Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Особенности государства как политической организации

Читайте также:
  1. I ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРА И АНАЛИЗА ПОСТАНОВОЧНОГО МАТЕРИАЛА В КОЛЛЕКТИВЕ.
  2. I. ПОНЯТИЯ ОБЩЕСТВА,ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  3. II ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ В ВЫГОРОДКАХ.
  4. III ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НА СЦЕНЕ.
  5. III. Особенности гериатрического пациента.
  6. IV. В теории правового государства выделяются следующие элементы: принцип верховенства права, разделения власти на 3 ветви, независимости суда, конституционного статуса граждан.
  7. IV. Некоммерческие организации.
  8. Pr.). - Обязательство — это правовые узы, в силу которых мы связаны необходимостью что-либо исполнить в согласии с правом нашего государства.
  9. V. Особенности охраны груза, перевозимого воздушным транспортом
  10. V. Особенности риторики в России Нового времени

ГОСУДАРСТВО КАК ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Государство выступает в качестве основного средства осущест­вления политической власти. Это обстоятельство придает ему ста­тус центрального института политической системы. В качестве та­кового государство само обладает сложной институциональной структурой, выполняет специфические функции, характеризуется определенными формами устройства и типологическими чертами.

Термин «государство» употребляется в узком и широком значе­ниях:

в узком значении — как институт господства, как носитель го­сударственной власти. Государство существует в виде того, что про­тивостоит «обществу»;

в широком — как государственно оформленная всеобщность, союз граждан, как община. Здесь оно обозначает целое, охваты­вающее «государство» (в узком смысле) и «общество».

Отправной пункт политологического анализа государства — оп­ределение его основным элементом, сердцевиной политической системы.

Античная мысль не знала сущностного разделения обществен­ной и государственной жизни, усматривая в последней лишь способ решения «общих дел» всех граждан. Средневековье ограничива­лось констатацией божественной сущности государства. Различе­ние собственно государственно-политической сферы начинается с Нового времени. С XVI—XVII вв. термином «государство» стали обозначать все государственные образования, которые до того на­зывались «княжеское господство», «городская община», «респуб­лика» и т.д. Заслуга введения понятия государства принадлежит Н.Макиавелли, использовавшего для обозначения государства термин, которым он объ­единил такие понятия, как «республика» и «единовластное правле­ние». Сначала термин «государство» укореняется в Испании и во Франции, позднее — в Германии. С этого времени понятия «государство» и «гражданское общество» стали различаться. К XVIII в. с завершением становле­ния европейского понятия нации-государства оно решительно и по­всеместно вытесняет широкое понятие республики как политичес­кого сообщества вообще.

Существует несколько концепций происхождения, природы и социального назначения государства.

Теократическая концепция рассматривает государство как Божий промысел, основываясь на тезисе «вся власть от Бога». Подчинение людей воле Божьей, принципам божественного разума обеспечивает порядок в обществе, самосохранение и продолжение человеческого рода. Указанная концепция имела под собой реаль­ные исторические факты: первые государственные образования имели религиозные формы (правление жрецов), божественное право придавало власти авторитет, а решениям государства — обя­зательность. Современный католицизм также предполагает боже­ственный генезис идеи государства и принципов власти при прехо­дящем характере и происхождении конкретных актов ее осущест­вления.

Патриархальная концепция интерпретирует государственную власть как опекунскую, отеческую, возникающую в результате со­мнения родов в племена, племен в общности. Государство трактуется как большая семья, в которой отношения монарха и его под­данных отождествляются с отношениями отца и членов семьи. Еще Конфуций изложил патриархально-патерналистскую концепцию государства. Он призывал правителей строить отношения с поддан­ными на началах добродетели. Государство — это развитая форма патриархальной власти, осуществляемая от имени всех и к общей пользе. На Руси к исходу средневековья использовалась родовая идея вождя как господа (господаря / государя), т.е. могущественно­го деятеля, регулирующего отношения с другими — чужаками.

В XVII—XVIII вв. оформляются договорные (контрактные) теории происхождения государства (Дж. Локк, Т. Гоббс, Ж-Ж. Руссо). Сточки зрения сторонников этих теорий, государство возникло в результате сознательного и добровольного соглашения людей, которые прежде пребывали в естественном, догосударственном состоянии, но потом для того чтобы обеспечить свои права и свободы, решили создать государственные институты. Как отме­чал французский мыслитель Д. Дидро, люди «осознали, что каждо­му человеку нужно поступаться частью своей естественной незави­симости и покориться воле, которая представляла бы собой волю всего общества и была бы... общим центром и пунктом единения всех их воль и всех их сил».

В XIX в. были созданы основы марксистского учения о классах и государстве, согласно которому государство представляет собой политическую машину для подавления господствующими классами трудящихся масс. Государство возникает вместе с разделением об­щества на классы и ростом классовых антагонизмов. В.И. Ленин подчеркивал: «Государство есть орган классового господства, орган угнетения одного класса другим, есть создание «порядка», который узаконивает и упрочивает это угнетение, умеряя столкновение классов». Марксизм предполагает, что классы исчезнут так же не­избежно, как неизбежно они в прошлом возникли. С исчезновением же классов исчезнет («отомрет») и государство — таков конечный вывод марксистской теории.

В конце XIX в. объяснение генезиса государства пополняется теорией завоевания (насилия). Ее сторонники (Л, Гумплович, К. Каутский) полагали, что первые государства возникли в резуль­тате воздействия внешнего фактора — завоевания воинственными кочевниками или викингами земледельческих обществ и эксплуата­ции их победителями. Не божественное провидение, общественный договор или идея свободы, а столкновение враждебных племен, грубое превосходство силы, насилие — «вот родители и повиваль­ная бабка государства», — полагал Л. Гумплович.

В целом, как показали сравнительно-исторические исследова­ния последних десятилетий, не существует единой и обязательной причины возникновения государства. На этот процесс оказывали влияние самые разнообразные внутренние и внешние факторы: увеличение прибавочного продукта, совершенствование техноло­гий, географические условия, этнические отношения, рост народо­населения, экология, война и завоевание, внешнее влияние и торговля, идеологический фактор и т.д. Так, причиной появления первого в истории славян государства Карантании (территория нынешней Сло­вении) стали не классовые антагонизмы, а сильное влияние Рима. Аб­солютная монархия на Руси складывалась в силу необходимости на­циональной обороны. И в то же время процесс централизации госу­дарственной власти был процессом насильственного присоединения русских земель — княжеств к единому центру, Москве.

 

В зависимости от особенностей взаимоотношений власти и лич­ности, воплощения в государственном устройстве рациональности, принципов свободы и прав человека в политической науке выделяются следующие типы государства: традиционные, сложившиеся преимущественно стихийно и имеющие неограниченную власть над подданными, и конституционные, ограничивающие власть пра­вом (конституцией) и строящиеся на основе разделения властей.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Основные методики воспитания физических качеств | Признаки государства и его функции

Дата добавления: 2014-03-11; просмотров: 341; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.