Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Общественно-историческая школа

Читайте также:
  1. Австрийская школа маржинализма
  2. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ИЛИ БЮРОКРАТИЧЕСКАЯ ШКОЛА.
  3. Административная школа управления.
  4. АКАДЕМИЧЕСКАЯ ШКОЛА ХVIII ВЕКА
  5. Американская школа маржинализма.
  6. Английская документальная школа подготовила почву для рождения жанра художественно-документального кино, позже занявшего главенствующее место в английском кинематографе.
  7. Антиохийская школа
  8. Вопрос 2. Меркантилизм – первая научная экономическая школа
  9. Вопрос: Историческая школа права
  10. ГЛАВА 2. КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ.

Лекция 2 Основные культурологические школы

 

Основные вопросы темы:

1. Общественно-историческая школа.

2. Натуралистическая школа.

3. Социологическая школа.

4. Символическая школа.

5. Школа «игровой» культуры.

 

Общественно–историческая школа имеет давние «классические традиции» и восходит к идеям И. Канта, Г. Гегеля, А. Гумбольдта и объединяет вокруг себя преимущественно историков и философов. Видными представителями этой школы являются О. Шпенглер, А. Тойнби, а в России – Н.Я. Данилевский.

Освальд Шпенглер (1880-1936гг.) – немецкий философ и историк, автор сенсационного в 20-е годы труда «Закат Европы» (1918-1922гг.). В этом произведении он рассматривает историю как чередование культур, каждая из которых представляется им в виде некоего «организма», спаянного внутренним единством и обособленного от других подобных ему «организмов».

Шпенглер выделяет восемь «великих культур»: 1) египетскую; 2) индийскую; 3) вавилонскую; 4) китайскую; 5) греко-римскую (аполлоновскую); 6) византийско-исламскую; 7) западноевропейскую; (фаустовскую) 8) культуру майя.

В качестве новой культуры, по Шпенглеру, грядет русско-сибирская культура. Каждому культурному «организму» отмерен примерно тысячелетний срок существования (1200-1500 лет). Подобно отдельной человеческой личности, культура проходит фазы рождения, юности, зрелости, старости и, наконец, гибели. Для Шпенглера кризис культуры есть ни что иное как вступление в стадию цивилизации, во время которой материальные элементы начинают преобладать над духовными и постепенно вытесняют последние. Совокупность исторических типов культуры Шпенглер определяет как «морфологию всемирной истории». Культура рождается в тот миг, когда от «прадушевного состояния» отстаивается и пробуждается к жизни «великая душа». Культура расцветает на почве определенного ландшафта и ищет своего самоосуществления в пространстве. Культура умирает, когда ее душа осуществила всю сумму своих возможностей в виде народов, языков, вероучений, искусств, государств, наук. В основе культуры, по Шпенглеру, лежит прасимвол, из которого можно вывести весь язык ее форм, все ее проявления. Так, прасимвол египетской культуры – дорога. Египетская душа видит себя шествующей по предначертанной ей жизненной тропе. Мощные стены храмов, торжественные ряды статуй, длинные ленты рельефов и рисунков, аллеи сфинксов – все это подчеркивает идею дороги. Пирамида – гигантский треугольник стрелки, указывающий конец пути, «выражение отважной души». Дорога – символ движения не только в пространстве, но и во времени. Египетская культура проникнута идеей долговечности: прочность пирамид, процедура мумифицирования, выбор гранита и мрамора в качестве архитектурного материала и т.д. – все это свидетельствует, что египетская душа предрасположена к истории и ощущает прошлое и будущее как неотъемлемые части своего мира.

Прасимвол античной культуры – ограниченное материальное тело. Греки не стремились строить гигантские сооружения, их постройки невелики, обозримы и сравнимы по масштабам с человеческим телом.

Греческую душу (аполлоническую) не влекут далекие путешествия. Они не строят дорог, боятся перспектив убегающих аллей, их государства – полисы крохотны по сравнению с владениями египетских фараонов. Даль времен столь же мало привлекает греков, как и пространственная даль. Греки не испытывают интереса к прошлому и не проявляют заботы о будущем: тела мертвых они просто сжигают. Антиисторичность греческой души нашла символическое выражение в дионисийском культе фаллоса – знака сиюминутного настоящего. Греки не вели точного отсчета времени, плохо ориентировались в исторической хронологии, не заботились о сохранении документов, не писали летописей и мемуаров. Греки хотели мифа, а не истории. Они восхищались гомеровской «Илиадой», но не имели даже в мыслях найти Трою, как это сделал Г. Шлиман через два тысячелетия.

Прасимвол арабской культуры – мир пещера. Если античный храм строился с расчетом на внешних наблюдателей, то базилика с купольным сводом задумывалась как внутреннее пространство. Замкнутый внутренний мир пещеры представляется полным тайн и загадок, он возбуждает фантазию и мистические настроения. Арабское время в соответствии с прасимволом «пещеры» тоже замкнуто. История течет в нем циклично, как бы вращаясь внутри заданного круга. Отсюда убеждение в фатальности происходящего в истории, в существовании мистических связей настоящего с прошлым и будущим, в возможность магического с помощью чисел раскрытия прошлого и пророчества будущего. Шпенглер полагает, что душа арабской культуры – магическая душа.

Прасимвол западноевропейской культуры – бесконечность, «чистое» безграничное пространство. Европейская душа устремлена вдаль. Ей нужна воля, свобода, выход за пределы видимого горизонта, всякие границы стесняют ее. Отсюда – обуревающая европейцев жажда путешествий, поиска новых земель, новых впечатлений, нового приложения сил.

Стремление к бесконечному проявляется также в религии и науке. Христианский Бог бесконечен и вечен. На идее бесконечности строится и европейская наука. В сознании западного человека проблема бесконечности пространства связана с бесконечностью времени – фаустовская душа.

Н.Я. Данилевский (1822-1855гг.) – русский философ и культуролог изложил свои взгляды в знаменитой работе «Россия и Европа» (1869г.), которая во многом предвосхитила идеи книги О.Шпенглера. Будучи идеологом славянофильства, Данилевский обосновывает идею о существовании так называемых культурно–исторических типов (цивилизаций), которые подобно живым организмам проходят стадии зарождения, расцвета и гибели и находятся в непрерывной борьбе друг с другом и с окружающей средой.

Сами культурно–исторические типы загерметизированы и не передаются народам другого типа, хотя и подвергаются определенным культурным влияниям. Цикл жизни культурно-исторического типа продолжается около 1500 лет, из которых 1000 лет – подготовительный (этнографический), примерно 400 – становление государственности, 50-100 – расцвет всех творческих возможностей определенного народа. Завершается цикл длительным периодам упадка и разложения. Отрицая существования единой мировой культуры, Данилевский выделял 10 культурно-исторических типов (еврейский, греческий, римский, египетский, китайский, ассиро-вавилонский, индийский, иранский, новосемитский или аравийский, германо-романский или европейский) частично или полностью исчерпавших возможности своего развития. Качественно новым и имеющим большую историческую перспективу Данилевский провозглашает славянский культурно-исторический тип по следующим причинам.

Каждый культурно-исторический тип, по Данилевскому, проявляет себя в 4 сферах: религиозной, собственно-культурной, политической и общественно-экономической. В этой связи Данилевский выделяет «одноосновные», «двухосновные» и «многоосновные» цивилизации. Большинство цивилизации являются созидательными не во всех, а только в одной или нескольких областях деятельности: например, греческая – в эстетической области, семитская – в религиозной, римская – в области права и политической организации. Философ выражает надежду, что славянский культурно-исторический тип сможет связать воедино все четыре сферы социокультурной жизни и станет «многоосновным».

Арнольд Джозеф Тойнби (1889-1975гг.) – английский историк и социолог, автор 12–томного труда «Исследование истории» (1934-1961гг.) В первых томах своего труда не без влияния идей О.Шпенглера, Тойнби рассматривает историю как совокупность параллельно и последовательно развивающихся цивилизаций (подъем, надлом, распад и гибель), генетически мало связанных друг с другом. Позднее он пересмотрел эти взгляды, придя к заключению, что все известные культуры, питаемые мировыми религиями (христианством, исламом, буддизмом и др.), суть ветви одного человеческого «древа истории». Всемирно-историческое развитие, по Тойнби, предстает в виде движения от локальных культурных общностей к единой общечеловеческой культуре и мотором этого движения выступает «божественное провидение». У Тойнби насчитывается 2-3 десятка различных цивилизаций, но позднее он останавливается на 13, получивших наиболее законченное развитие. Движущими силами истории, помимо божественного провидения, он считал выдающихся личностей и «творческое меньшинство». При этом «творческое меньшинство» ведет за собой «пассивное» большинство, опираясь на него и пополняясь за счет его лучших представителей. Когда же «творческое меньшинство» превращается «в господствующую элиту», не способную ответить на вызовы истории, отчужденная масса становится «внутренним пролетариатом», который совместно с внешними врагами, в конечном счете, разрушит данную цивилизацию, если она не погибнет от естественной катастрофы.

Тойнби видел прогресс, прежде всего в духовном совершенствовании – в религии, которая в будущем, по его мнению, станет единой общечеловеческой религией.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
 | Натуралистическая школа

Дата добавления: 2014-03-13; просмотров: 1134; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.