Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Ключевые термины

Читайте также:
  1. ВАЖНЕЙШИЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ В СТРАХОВАНИИ
  2. Глава 4 КЛЮЧЕВЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
  3. ГОРЕНИЕ КАК ФИЗИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
  4. Зубчатые передачи. Основные термины и обозначения. Способы изготовления зубчатых колес.
  5. КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ ТЕМЫ №3
  6. Ключевые направления российской экономической школы
  7. Ключевые понятия
  8. Ключевые понятия теории инвестиций
  9. Ключевые термины
  10. Ключевые термины

ТЕМА 7. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И ФИЛОСОФИЯ МАРКСИЗМА

РАЗДЕЛ 2

Выводы

 

Европейская философия XVII – XVIII веков это исторический период в рамках Нового времени и эпохи Просвещения, главной идеей которой стала идея о разумном устройстве мира. Для многих мыслителей стало очевидно, что общество должно быть очищено от предрассудков (главным носителем которых являлась церковь) и перестроено на разумных основаниях, которые можно выразить в формуле: «Свобода, равенство, братство».

Данный период отличается неравномерностью социального развития. Так, например, в Англии происходит буржуазная революция (1640 – 1688). Франция переживает период расцвета абсолютизма, а Италия вследствие победы контрреформации оказывается надолго отброшенной с переднего края общественного развития. Общее движение от феодализма к капитализму носило противоречивый характер и часто принимало драматические формы. Расхождение между силой власти, права и денег приводит к тому, что сами жизненные условия для человека становятся случайными.

Происходит «расслоение» человека на частного и родового, на эмпирического и абстрактно-всеобщего индивида. Мировоззрение человека окончательно потеряло былую цельность и непротиворечивость, но зато приобрело глубину, сумев осознать противоречивость бытия, мироздания и самой жизни. Формируется новый тип сознания, для которого бытие открыто для всевозможных изменений, превращений, столкновений. Это сознание противоречиво в самом себе и одновременно направлено на такую же противоречивую реальность. Не случайно то, что именно в это время получает широкое распространение жанровая форма романа, позволяющая эпически воспроизвести в художественных формах весь динамизм социальной жизни. Не случайно также и то, что широкое распространение в это время получает драматическое искусство.

Философское сознание XVII – XVIII веков во всем видит не согласие, единство, гармонию, но – противоречие, разорванность и противостояние духовного и материального, рационального и эмоционального, общественного и индивидуально-личностного. Мир воспринимается как нечто противостоящее человеку, отсюда – неизбежность размышлений не только о путях познания этого мира, но и о собственных познавательных возможностях. Поэтому философия Нового времени представляет собой процесс острых дискуссий и борьбы сенсуализма и рационализма, индуктивного и дедуктивного способов познания, столкновения эмоционального и рационального в осмыслении самой сущности человека. В конечном счете все эти споры приведут к формированию Кантом знаменитых антиномий.

Принципиальная новизна философии Нового времени заключается в том, что, «заглянув» в глубины человеческого бытия, она резко отделила и обособила две сферы: то, что принадлежит повседневному, конкретно-историческому человеку, его актуальному познанию и действию, и то, что принадлежит его глубинной сути, сущности, внутренней структуре его познания и действия. Первое по результату дает неистинное знание, ведет к отклонениям и заблуждениям, связанным с несовершенством конкретного человека, ограниченностью его рассудка, ослепляющими страстями, эмоциями. Сущность же, «природа» человека есть воплощение совершенства, неограниченных возможностей. Этот разрыв не только пронизывает философию XVII – XVIII веков и определяет философскую мысль последующего времени, но и стимулирует поиски путей, методов, направлений, следуя которым конкретный эмпирический человек приблизится к собственной абстрактно-идеальной сущности.

Полюсами, создавшими в Европе пространство для ищущей мысли, были два научных сообщества. Первое – Лондонское Королевское общество (оформилось к началу 60-х гг. XVII в.), девизом которого было весьма красноречивое: «Ничего со слов!», т.е. – ничего «на веру» и никакой ориентации на авторитеты и умозрения, но только – на опытно-экспериментальные исследования, на эмпирику. На почве этого сообщества и при его поддержке развивался эмпирико-сенсуалистский материализм Бэкона, Гоббса, Локка. Почти одновременно с Лондонским обществом кардиналом Ришелье была создана Французская Академия, на базе которой было открыто множество других (естественнонаучная, живописи и скульптуры, архитектуры и др.) академий.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Какие общенаучные проблемы были в центре внимания философии Нового времени?

2. В чем сущность учения о субстанции в Новое время?

3. Каковы общие черты философии Бэкона и Декарта?

4. Как понимали мыслители эпохи Просвещения лозунг «свобода, равенство и братство»?

5. Назовите основные проблемы философии эпохи Просвещения.

 

Вопрос 1. Общая характеристика немецкой классической философии. Ее основные идеи и представители.

Вопрос 2. Гносеология, этика и социально-политические взгляды Иммануила Канта.

Вопрос 3. Абсолютный идеализм, диалектика и социально-политические взгляды Георга Гегеля.

Вопрос 4. Антропологический материализм Людвига Фейербаха.

Вопрос 5. Философские взгляды марксистов.

 

Антиномии, апостериорное знание, априорное знание, «вещь в себе», агностицизм, формы чувственности, формы рассудка, формы разума, категорический императив, идея всеобщей целесообразности, абсолютная идея, отчуждение, диалектика, тезис, антитезис, синтез, субъективный дух, объективный дух, абсолютный дух, теория антропологического материализма, исторический материализм, производственные отношения, производительные силы, базис, надстройка, общественно-экономические формации, первобытнообщинный строй, рабовладельческое общество, азиатский способ производства, феодализм, капитализм, социалистическое (коммунистическое) общество, прибавочная стоимость, диалектический материализм, законы диалектики.

 

Вопрос 1. Общая характеристика немецкой классической философии. Ее основные идеи и представители

 

Немецкая философия, начиная с середины XVIII в. и кончая первой половиной XIX в., называется классической. XVIII век для Германии – эпоха Просвещения, миссионерства Разума, вознамерившегося открыть людям глаза на их природу и предназначение, прикоснуться к тайнам мироздания, человеческого познания и бытия. Немецкая философия этого периода стала образцом философской культуры и дала миру законченные философские системы. Этому уникальному явлению мировой философии за чуть более чем 100 лет удалось:

· глубоко исследовать проблемы, веками мучающие человечество, и прийти к таким выводам, которые определили все будущее развитие философии;

· совместить в себе почти все известные в тот период философские направления – от субъективного идеализма до вульгарного материализма и иррационализма;

· открыть десятки имен выдающихся философов, которые вошли в «золотой фонд» мировой философии (Кант, Фихте, Гегель, Маркс, Энгельс и др.).

Немецкая классическая философия получила особое распространение в конце XVIII – первой половине XIX вв. Ее основу составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких философов того времени:

· Иммануила Канта (1724 – 1804);

· Иоганна Фихте (1762 – 1814);

· Фридриха Шеллинга (1775 – 1854);

· Георга Гегеля (1770 – 1831);

· Людвига Фейербаха (1804 – 1872).

В немецкой классической философии были представлены три ведущих философских направления:

· объективный идеализм (Кант, Шеллинг, Гегель);

· субъективный идеализм (Фихте);

· материализм (Фейербах).

Немецкая классическая философия разработала несколько общих проблем, что позволяет говорить о ней как о целостном явлении. Она:

· повернула внимание философии от традиционных проблем (бытие, мышление, познание и др.) к исследованию человеческой сущности;

· особое внимание уделила проблеме развития;

· значительно обогатила логико–теоретический аппарат философии;

· взглянула на историю как целостный процесс.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Вопрос 4. Философия эпохи Просвещения | Вопрос 2. Гносеология, этика и социально-политические взгляды Иммануила Канта

Дата добавления: 2014-03-13; просмотров: 548; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.006 сек.