![]() Главная страница Случайная лекция ![]() Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика ![]() Мы поможем в написании ваших работ! |
Американский прагматизм
ê Чарлз Пирс (1839-1914) — родоначальник логического прагматизма. Он считал, что познание — это неинтуитивный процесс. Оно должно быть очищено как от обыденных, так и от априорных элементов. Во время познавания мы испытываем раздражение, неуверенность, сомнение. Ради уверенности в процессе познания мы должны обрести веру, которая мотивировали бы нас на действие. Существует четыре типа фиксации верований: 1) метод слепой приверженности; 2) метод авторитета; 3) априорный метод; 4) научный метод. Первые три метода не являются истинными. Только последний можно признать корректным методом. Пирс предлагает оригинальный способ обоснования научных фактов — абдукцию, существующую наряду с индукцией и дедукцией. Абдукция— это такой тип рассуждения, в котором наблюдается переход от фактов к их причинам. Схема абдукционного рассуждения такова: 1) наблюдается необычный факт С; 2) если А истинно, то С естественно; 3) есть основания полагать, что А истинно. Пирс считал, что постижение возможных практических последствий образует наше понимание объекта. В этом предложении и выражается его прагматическая максима. ê Уильям Джемс (1842-1910), который сделал прагматизм особенно популярным в США. Он считал, что прагматизм — это лишь метод. Для Джемса идея становится истиной, если она способна упрощать и экономить усилия субъекта. Истина у Джемса определяется через понятия инструментальности и полезности. Это коренное отличие теории Джемса от теории Пирса. Разум, по Джемсу, — это инструмент приспособления к окружающей среде. Если в обыденности и частично в науке мы можем получить подтверждение нашим идеям на практике, то в вопросах ценностей чувственный опыт оказывается бессильным. Вопросы, подобные вопросу о смысле жизни, требуют волевого прагматического выбора, потому что благо или зло не существуют вне воспринимающего и оценивающего их индивида. Поэтому Джемс предупреждал, что нельзя устанавливать в обществе ценностный монизм (например, государственную идеологию), так как это, по его мнению, приводит к нравственной стагнации общества.
ê Наиболее значительный вклад в дальнейшую разработку, становление и развитие современного прагматизма (так называемого инструментализма) внес Джон Дьюи (1859-1952), написавший более 30 книг и 900 научных статей по философии, социологии, педагогике и другим дисциплинам. Его философия не получила широкого распространения в СССР и Европе, однако пользуется большой популярностью в США и ряде англоязычных стран. Абсолютное большинство американцев, знакомых с философией, считают Дьюи лучшим философом Америки своего времени. Он разрушил многие стереотипы традиционной философии и новаторски взглянул на важнейшие философские проблемы. По Дьюи, центральным понятием философии является понятие опыта, вокруг изучения которого необходимо построить все философские исследования. Под опытом понимал всё то, что имеется в человеческом сознании, как врожденное, так и приобретенное в процессе человеческой жизни. Дьюи делил опыт на чувственный, сверхчувственный (спиритический, духовный), религиозный, моральный, а также художественный, социальный, культурный и другой, — имея в виду, что в совокупности опыт охватывает все сферы жизни.
.
Схема 98. Условия совершенствования опыта всех сфер человеческой жизни по Дж. Дьюи
.
Схема 99. Конкретные методы для достижения конкретных целей по Дж. Дьюи.
Философия инструментализма была применена Джоном Дьюи и к проблемам морали и общественной жизни. Дьюи полагал, что не существует единственно возможного «высшего блага», к которому должно стремиться человечество. Существует плюрализм целей и благ, так как они не могут быть абстрактны, они конкретны. Основными благами являются здоровье, богатство, честь, доброе имя, дружба, высокая оценка со стороны общества, образованность, умеренность, справедливость, доброжелательность. Большинство людей стремятся к указанным благам, точнее к конкретному размеру указанных благ. Что касается библейских заповедей (не убий, не укради и т.д.), то они, по Дьюи, не имеют абсолютного характера (например, на войне по отношению к врагу) и справедливы (либо несправедливы) лишь в каждом конкретном случае.
Схема 100. Уровни психики, структуры личности по З. Фрейду
Схема 101. Фрейдизм
На основе учения Фрейда (фрейдизма) возникло философское течение неофрейдизма, разработанное его продолжателями (Альфредом Адлером, Вильгельмом Райхом, Карлом Густавом Юнгом, Эрихом Фроммом). Таблица 32
Дата добавления: 2014-03-21; просмотров: 906; Нарушение авторских прав ![]() Мы поможем в написании ваших работ! |