Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Вопрос 8. Американский прагматизм. Новаторство философии Джона Дьюи
Прагматизм – направление идеалистической философии, которое имеет своей главной целью не нахождение абстрактной истины при изучении философских вопросов, а выработку арсенала конкретных средств, которые помогут людям решать их конкретные жизненные задачи на практике (разрешать «проблематические ситуации»). Прагматизм (от греч. прагма – практика, действие, дело) в качестве истины утверждает принцип полезности, практической ценности тех или иных научных положений: истинно то, что выгодно, что приносит пользу. Поскольку у каждого человека существуют свои критерии оценки полезности или вредности, поэтому каждый прав по-своему. Отсюда основной принцип прагматизма – плюрализм истин. Эта идея развернута в работе У. Джемса «Вселенная с плюралистической точки зрения». Основателями прагматизма считаются американские философы Ч. Пирс и У. Джемс. Но особый вклад в дальнейшую разработку их учения, в становление и развитие современного прагматизма внес Джон Дьюи (1859 – 1952). Дьюи – автор более 30 книг и 900 научных статей по философии, социологии, педагогике и другим дисциплинам. Его философия не получила широкого распространения в СССР и Европе, однако пользуется большой популярностью в США и ряде англоязычных стран. 80% американцев, знакомых с философией, считают Дьюи лучшим философом Америки своего времени. К заслугам Дьюи зачастую относят то, что он разрушил многие стереотипы традиционной философии (философского фундаментализма) и новаторски взглянул на важнейшие философские проблемы. · По своей философской направленности Д. Дьюи был эмпиристом, то есть в своих исследованиях особую роль уделял опыту. В частности, Д. Дьюи: · отвергал идею первотолчка, считал поиски первопричины всего сущего бессмысленными; · выдвинул мысль о том, что центральным понятием философии является понятие опыта, вокруг изучения которого необходимо построить все философские исследования; · под опытом понимал все то, что имеется в человеческом сознании, как врожденное, так и приобретенное в процессе человеческой жизни; · особую роль отводил человеческому сознанию как носителю опыта; · делил опыт на чувственный, сверхчувственный (спиритический, духовный), религиозный, моральный, а также художественный, социальный, культурный и другой, – имея в виду, что в совокупности опыт охватывает все сферы жизни. Цель философии (по Дьюи, Джемсу и др.) – помочь человеку в потоке опыта двигаться по направлению к поставленной цели и достигать ее. Данная идея легла в основу философии американского прагматизма. Если ранние американские прагматики (Джемс) считали, что философия в тесной связи с опытом помогает найти истину, которая ведет к новому опыту и в дальнейшем к достижению поставленных целей (то есть является связующим звеном внутри цепочки опыта и между опытом и поставленной целью), то Дьюи новаторски развил данную идею и уточнил задачи философии. Согласно Дьюи основная задача философии не в том, чтобы, правильно используя опыт, добиваться единичных целей, а в том, чтобы с помощью философии преобразовать сам опыт, систематически совершенствовать опыт во всех сферах человеческой жизни. Поскольку значительная доля опыта (исключая узкопрофессиональный, спиритический и др.) накапливается при взаимодействии индивида с обществом и внутри общества, то важнейшим условием совершенствования опыта является совершенствование самого общества – социальная реконструкция. Социальная реконструкция включает в себя: · совершенствование отношений собственности, что подразумевает наделение собственностью как можно большего числа людей, расщепление собственности между собственниками, с одной стороны, и ее максимальное объединение для производственно-хозяйственных целей, с другой стороны (фактически речь идет об акционировании собственности); · через акционирование и иное совершенствование отношений собственности – приближение человека к результатам своего труда, сокращение паразитирующей прослойки, присваивающей часть результатов труда (крупные единоличные собственники, работодатели, монополисты и др.); · более справедливое распределение произведенных материальных благ; · борьбу с бедностью, постоянную заботу государства об улучшении благосостояния граждан; · обеспечение прав человека и совершенствование демократического государственного устройства; · наведение порядка в обществе, совершенствование, профессионализацию управления во всех сферах человеческой жизни и деятельности; · сглаживание внутренних и международных конфликтов. Другим ключевым средством совершенствования опыта помимо социальной реконструкции Дьюи считает применение к опыту глубоко разработанных научных методов «высоких технологий». Дьюи обращает внимание, что человечество достигло высочайших результатов во всех сферах жизни (особенно в науке и технике – то есть совершило научно-техническую революцию) благодаря разработке и внедрению в производство новейших научных методов, «высоких технологий», в то время как ни научные методы, ни высокие технологии абсолютно не применяются к управлению обществом, морали, опыту. Следовательно, опыт можно преобразовать, используя совершенные научные методы и высокие технологии, причем внедрять данные методы и технологии необходимо прежде всего в образовании (начальном, среднем, высшем) и через образование. Третий важнейший путь реконструкции опыта – совершенствование мышления (также на основе научных методов). Поскольку согласно Дьюи основная задача философии заключается в том, чтобы совершенствовать опыт путем применения к нему новейших научных методов, возникает вопрос о самом научном методе: что такое научный метод? каковы его основные характеристики? Учение о методе занимает значительное место в философии Дьюи. По Дьюи: · метод – порядок (процесс) приобретения знания и дальнейшего функционирования приобретенного знания в ходе человеческого опыта; · основная задача науки и научного метода – оптимальное достижение человеком своих целей; · от того, насколько способствует научный метод достижению целей, зависит его истинность; то есть метод, при использовании которого цель достигнута, – истинный (правильный); а тот метод, который не ведет к цели или усложняет ее достижение, – ложный; · следовательно, научный метод является инструментом успешной человеческой деятельности, достижения целей. Данный подход к методу как средству достижения цели получил название инструментализма. Исходя из идей инструментализма и диалектики, Дьюи делает ряд выводов: · не может быть «метода вообще» (либо методы, не направленные на практический результат, не заслуживают внимания); · существуют конкретные методы для достижения конкретных целей; · следовательно, необходимо выявить конкретный механизм действия метода. Для поиска конкретного механизма действия метода Д. Дьюи выводит учение о проблематической ситуации и путях ее разрешения, суть которого в следующем: · потребность в методе (как в опыте) возникает при наличии актуального (действительного) сомнения, которое мешает дальнейшим действиям; · данное актуальное сомнение порождает «проблематическую ситуацию» – конкретную (любую) жизненную ситуацию, которую необходимо решить с помощью конкретных шагов; · решение проблематической ситуации зачастую связано с выбором альтернатив (в решениях и поступках); · цель научного метода – превратить проблематическую ситуацию в решенную ситуацию; · действие научного метода осуществляется в процессе преобразования проблематической ситуации в решенную; · следовательно, научным методом (конкретным воплощением его действия) являются конкретные шаги по превращению проблематической ситуации в решенную. Джон Дьюи выделяет следующие конкретные шаги (этапы преобразования проблематической ситуации в решенную): · ощущение затруднения, препятствия (зачастую тревожное, не имеющее четкого объяснения) – в данном случае необходимо: выяснить источник подобного ощущения; осознать проблему; четко сформулировать, в чем заключается проблема; · после того как имеющаяся проблема четко сформулирована, неопределенная ситуация превращается в проблематическую; на данном этапе необходимо: четко поставить конечную цель; осознать возможные трудности; · выдвижение гипотезы (решение последовательности действий), которая приведет к решению проблемы, устранению проблематической ситуации; · критический анализ гипотезы; теоретическое моделирование (предвидение, основанное на опыте) действия гипотезы на каждом этапе решения поставленной цели; · принятие окончательного решения, воплощение смоделированной гипотезы в жизнь, решение проблематической ситуации, экспериментальная проверка примененной гипотезы на истинность (при достижении результата) либо ложность (при недостижении результата). Также Д. Дьюи выделяет признаки, которым должен соответствовать научный метод: · способность к самоисправлению (в зависимости от вновь приобретенного опыта, как положительного, так и отрицательного); · способность к действию (применяемый научный метод должен не только отражать окружающую действительность, но и действовать в любой ситуации); · истинность (только те методы, которые привели к достижению цели, истинны и заслуживают их дальнейшего применения). Рассматривая проблему познания, Джон Дьюи также проявляет философское новаторство. Из общего массива накопленных знаний, опыта Д. Дьюи выделяет различные типы знания: · «эпистеме» – достоверное знание, проверенное теорией и практикой (опытом); · «докса» – недостоверное знание (догадки, мнение) людей, которые неспособны подняться до подлинного знания. Данные виды знания являются результатом двух типов познания: · непосредственного, чувственного – доступно всем, но недостоверно, дает поверхностное знание («докса») вследствие того, что окружающий мир изменчив и неустойчив; · созерцание чистых идей – доступно немногим, однако, поскольку «чистые идеи» устойчивы, постоянны и универсальны, они дают достоверное знание – «эпистиме». Следуя Платону, Дьюи считает, что: · чувственное знание свойственно людям, занятым физическим трудом и, как правило, не имеющим образования, – рабочим, крестьянам, торговцам и т. д.; · высшая духовная деятельность (духовное познание через созерцание чистых идей) свойственна людям специально подготовленным, очень образованным и не занятым физическим трудом. В связи с тем, что исторически труд людей делился на низкую физическую деятельность и высшую духовную, то соответственно выделилось два типа мировоззрения (и познания): · материалистическое; · идеологическое. Спор между материализмом и идеализмом (мировоззрением, способом познания) был актуален и существовал тогда, когда имело место разделение труда на грубую физическую деятельность и высшую духовную. По мере стирания грани между физическим и умственным трудом, их сближения конфликт между материализмом и идеализмом будет сглаживаться, уменьшаться. В будущем, по Дьюи, когда умственный труд сольется с физическим и грань между ними исчезнет, будет исчерпан конфликт между материализмом и идеализмом. Но поскольку именно умственный труд побеждает, поглощает физический (а не наоборот) и в конечном итоге одержит окончательную победу, то и идеализм одержит окончательную победу над материализмом и станет основным мировоззрением и способом познания. Пока же указанного процесса не произошло, необходимо использовать и идеалистический, и материалистический способы познания, но поскольку высшая умственная деятельность постепенно вытесняет грубый физический труд, то, используя оба типа познания (как идеалистический, так и материалистический), уклон следует делать в пользу идеалистического. Разработав теорию научного метода и учение о проблематической ситуации, Дьюи делает еще одно философское открытие. Поскольку достоверное знание и правильное использование научного метода приводит к превращению проблематической ситуации в решенную, то данная ситуация приобретает иное качество. Следовательно, познание приводит к качественному изменению объекта познания, познание изменяет само существование предмета познания. Особое место в своем творчестве Д. Дьюи уделяет проблеме морали и социальной философии. Можно выделить следующие положения учения Дьюи о морали и общественной жизни: · не существует единственно возможного «высшего блага», к которому должно стремиться человечество; · существует плюрализм целей и благ; · цели и блага не могут быть абстрактны, они конкретны; · основными благами являются здоровье, богатство, честь, доброе имя, дружба, высокая оценка со стороны общества, образованность, умеренность, справедливость, доброжелательность; · большинство людей стремится к указанным благам, причем не к данным благам вообще, а к конкретному размеру указанных благ; · достижение любого блага есть изменение в качестве опыта; · следовательно, сам рост является во всех случаях главной моральной целью; · моральные заповеди (не убий, не укради и т. д.) не имеют абсолютного характера (например, на войне по отношению к врагу) и справедливы (либо несправедливы) лишь в каждом конкретном случае; · демократия является наиболее оптимальной формой человеческого общежития; · лозунг «цель оправдывает средства» неправилен по своей сути и должен быть отвергнут; · цели должны соответствовать средствам, а средства – целям; применение неблаговидных средств обязательно приведет к качественному изменению целей (цели придут в соответствие со средствами); · демократия должна отказаться от насилия, войны и использовать только мирные средства (это же касается и всего человечества); · общество нуждается в сглаживании социальных противоречий, социальной реконструкции; · основной рычаг социальной реконструкции – применение научных методов и высоких технологий в образовании и морали.
Дата добавления: 2014-03-13; просмотров: 684; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |