намерений государства с динами­кой внешней среды. Если прогнозирование только учитывает (есте­ственно, в гипотетическом формате) колебание фоновых показателей и их влияние на процесс целереализации, то планирование превраща­ет эти внешние параметры в строгие условия и определенные показа­тели достижения поставленных государством целей. Таким образом, планирование представляет собой более частную операцию приведе­ния и сопряжения целевой перспективы с конкретными показателя­ми активности организационных структур (исполнительной ветви власти), расходом ресурсов, состоянием кадров и другими параметра­ми, характеризующими активность государства. Более того, планиро­вание формирует эти связи в виде взаимоответственных отношений всех категорий государственных служащих, участвующих в реализа­ции целей, а также представителей корпоративных или гражданских структур, прямо или косвенно затронутых исполнением принятых государством решений. Причем эти обязательства затрагивают и ста­тусные, и финансовые, и материальные, а нередко и моральные аспек­ты взаимоотношений.

Сказанное позволяет определить планирование как комплекс процедурно согласованных управленческих действий, закрепля­ющих конкретные взаимосвязи и обязательства государственных орга­нов, предполагающих действовать в определенных условиях, времен­ных рамках и при соответствующем ресурсном обеспечении для достижения ранее выработанных целей.

Несмотря на то что в основе планирования лежат конкретные показатели деятельности различных государственных (и связанных с ними негосударственных) акторов, эта процедура достаточно огра­ничена в выдвижении показателей такой сознательной активности. Иными словами, планирование стремится регулировать не все, а только основные параметры процесса реализации целей, так сказать, реперные точки управления, контроль за которыми и может привести к должно­му решению задачи.

В качестве таких основных параметров планирования, как пра­вило, выделяют:

· целевые нагрузки организационных структур;

· кадры;

· ресурсы;

средства регулирования;

· нормы контроля.

При этом важнейшим условием успешности планирования выступает не столько определение этих параметров, сколько их согла­сование с деятельностью государственных органов. Именно взаимо- увязка этих показателей предполагает выполнение государством при­нятых им решений.

ТАКТИЧЕСКОЕ И СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Чаще всего в практике государственного управления возникает потребность в применении методов тактического и стратегиче­ского планирования. Тактическое планирование связано с опе­ративным решением близлежащих задач или решений, реа­лизуемых в краткосрочной перспективе. Таким образом, оно является более надежным и, как правило, лишенным избыточ­ного риска способом предвидения будущего.

Стратегическое планирование в целом подразумевает, что раз­рабатываемая серия шагов направляет деятельность правительства в долгосрочной перспективе. Однако оно не тождественно долгосроч­ному планированию, отличающемуся лишь временными характери­стиками. Помимо расчета действий на длительную перспективу стра­тегическое планирование отличают комплексность и широта управ­ленческого замысла: оно неразрывно связано с общим видением управляющими социально-политической ситуации (картины мира), ориентировано на применение к любым социальным и политическим контекстам в будущем (К. Грей), связано с предупреждением возмож­ных опасностей и противодействием среде, компенсацией дефицита ресурсов (используемых при достижении тактических целей) и рядом других важных параметров. При помощи стратегических планов госу­дарственные менеджеры «расширяют пространство возможного» при проектировании целей161.

Таким образом, специфика решения этого вида планов состоит в выдвижении таких (как правило, межотраслевых) целей, выполне­ние которых призвано учесть и одновременно спровоцировать систем­ный эффект для ведущих областей жизни общества и государства в целом. Например, государство может ставить перед собой цели осво­ения новых территорий, качественного повышения темпов развития, повышения рождаемости населения и иные аналогичные задачи, которые могут быть выполнены только путем длительных и комплекс­ных усилий.

Известный западный специалист В. Глюк писал, что стратегия представляет собой план, который объединяет все части деятельности государства, всесторонне охватывает существенные аспекты того или иного проекта и интегрирует составные части. В свою очередь Р. Акофф подчеркивал, что стратегическое планирование призвано вовлечь в управленческую деятельность всех важных совладельцев ресурсов, участников управления, тех, кого так или иначе касается его претво­рение в жизнь162.

Как особый тип управленческой активности стратегическое планирование обладает способностью соединять актуальную и пер­спективную реальность (через синтез текущих и долгосрочных целей), т.е. представляет собой форму фиксации будущего в текущем поведе­нии. При этом целевая программатика стратегий выступает формой ответа на динамику ключевых факторов внешней среды, которые зада­ют главный вектор развития государства (например, тип идентифика­ции политических акторов, культурные приоритеты населения, инсти­туциональный дизайн). В этом плане стратегии всегда представляют собой способ сохранения гибкого баланса действий государственных учреждений со средой, который в свою очередь предопределяет креа­тивность используемых подходов и технологий.

Другие компоненты стратегического планирования (например, формы фиксации будущего в текущем поведении) демонстрируют его способность выступать формой ответа на динамику ключевых факто­ров внешней среды, которые задают главный вектор развития государ­ства или его структур (например, тип идентификации политических акторов, культурные приоритеты населения, институциональный дизайн). То есть стратегическое планирование всегда представляет собой способ сохранения гибкого баланса действий коммуникатора со средой, предопределяющего креативность используемых подходов и технологий.

Необходимо подчеркнуть, что разработка стратегических пла­нов относится к прерогативам высшего звена власти и управления и представляет собой форму синтеза индивидуальных преференций лидера с идеологическими принципами режима. В этом отношении в структуре стратегического планирования важнейшее место занимают идеалы, принципы, нормы и установки политических фигур и сил.

Ввиду такой направленности действий стратегическое плани­рование органически включает в себя показатели, выработка которых непосредственно отражает понимание и оценку государственными органами той или иной страны характера социально-политического прогресса, перспектив развития не только своего, но и мирового сооб­щества. Другими словами, здесь принимается в расчет характер разви­тия страны в отдаленном будущем, но так, чтобы изменить соответ­ствующие актуальные решения. Понятно, что такие стержневые оценки в случае их ошибочности способны отбросить страну на годы назад, перечеркнуть реальные перспективы ее развития.

В соответствии с таким высоким уровнем расчета базовых для общества показателей стратегическое планирование ориентируется на использование соответствующего типа ресурсов, многие из которых создаются и используются в процессе реализации плана (предполагая, например, качественную переподготовку кадров в различных отрас­лях, использование нефти от разработки новых месторождений). Понятно, что работа с такими показателями обусловливает повышен­ную гибкость и даже приблизительность разрабатываемых планов. Жизненный цикл разработки и реализации стратегических целей может быть растянут на долгие годы.

Благодаря своей ориентации на комплексные и долгосрочные цели развития, что неизбежно предопределяет существенно большую неопределенность показателей, эта разновидность целевого предвиде­ния связана с разработкой значительно более широкого набора плани­руемых параметров деятельности. У стратегического планирования складывается особое отношение к окружающей среде, географическо­му фону, ландшафту, экологии. Естественно и то, что такой вид плани­рования предполагает вовлечение значительно большего числа людей и групп. Наличие же широкого круга параметров деятельности орга­нов управления предполагает выдвижение множества (довольно про­тиворечивых) критериев оценки успешности (неуспешности) действий государства. В конечном счете такой сложный набор показателей пред­определяет уникальность этой формы предвидения последствий управ­ленческой активности государственных органов.

Ряд ученых настаивают на особом способе разработки стратеги­ческих планов правительства. Так, Р. Денхардт предлагает следующие шаги в стратегическом планировании:

· определение цели;

· анализ окружающей среды;

· учет сильных и слабых сторон позиции субъекта управления;

· использование ценностей лидеров;

· разработка альтернативных проектов163.

Практика показывает, что в силу высокого содержания рисков стратегическое всеобъемлющее планирование в общенациональном масштабе все более заметно уступает свое место среднесрочным спе­циализированным правительственным программам. Последние в силу своей оперативности, гибкости, возможности изменения направлен­ности действий и использования государственных ресурсов являются более эффективным инструментом государственного управления и реа­лизации решений.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
ПРОГНОЗНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ | СУЩНОСТЬ И МЕСТО ПРОГРАММИРОВАНИЯ В СТРУКТУРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Дата добавления: 2015-07-26; просмотров: 227; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.